Методические рекомендации по проведению логопедического массажа
Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба.
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.
Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя (способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание).
Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:
1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает положение за головой пациента.
2. Полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занимает положение за головой пациента.
Основные приемы массажа.
- Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.
- Растирание.
- Разминание.
- Вибрация и поколачивание.
- Плотное нажатие
Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс.
Растирание. Этот прием проводится на малых, ограниченных участках (подкожно-жировая клетчатка слегка смещается в складку).
Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп, максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей.
Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает состояние тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.
Плотное нажатие. Этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний.
Методические указания к проведению расслабляющего массажа.
- Массаж проводится в медленном темпе.
- Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.
- Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.
- Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.
- Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.
- Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо подростка или взрослого можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40— 45° С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3 — 5 мин.
- Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:
- мышцы шеи и плечевого пояса,
- мимическая мускулатура,
- мышцы губ,
- мышцы языка.
Методические указания к проведению активизирующего массажа.
- Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.
- Движения рук логопеда должны быть достаточно ритмичными.
- Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.
- Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно.
- На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа.
- При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно.
- Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у массируемого.
- Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая:
- мимическая мускулатура,
- мышцы губ,
- мышцы языка,
- мышцы шеи и плечевого пояса.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Каталог логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи
1. «Дикие животные»
ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные волчата
ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали волки
РА – РА – РА - для волчат нора
СА – СА – СА - рыжая лиса
СЫ – СЫ – СЫ - хвост пушистый у лисы
СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису
СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе
ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи
ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет медведь
ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные медвежата
АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ - трусоватый заяц
СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу
ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло
ЖИ – ЖИ – ЖИ - в траве бегают ежи
ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - засыпают все ежата
ЖИ – ЖИ - ЖИ - колючие ежи
ЖУ – ЖУ – ЖУ - молока дадим ежу
ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
ОЛЬ – ОЛЬ - ОЛЬ - лоси любят соль
СЯТА – СЯТА - СЯТА - длинноногие лосята
ЛЕНИ – ЛЕНИ - ЛЕНИ - гордые олени
НЯТА – НЯТА – НЯТА - убегают оленята
РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры
РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята
УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули
ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата
2. «Домашние животные»
ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты
ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котята
АКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки
АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют
НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята
ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы
ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – много беленьких козлят
ЗУ – ЗУ – ЗУ - накормили мы козу
СЯТА – СЯТА – СЯТА – в грязь залезли поросята
МУ – МУ – МУ - говорит корова «МУ»
ОВА – ОВА – ОВА - рогатая корова
ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА – траву жуют телята
АН – АН – АН - на горе стоит баран
ЦА – ЦА – ЦА - упрямая овца
3. «Домашние птицы»
КА – КА – КА - куры нашли червяка
ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - желтые цыплята
ОВ – ОВ – ОВ - много кур и петухов
УХ – УХ – УХ - кукарекает петух
ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду
ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - забавные утята
КИ – КИ – КИ - важно ходят индюки
ШАТА – ШАТА - ШАТА - смешные индюшата
СЫНЯ – СЫНЯ – СЫНЯ - вот сидит гусыня
СЯТА – СЯТА – СЯТА - бегают гусята
СЕЙ – СЕЙ – СЕЙ - целое стадо гусей
4. «Овощи»
Ох-ох-ох – лучше всех горох.
Ха-ха-ха – это чепуха!
Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор
Овь-овь-овь – сладкая морковь
Ла-ла-ла – вкусная свекла
Оп-оп-оп – душистый укроп
5. «Мебель»
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – накрываем мы столы.
НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.
ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.
СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.
ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.
ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.
ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.
ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.
6. «Инструменты»
ЗУМ-ЗУМ-ЗУМ, - визжит пила,
У нее всегда дела.
Молоток стучит: - ТУК-ТУК, -
Он рукам умелым друг.
И рубанок: - ВЖИК-ВЖИК-ВЖИК,-
Не смолкает ни на миг.
Добрый дедушка Вано
На ногах давным-давно.
Напевает: - ДЕЛО-ДЕЛО,
Не могу сидеть без дела!
Читайте также |
---|
Музыка и дети
Музыка и дети В России детская музыка берет своѐ начало в XIX веке. В это время происходит обращение к детской теме...
Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим…
Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение...
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...