Проект «Наш календарь природы»

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: экологический, исследовательский.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы.

Сроки реализации проекта: со 2 ноября по 20 ноября.

Актуальность:

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. У ребенка все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в учебном или в воспитательном процессе

Цель проекта:

создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников по ознакомлению с миром природы.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей экологические знания и культуру поведения в природе.
  • Учить замечать изменения в погоде, явления в живой и неживой природе и отмечать их в календаре природы;
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Научить проводить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы, фиксируя их в журнале наблюдений.
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Пополнить развивающую среду в группе.

Планируемые результаты:

  • У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети знают взаимосвязь в природе, бережно относятся к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым
  • У детей развит интерес к явлениям и объектам природы.
  • Дети умеют наблюдать, экспериментировать и делать выводы.
  • Пополнена развивающая среда в группе.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

  • Составление плана работы по проекту.
  • Сбор, накопление материала.
  • Создание календаря природы – графической модели, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природеВыбор условных обозначений.
  • Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  • Подбор литературы по проблеме.

II этап: Основной

Социально-коммуникативное развитие:

  • Ведение календаря природы и журнала наблюдений
  • Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы:

«Почему желтеют и опадают листья?», «Разве снег греет?», «Откуда берется иней?», «Прозрачность льда», «Цветные льдинки», «Испарение влаги с листьев растений», «Круговорот воды в природе», «Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных», «Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений»

  • Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Подбери карточки», «Кого встретим?», «Путаница», «Времена года», «В какое время года нужны эти предметы?», «Домики времен года», «Что за чем?», «Что сначала, что потом?»
  • С.Р.И. «Мы метеорологи», «Мы экологи», «Мы синоптики»
  • Чтение экологических сказок: «Все живое нуждается в воде», «Сила Дождя и Дружбы», История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе), «Кто землю украшает» (А. Лопатина), История одной Елочки
  • Проведение опытов и экспериментов: «Пар-это вода», «Что бывает с паром при охлаждении?», «Как снег превращается в воду», «Здравствуй, ветер», «Радуга в комнате» и т.д.

Познавательное развитие:

  • Просмотр презентаций: «Времена года в живописи», «Зимующие и перелетные птицы», «Явления в природе»
  • ФЭМП на темы «Дни недели», «Вчера, сегодня, завтра», «Времена года и месяцы»
  • Целевые прогулки вокруг детского сада с целью формирования умений устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми природными явлениями, умение делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Учимся заполнять календарь природы», «Для чего нужен календарь природы», «Профессии: эколог и метеоролог»

Речевое развитие:

  • Подбор пословиц и поговорок о временах года.
  • Подбор стихов о временах года.
  • Загадки о птицах, о временах года, о явлениях в природе
  • Беседы: «У природы нет плохой погоды», «Какая бывает погода?», «Городские птицы», «Что мы знаем о птицах», «Деревья нашего двора», «Для чего нужно знать какая погода»
  • Народные приметы про погоду
  • Составление мнемотаблицы-алгоритма описательного рассказа-наблюдения за погодой

Художественно-эстетическое развитие:

  • Аппликация на тему «Четыре времени года»
  • Раскрашивание обложки календаря природы «Дерево в разное время года»
  • Лепка «Птички на кормушке»
  • Рассматривание картин известных художников на тему «Природа в разное время года»
  • Рассматривание черно-белой картинки и определение времени года
  • Слушание произведений Антонио Вивальди «Времена года»

Физическое развитие:

  • Подвижные игры: «Птички и дождик», «Снег кружится», «Перелет птиц», «Два мороза», «Льдинки, ветер и мороз», «Снеговик»
  • Физкультурное занятие на улице «Путешествие по временам года»

Работа с родителями:

  • Участие в сборе природного материала.
  • Консультации для родителей: «Значение календарей и их виды», «Наблюдение в природе»
  • Проведение опытов в домашних условиях
  • Изготовление обложек для индивидуальных тетрадей наблюдения за природой
  • Привлечение родителей созданию сборника экологических сказок

Результат проекта:

  • Настенный календарь природы
  • Индивидуальные тетради наблюдений за природой
  • Библиотека для домашнего чтения
  • Альбом «Времена года в рисунках и в художественном слове»
  • Медиатека «Времена года в живописи»
  • Коллекция семян, природного материала, гербарий, султанчики для опытов с воздухом
  • Видеотека, фототека с опытами в домашних условиях
  • Сборник экологических сказок

Организуя работу с календарем, мы используем различную информацию: предметно – схематические модели, алгоритмы, графические модели (мнемотехника), предметные и сюжетные картинки. Модели меняются, и находится как постоянно (это дни недели, время суток, блок вчера сегодня завтра), так и временно (зависит от сезона времени года)

Модели доступны детям – внесены в предметно – развивающую среду. Содержатся: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям. Все это помогает создать условия для самостоятельной деятельности детей по «чтению», составлению, рисованию моделей и развитию действовать в соответствии с ними.

Заключение.

Опыт внедрения календарей показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.

Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.

Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора.

Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к…

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к школе группы на основе сказки О. Уайльда «Мальчик - звезда» Цель: развитие эмоциональной...

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега»

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега» Программное содержание: формировать у детей интерес к явлениям природы; учить определять свойства снега; продолжать...

Читайте также

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" «Про любимого котёнка» Интеграция: «Социализация», «Познание». Образовательные задачи: - связная речь: умение составлять рассказ вместе...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Кошка и собачка» Цель: Установить с детьми эмоционально – положительный контакт...