Исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст.

Авторы проекта: дети, родители, учитель – логопед, воспитатели.

Актуальность:

Незаметно пробегают года, дети подрастают. Они растут любознательными, каждый день ребята открывают что-то новое. Мы дошкольников в предыдущем году познакомили с некоторыми буквами алфавита, начали пробовать читать слоги, слова и у них возник неподдельный интерес к буквам русского алфавита. Но за прошедший год мы с ребятами не успели изучить все буквы. Дети захотели выучить оставшиеся буквы алфавита и продолжить учиться читать. Возникла необходимость реализации проекта, выучить все буквы и научиться читать. Именно поэтому стала актуальна разработка данного проекта.

Цель: Изучение букв русского алфавита, обучение чтению

Задачи:

  1. Знакомить дошкольников в игровой форме с буквами русского алфавита.
  2. Развивать у детей память, мышление, речь.
  • Пополнить совместно с родителями воспитанников развивающую среду дома и в детском саду.
  • Расширить кругозор родителей о приемах и методах закрепления с детьми знаний букв русского алфавита.
  • Приобщить родителей к проектной деятельности.
  • Основные этапы реализации проекта:

    На первом этапе ребята определили вопросы, на которые они хотели получить ответы: «Для чего надо уметь читать?», «Что я знаю об азбуке?» «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

    Далее ребята совместно со взрослыми разработали план мероприятий проектной деятельности в процессе которой дети смогут найти ответы на поставленные вопросы.

    На третьем этапе дошкольники совместно со взрослыми подберут различные средства реализации дальнейших целевых действий по проекту, определят источники информации.

    Итогом проектной деятельности станет совместное изготовление с родителями и педагогами Азбуки.

    Воспитанники получили ответы на интересующие их вопросы. В непосредственно образовательной деятельности с детьми была проведена познавательная беседа «История Азбуки и Букваря». Дошкольники узнали, что раньше в алфавите было не 33 буквы, а 43. Некоторые звуки были удалены, а другие слились с похожими по звучанию. С 1942 года в алфавите стало 33 буквы. Ребятам объяснили значение слов: азбука, алфавит, букварь.

    Букварь – учебник для обучения чтению и письму. Азбука – русский алфавит или книга для первого знакомства с буквами. Алфавит – система букв в каком – либо языке, расположенных в определенном порядке. Мы выяснили, что знание алфавита – это ключ к быстрому нахождению слов в словаре. Если будем знать алфавит, то быстро сможем найти нужную книгу в библиотеке и т.д.

    Детьми в свободной деятельности пробовали собрать мозаику «Азбуку» из подходящих по форме фрагментов рисунка и складывали целое изображение.

    Далее педагоги прочли сказку А. Толстого «Приключения Буратино».

    Дети из пластилина слепили «Пластилиновую азбуку» из ранее прочитанной сказки и попробовали сами сочинить небольшой рассказ о приключениях Буратино, что случилось бы с деревянным мальчиком, если бы он пошел в школу, а не продал бы Азбуку.

    Педагоги подготовили информационный материал о важности обучения грамоте дошкольников и пригласили родителей участвовать в реализации проекта.

    Во время образовательной деятельности ребята пробовали выложить из счетных палочек знакомые буквы, приняли активное участие в сюжетно – ролевой игре «Библиотека», где пробовали самостоятельно заполнять библиотечные формуляры.

    Ребята с удовольствием слушали стихотворение С.Я.Маршака «Автобус номер двадцать шесть».

    Автобус номер двадцать шесть.
    Баран успел в автобус влезть,
    Верблюд вошел, и волк, и вол.
    Гиппопотам, пыхтя, вошел.

    Дельфин не мог вползти в вагон.
    Енот не может выйти вон.
    Жираф - как дернет за звонок:
    Змею он принял за шнурок.

    Индюк спросил: - Который час? -
    Козел сказал: - Не слышу вас. -
    Лиса сказала: - Скоро семь. -
    Медведь сказал: - Я всех вас съем!

    Навозный жук жужжит: - Боюсь! -
    Орел сказал: - А ты не трусь! -
    Петух пропел: - Какой герой! -
    Рысь проворчала: - Рот закрой!

    Свинья заспорила с ежом.
    Тюлень поссорился с моржом.
    Удав кольцом сдавил свинью.
    Фазан забился под скамью.

    Хорек за хвост цыпленка - хвать!
    Цыпленок бросился бежать.
    Червяк подумал, что за ним.
    Шмель прожужжал ему: - Бежим!

    Щегол уселся на окно.
    Выпь говорит, что ей темно.
    Эму сказал: - Закрыл он свет!

    Юрок и дрозд сказали: - Нет!
    Як промычал, пройдя вперед:
    - Автобус дальше не пойдет!

    Прочтите сказку эту, дети.
    Расскажет весело она,
    Какие звери есть на свете
    И как писать их имена.

    Когда в автобусе мы едем
    Или в вагоне под землей,
    Не будь ежом, не будь медведем,
    Не будь удавом и свиньей!

    Совместно с родителями и педагогами ребята пополнили книжный уголок новыми книгами познавательной и художественной литературы. Дети в детском саду под руководством педагога самостоятельно изучали эту литературу. Ребята предложили создать свою Азбуку. Дома с родителями воспитанники пополнили свои знания о буквах, которые им понравились, искали информацию о том, как изготовить самостоятельно тактильные буквы. Воспитанники в группе с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи о буквах, азбуке.

    Во время непосредственно образовательной деятельности дети из цветной бумаги вырезали и наклеили предметы, начинающиеся с любимой буквы.

    Ребятам читали произведения Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился читать», В Крупинина «Первый букварь», Драгунского «Заколдованная буква».

    Во время ознакомления с окружающим миром ребятам рассказали о птицах нашего региона. Далее на дополнительном занятии с педагогом изготовили «Ястребиных сов», которые живут в Московском регионе, придумали и написали на них первую букву клички совы.

    Совместно с ребятами и родителями изготовили миниатюрную азбуку из спичечных коробков. Для этого мы обклеили с помощью родителей спичечные коробки цветной бумагой, дошкольники самостоятельно написали на каждом коробке букву, а внутри коробков положили определенный предмет, начинающийся на букву, написанную на коробке: П - пуговица, Ц – цветок, Д – дельфин и так далее.

    Так же нарисовали на бумаге и вырезали буквы, которыми украсили группу.

    После чего с большим интересом приняли участие в подвижной игре «Подвижный алфавит»
    Играющие делятся на две команды. Каждая команда выделяет своих представителей для игры. Ведущий раздает каждому представителю напечатанные буквы. Пример: раздаются буквы «у», «т», «а», «к», «н», «ш» и другие. Затем ведущий предлагает: водоплавающая птица.
    Представители команд должны быстро построиться таким образом, чтобы все играющие смогли прочесть по буквам в их руках слово «утка». Затем задаются еще вопросы. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

    Дошкольники выучили стихотворение Юлиана Тувим в переводе С.Михалкова: «Азбука»

    Что случилось? Что случилось?
    С печки азбука свалилась!

    Больно вывихнула ножку
    Прописная буква М,
    Г ударилась немножко,
    Ж рассыпалась совсем!

    Потеряла буква Ю
    Перекладинку свою!
    Очутившись на полу,
    Поломала хвостик У!

    Ф, бедняжку, так раздуло —
    Не прочесть ее никак!
    Букву Р перевернуло —
    Превратило в мягкий знак!

    Буква С совсем сомкнулась —
    Превратилась в букву О.
    Буква А, когда очнулась,
    Не узнала никого!

    Ребята с удовольствием раскрасили альбом, созданный взрослыми – «Азбукварик»

    Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Буквы» и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры, как промышленного производства, так и созданные педагогами: «Четвертый лишний», «Ребусы», лото «Чтение», «Прочитай по первым буквам», «Расшифруй слово», «Дорисуй букву», «Продолжи слово» и многие другие.

    Так же ребята знакомились с циклом образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука малышка».

    В игровой форме с помощью мультимедийной презентации дошкольники приняли участие в досуговом мероприятии - «В гостях у бабушки Азбуки», во время, которого ребята пробовали собрать слова из букв, разгадывали ребусы, собирали разрезные картинки (буквы), на ощупь отгадывали буквы и многое другое.

    На протяжении всего времени ребятам помогали и помогают знакомиться с буквами литературные герои девочка Маша и ее котенок Мурзик. Девочка учит буквы, звуки и котенок хочет тоже пойти в первый класс, но он не знает букв. И Маша просит ребят помочь ей всему научить котенка. Каждое задание посвящено отдельной теме. Ребята с большим удовольствием помогают Маше познакомить Мурзика с буквами. Вместе с девочкой они выполняют различные задания – учатся печатать буквы, пробуют читать первые несложные слова, играют в различные игры: «Узнай букву», поют песенки слогов, подбирают слова на определенный звук и многое другое.

