Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет 2-й младшей группы «Солнышко»

 

Составлена на основе примерной комплексной программы «Радуга»: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 8 лет в условиях детского сада.

Авторы: С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова.

Научный руководитель: Е.В.Соловьева.

Срок реализации программы - 2017-2018 учебный год.

 

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка:

1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы.

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы «Солнышко» (возраст детей о т3 до 4 лет) разработана в соответствии с нормативными документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12. 2012 года № 273 – ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сада комбинированного вида №3 «Малыш».

Рабочая программа рассчитана на один учебный год с 1сентября 2017г. по 31мая 2018г.

Цели программы:

- повышение социального статуса дошкольного образования;

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования;

- психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

2) обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;

3) приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

4) формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, предпосылки учебной деятельности;

5) создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6) объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

7) формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности;

8) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:

  1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. Принцип сотрудничества детского сада семьей;
  6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;

10) Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

11) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

1.3. Характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста

Группа «Солнышко» является возрастной группой МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Малыш». Общая численность детей в группе 26, из них 16 мальчиков и 10 девочек.

Возрастные особенности детей 3-4лет

В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц   восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

1.4.1. Планируемые результаты освоения Программы (обязательная часть)

Планируемые результаты развития детей дошкольного возраста разработаны на

основании культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, которые позволяют рассматривать развитие личности ребенка в единстве его познавательных,

эмоционально-личностных и поведенческих качеств. Планируемые результаты

представляют собой целевые ориентиры для дошкольной ступени образования,

описывающие достижения ребенка к концу каждой возрастной ступени.

В ходе сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками осуществляется процесс

развития личности ребенка, результатом которого является решение актуальных для

каждого возрастного этапа «задач развития». Полноценная реализация этих «задач

развития» обеспечивается гармоничным взаимодействием всех институтов социализации

(детского сада, школы, семьи, учреждений дополнительного образования),

осуществляющих обучение и воспитание детей дошкольного возраста.

К четырем годам ребенок:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Ребенок предпочитает общение с взрослым, делится своими впечатлениями, испытывает потребность в сотрудничестве с ним, обращается за помощью.
  • Проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, стремится утешить обиженного, порадовать, помочь.
  • Старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил.
  • Объединяется со сверстниками в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий; участвует в коллективных играх, поддерживая положительные взаимоотношения.
  • Умеет организовать или поддержать ролевой диалог в игровых сюжетах с двумя действующими лицами.
  • Умеет занять себя игрой (любой: режиссерской, образно-ролевой, игрой-экспериментированием и т.п.).
  • Пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды.

Познавательное развитие

  • Ребенок имеет представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, назначение).
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
  • Знает свое имя, фамилию, пол, возраст.
  • Замечает происходящие в природе сезонные изменения.
  • Может исследовать и конструировать под руководством взрослого, использует разные способы обследования предметов.
  • Различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали; целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки.
  • Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества.
  • Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, куб (кубик), находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  • Умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения.
  • Различает пространственные отношения от себя: впереди -сзади, вверху -внизу, справа - слева.

Речевое развитие

  • Ребенок имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (знает названия и назначение предметов ближайшего окружения, их качества, действия с ними; называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).
  • В речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительным в роде, числе, падеже, употребляет простые пространственныe предлоги; названия животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа.
  • Может (самостоятельно или с помощью воспитателя) поддерживать разговор по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов, картин, игрушек или в ходе наблюдений в природе.
  • Способен сосредоточенно слушать, следить за развитием действия, понимать содержание художественного произведения.
  • Может запомнить и воспроизвести небольшой стихотворный текст.

Художественно-эстетическое развитие

  • Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
  • Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда.
  • Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным).
  • Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах, а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любит манипулировать с музыкальными инструментами, может сыграть простейшие звукоизобразительные импровизации.
  • Поет естественным голосом, с удовольствием подпевает с взрослым.
  • Любит двигаться под музыку и двигается ритмично в умеренном темпе, меняет характер движения в соответствии с изменением характера или сменой частей музыки, ритмично исполняет элементарные плясовые движения.
  • Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее.

Физическое развитие

  • Ребенок имеет достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам.
  • Проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление движения по желанию или по команде.
  • Умеет прыгать в длину с места, энергично отталкиваясь на двух ногах в прыжках.
  • Умеет катать мяч с расстояния по заданному направлению, бросать мяч двумя руками от груди, ударять мяч об пол, подбрасывает мяч вверх 2-3 раза подряд и ловит его.
  • Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.
  • Имеет элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности

1.4.2. Планируемые результаты освоения Программы (часть, формируемая

участниками образовательных отношений)

Планируемые результаты освоения авторской Программы «Познаю мир»

Возраст 3-4 года

Планируемый результат:

- Знаком со свойствами песка (влажный песок пригоден для игр) и воды (прозрачная, не имеет запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес).

- Знает свойства с воздуха, может обнаружить его в окружающем пространстве.

- Знаком с понятиями «легкий», «тяжелый»; может определять вес предметов и группировать предметы по весу.

- Может определять температурные качества веществ и предметов.

- Знаком с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); знает, что свет не проходит через разные предметы.

- Знает свойства бумаги и ткани.

- Знаком с направлениями («вверх-вниз», «вперед-назад») и скоростью движения («быстро - медленно»).

- Может определить предмет по издаваемому звуку.

- Знает свойства (режется, горит, не бьется, не тонет) и качества (твердость, структура поверхности, степень прочности, толщина) древесины.

- Знаком с качествами (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойствами (мнётся, бьётся, размокает) глины.

- Может различать и называть на картинках и по словесному описанию природные явления: снегопад, дождь, радуга, ветер, гром и гроза.

Планируемые результаты освоения авторской программы «Мой дом - моя Родина»

Возраст 3-4 года

Планируемый результат:

- Знает членов своей семьи, узнает их по фотографии.

- В игре передает семейные отношения заботы друг о друге.

- Проявляет внимательное отношение к близким людям.

- Знает профессии людей, которые трудятся в детском саду.

- Знает название города и микрорайона, где живет.

- Проявляет интерес к народным праздникам.

- Знает диких и домашних животных нашего края.

- Узнает и называет птиц, прилетающих на участок.

- Имеет первоначальные представления о правилах поведения в природе.

Для успешного усвоения детьми Программы разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты и определяется целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная деятельность.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы).

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

  • для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования;
  • для одаренных детей.

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

Воспитатели совместно с узкими специалистами разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса детей, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории).

При разработке индивидуального маршрута учитываются следующие принципы:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка;
  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

  • принцип соблюдения интересов ребенка; принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);
  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
  • принцип отказа от усредненного нормирования;
  • принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Предполагаемый результат реализации индивидуальной траектории развития

Для детей, не усваивающих основную образовательную программу дошкольного образования:

  • Будет создан благоприятный эмоциональный фон и условия, благоприятствующие раскрытию личностного потенциала ребенка.
  • У детей будет развиваться интерес к учебной деятельности;
  • Повысится уровень коммуникативной сферы, потребность в общении друг с другом.
  • Ребенок будет проявлять стойкий интерес к физическим упражнениям.
  • Возрастет уровень эмпатии и толерантности к сверстникам и взрослым.

Для одаренных детей:

  • У ребенка сформирован высокий уровень творческих навыков, познавательной и физической активности, оригинальность и нестандартность мышления.
  • Ребенок активно проявляет любознательность, лидерские качества, увлеченность и способность к самостоятельному выбору занятия.
  • Активно участвует в муниципальных, региональных и Всероссийских спартакиадах, олимпиадах, фестивалях, конкурсах и т.п.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, не усваивающих Программу мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Условия реализации индивидуального маршрута (учебного плана) должны соответствовать условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, установленным ФГОС ДО.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...

Весёлый колобок

Весёлый колобок Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Младшая группа. Тема: «Весёлый колобок». Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Грибной мир» Цель: формировать знания детей о грибах, как удивительных обитателях леса. Задачи: Обучающие: Обобщить, закрепить знания детей...

Читайте также

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Анализ литературного произведения» Цель: формировать умения анализировать литературное произведение через усвоение...