Проект «Природа Курского края»

Познавательно-творческий, коллективный, долгосрочный для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей.

Сроки реализации: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Паспорт проекта

Название проекта «Природа Курского края»
Образовательные области ООП ДО - Речевое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Познавательное развитие.
- Физическое развитие
Тип проекта Познавательно - творческий, коллективный, долгосрочный
Актуальность, проблема В условиях развития современного мира люди порой забывают, что являются частью природы. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, знаний о природе родного края, его экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, и научить беречь окружающий мир.
В Курской области есть природоохранные зоны, растения и животные, занесенные в Красную книгу, их просто необходимо знать, уметь беречь и охранять.
Тема проекта «Природа Курского края» выбрана не случайно, так - как просмотрев книги, побыв на реке, в лесу в летнее время с родителям, дети стали спрашивать о растениях и животных нашего края, с которыми они случайно встретились и заинтересовались ими.
Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». У нас возникли вопросы:
- Как наглядно познакомить детей с разнообразием природы родного края?
- Как объяснять воспитанникам, что хорошо, а что плохо по отношению к природе?
- Как научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее?
Участники проекта Воспитатели, педагогические работники ДОУ, дети 5-6 лет, семьи воспитанников.
Цель проекта Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде посредством изучения природы родного края
Задачи проекта
Для детей 5-6 лет:
1. Систематизировать и обобщить знания детей о разнообразии природы родного края (памятники природы и природоохранные зоны, животный и растительный мир),
2. Развивать познавательный интерес детей к жизни природы.
3. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
4. Развивать познавательную активность детей,
их индивидуальные особенности, развивать коммуникативные умения детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
5. Пополнять и уточнять представления детей о Красной книге Курской области.
6. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края и ее обитателям у детей и взрослых, важности ее сохранения, воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
7. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
8. Развивать речь и активизировать словарь и фонематический слух.
9. Развивать творческие способности «Мастерская поделок и рисунков», активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
10. Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Для педагогов:
- повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- обогатить знания педагогов в вопросах воспитания бережного отношения к родному краю природы родного края и экологии.
Для родителей (законных представителей):
- повысить родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания детей;
- создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды Уголок природы и краеведения;
Тематические альбомы (лес, наедине с природой), иллюстрации (растения, животные, птицы Курского края), фотографии о природе Курского края;
Дидактические игры («С какого дерева листок?», «Кто где живёт?», «Расскажи-ка», «Четвёртый лишний»);
фонотека, видеотека записей о растениях, животных, птицах, водоемах, лесах курского края,
Методическая, краеведческая, художественная литература;
Альбом (извлечения) Красная книга Курской области;
Красная книга Курской области;
Лэпбук «Природа Курского края»;
Макет «Лес Курского края».
Мероприятия в рамках проекта Для детей:
- мультимедийное знакомство детей с Красной книгой Курской области;
- фотоальбом «7 чудес Курского края» (связанных с природой) Курский водопад, цветные озёра, КМА, «плавающий» остров, Курский соловей, Курская антоновка, заповедник им. Алёхина –«Стрелецкая степь»,
- семейные посещения заповедных мест Курской области;
Ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел» (Акция «Покормите птиц зимой»);
- чтение художественной литературы русских писателей о природе, русских народных сказок о природе;
- беседы по прочитанным произведениям
- экскурсия в краеведческий музей, детскую библиотеку;
- творческое рассказывание;
- сочинение рассказов и сказок природоведческого направления;
- народные игры («Ручеёк», «Золотые ворота»);
- дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры природоведческого характера;
- выставка творческих работ «Дары природы».
Для педагогов:
- создание картотеки дидактических игр о природе;
- подборка пальчиковых игр о природе, физминуток;
Для родителей (законных представителей):
- анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок природу»;
- проведение детско-родительской викторины «Знаем ли мы природу»; «Природа просит заботы»;
- Акция «Покормите птиц зимой», «Правила поведения в природе», «Лес и наше здоровье», «Чудеса Курского края», «Редкие и исчезающие животные Курского края», «Центрально-Чернозёмный заповедник им. Алёхина», «Красная книга Курской области».
- создание макета «Лес»;
- проведение индивидуальных семейных вечеров «Рассказы о природе»;
Ожидаемые результаты
Для детей:
- Дети имеют представления о разнообразии растительного и животного мира родного Курского края;
- Пополнили знания о Красной книге России и Курской области;
- Имеют представления об отрицательных последствиях потребительского отношения к природе, о правилах поведения в природе;
- Узнают о влиянии окружающей среды на жизнь и здоровье человека;
- У детей проявятся патриотические чувства, любовь к своему краю;
- Дети научились наблюдать и делать выводы, искать причинно-следственные связи, видить изменения в природе в зависимости от тепла и света;
- Расширили словарный запас детей, они умеют составлять предложения и небольшие рассказы;
- Повысили знания осознанного отношение к природе, как у родителей, так и у детей;
- Имеют представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека;
- Дети и родители узнали природные особенности родного края (редких животных и растения, о 7 чудесах природы Курской области);
- Пополнили развивающую предметно-пространственную среду.
Для педагогов:
- создана доброжелательная атмосфера в коллективе;
- повысили уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- организовали просвещение родителей по природе и экологии Курского края
- повысили уровень компетентностей педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
- повысили родительскую компетенцию в вопросах знания природы родного края;
- повысили уровень экологических знаний;
- создали условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Продукты проекта - Лэпбук «Природа Курского края»
- картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр природоведческого направления, физминуток;
- Альбом «Красная книга Курской области» (извлечение – насекомые, растения, птицы, животные);
- Выставка детских рисунков и поделок из природного материала (совместно с родителями);
- Создание макета лес.
- Фотоальбом детей группы «Наедине с природой»;
Форма представления проекта - Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»;
- представление опыта работы в рамках «Школы молодого педагога» для воспитателей ДОУ.
Оценка эффективности - наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;
- беседы с детьми;
- анализ детских рисунков;
- анкетирование родителей.

 

Структура проекта

Этапы проекта Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап – подготовительный
(сентябрь 2019)
- Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и видео материалов по данной теме (познавательная литература, художественная литература, презентации, изучение опыта работы коллег, видеоролики, и др.)
- Диагностика знаний детей о природе Курского края;
- Определение цели и задач проекта;
- Анкетирование родителей, актуальность и важность проблемы.
- Разработка плана работы по ознакомлению детей с природой Курского края;
- НОД по проекту
- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
2 этап – организационно-практический
(сентябрь 2019 -май 2020 г.)
- Организация непосредственно образовательной деятельности
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта;
- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий;
- Пополнение и обновление развивающей предметно – пространственной среды по направлению «Природа Курского края» (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т.п.);
- Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в родительском уголке).
3 этап – итоговый
(май 2020 г.)
- Лэпбук «Природа Курского края»
- картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр природоведческого направления;
- Альбом «Красная книга Курской области» (извлечение – насекомые, растения, птицы, животные);
- Выставка детских рисунков и поделок из природного материала (совместно с родителями);
- Создание макета лес.
- Фотоальбом детей группы «Наедине с природой»;
- Презентация проекта.

 

План по реализации проекта

Мероприятия Сроки Ответственный
1. - Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок природу»;
- Диагностика детей по теме проекта;
- Мультимедийное знакомство детей с Красной книгой Курской области»
- Заучивание стихотворения: «Мой Курский край»;
- НОД «Люблю тебя – мой край родной»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Дикие животные».
- Ситуативная беседа: «Как вести себя на природе»; «О заповедных местах нашего края»;
- Рисование на тему: «Летний отдых на природе»;
Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какой ветки детки?», «Найди по описанию» и т.д.
- Подвижная игра «У медведя во бору».
Сентябрь Воспитатель
2. - Чтение рассказов Н. Носова «Как ворона на крыше заблудилась»;
- отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о природе;
- Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире. Закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей).
- Дидактические игры «Узнай по голосу птиц»; «Найди слово» (5 рыб, 5 животных, 5птиц; 10 фруктов и ягод нашего края);
- Экологическая экскурсия в осенний парк. Игра «Разрешается – запрещается»;
- ОЭД «Почему желтеют и опадают листья?»
- Видеофильм «Природа любит чистоту»;
- Совместная выставка поделок детей и родителей «Дары осени»
Октябрь Воспитатель
3. - Литературный вечер
«Люблю тебя, мой край родной!»
Разучивание с детьми стихотворений Курских поэтов о родном крае;
- НОД «Как готовятся к зиме дикие животные родного края»;
- Чтение рассказа В. Бианки «Растрёпанный воробей» и беседа по прочитанному;
- Дидактические игры: «Найди фрагменты на картинке», «На что похоже?», «С какого дерева листок», «Лабиринты» (материалы лэпбука)
-Аппликация (техника обрывания) «Курская антоновка»;
- Консультация для родителей: «Влияние наблюдений за живой и неживой природой на развитие ребенка»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Дикие животные» и «Листья»;
- Игра малой подвижности «Изобрази животное», «Каждый к своему дереву»;
Ноябрь Воспитатель
4. - НОД «Хвойные деревья наших лесов»;
- Чтение рассказов К. Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак
«Откуда стол пришёл?», беседа о прочитанном;
- ОЭД (опытно-экспериментальная деятельность): «Нужен ли зимой растениям и животным снег?», «Почему у дерева с тёмным стволом быстрее тает снег?», «На какую сторону света растёт больше веток?», «Что, кто, живёт под снегом?»;
- Дидактические игры: «Где спрятались звери и птицы в зимнем лесу?», «Найди тень», «Кто, где живет?»
- Пластилинография «Птицы и животные нашего края» (по выбору детей);
- Сюжетно – ролевая игра «Юный эколог» -интервью «С какой елью Вы встретите Новый год?»;
Конкурс «Елки на дистанте» - совместная работа родителей и детей (изготовление елок из экологического материала).
Декабрь Воспитатель
5. - Мультимедийное знакомство детей с Красной книгой Курской области»;
- НОД: «Зимующие птицы Курского края»;
- Конструирование из бросового материала: «Кормушка для птиц»;
- Коллективная работа «Покормите птиц зимой» (стенгазета);
Дидактические игры «Расскажи- ка» (мнемонаблицы - птицы, животные, растения), «Собери картинку», «Найди отличия», «Кто, чем питается?»;
- Чтение рассказов А. Яшина «Покормите птиц зимой», Г. Скребицкий «Зимняя стужа»;
Конкурс «Кормушка для птиц» (изготовление кормушек родителями с детьми);
- Подвижная игра «Птицелов», «Утица и селезень».
Январь Воспитатель
6. - Мастерская слова «Лесная школа».
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Чему и как учатся животные».
-Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», беседы по прочитанному;
- Просмотр видеофильма «Природа любит чистоту», беседа «Правила поведения в природе»;
- Литературная гостиная «Зимние чудеса» (разгадывание загадок о зимних явлениях природы);
- Слушание произведения П. И. Чайковского «Времена года» («Зима»).
- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чьи следы», «Пищевые цепочки», «Закончи предложение»;
- Ручной труд из природного материала «Природа и фантазия»;
- Оформление Лэпбука «Природа Курского края» (совместная работа воспитателей и родителей).
Февраль Воспитатель
7. - Чтение рассказа М. Пришвин «Как из семечка родилась ёлочка», беседа по прочитанному;
- «Огорода на окне». ОЭД: «Хитрые семена»;
Ситуативная беседа-игра «Что было бы, если…?»;
КВН «Экология и дети»;
- Загадки о птицах Курского края»;
- Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире - закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей);
- Оригами «Птицы»;
- оформление альбома «Красная книга Курского края» (извлечение животные, птицы) –родители, воспитатели;
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто, где живет», «Лабиринты», «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Придумай предложение с заданным словом» (по материалу из Лэпбука);
- Народные подвижные игры «Жаворонок». «Золотые ворота»
- Развлечение «Встреча птиц»;
- Изготовление домиков для птиц (совместная работа родителей и детей).
Март Воспитатель
8. - Мультимедийное знакомство детей
с «Центрально-черноземным государственным природным биосферным заповедником имени профессора В.В. Алехина» (состоящего из 6 участков: Стрелецкий, Казацкий, Букреевы Бармы, Баркаловка, Зоринский и Пойма Псла);
- Оформление альбома «Красная книга Курского края» (извлечения растения);
- Выставка детских рисунков: «Природа родного края»;
- Экскурсия в краеведческий музей «Центрально-Чернозёмный заповедник им. Алёхина»;
- Консультация для родителей: «Чудеса Курского края»;
-Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Придумай предложение с заданным словом», « Летает, ползает, бегает, плавает»; «Разгадывание кроссвордов»;
Апрель Воспитатель
9. - Оформление макета «Лес»;
- Чтение В. Бианки «Приключение Муравьишки», В. Г. Сутеев «Под грибом», «Палочка- выручалочка», беседы по прочитанному;
- Тематические беседы – рассуждения: «Что на планете важнее всего», «Боль сломанной ветки»;
- Мультимедийное знакомство детей с реками Курского края»;
- Видеоролик «Красота Курской природы».
- Фотоальбом детей группы «Наедине с природой»;
- Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Лиса в курятнике»
- Родительское собрание на тему:
«Мы идем в поход по родному краю»;
- Диагностика детей.
Май Воспитатель

 

Литература:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

5. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

6. С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.

7. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

8. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

9. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г.

10. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

11. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

12. З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом». Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.

13. Н. Н. Мазильникова «Эколого-валеологическое воспитание дошкольников». Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2013.

14. А.А.Лопатина «Сказы матушки земли». Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.

15. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для…

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год по эмоционально-личностному развитию для старшей группы Планирование составлено на основе Образовательной системы «Школа 2100». Учебник. Программа...

Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа

Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа

Педагогический проект «Кем быть?»

Педагогический проект «Кем быть?»

Читайте также

Конспект по развитию речи для детей младшей группы. Тема: «Домашние…

Конспект по развитию речи для детей младшей группы Тема: «Домашние животные» Задачи:1. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные.2. Развивать умения детей...

Методическая разработка «Количество и счет»

Методическая разработка «Количество и счет»

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...