Познавательно-творческий проект ко Дню Матери «Всех важней на свете - мама»
Паспорт проекта
По доминирующему методу: познавательно-творческий.
По характеру содержания: ребенок – педагоги - родители.
По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).
По количеству участников: подготовительная к школе логопедическая группа (18 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, учитель ИЗО.
По продолжительности: краткосрочный (4-я неделя ноября).
По роду деятельности: познавательно-коммуникативный.
Актуальность
В последнее время, в календаре появилось много праздников. Мы решили обратить внимание на «День Матери», так как он схож с привычным - «8 Марта». Но разница в том, что в этот день поздравляют, чествуют, благодарят женщин, у которых есть дети: мам и бабушек. Мама у всех на свете одна. Именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы не говорили о маме – этого будет мало. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. Кроме того, в беседе с детьми, нам удалось выяснить, что практически все дети знают и могут рассказать, чем их мамы заняты дома, о своей совместной с ними деятельности, но не все знают, где и кем работают их мамы, не могут рассказать и о маминых увлечениях.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери и семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них. Проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, а так же на акцентирование внимания родителей на мысли о том, что положительное самоощущение у детей появляется в результате эмоционально наполненных, доверительных контактов с родными и близкими. Уважительное отношение к родителям лежит в основе народной педагогики.
Тема совместной деятельности: «Всех важней на свете – мама».
Цель: Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей. Воспитывать уважение и заботу, умение оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле. Развивать желание проводить совместные праздники.
Задачи:
- Обобщить знания детей о международном празднике - «День Матери».
- Побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (рисунки пластилином «Портрет мамы», поделки к празднику, коллективная аппликация «Цветы для мамы», составление творческих рассказов о мамах, выпечка печенья, проведение совместного досуга «Мамочка любимая моя» с чаепитием).
- Воспитывать у детей уважение и заботливое отношение к матери, бабушке, желание оказывать им посильную помощь, углубить знания детей о роли мамы в их жизни.
- Способствовать сплочённости детского и родительского коллектива.
- Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей.
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи через словесные, дидактические и сюжетно-ролевые игры, выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме.
- Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.
- Воспитывать доброжелательное общение детей в играх, продуктивной совместной деятельности между сверстниками и взрослыми.
- Создать хорошее, радостное настроение у детей и их близких.
Выявление проблемы: скоро праздник – День Матери. Что вы знаете об этом празднике? Как его отмечают? Как лучше поздравить маму?
Предполагаемый результат:
- Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
- Воспитание заботливого, уважительного отношения к маме, ко всем членам семьи.
- Усвоение детьми разницы в похожих праздничных датах.
- Владение понятием «Семья», расширение информации о своей семье.
- Улучшение взаимоотношений в семье между разными поколениями, через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в детском саду.
- Совершенствование уровня накопленных практических навыков детей и родителей:
- развитие начал словотворчества,
- развитие художественного вкуса детей и взрослых,
- развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности,
- совершенствование стиля партнёрских отношений.
Итоговое мероприятие: совместный досуг с родителями «Мамочка любимая моя».
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательная область | Содержание | Основные задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
Игровая деятельность:
сюжетно - ролевые игры «Дочки-матери», «Семья», «Мама в магазине», «Мама в больнице», «Мама на работе».дидактические игры «Скажи ласково», «Накрой на стол», «Укрась шляпку», «Мама – детеныши», «Моя мама самая…». |
Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего. |
Образовательная деятельность:
беседы на темы«Как я помогаю маме дома», «Мамино любимое занятие», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Продуктивная деятельность: выпечка печенья. |
Расширять представления детей о различных профессиях, о значимости труда людей и уважительному отношению к нему. Развить желание вместе с взрослым и с их помощью выполнять несложные трудовые поручения. | |
Совместная деятельность:
рассматривание семейных фотоальбомов, оформление творческого альбома «Пословицы и поговорки о матери и семье» с рассказами детей о мамах.Анкетирование детей и родителей. |
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Формировать гендерную, семейную принадлежности. | |
Познавательное развитие |
Образовательная деятельность:
тематическое занятие «Международный праздник – День Матери» |
Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей. Обобщить знания детей о международном празднике - «День Матери». |
Совместная деятельность: Решение проблемных ситуаций «Мама пришла с работы уставшая. Что ты будешь делать?», «Почему моя мама расстраивается, огорчается? Как это исправить?» |
Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций. | |
Речевое развитие |
Образовательная деятельность:
по теме «Всех важней на свете – мама», заучивание стихотворений наизусть о маме и бабушке, составление описательных рассказов «Моя мама лучше всех». Разучивание пословиц и поговорок о матери и семье. Игровая деятельность:
словесные игры «Назови ласково», «Моя мама самая…», «Что умеют наши мамы», «Профессия мамы». |
Продолжать учить выразительно пересказывать, рассказывать литературный текст, составлять описательные рассказы. Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи. |
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная деятельность
рисование портретов мам пластилином, коллективная аппликация «Цветы для мам»,раскрашивание раскрасок по теме «Семья», изготовление поделок к празднику. |
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно - творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус. |
Совместная деятельность:
чтение рассказов: Емельянов Б. «Мамины руки», Е.Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», «Мамино горе», сказок «Кукушка» ( ненецк.),«Айога» (нанайск.), «Сказки о глупом мышонке» С.Маршака, стихотворений: С. Михалков «А что у вас?», А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу», М.Пляцковский «Мамина песенка», Е. Благинина «Мамин день». |
Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству. | |
Подготовка и проведение совместного досуга «Мамочка любимая моя». | Развивать музыкальные навыки и способности. Формировать эстетический вкус. Развивать желание проводить совместные праздники. | |
Физическое развитие | Комплексы пальчиковых гимнастик по теме «Семья», «Для мамы», мозаика, индивидуальная работа с пуговицами, бусинками, нитками. Речь с движениями «Маму я свою люблю, я всегда ей помогу». Подвижные игры по желанию детей. Игры со спортивными атрибутами (мячом, скакалкой, мешочками с песком). |
Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями. |
Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, а так же подготовка и участие детей и родителей в семейном досуге «Мамочка любимая моя». Сотрудничество с семьёй позволяет более успешно реализовать поставленные задачи, т.к. в семье дети приобретают первоначальный опыт общения. Маленький ребёнок, как губка, впитывает образцы поведения значимых взрослых.
Практическая значимость проекта
Для детей: сформированы позиция помощника и защитника, доброжелательные отношения к женщине, к матери и уверенность в своих возможностях.
Для воспитателя: состоялась реализация поставленных задач по теме проекта. Получила признание родителей.
Для родителей: узнали больше о способностях своих детей, появилась уверенность в сформированных навыках ребёнка – заботиться о своих близких.
1 этап: Подготовительный
(с 16 по 20 ноября)
- Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
- Подбор методического, дидактического и иллюстративного материала для реализации проекта.
- Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
- Подбор литературных и музыкальных произведений по данной тематике для изучения и разучивания с детьми.
- Составление конспектов занятий непосредственно образовательной деятельности с детьми и сценария совместного досуга.
- Анкетирование детей и родителей.
- Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстрационными пособиями, видеороликами и фотоальбомами по теме проекта.
- Подбор журналов, литературы для индивидуальной работы с родителями на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье».
- Статьи в родительский уголок «День матери: история и традиции», «Изречения известных людей о маме».
- Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на темы «Семьи».
2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию
(с 19 по 20 ноября)
Воспитатель: ребята, приближается замечательный праздник – День Матери. Этот праздник отмечают во всем мире. Что вы знаете об этом празднике? Кого в этот день поздравляют и как?
Давайте и мы с вами поздравим наших мам с этим праздником. Подумайте и скажите, как лучше организовать наше поздравление и что для этого нужно сделать? Какие подарки можно приготовить для наших мамочек? Кто сможет в этом нам помочь?
С детьми составляется план совместной деятельности.
3 этап: Основной - реализация проекта
Календарно-тематическое планирование (23-27 ноября)
Дата | Содержание деятельности | Участники |
Понедельник 23 ноября |
Утро (совместная деятельность):
Чтение М. Пляцковский «Мамина песенка».Словесные игры «Назови ласково», «Моя мама самая…», д/и «Укрась шляпку». |
Воспитатели Дети |
ООД:
Тематическое занятие «Международный праздник – День Матери».Музыкальное занятие: разучивание музыкального репертуара к празднику. Коллективная аппликация «Цветы для мамы». |
Воспитатели Дети Муз. Руководитель |
|
II-пол. дня:
Речь с движениями «Маму я свою люблю…».Рассматривание альбомов с семейными фотографиями. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». |
Учитель-логопед Воспитатели Дети |
|
Вторник 24 ноября |
Утро (совместная деятельность):
Знакомство с поговорками и пословицами о матери и семье.Чтение нанайской народной сказки «Айога». Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
Воспитатели Дети |
ООД:
Рисование «Портрет мамы».Индивидуальное заучивание пословиц и поговорок о матери и семье. II-пол. дня:
Решение проблемных ситуаций – «Почему мама расстраивается и огорчается. Как это исправить?» »Чтение рассказов Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», «Мамино горе». |
Учитель ИЗО Учитель-логопед Воспитатели Дети Воспитатели Дети |
|
Среда 25 ноября |
Утро (совместная деятельность):
Беседа «Как я помогаю дома маме?» Чтение и разучивание стихотворения Б. Емельянова «Мамины руки». Д/и «Укрась шляпку», «Накрой стол к чаепитию». |
Воспитатели Дети |
ООД:
Развитие речи: составление описательных рассказов «Моя мама лучше всех».Словесные игры «Назови ласково», «Моя мама самая…». |
Учитель-логопед Воспитатели Дети |
|
II-пол. дня:
Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Мама в магазине».Разучивание индивидуальных стихотворений о маме к празднику. Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» |
Воспитатели Дети |
|
Четверг 26 ноября |
Утро (совместная деятельность):
Чтение стихотворения А. Барто «Мама ходит на работу».Решение проблемных ситуаций «Мама пришла с работы уставшая. Что ты будешь делать?» Речь с движениями «Маму я свою люблю…». Сюжетно-ролевая игра «Мама в больнице». |
Воспитатели Дети |
ООД:
Музыкальное занятие: разучивание музыкального и литературного репертуара к празднику.Ручной труд: изготовление пригласительных билетов и поделок для гостей праздника. |
Воспитатели Дети Муз. Руководитель |
|
II-пол. дня: Беседа «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» Сюжетно-ролевая игра «Мама на работе». Оформление альбома «Пословицы и поговорки» |
Воспитатели Дети Учитель-логопед |
|
Пятница 27 ноября |
Утро (совместная деятельность):
Беседа «Мамино любимое занятие».Словесные игры «Что умеют наши мамы», «Профессия мамы». Чтение Е. Благининой «Мамин день». |
Воспитатели Дети |
ООД:
Совместная продуктивная деятельность: выпечка печенья для чаепития.II-пол. дня:
Совместный досуг «Мамочка любимая моя». Чаепитие с мамами. |
Учитель-логопед Воспитатели Дети Муз. Руководитель Родители |
4 этап: Заключительный
Изготовление пригласительных билетов и поделок для гостей праздника
Выпечка печенья для чаепития
Коллективная аппликация «Цветы для мамы»
Совместный досуг «Мамочка любимая моя»
Список литературы
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. - М.: Сфера, 2005.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С. , М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика - Синтез, 2010.
- Гербова В.В Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Просвещение, 1994.
- Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб., 2004.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2012.
- Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. – М., 2008.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- О маме. Стихи и рассказы. – М.: Детская литература,1988.
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М., 2006.
- Сахипова З.Г. Читаем детям. – Ленинград: Просвещение, 1987
Читайте также |
---|
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые…
Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые сказки Корнея Чуковского» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное...
В стране математики
В стране математики Цель: Формирование начальных математических знаний. Задачи: 1. Образовательная: Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки. Закреплять знания о...
Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста
Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной...