Проект «Наш календарь природы»

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: экологический, исследовательский.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы.

Сроки реализации проекта: со 2 ноября по 20 ноября.

Актуальность:

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. У ребенка все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе

Цель проекта:

создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников по ознакомлению с миром природы.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей экологические знания и культуру поведения в природе.
  • Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе и отмечать их в календаре природы;
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Научить проводить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы, фиксируя их в журнале наблюдений.
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Пополнить развивающую среду в группе.

Планируемые результаты:

  • У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети знают взаимосвязь в природе, бережно относятся к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым
  • У детей развит интерес к явлениям и объектам природы.
  • Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.
  • Пополнена развивающая среда в группе.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

  • Составление плана работы по проекту.
  • Сбор, накопление материала.
  • Создание календаря природы – графической модели, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природеВыбор условных обозначений.
  • Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  • Подбор литературы по проблеме.

II этап: Основной

Социально-коммуникативное развитие:

  • Ведение календаря природы и журнала наблюдений
  • Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы:

«Почему желтеют и опадают листья?», «Разве снег греет?», «Откуда берется иней?», «Прозрачность льда», «Цветные льдинки», «Испарение влаги с листьев растений», «Круговорот воды в природе», «Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных», «Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений»

  • Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Подбери карточки», «Кого встретим?», «Путаница», «Времена года», «В какое время года нужны эти предметы?», «Домики времен года», «Что за чем?», «Что сначала, что потом?»
  • С.Р.И. «Мы метеорологи», «Мы экологи», «Мы синоптики»
  • Чтение экологических сказок: «Все живое нуждается в воде», «Сила Дождя и Дружбы», История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), «Кто землю украшает» (А. Лопатина), История одной Елочки
  • Проведение опытов и экспериментов: «Пар-это вода», «Что бывает с паром при охлаждении?», «Как снег превращается в воду», «Здравствуй, ветер», «Радуга в комнате» и т.д.

Познавательное развитие:

  • Просмотр презентаций: «Времена года в живописи», «Зимующие и перелетные птицы», «Явления в природе»
  • ФЭМП на темы «Дни недели», «Вчера, сегодня, завтра», «Времена года и месяцы»
  • Целевые прогулки вокруг детского сада с целью формирования умений устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми природными явлениями, умение делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Учимся заполнять календарь природы», «Для чего нужен календарь природы», «Профессии: эколог и метеоролог»

Речевое развитие:

  • Подбор пословиц и поговорок о временах года.
  • Подбор стихов о временах года.
  • Загадки о птицах, о временах года, о явлениях в природе
  • Беседы: «У природы нет плохой погоды», «Какая бывает погода?», «Городские птицы», «Что мы знаем о птицах», «Деревья нашего двора», «Для чего нужно знать какая погода»
  • Народные приметы про погоду
  • Составление мнемотаблицы-алгоритма описательного рассказа-наблюдения за погодой

Художественно-эстетическое развитие:

  • Аппликация на тему «Четыре времени года»
  • Раскрашивание обложки календаря природы «Дерево в разное время года»
  • Лепка «Птички на кормушке»
  • Рассматривание картин известных художников на тему «Природа в разное время года»
  • Рассматривание черно-белой картинки и определение времени года
  • Слушание произведений Антонио Вивальди «Времена года»

Физическое развитие:

  • Подвижные игры: «Птички и дождик», «Снег кружится», «Перелет птиц», «Два мороза», «Льдинки, ветер и мороз», «Снеговик»
  • Физкультурное занятие на улице «Путешествие по временам года»

Работа с родителями:

  • Участие в сборе природного материала.
  • Консультации для родителей: «Значение календарей и их виды», «Наблюдение в природе»
  • Проведение опытов в домашних условиях
  • Изготовление обложек для индивидуальных тетрадей наблюдения за природой
  • Привлечение родителей созданию сборника экологических сказок

Результат проекта:

  • Настенный календарь природы
  • Индивидуальные тетради наблюдений за природой
  • Библиотека для домашнего чтения
  • Альбом «Времена года в рисунках и в художественном слове»
  • Медиатека «Времена года в живописи»
  • Коллекция семян, природного материала, гербарий, султанчики для опытов с воздухом
  • Видеотека, фототека с опытами в домашних условиях
  • Сборник экологических сказок

Организуя работу с календарем, мы используем различную информацию: предметно – схематические модели, алгоритмы, графические модели (мнемотехника), предметные и сюжетные картинки. Модели меняются, и находится как постоянно (это дни недели, время суток, блок вчера сегодня завтра), так и временно (зависит от сезона времени года)

Модели доступны детям – внесены в предметно – развивающую среду. Содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям. Все это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию действовать в соответствии с ними.

Заключение.

Опыт внедрения календарей показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.

Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.

Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора.

Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.



Новые публикации

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Родительское собрание по теме: «Сотрудничество детского сада и семьи в…

Родительское собрание по теме: «Сотрудничество детского сада и семьи в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» Актуальность темы – это взаимодействие и сотрудничество...

Сценарий развлечения ко Дню Космонавтики в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Сценарий развлечения ко Дню Космонавтики в подготовительной группе «Космическое путешествие» Цель: Расширение и закрепление знаний детей о Космосе. Развитие выносливости средствами физических упражнений...

Читайте также

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Транспорт»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Транспорт»

Путешествие в страну Геометрию

Путешествие в страну Геометрию Задачи: Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц, содействовать профилактике плоскостопия. Развивать двигательные способности и физические качества. Формировать умения...





В блогах

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель»

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель» Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка. Задачи: Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. Расширить и обогатить педагогические умения родителей по вопросам...

«Взаимовыручка и дружба»

Методическая разработка на тему: «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.   Цель: формирование духовно-нравственные ценности. Задачи: 1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества. 2. Развивать умение слушать и слышать товарищей. 3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную...

Театрализованная игра сказка «Огород-теремок»

Ход сказки. Ведущий: Хорошо летом в огороде, только комарики звенят, выбегают два комарика и поют песню «Комар», сл. и муз. М.Л. Лазарева. Ведущий:  А овощи на грядках витаминов набираются от солнышка ясного, от дождика теплого. Весело живут, песни поют. Овощи поют...

«Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»

Тема: «Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»   Цель: формировать умение разучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Задачи: -развивать память, наглядно-образное мышление,внимание; - развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность; - расширять словарный запас; -закрепить знания детей, о признаках осени при...