Программа естественно-научной направленности детей дошкольного возраста «Флорик»

Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться 
- Леонардо да Винчи -

От автора

Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к объектам природы, когда дети и даже взрослые просто так ломают ветки деревьев, срывают цветы, топчут газоны?

Казалось бы, в детском саду, а затем в школе учат тому, "что такое хорошо и что такое плохо". Почему же не срабатывают такие хорошие заповеди по отношению к природе в повседневной жизни?

Наверно, одной из главных причин, это редкое общение с природой, неумение видеть, слышать, чувствовать и получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости. Занимаясь более углублённо изучением объектов растительного мира природы, дети научатся наслаждаться красотой капельки росы на листке, первым распустившимся цветком, запахом травы после дождя, поймёт, как хрупок мир природы и как он зависим от действий человека.

Именно такова цель нашей программы.

Желаем Вам и Вашим детям интересных исследований и откликов!

Пояснительная записка

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

У детей углублённо занимающихся изучением объектов природы формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей.

Данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологического мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

• Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 г. N 1155);

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

• Конвенцией о правах ребенка ООН;

• Уставом МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №110 «Аистенок» и основными локальными актами учреждения.

Настоящая программа является составительской, выполнена на основе программ: С.Н. Николаева "Юный эколог" Н.А. Рыжова "Экологический проект "Моё дерево".

Принципы и подходы к реализации программы

  • Принцип учета ключевых положений возрастной психологии и дошкольной педагогики (учет зоны ближайшего развития ребенка, непроизвольности психических процессов, сензитивных / оптимальных периодов для развития новых качеств психики и личности дошкольника и др.)
  • Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  • Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. Детям представляется научно выверенный материал, который можно применить в практической деятельности (опытно-экспериментальной, исследовательской и познавательной).
  • Принцип полноты, необходимости и достаточности. Знания даются в системе в соответствии с требованиями Программы.
  • Принцип единства воспитательных, развивающих, и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Ежемесячно дети знакомятся с определенной темой через разные виды деятельности.
  • Принцип поддержки детской инициативы в различных видах деятельности.
  • Принцип самоценности данного возраста.
  • Принцип деятельности. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  • Сотрудничество с семьей.

Основные принципы работы:

  • Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности, целостности.
  • Необходимо использование блочной системы построения перспективного плана занятий
  • В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания

Этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения, учитывает потребности и запросы детей, предусматривает получение экологических знаний, которые оцениваются следующими уровнями экологической воспитанности.

Начальный: Общие представления об экологических проблемах, неустойчивый интерес, несформированные потребности в общении с природой.

Элементарный: Сформированное мировоззрение, в основе которого лежат миропонимание и мировосприятие. Мировоззрение насыщено чувственным отношением к природе и человеку, обществу и культуре, искусству и науке. Неустойчивая потребность в экологической деятельности.

Продвинутый: Вхождение личности в мир отношений с природой, человеком и обществом, ее включение в процесс освоения экологической культуры и практической деятельности.

Высокий: Целостное мировоззрение в отношении природы и ее сохранение находит свое выражение в системе ценностей и идеалов личности. Сформированная потребность в общественно-полезной деятельности.

Профессионально - достаточный: Сформированная убежденность необходимости экологической воспитанности благодаря широким и глубоким знаниям, которая выражается в единстве знаний и особом профессиональном отношении к ним, определяющим поведение и активность личности.

Творческий: Сформированная установка на общественно значимое поведение и действия по сохранению природы, овладение творческим отношением к основам экологической культуры мира.

Цели и задачи программы:

Цель: Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи:

Обучающие

  • Научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • Сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • Познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в Красную книгу;
  • Познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений и человека;
  • Познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.

Воспитательные

  • Воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • Воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

Развивающие

  • Развивать потребности общения с природой;
  • Развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям, нравственные и эстетические чувства;
  • Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Структурно-содержательная характеристика

Программа составлена по возрастным группам, охватывает три ступени экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста:

средний дошкольный возраст: 4 - 5 лет

старший дошкольный возраст: 5 - 6 лет

подготовительная к школе группа: 6 - 7 лет

Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре блока

1. Знакомство с растениями огорода, сада, парка, леса, Крайнего Севера, пустыни и т.д.

2. Знакомство с частями растений (строение растений)

3. Зависимость растений от условий

4. Значение растений для природы и человека

У детей формируется целостная система знаний об окружающем мире. Экологическое содержание программы «Флорик» связано с нравственным, эстетическим и социально-правовым образованием и воспитанием и не сводится ни к одному из них, а берет лишь те элементы, которые связаны с проблемами экологии и представляют собой воспитание общественного сознания человека.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте только начинается. Однако первые крупицы экологических знаний необходимы уже в дошкольном возрасте, они помогут детям ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, а главное — положат начало осознанному отношению к природе, заложат основы планетарного мышления.

Способы поддержки детской инициативы

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

  • Самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
  • Развивающие и логические игры;
  • Музыкальные игры и импровизации;
  • Самостоятельная деятельность в книжном уголке;
  • Самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
  • Самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

  • Развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • Создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • Постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • Тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • Ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • «Дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
  • Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Для поддержки детской инициативы в группе создаются условия:

  • Создание в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит (маме, папе, бабушке, другу);
  • Создание условий для разнообразной самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.

Взаимодействие с семьей.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка).

Задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Установления взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений ДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Задачи:

1) формирование психолого - педагогических знаний родителей;

2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы на родительских собраниях.
  • ознакомление родителей с содержанием работы с детьми, направленной на экологическое развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета; целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Примерный перечень мероприятий работы с родителями.

  • Педагогическая гостиная "Экологическое воспитание.
  • "Мастер-класс "Учимся ставить опыты".
  • Родительская газета "Экологическое воспитание".
  • Совместные праздники.
  • Постановка экологических сказок.
  • Экскурсии в природу.
  • Открытые занятия.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-развивающая среда в средней группе содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Экологический центр Материалы и оборудование
1. Модели по экологии (для описания внешнего вида, строения, жизнедеятельности растений, взаимосвязей растения с природой и человеком)
Схемы-карточки с алгоритмом проведения опытов
2. Природный материал:
Шишки (сосны, ели, лиственницы, кедра)
Скорлупа орехов (грецкие, фисташки)
Косточки (сливы, вишни, персиков)
Семена растений (ноготки, одуванчик, арбуз,
"бешеный огурец", настурция, бархатцы, космея,
ясень, клён и т.д.)
Спилы деревьев (ель, берёза, сосна ит.д.)
Разные виды круп
Стружка дерева
Ракушки
желуди
3. Коллекции
Горные породы и минералы
Пуговицы
Лишайники
Значки
Виды бумаги
Листья деревьев
Ткань и мех
Мхи
Овёс
Ячмень
Полезные ископаемые
Почва
Виды деревьев
Коллекция запахов
Ключи
Гербарий
Открытки
Лён
Биссер
4. Оборудование для проведения опытов:
Магниты,
Спиртовка
Фильтровальная бумага
Пробирки
Пробиркодержатель
Штатив
Цветные стёкла
Мерные ёмкости
Компас
Зеркала
Бассейн
Игрушки (железные)
Микроскоп
Предметные и покровные стёкла
пластмассовые, деревянные)
Мерки для определения веса, протяжённости объёма;
Увеличительные стёкла
условные мерки для определения веса, объёма, протяженности
Проволока
Песок речной
Песок радужный
Песок морской
Глина
Трубочки для коктейля
Зубочистки
5. Инвентарь для ухода за растениями:
Лейки
Лопатки
"Вилки" для рыхления почвы
Керамзит для дренажа
Ёмкости для пикировки
Грабельки
6. Альбомы:
«Первоцветы», «Лекарственные растения», «Природа родного края», «Деревья и листья», «Лес и его значение в жизни человека», «Садовые цветы», «Овощи», «Фрукты», «Растительный мир Вологодчины», «Растения Крайнего Севера», «Растительность пустыни», «Растения подводного царства», «Садовые ягоды»
7. Календарь природы
8. Демонстрационный материал
"Растения весной", "Растения осенью, "Растения летом", "Уроки экологии", "Беседы по рисункам. 12 месяцев"
9. Художественная литература:
К.Паустовский "Золотой луг"
Подборка стихотворений о растениях
Ушинский "Как рубашка в поле выросла"
"Загадки с грядки"
Подборка загадок, пословиц и поговорок о растениях (см. приложение)
10. Материалы проектной деятельности:
Проект "Люблю берёзку русскую"
Проект "Весёлый огородник"
"Проект "Растения Красной книги г. Вологды"
Проект "Животные Красной книги г. Вологды"
Проект "Зелёные питомцы" (комнатные растения)
Проект "Зелёный мир под нашими ногами"
11. Настольно-печатные игры
"Модель мира", "Ботаническое лото", "Лото малышам", "Почемучки", "Живая природа", "Лото - растения мира", "Плоды и семена", "Сад - огород", "Собери фрукты (овощи, травы, кусты, деревья и т.д.)", "Четвёртый лишний", "Волшебный куб", "Собери цветок", "Откуда хлеб на столе?", "Ядовитые и безопасные растения", "Кто, где растёт?", "Определи на ощупь"
12. Картотека дидактических игр (см. приложение)
13. Познавательная литература
Новожилова "Чудо всюду" - растения
Энциклопедии "Хочу всё знать"
Т.А. Шорыгина "Деревья. Какие они?"
Т.А. Шорыгина "Цветы. Какие они?"
Т.А. Шорыгина "Травы. Какие они?"
И.П.Сосновский "По страницам Красной Книги"
Книги «Как развивается растение»,
«Цветок», «Кто, где живёт?»
Энциклопедия "Растительный мир планеты"
Энциклопедия "Подводный мир растений"
14. Кроссворды
«Деревья», «Ягоды», «Грибы», «Растения огорода», «Лекарственные травы», "Фруктовый сад"
15. Раскраски
"Комнатные растения", "Луговые цветы", "Деревья нашего леса", "Полевые цветы", "Комнатные растения"
  16. Родительские газеты
"Юный экспериментатор", "Экологическое воспитание", "Учимся наблюдать"
17. Лэпбуки
"Живая природа", "Первоцветы", "Растения Красной Книги", "Лекарственные растения", "Деревья нашего участка", "Кусты", "Ягоды", "Грибы", "Мой огород"
18 Методическая литература
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. "Конспекты занятий в старшей группе детского сада", ТЦ Учитель, Воронеж, 2004
  • М.М Марковская "Уголок природы в детском саду". М.: Просвещение, 1989
  • Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/под редакцией М.Н. Прохоровой - 3-е издание, испр. и доп. - М.: АРКТИ, 20010
  • Природа вокруг нас младшая и средняя группа. Волгоград, ИТД Корифей
  • В.А.Дрязгунова "Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М..: Просвещение, 1981
  • С.Н. Николаева "Экологическое воспитание младших дошкольников", Мозаика-Синтез, 2000
  • А.И. Иванова "Живая экология"
  • М.А. Рунова, А.В. Бутилова "Ознакомление с природой через движение", М.: Мозаика - Синтез, 2006
  • В.И.Артамонов "Зелёные оракулы". М.: Мысль, 1989
  • В.В.Петров "Растительный мир нашей Родины". М.: Провсещение, 1991

Диагностика

Схема изучения знаний о растениях

  • Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
  • Знают ли органы растений и их функции?
  • Знают ли стадии развития и роста растений?
  • Знают ли их потребности?
  • Знают ли особенности ухода за домашними растениями?
  • Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
  • Относят ли растения к живым существам?
  • Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной группы).

Методика диагностики:

Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».

Беседа по картинкам:

  • Назови растение.
  • Где растет?
  • Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
  • Что нужно делать, чтобы растение росло?
  • Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.
  • Почему они любят много света, влаги?
  • Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
  • Почему это происходит?

Игра «Путаница».

  • Расположи части растений правильно;
  • Почему части растений нужно расположить именно так?
  • Зачем растению листья, стебель, корни, цветки?

Игра «Подбери модели».

  • Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники»
  • Подобрать соответствующие модели.
  • Объяснить свой выбор.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий к 8 Марта «Мамам посвящается»

Сценарий к 8 Марта «Мамам посвящается» Подготовительная группа В зал под музыку входят дети с шарами и встают полукругом. Песня. Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! 8...

Проект «Семья - мой мир»

Проект «Семья - мой мир» Информация о проекте Длительность: среднесрочный (3 месяца). Дата реализации проекта: ----------. Возрастная категория: 5-7 лет. Участники: воспитанники, коллектив воспитателей, родители. Продукт:...

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги?

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги? Примерно в конце июля дошкольники, которые идут в детский сад, часто...

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...