    Итогом нашей проектной деятельности стало оформление и защита индивидуальных детско-родительских проектов. Ребята с родителями дома изготовили тактильные буквы из различных материалов. Так же нарисовали предметы начинающиеся на все буквы своего имени - «Волшебные буквы моего имени». И все вместе создали АЗБУКУ.

     

    Визитная карточка исследовательского проекта

    Авторы проекта Дети, родители и педагоги
    ОУ ГБОУ Школа №1554 ДО №4 СВОУО ДО города Москвы
    Город Москва
    Название проекта
    «Грамоте учиться – всегда пригодится»  
    Вид проекта
    Исследовательский
    Возрастная группа
    Дошкольный возраст (дети 6 – 7 лет)
    Линии развития
    • Познавательное развитие.
    • Художественно – эстетическое развитие.
    • Речевое развитие.
    • Социально – коммуникативное развитие.
    Цель и задачи проекта
    Цель: Изучение букв русского алфавита, обучение чтению.
    Задачи:
    1. Знакомить дошкольников в игровой форме с буквами русского алфавита.
    2. Развивать у детей память, мышление, речь.
    3. Пополнить совместно с родителями воспитанников развивающую среду дома и в детском саду.
    4. Расширить кругозор родителей о приемах и методах закрепления с детьми знаний букв русского алфавита.
    5. Приобщить родителей к проектной деятельности.
     
    Планируемые результаты
    Наши воспитанники смогут:
    • Найти ответы на свои вопросы.
    • Создадут миниатюрную азбуку из бросового материала.
    • Дети и родители изготовят авторские тактильные буквы.
    Этапы реализации проекта
    1 этап «Проблемная ситуация»
    Незаметно пробегают года, дети подрастают. Они растут любознательными, каждый день ребята открывают что-то новое. Мы с дошкольниками в предыдущем году познакомились с некоторыми буквами, начали пробовать читать слова и у них возник неподдельный интерес к буквам русского алфавита. Но за прошедший год мы с ребятами не успели изучить все буквы. Дети захотели узнать, кто придумал буквы, выучить оставшиеся буквы алфавита и продолжить учиться читать. Возникла необходимость реализации проекта, выучить все буквы русского алфавита и научиться читать. Именно поэтому стала актуальна разработка данного проекта.
    На первом этапе ребята определили вопросы, на которые они хотели получить ответы на свои вопросы:
    «Для чего надо уметь читать?»
    • Чтобы быть грамотными
    • Когда вырастешь, сможешь читать название магазина и что на компьютере.
    • Быть умным
    • СМС читать
    • А зачем читать? Мне мама все читает.
    • Для того чтобы пойти на какую – нибудь работу.
    «Что я знаю об азбуке?» Как нам найти ответы на наши вопросы?
    • Это буквы
    • Есть гласные и согласные
    • Есть Ь и Ъ знаки
    • Около каждой буквы есть картинка
    • Там много букв
    • Это книжка
    • А у меня нет азбуки
    • Ну, вы расскажите, что – нибудь.
    • Может у мамы надо спросить?
    • Сегодня у Любы спрошу про азбуку.
    • Попрошу найти мультик про буквы.
    • У нас в группе книжка есть про разные буквы, там посмотрю. Потом.
    2 этап «Планирование»
    • Совместный поиск тем по проекту (дети-родители-педагоги).
    • Сбор и накопление материала по теме исследования.
    • Составление плана-схемы проекта.
    • Обсуждение с дошкольниками выбора видов деятельности.
    • Обсуждение с воспитанниками конечного результата - итога проектной деятельности.
    1. этап «Поиск информации»
    Направлениями данного этапа являются:
    Познавательное развитие.
    Художественно – эстетическое развитие.
    Речевое развитие.
    Социально – коммуникативное развитие.
    Использование различных форм образовательной деятельности:
    • Совместная деятельность детей.
    • Совместная деятельность детей и педагогов.
    • Сотворчество детей и родителей воспитанников.
    4 этап «Продукты детской деятельности»
    Тактильные буквы
    Лепка «Пластилиновая азбука»
    Ручной труд «Ястребиная сова»
    Рисование «Волшебные буквы моего имени»
    Ручной труд: «Миниатюрная азбука из бросового материала»
    5 этап «Презентация проекта»
    • Защита и презентация индивидуальных детско – родительских проектов «Моя любимая буква»


    Новые публикации

    План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

    План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

    Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

    Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

    Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

    Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

    Читайте также

    Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

    Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

    Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии

    Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

    Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

    Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...

    Читайте также

    Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

    Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

    Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

    Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

    Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

    Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на...