Сайт для воспитателей детских садов



Рабочая программа

Средняя группа

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая Программа образовательной работы по физическому воспитанию

(далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и на основе основной образовательной программы

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 57» Энгельсского района Саратовской области.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Устав МАДОУ «Детский сад № 57»

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др. ), музыкальной, чтения.

Рабочая программа определяет содержание и организацию

Воспитательно - образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие» и направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.

Использование разнообразных форм двигательной активности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, Дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической реакции детей, расслабления организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья полезными упражнениями и в плане всесторонней физической подготовки, и в плане активного отдыха детей являются спортивные игры и упражнения, в основе которых лежат все основные виды движений, выполняемых в самых разнообразных условиях.

Цель Программы: сохранение и укрепление физического здоровья детей, формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи Программы:

  1. Обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)
  2. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей (в том числе их эмоциональное благополучие)
  3. Создавать условия, способствующие правильному формированию опорно- двигательной системы и других систем организма
  4. Формировать ценности здорового образа жизни, относящиеся к общей культуре личности; овладеть его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.
  5. Овладеть основными движениями и развивать разные формы двигательной активности детей
  6. Развивать крупную и мелкую моторику
  7. Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной деятельности и организации видов деятельности, способствующих физическому развитию
  8. Формировать готовность и интерес к участию в подвижных играх и соревнованиях, физические качества (выносливость, гибкость и др. )

Принципы и подходы к формированию Программы

В основе Программы лежит культурно- исторический и системно ­ деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • Личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МАДОУ и детей;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Сотрудничество МАДОУ с семьёй;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов опознавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Возрастная категория Направленность групп Количество групп Количество детей
От 4 до 5 лет Общеразвивающая 3 76
Всего 3 группы детей

1.2. Характеристики особенностей физического развития детей

4 - 5 года жизни.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, учитывая слабость тормозных процессов детей 4- 5 лет, переключает его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Ребенок 5- го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает необходимость в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но еще не умеют соизмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись в не посильности выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убежден в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий.

Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретает все более устойчивый характер; совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развиваются преднамеренное запоминание и припоминание. Дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образцу.

Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы. Возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определенных волевых усилий.

На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Замечено, что дети, не получившие от воспитателя ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать.

Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, воспитатель широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком – в этом проявляется одна из особенностей детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей 4- 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней.

Значительное время отводится для игр по выбору детей. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно- развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы- заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Воспитатель выступает носителем игровых традиций и ненавязчиво передает их детям, прежде всего в совместных играх воспитателя с детьми. В обстановке игры своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета принять в игру всех желающих.

Игровая мотивация активно используется воспитателем в организации деятельности детей. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно- образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы- заявления детей воспитателю о том, что кто- то делает что- то неправильно или не выполняет какое- то требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Вместе с тем частые заявления- жалобы детей должны служить для воспитателя сигналом просчетов в его работе по воспитанию дружеских отношений и культуры поведения в группе.

Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, эмоциональную взаимопомощь.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагируют остро- эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4- 5 лет – это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь – подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика и девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

1.3. Педагогическая диагностика физического развития

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Планируемые результаты физического развития на уровне целевых ориентиров:

- у детей дошкольного возраста развита крупная и мелкая моторика; они подвижны, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими; способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности; обладают физическими качествами( выносливость, гибкость и др. )

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального физического развития детей. Оценка индивидуального физического развития детей производится в рамках педагогической диагностики( оценки индивидуального физического развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. ) Экспресс- диагностика направлена на выявление системы показателей, дающих объективную информацию о динамике (положительной или отрицательной) физических параметров детей (физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность и состояние здоровья) в процессе их жизнедеятельности.

Определение уровня физической подготовленности дошкольника ориентировано на следующие факторы:

- степень овладения ребенком базовыми умениями и навыками в различных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

- умение активно участвовать в различных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в различных условиях;

- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы и выносливости.

Двигательные умения и навыки оцениваются по результатам наблюдений за детьми на занятиях контрольно- учетного характера и заносятся в протоколы основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. (2раза в год – сентябрь, май)

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме. (Т. А. Тарасова). Приложение 1. (Мониторинг.)

 

2. Содержательный раздел

2. 1. Обязательная часть

«Физическое развитие»:

1. Сохранение, укрепление и охрана здоровья

детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.   

2. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2. 1. 1. Психолого- педагогические условия реализации

содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Физическое развитие»

Физическое развитие
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура
Средний дошкольный возраст
Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.
Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы— значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.
Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
формировать правильную осанку;
закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног; - развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком;
приучать к выполнению действий по сигналу; упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения;
закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы;
развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево);
закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве; в прыжках в длину и высоту с места формировать умение сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие;
формировать умение прыгать через короткую скакалку;
закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди);
развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др; - продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. ;
закреплять умение кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу;
совершенствовать умение ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.
формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей; воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений;
развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
закреплять умение выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры;
приучать детей к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках;
продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. ;
развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку; воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр;
приучать к выполнению действий по сигналу;
развивать во всех формах организации двигательной деятельности у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
проводить один раз в месяц физкультурные досуги продолжительностью 20 минут; два раза в год — физкультурные праздники (зимний и летний) продолжительностью 45 минут.

Достижению целей способствуют следующие виды образовательной деятельности:

Средний дошкольный возраст
Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность Совместная деятельность с семьей
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Непосредственно организационная образовательная деятельность детей
Соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм.
Утренняя гимнастика.
Гимнастика –«побудка».
Беседы о правилах личной гигиены
Спортивные упражнения на прогулке
Игровой час
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Закаливающие мероприятия.
Дни здоровья
Физкультурные праздники
Дыхательная гимнастика
Беседы о здоровье.
Занятия- сказки
Занятия- путешествия
Тематические занятия
Интегрированные занятия
Праздники
Дни здоровья
Контрольно- диагностическая деятельность
Игровая деятельность:
подвижные игры; народные игры; спортивные упражнения на прогулке.
Самостоятельная двигательная активность в течение дня
Индивидуальные упражнения
Анкетирование.
Консультативные встречи.
Физкультурные досуги, праздники
Презентации проведенных мероприятий на официальном сайте ДОУ
Открытые занятия
Оформление уголков для родителей

2.1.2 Формы средства методы физического развития

Формы образовательной деятельности:

Физкультурные занятия

(игровые, сюжетные, тематические, диагностические, учебно- тренирующие)

Физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме дня

(утренняя гимнастика, спортивные упражнения на прогулке, физкультминутки, зарядка после дневного сна, динамические паузы, закаливание, оздоровительный бег, самостоятельная двигательная активность)

Физкультурно- оздоровительные мероприятия проводимы инструктором по физической культуре

Утренняя гимнастика

Один из важнейших компонентов двигательного режима дошкольников, направленная на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики: 1- 2 упражнения для мышц рук и плечевого пояса, которые способствуют расширению грудной клетки; 3- 5 упр. , укрепляющих мышцы живота, спины, ног. Упражнения для крупных групп мышц сочетаются с движениями для мышц шеи, кистей и пальцев рук, стопы.

Традиционными упражнениями для утренней гимнастики являются ходьба, бег, подпрыгивания, ОРУ.

Комплекс утренней гимнастики по возрастам представлен в приложении № 2.

(Утренняя зарядка.)

Оздоровительный бег

Бег – эффективное средство развития таких функций организма, как кровообращение, дыхание, обмен веществ. Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе – важнейшее средство воспитания общей выносливости дошкольников.

Оздоровительный бег проводится со средней группы и достигает 400 метров. К 6 годам она возрастает 600- 1000 м.

Правила при проведении оздоровительного бега:

  • Учитывать состояние здоровья детей, из уровень ДА, желание и настроение
  • После интенсивных двигательных нагрузок выполнять упражнения восстановления дыхания и расслабления
  • Заранее определить длину беговой дорожки, продолжительность бега
  • Постепенно увеличивать длину дистанции и продолжительность бега
  • Оздоровительный бег проводить систематически в любую погоду
  • Во избежание непредвиденных ситуаций и для определяя темпа с детьми должен бежать педагог: он задает темп бега, может перекинуться с детьми небольшими репликами, по характеру речи и внешним признакам решить, стоит ли продолжать бег.
  • Учить детей определять свое физическое самочувствие и по необходимости своевременно прекращать беговую тренировку
  • Одежда для беговых тренировок должна быть легкой, удобной, нестесняющей движений; неправильно подобранная одежа приводит к излишней потливости, раздражению кожи, скованности, неудобству в движении
  • Обувь должна быть по размеру, а также соответствовать погоде.

2.1.3. Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной области «Физическое развитие»

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д. ).

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников.

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного,
- физического и художественно- эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства

- оценку индивидуального развития детей;

5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Приоритетная сфера инициативы — познание окружающего мира. 4-5 лет

Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:
• Поощрять желание ребенка заниматься физической культурой, спортом, участия в спортивных развлечениях, праздниках.
• Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у детей.
• Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
• Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
• Привлекать детей к украшению спортивного зала к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
• Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

Содержания образовательной работы в рамках образовательной области «Физическое развитие» Физическая культура. Требования к физической подготовленности детей 4- 5 лет. (программный минимум.)

Содержание работы
Упражнения в основных видах движений
Упражнения в ходьбе. Упражнения в равновесии. Упражнения в беге. Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.
Ходить обычным шагом, на носках, на пятках, на наружных сторонах стопы, в полуприседе, с поворотами, с заданиями (руки на поясе, к плечам, в стороны, за спину и т. д. ). Ходить с перешагиванием через предметы (высота 15–20 см), по наклонной доске (высота 30 см, ширина 25 см), с предметами в руках, на голове, без предметов (высота 35- 40 см, ширина 30 см). Ходить спиной вперед (расстояние 2–3 м), со сменой темпа, «змейкой».
Ходьба приставным шагом, по шнуру и по бревну (высота 20- 25 см, ширина 10 см).
Ходить между линиями (расстояние между ними 10–15 см), по линии, веревке (диаметром 1,5–3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (высота 20–25 см, ширина 10 см), по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15–20 см, высота 30–35 см), с мешочком на голове. Сохранять равновесие, стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе; в кружении в обе стороны, руки на поясе. Бегать на носках, мелким и широким шагом, в колонне по одному и парами, «змейкой» между предметами, со сменой ведущего и сменой темпа, между линиями (расстояние 30–90 см), с высоким подниманием колен; бег со старта из разных исходных позиций (стоя, стоя на коленях и др. ); бег на скорость 15–20 м (2–3 раза), в «медленном» темпе (до 2 мин. ), со средней скоростью 40–60 м (3–4 раза); челночный бег (3 раза по 10 метров). Прокатывать мяч, обруч между предметами (расстояние 40–50 см), прокатывать мяч из разных исходных позиций одной и двумя руками; бросать мяч вверх и ловить его двумя руками (3–4 раза подряд). Бросать мяч друг другу двумя руками снизу, из- за головы и ловить его (расстояние 1,5 м). Отбивать мяч о землю правой и левой руками (не менее 5 раз подряд). Метать предметы на дальность (расстояние не менее 3,5–6,5 м), в горизонтальную цель (расстояние 2–2,5 м) правой, левой руками, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5–2 м.
Упражнения в ползании и лазанье. Упражнения в прыжках. Построения
и перестроения.
Музыкально- ритмические упражнения
Ползать на четвереньках (расстояние 10 м) между предметами, прокатывая мяч с поворотами кругом; ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь на руках; подлезать под препятствия прямо и боком, пролезать между рейками лестницы, поставленной боком; лазать с опорой на стопы и ладони по доске, наклонной лестнице, скату; лазать по гимнастической стенке (высота 2 м), перелезать с одного пролета на другой вправо, влево, не пропуская реек, чередующимся шагом. Прыгать на месте на двух ногах (20 прыжков 2–3 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 3- 4 м), с поворотом кругом, прыгать: ноги вместе – ноги врозь; с хлопками над головой и за спиной, на одной ноге (правой и левой); вперед- назад, с поворотами, боком (вправо,влево). Прыгать вверх с места, касаясь предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка. Прыжки с высоты 25 см, прыгать в длину с места 50- 70 см. Прыгать с короткой скакалкой. Строиться в колонну по одному по росту, в шеренгу, круг. Перестраиваться из колонны по одному в колонну по два в движении, со сменой ведущего; равняться по ориентирам. Перестроение в звенья на ходу. Поворачиваться направо, налево и кругом на месте и переступанием, размыкаться и смыкаться на вытянутые руки. Движение парами по кругу в танцах и хороводах; кружение по одному и парами; «пружинки», подскоки на месте, прямой галоп; постановка ноги на носок, на пятку.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед- назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4- 5 раз подряд); приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.
Статические упражнения Сохранение равновесия в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5- 7 секунд).
Исходные положения Стоя, стоя на левом, правом колене, сидя (ноги вперед, врозь, на пятках, лежа (на спине, на животе).
Спортивные упражнения.
Катание на санках Скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее, подниматься с санками на гору
Скольжение Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
Ходьба на лыжах Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим шагом. Выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо и наискось). Проходить на лыжах до 500 м.
Игры на лыжах «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучшее, «Воротца».
Катание на велосипеде Кататься на трехколесном и двухколесном велосипедах по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо и налево.
Подвижные игры
С бегом «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»
С бросанием и ловлей «Подбрось - поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
С ползанием и лазаньем «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»
На ориентировку в пространстве, на внимание Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».
Народные игры «У медведя во бору» и др.

Содержание образовательной работы по физическому развитию представлено в приложении № 3.

(Перспективный.)

2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы детей, родителей и педагогов.

2.2.1. Вариативные формы работы с учетом оздоровительных технологий

технология Совместная деятельность детей и взрослых Взаимодействие с родителями
Технологии
сохранения и
Стимулирования здоровья
Подвижные и спортивные игры
Ритмопластика
Динамические паузы
Релаксация
Гимнастики (зрительная, дыхательная, пальчиковая, после сна, корригирующая, ортопедическая)
Оздоровительный бег
Консультации
(индивидуальные, групповые)
Практикумы по освоению
различных видов гимнастик,
массажа.
Технологии обучения
Здоровому образу жизни
Парциальная программа «Физическая культура дошкольника» Л. Д. Глазырина
Нетрадиционные - игровые занятия
Самомассаж
Коммуникативные игры
Коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия

Парциальная программа

Организация и проведение разнообразных видов деятельности дошкольников в решении физкультурно- оздоровительных задач отражено в

парциальной программе «Физическая культура дошкольника» Л. Д. Глазырина

представляет программно- методическое пособие по физическому воспитанию детей трех – семи лет, в котором представлены современные идеи педагогики, оберегающей здоровье детей.

Автор Л. Д. Глазурина рассматривает проблему физического воспитания как проблему комплексного подхода к развитию ребенка. В пособии сделана попытка на основе диалектических взаимосвязей между разнообразными процессами и явлениями в системе оздоровительных, воспитательных, образовательных направлений программы физического воспитания в детском саду показать новые формы организации занятий физической культурой. Основное направление предложенной программы физического воспитания детей дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идею гармоничного развития ребенка.

Цель этих занятий – расширить кругозор детей, вызвать у них интерес к спорту, предоставить возможность испытать себя в любых спортивных играх. Как правило, дети, впервые пришедшие в детский сад, не подготовлены к работе в коллективе, физически слабы и эмоционально заторможены. Снять их напряжение, включить в активную деятельность помогают образные ситуации, сюжеты сказок, игровые приемы, которые активно используются на занятиях.

Задачи укрепления здоровья детей:

1. Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям.

2. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

3. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы

1. Создание условий

  • организация здоровье сберегающей среды в ДОУ
  • обеспечение благоприятного течения адаптации
  • выполнение санитарно- гигиенического режима

2. Организационно- методическое и педагогическое направление

  • пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
  • изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
  • систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
  • определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.

3. Физкультурно- оздоровительное направление

  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры

4. Профилактическое направление

  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
  • предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики
  • оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

2.2.2. Содержание работы инструктора по физической культуре с педагогическим коллективом

Эффективность организации физкультурно- оздоровительной работы в дошкольном учреждении во много определяется взаимодействием инструктора по физическому воспитанию с медицинским персоналом, музыкальным руководителем и воспитателями. Содержание работы с педагогическим коллективом представлено в Приложении № 4.

(Перспективный с воспитателями.)

Особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями воспитанников

Содержание работы с семьей по образовательной области «Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения).

Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша.

Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.

Физическая культура:

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику.

Стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес.

Создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи- знакомства, анкетирование семей.

Информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания.

Организация совместных мероприятий – приглашение родителей на спортивные праздники.

Просвещение родителей: создание памяток, оформление информационных стендов, сайт ДОУ.

План работы с родителями Приложение № 5 (Перспективный работа с родителями.)

 

3. Организационный раздел программы

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Требования, определяемые в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами:

В дошкольном учреждении имеется отдельный спортивный зал, соответствующий требованиям санитарных норм.

Зал обеспечен необходимой мебелью, играми и пособиями, спортивным инвентарем соответствующими возрасту детей дошкольного возраста.

Помещение имеет отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Все строительные и отделочные материалы безвредны для здоровья детей.

Уровни естественного и искусственного освещения соответствуют требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Источники искусственного освещения обеспечивают достаточное равномерное освещение всех помещений.

Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»

Автор Название Издательство год изд.
Микляева Н. В,
Виноградова Н. А.
Физическое развитие дошкольников. Ч. 1. Охрана и укрепление здоровья М.
«ТЦ Сфера»
2015
Микляева Н. В. ,
Прищепина С. С.
Физическое развитие дошкольников. Ч. 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств М.
«ТЦ Сфера»
2015
Л. Д. Глазырина Физическая культура дошкольникам Москва:
«Владос»
2001
Под
ред. Филипповой С. О.
Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения СПб.: «Детство
пресс»
2005
Вареник Е. Н Физкультурно- оздоровительные занятия с детьми 5- 7 лет М. «ТЦ Сфера» 2009
Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Здоровьесберегающие технологии в образовании Владимир: ВКТ 2008
Е. В. Сулим Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг М. ТЦ «Сфера» 2010
Под ред. Широковой Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении Ростов н/Д Феникс 2009
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду: Вторая младшая группа. - М. Мозаик Сити, 2015» М. Мозаика- Синтез 2015
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду: Средняя группа. - М. Мозаик Сити, 2015.» М. Мозаика- Синтез 2015
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду: Старшая группа. - М. Мозаик Сити, 2015» М. Мозаика- Синтез 2015
Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. Мозаик Сити, 2015» М. Мозаика- Синтез 2015
Лосева В. С Плоскостопие у детей 6- 7 лет. Профилактика и лечение М. ТЦ «Сфера» 2007
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3- 7 лет. М.: Мозаика- Синтез 2015
Т. А. Тарасова Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ М.: ТЦ Сфера 2006
Аверина И. Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие М.: Айрис- пресс 2009
Силюк Н. А, Дадонова Т. Л. Зимние физкультурные праздники для детей дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ М.: Айрис- пресс 2006
Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада М.: ТЦ «Сфера» 2004
Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения.: Для занятий с детьми 3- 7 лет М.: Мозайка- Синтез 2015
Щербак А. П. «Тематические физкультурные праздники» М.:ТЦ «Сфера» 2007
Харченко Т. Е. «Спортивные праздники»    
       
Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Книга для воспитателей детского сада М.:Просвещение 1992

3.2. Циклограмма непрерывной образовательной деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г. , регистрационный № 28564).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

для детей 5- го года жизни - не более 20 минут,

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

В средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,

в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут

В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно- оздоровительного цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Структура организации непосредственно организованной образовательной деятельности

НОД для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей.

В структуре организованной образовательной деятельности выделяются:

Вводная часть, которая направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к выполнению более сложных упражнений. Для первой части подбираются строевые упражнения, ходьба обычная, корригирующая и с заданиями, а также бег.

Основная часть (самая большая по объему и значимости), предполагает реализацию главных образовательных задач: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств и двигательных способностей. В состав второй части занятия включаются:

а) ОРУ;

б) Основные виды движений (или спортивных упражнений);

в) Подвижная игра.

В заключительной части обеспечивается переход от более интенсивных упражнений к менее интенсивным. Через 3- 5 минут по окончании занятия выравнивается функциональное состояние организма детей. Это малоподвижные игры, спокойная ходьба и упражнения на релаксацию.

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей, преемственности детского сада и школы.

Циклограмма проведения непосредственно -образовательной деятельности «Физическая культура» в спортивном зале и на воздухе на 2017-2018 учебный год

Дни недели Возрастные группы Время
Понедельник Средняя группа № 5
Старшая группа № 7
Подготовительная группа № 8
09. 00- 09. 20
09. 35- 09. 55
10. 20- 10. 50
Вторник Средняя группа № 11
Старшая группа № 10
Старшая группа № 13 (на воздухе)
Подготовительная группа№ 15
Подготовительная группа№ 6
08. 40- 09. 00
09. 00- 09. 25
11. 00- 11. 20
09. 40- 10. 10
10. 20- 10. 50
Среда Средняя группа № 12
Старшая группа № 7
Подготовительная группа№8
09. 00- 09. 20
09. 30- 09. 55
10. 20- 10. 50
Четверг Средняя группа № 5
Старшая группа № 10
Старшая группа №13
Подготовительная группа№6
Подготовительная группа№15(на воздухе)
Подготовительная группа№8(на воздухе)
09. 00- 09. 20
09. 35- 09. 55
15. 40- 16. 00
10. 20- 10. 50
11. 00- 11. 30
11. 30- 12. 00
Пятница Средняя группа № 11
Средняя группа № 12
Старшая группа № 10(на воздухе)
Старшая группа №7(на воздухе)
Подготовительная группа№15
Подготовительная группа№6
09. 00- 09. 20
09. 30- 09. 55
10. 20- 10. 45
11. 00- 11. 20
10. 20- 10. 50

 

Циклограмма проведения утренней гимнастики на 2017 - 18 учебный год

Дни недели Возрастные группы Время
Понедельник Средняя группа № 10
Старшая группа № 15
Подготовительная группа № 15
08. 00- 8. 10
08. 20- 8. 30
08. 10- 8. 20
Вторник Средняя группа № 12
Старшая группа № 7
Подготовительная группа№ 8
08. 00- 8. 08
08. 10- 8. 20
08. 20- 8. 30
Среда Старшая группа № 13
Подготовительная группа№6
Подготовительная группа№15
08. 00- 8. 10
08. 10- 8. 20
08. 20- 8. 30
Четверг Средняя группа № 11
Старшая группа № 7
Подготовительная группа№8
08. 00- 8. 08
08. 10- 8. 20
08. 20- 8. 30
Пятница Средняя группа № 5
Старшая группа № 10
Подготовительная группа№6
08. 00- 8. 08
08. 10- 8. 20
08. 20- 8. 30

Двигательная активность в режиме дня ДОУ

Содержание здоровьесберегающей деятельности Количество и длительность занятий (в мин. )
В зависимости от возраста детей
Мл возраст Среднийвозраст Старший возраст Подготов.
возраст
  1. физкультурно- оздоровительные занятия в ходе режимных моментов
Занятия физической культурой (мин)
3 раза в неделю,
одно на участке для детей 5- 7 лет(до - 15С).
В непогоду- в спортивном зале
а) в помещении 3 раза в неделю
15
3 раза в неделю
20
2 раза в неделю
25
2 раза в неделю
30
б) на улице - - 1 раз в неделю
25
1 раз в неделю
30
утренняя гимнастика (по желанию детей)
мин
Ежедневно
5- 6
Ежедневно
6- 8
Ежедневно
8- 10
Ежедневно
8- 10
Динамическая пауза между занятиями (мин) Ежедневно
10
Ежедневно
10
Ежедневно
10
Ежедневно
10
Дифференцированные игры- упражнения на вечерних прогулках Ежедневно
5- 8
Ежедневно
5- 8
Ежедневно
12- 15
Ежедневно
12- 15
Бодрящая гимнастика (мин) Ежедневно
5- 8
Ежедневно
5- 8
Ежедневно
8- 10
Ежедневно
8- 10
Оздоровительный бег (мин)
Ежедневно в утреннюю зарядку
- До 3 До 5 До 5
индивидуальная работа с детьми по освоению ОВД (мин)
Ежедневно во время прогулок
8- 10 8- 10 10- 12 10- 12
подвижные и спортивные игры, упражнения на прогулке Ежедневно во время прогулок
2 раза
(утром и вечером)
6- 10
Ежедневно во время прогулок
2 раза
(утром и вечером)
10- 15
Ежедневно во время прогулок
2 раза
(утром и вечером)
15- 20
Ежедневно во время прогулок
2 раза
(утром и вечером)
20- 30
физкульт- минутки во время НОД (мин) ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий
1,5- 2
ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий
2
ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий
3
ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий
3
Закаливающие мероприятия Ежедневно
3- 5
Ежедневно
5- 8
Ежедневно
8- 10
Ежедневно
8- 10
Упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия(мин) Ежедневно
3- 5
Ежедневно
5- 8
Ежедневно
8- 10
Ежедневно
8- 10
Закрепление музыкально- ритмических движений (мин) На прогулке
Ежедневно
10
На прогулке
Ежедневно
13
На прогулке
Ежедневно
15
На прогулке
Ежедневно
15
Активный отдых а) физкультурный досуг 1 раз в месяц
15- 20
1 раз в месяц
20- 25
1 раз в месяц
25- 30
1 раз в месяц
25- 30
б)физкультурный спортивный праздник в с/з или на воздухе(летний и зимний) - 1 раз в год 40мин 2 раза в год до 60 мин. 2 раза в год до 60 мин.
 в) день здоровья 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал
г) Неделя здоровья 2 раза в год 2 раза в год 2 раза в год 2 раза в год
Самостоятельная двигательная активность а)самостоятельное использование физкультурного и спортивно- игрового оборудования Ежедневно в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей
б)самостоятельные подвижные и спортивные игры Ежедневно в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

3.3. Особенности традиционных событий,

План физкультурно-оздоровительных мероприятий

Месяц Средняя группа
Сентябрь
«В гостях у синички»
Задачи:
- Знакомить детей с птицами- снегирем, дятлом;
- Закреплять знания о синицах и воробьях;
- продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки дошкольников.
Литература: «Спортивные праздники» Харченко Т. Е. стр. 52
Ответственный: Инструктор по физической культуре.
Октябрь Средняя группа
«Веселые подружки»
Задачи:
- Предоставлять детям возможность применять приобретенные на занятиях по физической культуре двигательные навыки и умения
- создавать у дошкольников радостное и бодрое настроение.
Литература: «Спортивные праздники» Харченко Т. Е. стр. 78
Ответственный: Инструктор по физической культуре
Ноябрь Средняя группа
«Обруч нам необходим, поиграют дети с ним»
Задачи:
- упражнять детей в беге за обручем в требуемом направлении;
- продолжать учить одновременному выполнению двух действий;
- Учить детей радоваться заслуженной победе.
Литература: «Спортивные праздники» Харченко Т. Е. стр. 38
Ответственный: Инструктор по физической культуре.
Декабрь Средняя группа
«Путешествие в сказкоград»
Задачи:
- Прививать детям любовь к спорту
- Развивать быстроту, ловкость,
- содействовать эмоциональному общению взрослого и ребенка.
Литература: «Организация спортивного досуга»
Соломенникова Н. М. стр 16
Ответственный: Инструктор по физической культуре.
Январь Средняя группа
«Веселая санница»
Задачи:
- Знакомить детей с русскими народными традициями,
- Оздоравливать организм ребенка с помощью движений и действий на свежем воздухе.
Литература: «Физкультурные праздники» Харченко Т. Е. стр. 36
Ответственный: Инструктор по физической культуре.
Февраль Средняя группа
«А ну- ка папы»
Задачи:
- Воспитывать интерес к движениям
- Воспитывать чувство товарищества
- Желание играть в команде
Литература:: «Организация спортивного досуга» Соломенникова Н. М. стр. 118
Ответственный: Инструктор по физической культуре.
Март Средняя группа
«Буратино в гостях у детворы»
Задачи:
- Вырабатывать умение двигаться легко и свободно
- Создавать у детей радостное, бодрое настроение.
Литература: «Физкультурные праздники» Харченко Е. У. стр. 99
Ответственный: Инструктор по физической культуре.
Апрель Средняя группа
Всемирный день здоровья
«Веселые старты»
Задачи:
- Прививать любовь к спорту,
- развивать быстроту, ловкость, смекалку,
- Воспитывать чувство гордости за свою команду.
Литература: «Организация спортивного досуга»
Соломенникова Н. М. стр. 90
Ответственный: Инструктор по физической культуре.
Май Средняя группа
«Праздник солнца»
Задачи:
- Знакомить детей с новыми подвижными играми.
- Продолжать учить детей играть в команде,
- Создавать у детей радостное настроение
Литература: «Спортивные праздники» Харченко Т. Е. стр. 33
Ответственный: Инструктор по физической культуре.

3.4. Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ

В ДОУ созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

1. Оборудован физкультурный зал со спортивным инвентарем, (шведская стенка, гимнастические скамьи, дуги, обручи, скакалки, мячи массажные, фитболы, косички);

2. Изготовлены пособия, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно- важные качества, увеличивают эффективность занятий. Использование таких пособий увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, повышает мышечный тонус, улучшает работу организма и приобщает детей к здоровому образу жизни. Такую функцию выполняет «Дорожка здоровья», которая состоит из пяти модулей, разные массажёры , устройства для развития ловкости, координации и др. Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.

3. На территории ДОУ имеется спортивная площадка: мини- стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно- игровое оборудование, яма с песком для прыжков, лабиринт, доска для броска в цель, футбольные ворота, баскетбольная стойка, змейка, дорожка для ходьбы.

Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки из спилов деревьев и травяной покров, которые способствуют сохранению равновесия, профилактике плоскостопия. Зимой пространство для организации подвижных игр, катанию санках.

Задачи, поставленные нашим дошкольным учреждением и обуславливающие достижения цели, состоят в следующем:
1. Работа с детьми: построение модели приобщения детей к физической культуре и спорту, ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов самосохранения, воспитание привычки заботиться о своем здоровье через все направления работы с детьми:

(организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью;

(обновление содержания учебно- воспитательного процесса дополнительными программами и инновационными здоровьесберегающими технологиями ориентированными на развитие целостной, физически подготовленной, культурно- нравственной личности ребенка, формирование у него основ здоровья, физических свойств и качеств, соответствующих возрастным, индивидуальным и личностным особенностям и возможностям;

(воспитание у детей чувства ответственности за свое здоровье, формирование целостного понимания здорового образа жизни;

(использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

2. Работа с педагогами: повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах физического развития и оздоровления детей:

(реорганизация деятельности методической службы направленной на построение целостного педагогического процесса ДОУи обеспечение качественной и эффективной поддержки педагогов в процессе освоения инноваций в области физического воспитания и оздоровления детей; 

(обеспечение использования в работе методической службы ДОУ эффективных форм организации;

(обеспечение освоения программы физического развития и внедряемых технологий физического воспитания и оздоровления;

(создание условий для профессионально- творческого роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении и проявления их активности.

3. Работа с родителями: осуществление преемственности ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления детей, изучение и активизация педагогического потенциала семьи;

(формирование у родителей активной позиции в физическом воспитании и оздоровлении ребенка; разработка и внедрение инновационных форм и приемов работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни;

(систематизация деятельности через разработку перспективного планирования работы с родителями по формированию здорового образа жизни.

4. Работа с социумом: организация на базе ДОУ консультативного пункта поддержки педагогов и родителей в вопросах физического развития и здоровья детей:

- развитие форм сотрудничества с социальными институтами по пропаганде здорового образа жизни;

- привлечение персонала дошкольных учреждений к организации и участию в спортивных мероприятиях;

- определение новых направлений работы с социальными институтами детства;

- расширение спектра форм работы ДОУ по пропаганде здорового образа жизни; для повышения престижа работы ДОУ в социуме, роста доверия к ней со стороны педагогической общественности расширение форм распространения своего опыта.

5. Предметно- развивающая среда: (организовать предметно- развивающую среду, стимулирующую развитие двигательной активности детей в разных видах деятельности.

Программа предусматривает решение программных задач в самостоятельной и совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Развитие физических качеств у дошкольников по модулю «физическая развитие»

Психофизические качества Направленность Физические упражнения
Быстрота- способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени Повышение работоспособности организма - Упражнения с ускорением, на скорость, с изменением темпа;
- скоростно – силовые упражнения: прыжки, метание;
- бег из усложненных исходных положений (и. п.)
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечного напряжения Развитие крупных мышечных групп; повышение работоспособности сердечнососудистой системы - ОРУ с предметами
- упражнения с повышенной сопротивляемостью: с набивными мячами, в парных упражнениях;
- бег на 30 м
- метание на дальность;
- прыжки (спрыгивание, прыжок вверх из приседа, на месте, с продвижением);
- ползание по - пластунски
Выносливость- способность организма выполнять мышечную работу небольшой и средней интенсивности в течение продолжительного времени Укрепление сердечнососудистой, дыхательной систем;
- повышение работоспособности организма;
- формирование волевых качеств
- Ходьба
- Бег в среднем и медленном темпе продолжительное время;
- Лазанье;
- Эстафеты, игровые задания
Ловкость – способность справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво Развитие крупных мышечных групп, телесной ловкости, развитие координации движений.
Формирование согласованных действий
Развитие «ручной» ловкости
Физические упражнения в основных движения: ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий. Изменение скорости и темпа выполнения упр. ; изменение направления движения; необычные и. п. ; смена способов выполнения движения.
Ходьба по ограниченной поверхности, совместные упражнения в парах, небольшими группами (с мячами)
ОРУ с предметами различной формы, массы, объема;
Пальчиковая гимнастика.
Построение, перестроение.
Подвижная игра.

Циклограмма использования разных видов оздоровительной деятельности

Виды оздоровительной деятельности Сроки проведения Ответственный
Утренняя гимнастика Ежедневно Воспитатели групп
Инструктор по физической культуре
Физическая культура
в зале
на воздухе
3 раза в неделю
(2 +1
с 5 лет)
Воспитатель по физкультуре
Воспитатели групп
Подвижные игры Ежедневно на прогулке и в свободное время Воспитатели групп
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна Воспитатели групп
Корригирующая гимнастика 2 раза в неделю Инструктор по физической культуре
Полоскание горла водой комнатной температуры Ежедневно после обеда Старшая медицинская сестра
Индивидуальные физические упражнения Ежедневно Воспитатели групп
Спортивные игры 2 раза в неделю Воспитатели групп
 Физкультурные оздоровительные досуги 1 раз в месяц Воспитатель по физкультуре, муз. руководитель
Спортивные праздники 2 раза в год Инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп
День здоровья Все группы, 1 раз в квартал Воспитатели по физкультуре, медсестра, музыкальный руководитель, воспитатели групп
Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности детей ежедневно воспитатели 
Танцевальные движения 2 раза в неделю Музыкальный руководитель
Привитие культурно- гигиенических навыков Ежедневно во время проведения режимных процессов Воспитатели, помощники воспитателя
Родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здорового образа жизни 2 раза в год Воспитатели, врач, медицинская сестра
Консультации, практикумы для воспитателей, знакомящие с новыми методами оздоровления Ежеквартально Мед. сестра, инструктор по физической культуре
Витаминотерапия 2 раза в год  медсестра
Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания,
работа с родителями)
В неблагоприятные периоды (осень- весна, возникновения
инфекции)
 медсестра
Физиотерапевтические процедуры: кварцевание  В течение года  медсестра
Музыкотерапия Использование музыкального
сопровождения
на занятиях
изобразительной
деятельности,
физкультуре и перед сном
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре медсестра,
воспитатель группы
Фитонцидотерапия
(лук, чеснок)
Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания  медсестра, младшие воспитатели
Ходьба босиком После сна, на занятии физкультурой в зале Воспитатели, инструктор по физической культуре
Облегченная одежда детей В течение дня Воспитатели, младшие воспитатели
 Оздоровительный бег (мин)  2 раза в неделю
в утр. прогулку
 Инструктор по физической культуре, воспитатели
Оздоровительно – игровой час который проводится в средних, старших и подготовительных группах 1 раз в неделю во второй половине дня. Воспитатели групп
Ходьба босиком После сна, на занятии физкультурой в зале при соблюдении теплового режима Воспитатели, инструктор по физической культуре

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

В Программе даны задачи психолого- педагогической работы, обеспечивающие развитие ребенка в деятельности по пяти основным направлениям: физическому, социально- личностному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому:

4-5 лет

Приоритетная сфера инициативы — познание окружающего мира.

Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:
• Поощрять желание ребенка заниматься физической культурой, спортом, участия в спортивных развлечениях, праздниках.
• Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у детей.
• Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
• Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
• Привлекать детей к украшению спортивного зала к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
• Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.





Новые публикации

Развлечение в младшей группе «Весеннее пробуждение Мишки»

Развлечение в младшей группе «Весеннее пробуждение Мишки» Цели: Закрепить с детьми знания о природе, животных. Развивать двигательную активность. Вызвать положительные эмоции, радостное настроение. Материал: костюм медведя, макеты...

Педагогический проект «Дарите детям радость жизни»

Педагогический проект «Дарите детям радость жизни» Актуальность «Театр – это волшебная страна, в котором ребёнок радуется, играя, и в игре он познаёт мир». Мерзлякова С.И. Принцип воспитания ребёнка...

Лэпбук «Домашние животные»

Лэпбук «Домашние животные» {pdf=download/files/presentation/file521.pdf|90%|700|native}

Читайте также

Сценарий досуга по ПДД «Ребенок на улице» в старшей группе

Сценарий досуга по ПДД «Ребенок на улице»в старшей группе   Цель: закреплять знания и соблюдение правил дорожного движения детьми. Задачи: закрепить умение называть...

Обучение умственно отсталых детей компьютерной грамотности

Обучение умственно отсталых детей компьютерной грамотности   Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать современными умениями, планировать...

Мастер-класс «Новогодняя поделка «Ёлочка-иголочка»

Мастер-класс«Новогодняя поделка «Ёлочка-иголочка»   Инструменты и материалы для работы: - картон (размер зависит от высоты изготавливаемой поделки); - клеевой пистолет; - вилки пластиковые; - ножницы; - баллончик...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

     
  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

     
  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

В блогах

Пространственная предметно развивающая с…

Пространственная предметно развивающая среда Физическое развитие  Двигательный центр Комплект разноцветных кеглей Мячи резиновые Флажки Доска ребристая Палки гимнастические Познавательное развитие Центр математики  Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр...

Дидактическая игра "Кто что ест…

Дидактическая игра «Кто что ест» для младших дошкольников ДОУ Цель: закреплять знания детей о животных (что они едят) развивать мышление, внимание,мелкую моторику рук, память, воспитывать желание заботиться о животных. Задачи:Развивать познавательный интерес, слуховое восприятие...

Дидактическая игра "Кто где живёт?…

«Кто где живет». Цель: Систематизирования представления у детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Задачи: Образовательные: -Формировать умение узнавать образ животных в изображении; -Формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания...

Дидактическая игра "Кто чем питаетс…

Дидактическая игра "Кто чем питается" для детей 3-4 летЦель: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.Техника изготовления:1 вариант: Обклеить цветной бумагой спичечные коробки...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство