Проект «Наш календарь природы»

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: экологический, исследовательский.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы.

Сроки реализации проекта: со 2 ноября по 20 ноября.

Актуальность:

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. У ребенка все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе

Цель проекта:

создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников по ознакомлению с миром природы.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей экологические знания и культуру поведения в природе.
  • Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе и отмечать их в календаре природы;
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Научить проводить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы, фиксируя их в журнале наблюдений.
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Пополнить развивающую среду в группе.

Планируемые результаты:

  • У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети знают взаимосвязь в природе, бережно относятся к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым
  • У детей развит интерес к явлениям и объектам природы.
  • Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.
  • Пополнена развивающая среда в группе.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

  • Составление плана работы по проекту.
  • Сбор, накопление материала.
  • Создание календаря природы – графической модели, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природеВыбор условных обозначений.
  • Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  • Подбор литературы по проблеме.

II этап: Основной

Социально-коммуникативное развитие:

  • Ведение календаря природы и журнала наблюдений
  • Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы:

«Почему желтеют и опадают листья?», «Разве снег греет?», «Откуда берется иней?», «Прозрачность льда», «Цветные льдинки», «Испарение влаги с листьев растений», «Круговорот воды в природе», «Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных», «Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений»

  • Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Подбери карточки», «Кого встретим?», «Путаница», «Времена года», «В какое время года нужны эти предметы?», «Домики времен года», «Что за чем?», «Что сначала, что потом?»
  • С.Р.И. «Мы метеорологи», «Мы экологи», «Мы синоптики»
  • Чтение экологических сказок: «Все живое нуждается в воде», «Сила Дождя и Дружбы», История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), «Кто землю украшает» (А. Лопатина), История одной Елочки
  • Проведение опытов и экспериментов: «Пар-это вода», «Что бывает с паром при охлаждении?», «Как снег превращается в воду», «Здравствуй, ветер», «Радуга в комнате» и т.д.

Познавательное развитие:

  • Просмотр презентаций: «Времена года в живописи», «Зимующие и перелетные птицы», «Явления в природе»
  • ФЭМП на темы «Дни недели», «Вчера, сегодня, завтра», «Времена года и месяцы»
  • Целевые прогулки вокруг детского сада с целью формирования умений устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми природными явлениями, умение делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Учимся заполнять календарь природы», «Для чего нужен календарь природы», «Профессии: эколог и метеоролог»

Речевое развитие:

  • Подбор пословиц и поговорок о временах года.
  • Подбор стихов о временах года.
  • Загадки о птицах, о временах года, о явлениях в природе
  • Беседы: «У природы нет плохой погоды», «Какая бывает погода?», «Городские птицы», «Что мы знаем о птицах», «Деревья нашего двора», «Для чего нужно знать какая погода»
  • Народные приметы про погоду
  • Составление мнемотаблицы-алгоритма описательного рассказа-наблюдения за погодой

Художественно-эстетическое развитие:

  • Аппликация на тему «Четыре времени года»
  • Раскрашивание обложки календаря природы «Дерево в разное время года»
  • Лепка «Птички на кормушке»
  • Рассматривание картин известных художников на тему «Природа в разное время года»
  • Рассматривание черно-белой картинки и определение времени года
  • Слушание произведений Антонио Вивальди «Времена года»

Физическое развитие:

  • Подвижные игры: «Птички и дождик», «Снег кружится», «Перелет птиц», «Два мороза», «Льдинки, ветер и мороз», «Снеговик»
  • Физкультурное занятие на улице «Путешествие по временам года»

Работа с родителями:

  • Участие в сборе природного материала.
  • Консультации для родителей: «Значение календарей и их виды», «Наблюдение в природе»
  • Проведение опытов в домашних условиях
  • Изготовление обложек для индивидуальных тетрадей наблюдения за природой
  • Привлечение родителей созданию сборника экологических сказок

Результат проекта:

  • Настенный календарь природы
  • Индивидуальные тетради наблюдений за природой
  • Библиотека для домашнего чтения
  • Альбом «Времена года в рисунках и в художественном слове»
  • Медиатека «Времена года в живописи»
  • Коллекция семян, природного материала, гербарий, султанчики для опытов с воздухом
  • Видеотека, фототека с опытами в домашних условиях
  • Сборник экологических сказок

Организуя работу с календарем, мы используем различную информацию: предметно – схематические модели, алгоритмы, графические модели (мнемотехника), предметные и сюжетные картинки. Модели меняются, и находится как постоянно (это дни недели, время суток, блок вчера сегодня завтра), так и временно (зависит от сезона времени года)

Модели доступны детям – внесены в предметно – развивающую среду. Содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям. Все это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию действовать в соответствии с ними.

Заключение.

Опыт внедрения календарей показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.

Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.

Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора.

Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.



Новые публикации

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Читайте также

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей…

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей младшего дошкольного возраста» Проблема: мою группу посещают дети с ограниченными возможностями...

Педагогический проект по программе «Вдохновение»: «Я! Портфолио»

Педагогический проект по программе «Вдохновение»: «Я! Портфолио» Участники проекта: дети, родители, воспитатель. Сроки работы: долгосрочный. Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект: творческое...

Дидактическая игра: «Вырасти растение»!

Дидактическая игра: «Вырасти растение»!

Читайте также

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста (Обобщение опыта работы воспитателя Даньщиковой В.В.) Одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является нацеленность...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста…

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...