Познавательно-творческий проект ко Дню Матери «Всех важней на свете - мама»

Паспорт проекта

По доминирующему методу: познавательно-творческий.

По характеру содержания: ребенок – педагоги - родители.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: подготовительная к школе логопедическая группа (18 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, учитель ИЗО.

По продолжительности: краткосрочный (4-я неделя ноября).

По роду деятельности: познавательно-коммуникативный.

Актуальность

В последнее время, в календаре появилось много праздников. Мы решили обратить внимание на «День Матери», так как он схож с привычным - «8 Марта». Но разница в том, что в этот день поздравляют, чествуют, благодарят женщин, у которых есть дети: мам и бабушек. Мама у всех на свете одна. Именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы не говорили о маме – этого будет мало. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. Кроме того, в беседе с детьми, нам удалось выяснить, что практически все дети знают и могут рассказать, чем их мамы заняты дома, о своей совместной с ними деятельности, но не все знают, где и кем работают их мамы, не могут рассказать и о маминых увлечениях.

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери и семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них. Проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, а так же на акцентирование внимания родителей на мысли о том, что положительное самоощущение у детей появляется в результате эмоционально наполненных, доверительных контактов с родными и близкими. Уважительное отношение к родителям лежит в основе народной педагогики.

Тема совместной деятельности: «Всех важней на свете – мама».

Цель: Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей. Воспитывать уважение и заботу, умение оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле. Развивать желание проводить совместные праздники.

Задачи:

- Обобщить знания детей о международном празднике - «День Матери».

- Побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (рисунки пластилином «Портрет мамы», поделки к празднику, коллективная аппликация «Цветы для мамы», составление творческих рассказов о мамах, выпечка печенья, проведение совместного досуга «Мамочка любимая моя» с чаепитием).

- Воспитывать у детей уважение и заботливое отношение к матери, бабушке, желание оказывать им посильную помощь, углубить знания детей о роли мамы в их жизни.

- Способствовать сплочённости детского и родительского коллектива.

- Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей.

- Способствовать развитию всех компонентов устной речи через словесные, дидактические и сюжетно-ролевые игры, выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме.

- Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.

- Воспитывать доброжелательное общение детей в играх, продуктивной совместной деятельности между сверстниками и взрослыми.
- Создать хорошее, радостное настроение у детей и их близких.

Выявление проблемы: скоро праздник – День Матери. Что вы знаете об этом празднике? Как его отмечают? Как лучше поздравить маму?

Предполагаемый результат:

- Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.

- Воспитание заботливого, уважительного отношения к маме, ко всем членам семьи.

- Усвоение детьми разницы в похожих праздничных датах.

- Владение понятием «Семья», расширение информации о своей семье.

- Улучшение взаимоотношений в семье между разными поколениями, через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в детском саду.

- Совершенствование уровня накопленных практических навыков детей и родителей:

- развитие начал словотворчества,

- развитие художественного вкуса детей и взрослых,

- развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности,

- совершенствование стиля партнёрских отношений.

Итоговое мероприятие: совместный досуг с родителями «Мамочка любимая моя».

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательная область Содержание Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность:
сюжетно - ролевые игры «Дочки-матери», «Семья», «Мама в магазине», «Мама в больнице», «Мама на работе».
дидактические игры «Скажи ласково», «Накрой на стол», «Укрась шляпку», «Мама – детеныши», «Моя мама самая…».
Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего.
Образовательная деятельность:
беседы на темы
 «Как я помогаю маме дома», «Мамино любимое занятие»,
«Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Продуктивная деятельность: выпечка печенья.
Расширять представления детей о различных профессиях, о значимости труда людей и уважительному отношению к нему. Развить желание вместе с взрослым и с их помощью выполнять несложные трудовые поручения.
Совместная деятельность:
рассматривание семейных фотоальбомов, оформление творческого альбома «Пословицы и поговорки о матери и семье» с рассказами детей о мамах.
Анкетирование детей и родителей.
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Формировать гендерную, семейную принадлежности.
Познавательное развитие
Образовательная деятельность:
тематическое занятие «Международный праздник – День Матери»
Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей. Обобщить знания детей о международном празднике - «День Матери».
Совместная деятельность:
Решение проблемных ситуаций «Мама пришла с работы уставшая. Что ты будешь делать?», «Почему моя мама расстраивается, огорчается? Как это исправить?»
Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.
Речевое развитие
Образовательная деятельность:
по теме «Всех важней на свете – мама», заучивание стихотворений наизусть о маме и бабушке, составление описательных рассказов «Моя мама лучше всех».
Разучивание пословиц и поговорок о матери и семье.
Игровая деятельность:
словесные игры «Назови ласково», «Моя мама самая…», «Что умеют наши мамы», «Профессия мамы».
Продолжать учить выразительно пересказывать, рассказывать литературный текст, составлять описательные рассказы. Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи.
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность
рисование портретов мам пластилином, коллективная аппликация «Цветы для мам»,
раскрашивание раскрасок по теме «Семья», изготовление поделок к празднику.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно - творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.
Совместная деятельность:
чтение рассказов: Емельянов Б. «Мамины руки», Е.Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», «Мамино горе», сказок «Кукушка» ( ненецк.),
«Айога» (нанайск.), «Сказки о глупом мышонке» С.Маршака, стихотворений: С. Михалков «А что у вас?», А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу», М.Пляцковский «Мамина песенка»,
 Е. Благинина «Мамин день».
Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.
Подготовка и проведение совместного досуга «Мамочка любимая моя». Развивать музыкальные навыки и способности. Формировать эстетический вкус. Развивать желание проводить совместные праздники.
Физическое развитие Комплексы пальчиковых гимнастик по теме «Семья», «Для мамы», мозаика, индивидуальная работа с пуговицами, бусинками, нитками. Речь с движениями «Маму я свою люблю, я всегда ей помогу».
Подвижные игры по желанию детей. Игры со спортивными атрибутами (мячом, скакалкой, мешочками с песком).
Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, а так же подготовка и участие детей и родителей в семейном досуге «Мамочка любимая моя». Сотрудничество с семьёй позволяет более успешно реализовать поставленные задачи, т.к. в семье дети приобретают первоначальный опыт общения. Маленький ребёнок, как губка, впитывает образцы поведения значимых взрослых.

Практическая значимость проекта

Для детей: сформированы позиция помощника и защитника, доброжелательные отношения к женщине, к матери и уверенность в своих возможностях.

Для воспитателя: состоялась реализация поставленных задач по теме проекта. Получила признание родителей.

Для родителей: узнали больше о способностях своих детей, появилась уверенность в сформированных навыках ребёнка – заботиться о своих близких.

1 этап: Подготовительный

(с 16 по 20 ноября)

- Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.

- Подбор методического, дидактического и иллюстративного материала для реализации проекта.

- Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.

- Подбор литературных и музыкальных произведений по данной тематике для изучения и разучивания с детьми.

- Составление конспектов занятий непосредственно образовательной деятельности с детьми и сценария совместного досуга.

- Анкетирование детей и родителей.

- Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстрационными пособиями, видеороликами и фотоальбомами по теме проекта.

- Подбор журналов, литературы для индивидуальной работы с родителями на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье».

- Статьи в родительский уголок «День матери: история и традиции», «Изречения известных людей о маме».

- Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на темы «Семьи».

8 copy

2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию

(с 19 по 20 ноября)

Воспитатель: ребята, приближается замечательный праздник – День Матери. Этот праздник отмечают во всем мире. Что вы знаете об этом празднике? Кого в этот день поздравляют и как?

Давайте и мы с вами поздравим наших мам с этим праздником. Подумайте и скажите, как лучше организовать наше поздравление и что для этого нужно сделать? Какие подарки можно приготовить для наших мамочек? Кто сможет в этом нам помочь?

С детьми составляется план совместной деятельности.

3 этап: Основной - реализация проекта

Календарно-тематическое планирование (23-27 ноября)

Дата Содержание деятельности Участники
Понедельник
23 ноября
Утро (совместная деятельность):
Чтение М. Пляцковский «Мамина песенка».
Словесные игры «Назови ласково», «Моя мама самая…», д/и «Укрась шляпку».
Воспитатели
Дети
ООД:
Тематическое занятие «Международный праздник – День Матери».
Музыкальное занятие: разучивание музыкального репертуара к празднику.
Коллективная аппликация «Цветы для мамы».
Воспитатели
Дети
Муз. Руководитель
II-пол. дня:
Речь с движениями «Маму я свою люблю…».
Рассматривание альбомов с семейными фотографиями.
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Вторник
24 ноября
Утро (совместная деятельность):
Знакомство с поговорками и пословицами о матери и семье.
Чтение нанайской народной сказки «Айога».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Воспитатели
Дети
ООД:
Рисование «Портрет мамы».
Индивидуальное заучивание пословиц и поговорок о матери и семье.
II-пол. дня:
Решение проблемных ситуаций – «Почему мама расстраивается и огорчается. Как это исправить?» »
Чтение рассказов Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», «Мамино горе».
Учитель ИЗО
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Среда
25 ноября
Утро (совместная деятельность):
Беседа «Как я помогаю дома маме?»
Чтение и разучивание стихотворения Б. Емельянова «Мамины руки».
Д/и «Укрась шляпку», «Накрой стол к чаепитию».
Воспитатели
Дети
ООД:
Развитие речи: составление описательных рассказов «Моя мама лучше всех».
Словесные игры «Назови ласково», «Моя мама самая…».
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
II-пол. дня:
Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Мама в магазине».
Разучивание индивидуальных стихотворений о маме к празднику.
Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»
Воспитатели
Дети
Четверг
26 ноября
Утро (совместная деятельность):
Чтение стихотворения А. Барто «Мама ходит на работу».
Решение проблемных ситуаций «Мама пришла с работы уставшая. Что ты будешь делать?»
Речь с движениями «Маму я свою люблю…».
Сюжетно-ролевая игра «Мама в больнице».
Воспитатели
Дети
ООД:
Музыкальное занятие: разучивание музыкального и литературного репертуара к празднику.
Ручной труд: изготовление пригласительных билетов и поделок для гостей праздника.
Воспитатели
Дети
Муз. Руководитель
II-пол. дня:
Беседа «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
Сюжетно-ролевая игра «Мама на работе».
Оформление альбома «Пословицы и поговорки»
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Пятница
27 ноября
Утро (совместная деятельность):
Беседа «Мамино любимое занятие».
Словесные игры «Что умеют наши мамы», «Профессия мамы».
Чтение Е. Благининой «Мамин день».
Воспитатели
Дети
ООД:
Совместная продуктивная деятельность: выпечка печенья для чаепития.
II-пол. дня:
Совместный досуг «Мамочка любимая моя». Чаепитие с мамами.
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Муз. Руководитель
Родители

4 этап: Заключительный

Изготовление пригласительных билетов и поделок для гостей праздника

9 copy

10 copy

Выпечка печенья для чаепития

11

Коллективная аппликация «Цветы для мамы»

12

Совместный досуг «Мамочка любимая моя»

13

14

15

16

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. - М.: Сфера, 2005.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. , М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика - Синтез, 2010.
  3. Гербова В.В Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб., 2004.
  5. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  6. Краснощекова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2012.
  7. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. – М., 2008.
  8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  9. О маме. Стихи и рассказы. – М.: Детская литература,1988.
  10. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М., 2006.
  11. Сахипова З.Г. Читаем детям. – Ленинград: Просвещение, 1987


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые сказки Корнея Чуковского» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное...

В стране математики

В стране математики Цель: Формирование начальных математических знаний. Задачи: 1. Образовательная: Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки. Закреплять знания о...

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной...

Читайте также

Конспект занятия по аппликации младшей группе. Тема: «Украшение шарфика»

Конспект занятия по аппликации младшей группе Тема: «Украшение шарфика» Программное содержание: расширить знания детей об одежде, обогатить словарь детей по теме...

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»

Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»