Экологический проект средней продолжительности
«Комнатная азбука»
Я представляю опыт реализации одного проекта средней продолжительности «Комнатная азбука». Проект рассчитан на 8 занятий (2 месяца). Проект предполагает совместную деятельность педагога, детей, родителей. Реализуется посредством включения разнообразных видов деятельности: наблюдения, изготовление различных моделей, приспособлений для наблюдений и экспериментирования, составление рассказов, решение проблемных ситуаций и др.
Проблема:
Цель: Растение погибает. Как его спасти?
- Воспитание экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе, закрепление знаний детей о комнатных растениях, ухода за ними.
Задачи:
- Формировать знания детей о комнатных растениях.
- Дать представления о строении, значимости комнатных растений.
- Углубить знания о приёмах по уходу за растениями.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому в группе
- Учить делать элементарные выводы и умозаключения.
Ожидаемые результаты:
- раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
- повышение экологической культуры воспитанников;
- развитие мышления, эмоциональной сферы дошкольников и совершенствование сенсорных навыков;
- привитие детям бережного отношения к комнатным растениям.
Структура проекта.
Реализация мероприятий проекта велась поэтапно.
План поэтапных мероприятий
1 ЭТАП подготовительный |
2 ЭТАП реализация проекта |
3 ЭТАП итоговый |
1. |
2. |
3. |
Анкетирование родителей с целью выяснить, что родители знают об экологии, есть ли у них дома комнатные растения. Определить уровень знаний детей о растениях вообще и о комнатных. Предложить родителям поприсутствовать на занятии, совместно провести опыты, наблюдения, эксперименты, привлечь их в беседу. Для поведения этого проекта подготовила материал для наблюдений: вода, земля, песок, глина, баночки, лупы,… Для изо - деятельности: кисточки, баночки с водой, гуашь, пластилин, стеки, доски, салфетки. Фотографии, альбом с комнатными растениями. Книги с иллюстрациями о комнатных растениях. |
Рассматривание альбома, книг, о комнатных растениях. Совместная беседа детей, педагога «Что необходимо растениям для жизни?»; «Как поливать комнатные растения?»; «Как дети с родителями заботятся о комнатных растениях?»; «В каких случаях дарят цветы?». Беседа с родителями о знании названий комнатных растений, их внешнем виде. Провести опытническую работу: «Какой бывает вода», «Установление способности растения к поиску света», «В почве тоже есть воздух», «Через какую почву влага проходит лучше». При помощи луп рассмотреть листья, цветы растений. Предложить родителям викторину «Что где растет». Чтение стихов, загадывание загадок о комнатных растениях. Рисование комнатных растений по желанию детей, лепка. Дидактические игры: «Где спряталась матрёшка?»; «Что изменилось?»; «Найди такое же»; «Угадай растение по описанию»; «Опиши, я отгадаю»; «Чего не стало?»; «Найди растение по названию»; «Что сначала, что потом?». «Кто посадил цветы»; «Цветочный магазин». Подвижные игры: «Собери цветок из лепестков»; «Живая клумба»; «Мы – цветы»; «Волшебная палочка»; «Укрась цветами ковёр». |
Оформление фото - выставки по материалам проекта. Выставка рисунков, поделок. Работа с родителями: Создание экологической книги «Комнатные растения» |
Для реализации своего проекта я разработала перспективное тематическое планирование.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ |
С ДЕТЬМИ |
С РОДИТЕЛЯМИ |
Коммуникация |
Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений. |
Чтение научно-популярной и художественной литературы по теме; |
Художественное творчество |
Изготовление цветов из бумаги; Аппликация «Фиалка»; Пластилинография «Букет»; Конструирование цветов из мозаики. |
Рисование красками, карандашами, мелками комнатных растений; Создание экологической книги «Комнатные растения» |
Труд |
Совместная работа детей и педагога в «уголке по уходу за комнатными растениями». Знакомство с профессией садовода. |
Создание экологической книги «Комнатные растения» Привлечение родителей в субботники по благоустройству участка, |
Физическая культура |
Подвижные игры: «Собери цветок из лепестков»; «Живая клумба»; «Мы – цветы»; «Волшебная палочка»; «Укрась цветами ковёр»; |
Памятка с содержанием игр: «Мы – цветы»; «Волшебная палочка» |
Музыка |
Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» П.И.Чайковского; Танец «Любимый цветок». |
|
Социализация |
Беседы о правилах поведения на природе. Обыгрывание социально-игровых ситуаций. |
|
Познание |
Наблюдения за комнатными растениями, опыты, эксперименты. |
Оформление папки-передвижки «Что интересного можно узнать из эксперимента и опыта» |
Здоровье |
Беседа о пользе тех комнатных растений, которые ценятся не только красотой, но и своими целебными свойствами (алоэ, каланхоэ, гибискус, сансевьера, толстянка). |
|
Безопасность |
Беседа о том, что среди красивых, и безобидных растений на подоконнике могут расти те, с которыми нужно обращаться с осторожностью. |
|
Чтение художественной литературы |
Заучивание и чтение стихотворений о растениях; рассказов о природе. |
|
Участники данного проекта дети старшей группы. Работа проходит в три этапа. На первом этапе в совместной работе воспитателя, детей и родителей были рассмотрены альбомы с изображениями дикой природы и комнатных растений. Сравнивали, находили сходства и различия. Играли в дидактические, подвижные игры.
Родителям предложено заполнение анкет, с которыми они успешно справились. Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначали проблемы, требующие педагогической помощи. Для устранения проблем проводились консультации для родителей.Постоянное сотрудничество с родителями поможет воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
На втором этапе так же проводились беседы, наблюдения. Слушали музыкальные произведения, проводили опыты, и эксперименты после которых дети сами делали выводы и умозаключения. Игры дидактические и подвижные как в группе, так и на прогулке. Дети проявили свое творчество в рисовании, лепке, аппликации.
На третьем заключительном этапе были подведены итоги проекта.
Для чего же нам нужны комнатные растения?
Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
Оформили памятку по уходу за комнатными растениями:
- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
- Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Оформили выставку рисунков, поделок, папку-передвижку, экологическую книгу «Комнатные растения».
В ходе работы над проектом дети научились:
- вести наблюдения;
- проводить опыты;
- различать растения по виду и происхождению;
- правильно подбирать почву для посадки;
- правильно ухаживать за растениями.
Читайте также |
---|
План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…
План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...
Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения»
Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения‚ дорожных знаков. Задачи: 1.Уточнить и...
Большая маленькая звезда
Большая маленькая звезда (С разных сторон выходят 2 мальчика.) 1 мальчик: Привет, дружище! Как живёшь? По секрету мне шепнёшь? 2 мальчик: Да, чего тут...