Проект «Наш календарь природы»
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: экологический, исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы.
Сроки реализации проекта: со 2 ноября по 20 ноября.
Актуальность:
Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. У ребенка все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.
В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе
Цель проекта:
создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников по ознакомлению с миром природы.
Задачи проекта:
- Формировать у детей экологические знания и культуру поведения в природе.
- Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе и отмечать их в календаре природы;
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Научить проводить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы, фиксируя их в журнале наблюдений.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Пополнить развивающую среду в группе.
Планируемые результаты:
- У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети знают взаимосвязь в природе, бережно относятся к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым
- У детей развит интерес к явлениям и объектам природы.
- Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.
- Пополнена развивающая среда в группе.
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
- Составление плана работы по проекту.
- Сбор, накопление материала.
- Создание календаря природы – графической модели, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Выбор условных обозначений.
- Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Подбор литературы по проблеме.
II этап: Основной
Социально-коммуникативное развитие:
- Ведение календаря природы и журнала наблюдений
- Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы:
«Почему желтеют и опадают листья?», «Разве снег греет?», «Откуда берется иней?», «Прозрачность льда», «Цветные льдинки», «Испарение влаги с листьев растений», «Круговорот воды в природе», «Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных», «Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений»
- Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Подбери карточки», «Кого встретим?», «Путаница», «Времена года», «В какое время года нужны эти предметы?», «Домики времен года», «Что за чем?», «Что сначала, что потом?»
- С.Р.И. «Мы метеорологи», «Мы экологи», «Мы синоптики»
- Чтение экологических сказок: «Все живое нуждается в воде», «Сила Дождя и Дружбы», История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), «Кто землю украшает» (А. Лопатина), История одной Елочки
- Проведение опытов и экспериментов: «Пар-это вода», «Что бывает с паром при охлаждении?», «Как снег превращается в воду», «Здравствуй, ветер», «Радуга в комнате» и т.д.
Познавательное развитие:
- Просмотр презентаций: «Времена года в живописи», «Зимующие и перелетные птицы», «Явления в природе»
- ФЭМП на темы «Дни недели», «Вчера, сегодня, завтра», «Времена года и месяцы»
- Целевые прогулки вокруг детского сада с целью формирования умений устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми природными явлениями, умение делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Учимся заполнять календарь природы», «Для чего нужен календарь природы», «Профессии: эколог и метеоролог»
Речевое развитие:
- Подбор пословиц и поговорок о временах года.
- Подбор стихов о временах года.
- Загадки о птицах, о временах года, о явлениях в природе
- Беседы: «У природы нет плохой погоды», «Какая бывает погода?», «Городские птицы», «Что мы знаем о птицах», «Деревья нашего двора», «Для чего нужно знать какая погода»
- Народные приметы про погоду
- Составление мнемотаблицы-алгоритма описательного рассказа-наблюдения за погодой
Художественно-эстетическое развитие:
- Аппликация на тему «Четыре времени года»
- Раскрашивание обложки календаря природы «Дерево в разное время года»
- Лепка «Птички на кормушке»
- Рассматривание картин известных художников на тему «Природа в разное время года»
- Рассматривание черно-белой картинки и определение времени года
- Слушание произведений Антонио Вивальди «Времена года»
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «Птички и дождик», «Снег кружится», «Перелет птиц», «Два мороза», «Льдинки, ветер и мороз», «Снеговик»
- Физкультурное занятие на улице «Путешествие по временам года»
Работа с родителями:
- Участие в сборе природного материала.
- Консультации для родителей: «Значение календарей и их виды», «Наблюдение в природе»
- Проведение опытов в домашних условиях
- Изготовление обложек для индивидуальных тетрадей наблюдения за природой
- Привлечение родителей созданию сборника экологических сказок
Результат проекта:
- Настенный календарь природы
- Индивидуальные тетради наблюдений за природой
- Библиотека для домашнего чтения
- Альбом «Времена года в рисунках и в художественном слове»
- Медиатека «Времена года в живописи»
- Коллекция семян, природного материала, гербарий, султанчики для опытов с воздухом
- Видеотека, фототека с опытами в домашних условиях
- Сборник экологических сказок
Организуя работу с календарем, мы используем различную информацию: предметно – схематические модели, алгоритмы, графические модели (мнемотехника), предметные и сюжетные картинки. Модели меняются, и находится как постоянно (это дни недели, время суток, блок вчера сегодня завтра), так и временно (зависит от сезона времени года)
Модели доступны детям – внесены в предметно – развивающую среду. Содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям. Все это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию действовать в соответствии с ними.
Заключение.
Опыт внедрения календарей показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.
Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.
Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.
Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора.
Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.
Читайте также |
---|
Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»
Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...
Родительское собрание по теме: «Сотрудничество детского сада и семьи в…
Родительское собрание по теме: «Сотрудничество детского сада и семьи в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» Актуальность темы – это взаимодействие и сотрудничество...
Сценарий развлечения ко Дню Космонавтики в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Сценарий развлечения ко Дню Космонавтики в подготовительной группе «Космическое путешествие» Цель: Расширение и закрепление знаний детей о Космосе. Развитие выносливости средствами физических упражнений...