Проект «Праздник гусей»

 

Паспорт проекта

Цель проекта: обогащение представлений о башкирском народном празднике – «Каз омэхе» – праздник гусей.

Задачи проекта:

Образовательные. Закреплять знания о домашних птицах, познакомить с трудом взрослых по разведению домашних птиц, приучать принимать посильное участие в труде.

Развивающие. Развивать интерес к национальным традициям.

Воспитательные. Воспитывать гражданственность, уважение к башкирским народным традициям и толерантного отношения к культуре и традициям других национальностей.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: творческий.

Срок реализации проекта: 2 недели.

Актуальность. Истоки современных проблем в духовной сфере- в незнании собственных корней, своей истории и культуры, в отказе и забвении национальных традиций. А это приводит к бездушному отношению к родной природе, к окружающему миру людей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, помощь и консультирование родителей.

Музыкальный руководитель: подбирает репертуар и разучивает движения танцев, песен и хороводов.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: закрепляют полученные детьми знания на практике, помогают в изготовлении атрибутов к празднику, организовывают чаепитие для детей.

1. Организационный этап проекта.

Определение темы, формулировка цели и задач.

Подбор методической и художественной литературы, работа с родителями по изготовлению атрибутов к празднику, подбор музыкального репертуара, разработка сценария, атрибуты к сюжетно – ролевым и играм – драматизациям.

2 этап - осуществления проекта «Праздник гусей».

 

Образовательная область.

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Тематические занятия «Домашние птицы».

Игровая деятельность


Сюжетно-ролевая игра «Бабушкин двор», «Семья».
Игры-драматизации по произведениям: «Курочка Ряба», «Зимовье»

Подвижные игры «Лиса и гуси», «Гуси - лебеди».

Настольно – печатные игры: «Домашние животные», «Что за птица?», «Чей домик».

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам «Как я отдыхал в деревне летом», «Домашние птицы» рассказы по картинам «Домашние животные и птицы».

Пословицы и поговорки о труде
Чтение сказок «Петух - батыр», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко»

К.Ушинский «Гуси», «Петушок с семьей», К.Кинябулатова «Гусята», А.Игебаев «Пеструшка – хвастушка».

Беседы «Я забочусь о домашних птицах», «Если бы я жил в деревне».

Познавательное развитие.

 

Природа

«Птицы нашего края».

Конструирование

Оригами «Гусь».

Художественно – эстетическое.

ИЗО

Рисование «Деревенский двор», лепка «Птичник» аппликация «Нарядный петух»

Музыка

«Песня о дружбе» муз. М.Бикбовой, сл.К.Даяна.

 

3 этап – презентация.

Проведения праздника гусей.

Оценка результатов проекта.

  • Дети закрепили знания о домашних птицах и о труде взрослых по выращиванию домашних птиц.
  • Дети закрепили знания о пользе домашних птиц.
  • Проявляют интерес к народным праздникам и традициям.

Итог

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети, родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

 

(Приложение 1)

Праздник гусей.

Цель. Формировать интерес к башкирским народным праздникам, воспитывать гражданственность, чувство взаимопомощи и дружбы между народами, любовь и уважение к традициям других народов.

Ход праздника.

Дети под музыку парами заходят в зал. Садятся.

Хозяюшка. Вот и первые морозы пришли. Пора гусей резать. Славно поработали мы летом. Правильно говорят «Кто не работает – тот не ест». Гуси нынче жирные, крупные, пушистые. Что это я сижу, скоро помощники придут, пойду воду нагрею.

Ребенок.

Этот праздник – «День гусиный»

К нам пришел из далека.

Мы придем лишь попросите-

Поработаем, друзья.

Выходят два мальчика – созывалы.

1 мальчик

Гей! Веселей собирайся, народ,

Гусиный праздник в гости идет.

Спешите, спешите, спешите,

Друзей с собой захватите.

На праздник всех зовем,

Потрудимся, потанцуем, попоём.

2 мальчик.

Настала такая пора

Поработаем, друзья

Приходите, на людей посмотреть,

И себя показать.

Идут гости.

Хаумыхыгыз, куршелэр! Здравствуйте, соседи!

Хозяйка. Проходите соседи дорогие!

Садитесь на скамьи дубовые, поближе к теплу, свету.

Гости. Мы пришли работать, много слов только для книг хороши.

Приходят русские гости.

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Как зашли мы, зашли

Да в хорошую избу.

Здравствуйте, ребята!

Щедрый день, добрый день!

Здравствуйте, слыхали у вас праздник гусей сегодня. Мы пришли помочь.

Хозяйка. Проходите, проходите. В такой день- никто лишним не будет.

Ребенок

День осенний, день гусиный

Он в году бывает раз.

Нет родной земли красивей,

Не нарадуется глаз.

Ребенок.

День гусиный- праздник буден,

Праздник блага и добра,

Пусть майдан просторней будет

Веселиться до утра.

Хозяйка.

Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом жителями села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух – на подушки, которые пойдут на приданное невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Гусь не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. А гусиный жир обладает лечебным свойством.

- Где мои джигиты, принесите нам гусей.

Композиция: пощипали гусей (пословицы о труде), мальчики рубят прорубь, гусей повесили на коромысла, пошли к пруду. Девочки с коромыслами, мальчики за ними. Помыли, танец групповой. (баш. нар мелодия). Идут обратно, отдают гусей хозяйке.

Игра. «Кто быстрее обдерет перо?»

- Ведущий. По обычаю, остатки перьев мы должны разбросать на берегу речки, высказать пожелания, чтоб на будущий год у хозяйки выросло еще больше гусей.

Девочки

Перышко, перышко,

Лети далеко, лети высоко,

Подари хлеба обильные,

Лето жаркое,

Счастье и радость

В наш любимый край.

Хозяйка.

Гусь наш варится в печи,

А вам детвора, всем на улицу пора:

В игры играть да веселье продолжать!   

Ребенок.

Мне не надо, мне не надо

Ни подарка, ни награды

Мне бы только стать джигитом

Настоящим, знаменитым.

Выходите, джигиты, кто хочет померится силой.

Игра «Кто сильнее?» Правила игры: два мальчика сидят друг перед другом опираясь ступнями, держат палку. По счету кто – то должен перетянуть палку к себе.

Потешки. (русский)

- Федул, что губы надул?

- Да, кафтан прожег

- Можно ли зашить?

- Да иглы нет

А велика ли дыра?

- Остались ворот да рукава.

Тимербай (башкиркий)

Пять сынов у Тимербая,

Нет им равных в нашем крае,

На реке они купались,

Умывались, полоскались,

А помывшись - обнимались

А обнявшись –одевались,

А потом дрова рубили,

Хлеб отборный молотили,

И не ели и не пили,

Потому что – тьма забот.

«Хороши у Тимербая,

Сыновья, не надо рая» -

Так от края и до края

Восхищается народ.

Шуточный башкирский танец. (баш. нар мелодия)

Загадки.

Идет дедушка, отряхивается,

Чуть не падает, спотыкается.

Белой шубой накрывается. (зима).

Вечером умирает

Утром оживает. (день)

Голова ее на горе, а ноги в море,

Вьется, извивается,

Никто не знает, где кончается. (река)

Русские.

Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (солнце)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки. (гусь).

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять. (утенок)

Под. Игра «Лиса и гуси» (гуси плавают в «пруду», лиса идет вокруг пруда и поет песню. Песня заканчивается, гуси убегают).

Эй, ты, лисонька, берегись,

Убегай скорее в лес,

Прибежишь гусенка взять –

Можешь хвостик обломать.

Игра «Плетень» (Р.н.мел. об. С.Бозренкова.)

Песня «Мин уземде яратам». «Я люблю себя» (Муз. А.Зиннуровой, сл. Илембетова.)

Много у меня друзей. К.Кинъябулатова.

Я надела фартук белый, набрала муки,

Приготовила морковку – будут пироги.

Я сегодня пригласила всех своих друзей.

Надо, надо постараться все испечь скорей.

Беляши с гусятиной, с кониной бишбармак,

Пироги с калиной, сладкий баурсак.

Едут – едут к нам на праздник милые друзья.

Самолетом, пароходом – мешкать мне нельзя.

Много – много драгоценных у меня друзей,

В разных городах и селах Родины моей. (перевод И.Ковалевой).

Песня о дружбе. (Муз. М.Бикбовой, сл. К.Даяна.)

Хороводный танец и вынос гуся. (баш. нар. мелодия)

Чаепитие.





Новые публикации

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема:…

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения Для детей средней группы (4-5 лет) Цель: формирование знаний детей...

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся)

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся) Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый...

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С…

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова) Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. Учить узнавать и...

Читайте также

Значение фольклора в развитии речи детей

Значение фольклора в развитии речи детей   Фольклор – это народное устное и музыкальное творчество. В силу возраста маленьким детям куда проще и легче воспринимать различные формы...

Педагогический проект «Здоровые дети – счастливые дети!»

Педагогический проект«Здоровые дети – счастливые дети!»   Введение Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный. Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. Реализация проекта: Долгосрочный. 2013 – 2014 учебный год (сентябрь – май). Участники...

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста…

Педагогический проект«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями» Содержание Актуальность Цель проекта Задачи проекта Тип проекта Участники проекта Направленность развития деятельности Этапы реализации...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

"Мы помним те великие года"

Праздник День Победы «Мы помним те великие года» старшая и подготовительная группа   Цель: - познакомить детей с историческим прошлым нашей страны - развивать гражданско-патриотические чувства - развивать ловкость и внимание Задачи: - формировать у детей знания о героях Великой...

Исследовательская работа «Сквер имени В..И.Чапаева»

В этом году столице нашей республике – Чебоксары отмечает 550 лет со дня основания. Одно из самых посещаемых мест Чебоксары – сквер имени В.И.Чапаева. Здесь любят отдыхать и чебоксарцы, и туристы. Цель моей исследовательской работы узнать историю Сквера имени В.И.Чапаева...

Проект в средней группе "Осень разноцветная"

МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Проект в средней группе  « Осень разноц ветная » Подготовили воспитатели:  Кострикова О.В.,   2020 -2021 г.   Тип  проекта – исследовательский , информационно – творческий. Сроки реализации – средней продолжительности 14.09.2020-23.10. 2020г. Участники...

Сценарий вечера развлечения по безопасности дорожного движения " Как муравьишка у дороги играл"

Конспект сценария вечера развлечения по ПДД для детей 5-6 лет « Как муравьишка у дороги играл» Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая, театрализованная. Цель: закрепление...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство