Экологический проект «Природа – наш дом»

Тип проекта: нормативный.

По количеству участников: групповой.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети 5-6 лет (старшая группа), родители, воспитатели.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры старших дошкольников.

Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектом живой и неживой природы.

2. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

3. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.

4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

5. Воспитывать гуманное отношение к природе.

6. Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа.

Планируемый результат:

1. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы.

2. Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.

3. Воспитание трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.

Актуальность

«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали такими актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Чтобы заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. После поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Схема этапов работы

Этапы Форма работы Задачи

I. Выявление проблемы.

Постановка целей перед

детьми или самостоятельное формулирование

цели детьми. Определение задач.

Беседа: «Взаимосвязь живой и неживой природы».
Постановка проблемной ситуации: «Как бережно относиться к природе?»
План по реализации проекта:
• Что такое экология?
• Как помочь животным и птицам в природе?
• Что такое живая и неживая природа?
• Природа, ты и я – друзья!
• Привлечь внимание детей к проблеме проекта
• Формировать систему экологических знаний и представлений.

II. Практическая деятельность

по решению задач

• Как ухаживать за растениями?
• Сад и огород на
территории ДОО
• Работа в группе: НОД по ознакомлению с окружающим «Наш дом – природа».
• Акция «Поможем птицам зимой»
• Экскурсия в национальный парк «Лосиный остров»
• Викторина «Что? Где? Когда?»
• Чтение художественной литературы В. Бианки «Ребятам о зверятах»,
• Настольно-печатные игры «Живая и неживая природа»,
• Д/игра: «Воздух, земля, вода»
• Изготовление поделок из природного материала.
• Работа с родителями:
• Консультация для родителей.
«Природа и дети»
• Беседа с родителями о необходимости участия в проекте о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОО
• Сопровождение детей во время экскурсии
• Домашнее задание для родителей: Изготовление кормушки для птиц
• Закреплять правила поведения в природе.
• Формировать представления о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
• Расширять знания о природе.
• Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы.
• Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе жизни животных, птиц и растений.
• Проинформировать родителей о начале проекта.
• Укрепить детско-родительские отношения
• Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями.
• Привлекать родителей к совместной работе с детьми, повышать интерес родителей к жизни в группе.
III. Презентация продукта деятельности • Театрализованный досуг «Береги природу» • Обобщить знания детей понятия о «живой» и «неживой природе», правилах поведения в природе, через театрализованную деятельность.
• Развивать творческую активность детей.

За время работы над проектом дети научились:

1. Проводить простейшие исследования с объектами природы: экспериментировать, анализировать, делать выводы.

2. Узнавать много интересного из жизни растений.

3. Вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

4. Более бережно относиться к объектам природы, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».

5. Трудолюбию, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое.

Вывод:

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить ценить и оберегать ее красоту.

 

Список используемой литературы:

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

2. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.

4. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. – Волгоград: Учитель. – 260с.

5. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120с.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2007 г.

7. Интернет ресурсы.



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

Конспект занятия по пожарной безопасности на тему: «Огонь – опасная…

Конспект занятия по пожарной безопасности на тему: «Огонь – опасная игрушка!» (Старшая группа)   Программное содержание: Цель: Показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля). Уточнить в...

Развивающая игра «Паровозик из пуговиц»

Развивающая игра «Паровозик из пуговиц»   Цель: 1. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию малышей. 2. Закрепить знания цвета, величины. 3. Отрабатывать произношение звука –у-.   Ход игры Воспитатель раздаёт...

Развитие словаря дошкольников в плане профилактики трудностей школьного обучения

Развитие словаря дошкольников в плане профилактики трудностей школьного обучения     Лексическая работа с детьми ДОУ тесно связана с формированием представлений об окружающей...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство