Рабочая программа по развитию конструктивных способностей у детей 5-7 лет кружка «Самоделкин»

 

Паспорт рабочей программы по развитию конструктивных способностей у детей 5-7 лет кружка «Самоделкин»

 

Наименование образовательного учреждения, в котором разработан план мероприятий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

г.Муравленко

Основание для разработки Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013г. ст 2.14, ст 10.7, ст 12.4,5).

Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко».

Основная образовательная программа дошкольного образования (утверждена решением Педагогического совета протокол от 27.08.2014 года №1).

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13.

ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155).

Орган утверждения Научно – методический совет муниципального образовательного дошкольного учреждения детский сад «Солнышко», протокол № 1 от 16.09.2014 года.
Полное название Рабочая программа по развитию конструктивных способностей у детей 5-7 лет кружок «Самоделкин».
Целевая направленность Формировать у детей устойчивый интерес к конструированию техники.

Развитие конструктивной и самостоятельной игровой деятельности детей.

Развитие технического кругозора, зрительной памяти.

Формирование основ творческой деятельности.

Воспитание интереса к технике и уважения к труду взрослых.

Возрастная направленность Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Срок реализации План реализации кружковой деятельности по развитию конструктивных способностей у детей 5-7 лет. «Самоделкин» - 2 года.
Автор, составитель плана мероприятий Жигналь Елена Николаевна, воспитатель первой категории.
Год разработки Город Муравленко, 2014 год.

 

Пояснительная записка

Актуальность

Конструирование из строительного материала, конструкторов, бумаги, природного материала полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, поделки проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Практическая значимость

В рабочей программе определены направления, которые учитывают требования ФГОС ДО

- гуманизация воспитательного процесса;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

В план мероприятий рабочей программы включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей. Знания о технике, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников.

Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность на занятиях кружка используется художественная литература, загадки о технике, игры. Вызвать у дошкольников интерес к технике помогают проблемные ситуации, вопросы, игровые задания.

Наблюдения показывают, что к концу дошкольного возраста у многих детей интерес к технике носит устойчивый характер. Желание быстрее вырасти, малыши нередко связывают с мечтой водить машину, запускать в космос ракеты, водить корабли, самолеты, тракторы. Не в меньшей мере внимание ребят привлекает и бытовая техника.

Дети мечтают, а мир техники становится им ближе благодаря игрушкам. Но одних игрушек для этого недостаточно. Нужны яркие впечатления от окружающей действительности, неотъемлемой частью которой являются средства радиотехники, электроники, автоматики. Помочь детям рассказать об этом в доступной и занимательной форме — цель кружка.

Следует иметь в виду, что техника — это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок, формируется и от которого в определенной степени зависит, каким он станет.

Цель мероприятий: формировать у детей устойчивый интерес к конструированию техники.

Это, во-первых, вооружение детей системой элементарных знаний о современной технике, истории ее создания, развитие технического кругозора, зрительной памяти; во-вторых, воспитание интереса к технике и уважения к труду взрослых, бережного отношения к материалам, орудиям труда, приборам и другим предметам, развитие элементов экономического мышления, понимания трудовых процессов и их последовательности; в-третьих, психологическая и практическая подготовка детей к труду (формирование стремления выполнять любую работу, привитие навыков коллективной деятельности и культуры труда, воспитание социально активной личности).

Задачи:

  1. Развитие конструктивной и самостоятельной игровой деятельности детей.
  2. Развитие технического кругозора, зрительной памяти.
  3. Формирование основ творческой деятельности.
  4. Воспитание интереса к технике и уважения к труду взрослых.

Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе. Однако в зависимости от уровня развития и подготовки детей они конкретизируются.

В плане мероприятий по развитию конструктивных способностей у детей 5-7 лет применяются следующие дидактические принципы построения работы.

Принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе, связи знаний с практической деятельностью детей. Принцип систематичности и последовательности предполагает также нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребенком на разных ступенях воспитания и обучения.

Большое значение при ознакомлении детей с техникой имеет опора на

принцип развивающего обучения, так как важно дать пищу для растущего ума, вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При этом необходимо правильно определить место информации о технике в общей системе знаний об окружающем мире, выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения умственного развития детей, но и игровой деятельности.

Принцип перспективности позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, предусмотреть развитие наиболее ценных в воспитательном отношении ролевых игр, сформировать общие игровые интересы. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения информации о технике

Особенности психического развития детей дошкольного возраста требуют широкого использования наглядности. Безусловно, большое впечатление на детей оказывает непосредственное восприятие механизмов. Однако не всегда это возможно. Поэтому воспитатель широко использует технические игрушки, картинки и иллюстрации, фотографии.

Содержание

Перспективный план рабочей программы «Самоделкин» рассчитан на детей 5 – 7 лет. Срок её реализации 2 года. Рабочая программа основана на книге И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике».

Занятия разбиты по темам:

  • Наземный транспорт;
  • Водный транспорт;
  • Воздушный транспорт;
  • Бытовая техника.

Задания можно варьировать, включать игровые задания из дополнительного материала. Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей.

В старшей группе расширяются и закрепляются знания детей о назначении и функциях средств передвижения; дети учатся замечать зависимость внешнего вида и устройства машин от их назначения, группировать транспорт по среде передвижения: водный, воздушный, сухопутный (наземный и подземный), космический. Ребята должны уметь объяснить, как следует вести себя на улице, в транспорте. Им уже доступны знания о трудовых действиях людей, работающих на транспорте и обслуживающих его.

В подготовительной группе закрепляются и расширяются знания о всех средствах передвижения и особенностях их устройства. У детей развивается умение устанавливать зависимость количества и разнообразия средств передвижения от величины города, населенного пункта. Ребята уже могут различать эмблемы на одежде людей и машинах, понимать их значение. Знания закрепляются на занятиях кружка.

Постепенно у детей накапливается чувственный опыт, формируются обобщенные понятия, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в общественном производстве.

Целевые ориентиры на этапе завершения.

В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

- о материалах и инструментах;

- о правилах безопасности труда;

- о различных видах транспорта;

- о видах бытовой техники.

Умения:

- приобретение навыков работы в коллективе;

- освоят навыки работы с ножницами, клеем;

- умеют конструировать из бумаги, строительного материала;

- умеют работать с бросовым и природным материалом.

 

Календарно – тематический план рабочей программы «Самоделкин» для детей старшей группы

 

Месяц Тема Цель Время
сентябрь Аппликация «Автобус» Научить детей собирать автобус из геометрических фигур. Закреплять представление о геометрических фигурах – квадрате, прямоугольнике, упражнять в умении правильно работать с кистью и клеем. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Трамвай» Научить детей строить из строительного материала трамвай. Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец, сколько взять для постройки деталей. Закреплять умение делать несложное перекрытие. 30 мин.
Конструирование из бумаги «Автобус» Научить детей конструировать из бумаги автобус, умение детей наклеивать прямоугольники на опорную линию. Развивать память, глазомер, четкость движения рук. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Грузовая машина» Научить детей строить из строительного материала грузовую машину. 30 мин.
октябрь Аппликация «Микроавтобус» Учить составлять композицию из геометрических форм, изображая автобус. 30 мин.
Аппликация «Машина, машина идет, гудит» Учить детей создавать грузовую машину из геометрических фигур (прямоугольника). Учить детей срезать углы у прямоугольника и квадрата. Закреплять знание геометрических фигур. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Машина для своего груза» Продолжать учить строить машину для своего груза. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Фургон и грузовик» Научить заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия. 30 мин.
ноябрь Аппликация

«Грузовики из геометрических фигур»

Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая грузовики. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Гараж» Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки-машины, для которой она предназначается. 30 мин.
Поделка из коробок «Коляска» Научить детей собирать коляску из бросового материала 30 мин.
Поделка из коробок «Тележка» Научить детей собирать тележку из бросового материала 30 мин.
декабрь Аппликация «Самолет»

(треугольники)

Научить детей собирать самолет из геометрических фигур (треугольников) 30 мин.
Конструирование из бумаги «Летит птица-небылица» Научить детей конструировать из бумаги самолет 30 мин.
Конструирование из бумаги «Самолетик» Научить детей конструировать из бумаги самолет 30 мин.
Поделка из бросового материала «Вертолет» Учить детей работать с новым материалом — пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать. 30 мин.
январь Аппликация + конструирование из строительного материала «Дом по улице идет» Закрепить умение детей строить из строительного материала автобус и собирать его из геометрических фигур 30 мин.
Поделки из спичечных коробков «Легковые машинки» Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Поделки из спичечных коробков «Грузовые машины» Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Поделки из спичечных коробков «Трейлер» Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
февраль Аппликация «Плывет, плывет кораблик» Учить составлять композицию из геометрических форм, изображая кораблик 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Самолет» научить детей строить самолет, используя в качестве образцов рисунки - чертежи. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Катер» Научить детей строить из строительного материала катер 30 мин.
Аппликация «Кораблики из геометрических фигур» Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая кораблик 30 мин.
март Аппликация из ниток «Флот Салтана» (коллективная работа) Учить детей составлять изображение кораблей из ниток. Развивать творческие способности, воображение. 30 мин.
Конструирование из бумаги «Лодочка» Учит детей конструировать из бумаги лодку, складывая квадрат по диагонали, развивать мелкую моторику. 30 мин.
Конструирование из бумаги «В водной стихии» Учит детей мастерить из бумаги пароход, складывая квадрат по диагонали, развивать мелкую моторику. 30 мин.
Поделки из природного материала «Парусник» Научить детей собирать парусник из природного материала 30 мин.
апрель «Корабль из молочного пакета» Закреплять умение собирать игрушки из готовых частей (бросового материала), подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Аппликация «Волшебные палочки: ракета» Учить детей составлять изображение ракеты из полосок. Развивать творческие способности, воображение. 30 мин.
Конструирование из бумаги «Летающая модель» Научить детей конструировать из бумаги летающую модель 30 мин.
Конструирование из бумаги «Аэроплан» Научить детей конструировать из бумаги летающую модель 30 мин.
май Аппликация «Ракета из геометрических фигур» Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая ракету. 30 мин.
«Паровоз из банки» Закреплять умение собирать игрушки из готовых частей (бросового материала), подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Поделки из коробок «Вагон» Научить детей изготовлять из различных по форме и размеру коробочек вагоны. 30 мин.
Поделки из коробок «Телевизор» Закреплять умение собирать игрушку - телевизор из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. Развивать творческие способности, воображение. 30 мин.

 

Календарно – тематический план рабочей программы «Самоделкин» для детей подготовительной группы

 

Месяц Тема Цель Время
сентябрь Поделки из спичечных коробков «Грузовые машины» Воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых. Продолжать учить склеивать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Поделки из спичечных коробков «Трейлер» Развивать технический кругозор, зрительную память. Продолжать учить склеивать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Конструирование из бумаги «Грузовик» Закрепить знания детей о грузовом транспорте; умение детей наклеивать прямоугольники на опорную линию. Развивать память, глазомер, четкость движения рук. 30 мин.
Поделки из коробочек разной формы «Машинки» Продолжать учить склеивать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
октябрь Аппликация «Микроавтобус» Учить составлять композицию из геометрических форм, изображая автобус. 30 мин.
Аппликация «Машина, машина идет, гудит» Учить детей создавать грузовую машину из геометрических фигур (прямоугольника). Учить детей срезать углы у прямоугольника и квадрата. Закреплять знание геометрических фигур. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Машина для своего груза» Продолжать учить строить машину для своего груза. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Фургон и грузовик» Научить заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия. 30 мин.
ноябрь Аппликация

«Грузовики из геометрических фигур»

Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая грузовики. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Гараж» Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки-машины, для которой она предназначается. 30 мин.
Поделка из коробок «Коляска» Научить детей собирать коляску из бросового материала 30 мин.
Поделка из коробок «Тележка» Научить детей собирать тележку из бросового материала 30 мин.
декабрь Аппликация «Самолет»

(треугольники)

Научить детей собирать самолет из геометрических фигур (треугольников) 30 мин.
Конструирование из бумаги «Летит птица-небылица» Научить детей конструировать из бумаги самолет 30 мин.
Конструирование из бумаги «Самолетик» Научить детей конструировать из бумаги самолет 30 мин.
Поделка из бросового материала «Вертолет» Учить детей работать с новым материалом — пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать. 30 мин.
январь Аппликация + конструирование из строительного материала «Дом по улице идет» Закрепить умение детей строить из строительного материала автобус и собирать его из геометрических фигур 30 мин.
Поделки из спичечных коробков «Легковые машинки» Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Поделки из спичечных коробков «Грузовые машины» Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Поделки из спичечных коробков «Трейлер» Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
февраль Аппликация «Плывет, плывет кораблик» Учить составлять композицию из геометрических форм, изображая кораблик 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Самолет» научить детей строить самолет, используя в качестве образцов рисунки - чертежи. 30 мин.
Конструирование из строительного материала «Катер» Научить детей строить из строительного материала катер 30 мин.
Аппликация «Кораблики из геометрических фигур» Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая кораблик 30 мин.
март Аппликация из ниток «Флот Салтана» (коллективная работа) Учить детей составлять изображение кораблей из ниток. Развивать творческие способности, воображение. 30 мин.
Конструирование из бумаги «Лодочка» Учит детей конструировать из бумаги лодку, складывая квадрат по диагонали, развивать мелкую моторику. 30 мин.
Конструирование из бумаги «В водной стихии» Учит детей мастерить из бумаги пароход, складывая квадрат по диагонали, развивать мелкую моторику. 30 мин.
Поделки из природного материала «Парусник» Научить детей собирать парусник из природного материала 30 мин.
апрель «Корабль из молочного пакета» Закреплять умение собирать игрушки из готовых частей (бросового материала), подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Аппликация «Волшебные палочки: ракета» Учить детей составлять изображение ракеты из полосок. Развивать творческие способности, воображение. 30 мин.
Конструирование из бумаги «Летающая модель» Научить детей конструировать из бумаги летающую модель 30 мин.
Конструирование из бумаги «Аэроплан» Научить детей конструировать из бумаги летающую модель 30 мин.
май Аппликация «Ракета из геометрических фигур» Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая ракету. 30 мин.
«Паровоз из банки» Закреплять умение собирать игрушки из готовых частей (бросового материала), подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. 30 мин.
Поделки из коробок «Вагон» Научить детей изготовлять из различных по форме и размеру коробочек вагоны. 30 мин.
Поделки из коробок «Телевизор» Закреплять умение собирать игрушку - телевизор из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. Развивать творческие способности, воображение. 30 мин.

 

Диагностическая таблица.

Уровень усвоения материала детьми кружка «Самоделкин»

 

Ф.И. ребенка Знает и различает виды транспорта Называет виды бытовой техники Умеет работать с материалом

усид-

чивость

аккурат-

ность

Эстетическое оформление, проявление творчества
бумагой

строитель-

ным

бросовым

природ-

ным

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   




Новые публикации

План проведения недели здоровья и спорта в группе комбинированной направленности…

План проведения недели здоровья и спорта в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет Дни недели Тема Цель Содержание Ответственный Понедельник «Раз, два, три, на зарядку становись» Закрепить...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе. Тема ООД: «Рисование…

Конспект ООД в подготовительной к школе группе Тема ООД: «Рисование домашних животных» Тема недели: «Домашние животные и их детеныши». Тема ООД: «Рисование...

Дидактическая игра для детей младшего возраста. Тема: «Веселые гусеницы»

Дидактическая игра для детей младшего возраста Тема: «Веселые гусеницы» Данная игра помогает учить различать и называть цвета. Активизировать диалогическую речь, развивать...

Читайте также

Дидактическая игра для детей с нарушениями речи "Времена года"

Дидактическая игра для детей с нарушениями речи«Времена года» Игрa «Времена года» Логопеды, да и воспитатели знают, как порой сложно ребенку запомнить названия месяцев...

Конспект открытого занятия в средней группе «В гостях у бабушки…

Конспект открытого занятия в средней группе«В гостях у бабушки Маланьи»   Цель занятия: знакомство детей с малыми скульптурными формами. Задачи: Образовательная: - знакомство детей с...

Агитбригада по экологии «Юные экологи»

Агитбригада по экологии «Юные экологи» (Подготовлена детьми старшей группы для детей первого класса)   Цель: формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В РАЗНОВОЗРОСТНОЙ ГРУППЕ «И В ЛЕСУ, И НА ПОЛЯНКЕ НАСЕКОМЫЕ ЖИВУТ»

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, вот и наступило лето!    Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие! В страну маленького, но очень интересного народа! В страну насекомых!   А где же живут насекомые? (в лесу…) Мы полетим на воздушном шаре! Приготовились! Вперед...

Экологический проект во второй младшей группе :"Насекомые "

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - Детский сад № 114» г. Сыктывкара .   Экологический проект во второй младшей группе №4 "Насекомые " Составитель: Воспитатель Дубогрызова Елена Николаевна Сыктывкар, 2018 г.       ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название...

Зачем рассказывать детям о войне.

Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Родители, педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее...

Чтение художественной литературы С.Алексеев "Брестская Крепость"

С. Алексеев «Брестская Крепость» Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Алексеева «Брестская крепость» Ход занятия: Ребята, посмотрите у меня на доске висят картины. Как вы думаете что это такое? Это крепость. Как вы понимаете это слово?Крепость - это сооружение, укрепленный...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство