Опыт организации игровой среды детского сада

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционального и практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития различных сферах жизни. Стандарт дошкольного образования придает ведущее значение воспитанию личности в каждом ребенке, чему способствует комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ. Согласно концепции доктора психологических наук С.Л. Новоселовой «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций на сегодняшний день стоит особенно актуально, поскольку введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляет определенные требования к ней.

Так как ведущим видом деятельности и основной формой работы с дошкольниками является игра, педагоги-практики нашего ДОУ проявляют большой интерес к обновлению игрового пространства, поскольку оно является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.

Изучив требования Стандарта дошкольного образования к среде дошкольных образовательных организаций педагогический коллектив нашего детского сада приступил к изменению игровой среды, опираясь на следующее:

  • ориентировка на цели развития и воспитания детей, возрастные и индивидуальные возможности и игровые интересы воспитанников;
  • среда должна обеспечивать свободный выбор ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
  • игровое пространство должно быть гибким и мобильным, позволяя участникам игры (детям и взрослым) строить, менять, трансформировать его в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;
  • сомасштабность отдельных элементов игровой среды между собой и с другими элементами, составляющими целостное игровое поле;
  • многофункциональное использование всех помещений детского сада (групповое пространство, раздевалка, спальня);
  • проектировка множества небольших центров, в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование.

В процессе организации игрового пространства соответственно вышеперечисленным пунктам педагоги создавали условия для всех видов игр, которые целесообразно, по принципу не жесткого центрирования размещались в групповой комнате, а «лабиринтное» расположение невысокой мебели давало воспитанникам возможность играть, не мешая друг другу, объединяться подгруппами по общности интересов.

1

Мебель для «лабиринта» оснащена колесиками, что обеспечивает ее трансформируемость и позволяет расширять игровое пространство в соответствии с замыслом детей и развитием сюжета. В каждой возрастной группе педагоги создают оптимальные условия, чтобы каждый ребенок в игре мог проявить свою активную и инициативную позицию. Чтобы игровая среда групп соответствовала требованиям Стандарта дошкольного образования (была вариативной, трансформируемой и полифункциональной), педагогами из подручных материалов были созданы маркеры игрового пространства, представляющие собой многофункциональные игровые конструкции, которые дети могут легко складывать, переносить и видоизменять соответственно своему игровому замыслу. Благодаря своей универсальности и трансформируемости маркеры игрового пространства могут использоваться воспитанниками в самых разнообразных видах игр, от настольных до подвижных.

2

Обычная полоска пластика легко превращается в дорогу с мостом, речку, горки. Под горками дети свободно могут выполнять физические упражнения: пролезать, прокатывать мяч, катать машины.

3

А большой универсальный маркер, состоящий из двух или трех частей, с легкостью может стать кораблем, ракетой, кассой, уголком для отдыха и уединения.

4

5

Также в роли маркера игрового пространства педагоги предлагают к использованию ширмы-передвижки. Они мобильны, многофункциональны, их легко можно перенести в любую часть группы. Оформление ширмы явно не наталкивает детей на какую-то конкретную игровую ситуацию, оно легко меняется по желанию детей. В ширмах предусмотрены кармашки разных размеров, куда можно складывать атрибутику для игр. Так же предусмотрены окна, зеркала, крючки. Дети могут сами подобрать атрибуты к играм, придумать сюжет.

Также отличным помощником в организации игрового пространства служит современная игровая продукция. Это различные игровые мягкие модули и конструкторы нового поколения, например конструктор «Полидрон», с помощью которого воспитанники моделируют игровое пространство в зависимости от своих интересов и игровых потребностей.

6

Педагогами групп собрано большое количество разнообразного материала, который воспитанники могут использовать в игре. Подборка осуществлялась с учетом возраста детей, их игровых интересов и направленности. Материалы, используемые детьми в игровой деятельности, собраны по типам и хранятся так, чтобы обеспечить свободный доступ к ним. Контейнеры и стеллажи, где хранятся игровые материалы, помечены для поощрения самостоятельности воспитанников.

Учитывая потребность детей в отдыхе и желании побыть наедине с собой, в группах были созданы «уголки уединения», где один или два ребенка могут играть без вмешательства со стороны других детей и при этом находиться в зоне видимости персонала. Это всевозможные палатки и «мягкие» уютные пуфы и подушки, которые воспитанники также могут переносить в удобное для них место.

7

Новый взгляд на организацию игровой среды детского сада, а также попытка практического ее видоизменения, принесли свои положительные плоды. Увеличилось игровое пространство для деятельности детей. Сама игровая деятельность воспитанников стала более разнообразной. Дети разворачивают индивидуальные, подгрупповые и коллективные игры, в которых в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния каждый находит место. У детей расширился круг общения, увеличились их социальные контакты, что способствовало сплочению детей и взрослых, улучшению социального климата в целом.

В результате взаимодействия детей в таком игровом пространстве у них развиваются качества, которые очень важны на пороге завершения дошкольного образования и поступления в школу, одним из которых является «умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывая интересы и чувства других», «умение разрешать конфликты».



Новые публикации

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...

Читайте также

Детский исследовательский проект «Роза ветров»

Детский исследовательский проект «Роза ветров» Подготовил: Авдюхов Иван Руководитель: Кошелева В.В. Мотив выбора темы: Перед праздником «День защитника Отечества» мы читали стихотворение С.Маршака...

Мнемотехника в форме лепбука как средство обучения детей дошкольного возраста…

Мнемотехника в форме лепбука как средство обучения детей дошкольного возраста разговорному английскому языку Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом и...

Современный педагог - как один из основоположников развития творчества в…

Современный педагог - как один из основоположников развития творчества в детях «Быть всегда творческим-значит быть всесильным. Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее, чем...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды» Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель: Боровых Е.В. День недели Режим Интеграция образовате-льных областей Совместная деятельность взрослого и...

Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма"

Кравченко Анжелика Евгеньевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад 133 комбинированного вида" города Нововсибирска Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма" "Страна светофория" Участники   проекта : дети старшего возраста, воспитатели. Актуальность темы : Проект  посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей среднего возраста навыков...

«Состав числа»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №311» г. о. Самара: Янцен Нина Валерьевна «Состав числа» После 5 лет можно знакомить дошкольников с составом чисел. Это нужно для заблаговременной подготовки к будущим урокам математики. Малыш уже способен понять, что каждое число, кроме единицы...

Технологии проблемного обучения в ДОУ

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не...