Экологический проект «Природа – наш дом»
Тип проекта: нормативный.
По количеству участников: групповой.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети 5-6 лет (старшая группа), родители, воспитатели.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры старших дошкольников.
Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектом живой и неживой природы.
2. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
3. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
5. Воспитывать гуманное отношение к природе.
6. Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа.
Планируемый результат:
1. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы.
2. Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.
3. Воспитание трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
Актуальность
«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали такими актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Чтобы заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. После поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Схема этапов работы
Этапы | Форма работы | Задачи |
I. Выявление проблемы. Постановка целей перед детьми или самостоятельное формулирование цели детьми. Определение задач. |
Беседа: «Взаимосвязь живой и неживой природы». Постановка проблемной ситуации: «Как бережно относиться к природе?» План по реализации проекта: • Что такое экология? • Как помочь животным и птицам в природе? • Что такое живая и неживая природа? • Природа, ты и я – друзья! |
• Привлечь внимание детей к проблеме проекта • Формировать систему экологических знаний и представлений. |
II. Практическая деятельность по решению задач |
• Как ухаживать за растениями? • Сад и огород на территории ДОО • Работа в группе: НОД по ознакомлению с окружающим «Наш дом – природа». • Акция «Поможем птицам зимой» • Экскурсия в национальный парк «Лосиный остров» • Викторина «Что? Где? Когда?» • Чтение художественной литературы В. Бианки «Ребятам о зверятах», • Настольно-печатные игры «Живая и неживая природа», • Д/игра: «Воздух, земля, вода» • Изготовление поделок из природного материала. • Работа с родителями: • Консультация для родителей. «Природа и дети» • Беседа с родителями о необходимости участия в проекте о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОО • Сопровождение детей во время экскурсии • Домашнее задание для родителей: Изготовление кормушки для птиц |
• Закреплять правила поведения в природе. • Формировать представления о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. • Расширять знания о природе. • Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы. • Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе жизни животных, птиц и растений. • Проинформировать родителей о начале проекта. • Укрепить детско-родительские отношения • Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. • Привлекать родителей к совместной работе с детьми, повышать интерес родителей к жизни в группе. |
III. Презентация продукта деятельности | • Театрализованный досуг «Береги природу» | • Обобщить знания детей понятия о «живой» и «неживой природе», правилах поведения в природе, через театрализованную деятельность. • Развивать творческую активность детей. |
За время работы над проектом дети научились:
1. Проводить простейшие исследования с объектами природы: экспериментировать, анализировать, делать выводы.
2. Узнавать много интересного из жизни растений.
3. Вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
4. Более бережно относиться к объектам природы, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
5. Трудолюбию, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое.
Вывод:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить ценить и оберегать ее красоту.
Список используемой литературы:
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
2. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
4. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. – Волгоград: Учитель. – 260с.
5. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120с.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2007 г.
7. Интернет ресурсы.
Читайте также |
---|
Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…
Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...
Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа
Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа
Педагогический проект «Кем быть?»
Педагогический проект «Кем быть?»