Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации
Выступление
Слайды | Текст выступления |
Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации» Ланецкая М.А., воспитатель высшей квалификационной категории Швецова С.В., воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ДС № 57 г. Челябинска» |
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления предполагает небольшой экскурс в теоретический аспект вопроса: «Что такое социально значимые качества дошкольника?». И Вы, конечно же, ответите, что это самостоятельность, ответственность, настойчивость, а их сформированность на ранних этапах жизни предоставляет любому ребенку возможность успешной и уверенной социальной адаптации в современном обществе. |
Слайд 2 Структурные эквиваленты (показатели) каждого качества: Самостоятельность) - умение действовать по собственной инициативе; умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого; умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть новые условия деятельности, осуществить элементарное планирование, получить результат); умение переносить известные способы действий в новые условия. |
Если рассмотреть структурные эквиваленты (показатели) каждого из вышеперечисленных социально значимых качеств, можно убедиться в том, что это и есть по сути гибкие компетенции: Например, самостоятельность как необходимый составляющий компонент формирования кооперации, креативности и критического мышления (умение действовать по собственной инициативе, умение ставить цель, планировать, умение переносить известные способы действий и находить новые, ориентироваться на результат). |
Слайд 3 Структурные эквиваленты (показатели) каждого качества: Ответственность: ребенок выполняет порученное дело старательно и аккуратно; адекватно оценивает нарушение правил; действием отвечает за свои оплошности. |
Ответственность - важный составляющий компонент коммуникации: умение выполнять порученное дело старательно и аккуратно, адекватно оценивать свои возможности, успехи свои и своих сверстников, чувствовать ответственность за свои действия в команде сверстников и т.д. |
Слайд 4 Структурные эквиваленты (показатели) каждого качества: 3. Настойчивость: ребенок доводит начатое дело до конца; спокойно отстаивает свое мнение; упорно преодолевает трудности, уверен в своих силах. |
Настойчивость - уникальное социально значимое качество, которое является структурным компонентом коммуникации, кооперации: доводить начатое дело до конца, аргументированно отстаивать свое мнение, преодолевать трудности, проявлять уверенность в своих силах. Таким образом, это и дает нам основание рассматривать эти ведущие социально значимые качества в контексте ключевых (гибких) компетенций, таких как: коммуникация, кооперация, критическое мышление, креативность. |
Слайд 5 Перечень культурных практик: - - - - |
Оценивая потенциал включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации и опираясь на имеющийся опыт, нами была определена целесообразность и необходимость формирования социально значимых качеств личности детей именно в таких формах и видах культурных практик, где предусмотрено предпочтение ребенком права выбирать форму взаимодействия, вида деятельности, действий, решений, выбора команды сверстников и создает принципиально новую ситуацию, новые перспективы создания и развития себя как субъекта. |
Слайд 6 Преимущества метода проектов:
- обеспечивается сочетание и согласование инициативы ребенка и инициативы педагога;-учитывается степень активности и успешности ребенка в том или ином виде деятельности; -обеспечивается высокая степень детской самостоятельности; -предоставляется возможность самоорганизации себя в деле, которая и формирует в дальнейшем такие качества личности как самостоятельность и ответственность. |
В данном случае оптимальным, на наш взгляд, является выбор метода проектов как эффективной технологии формирования социально значимых качеств личности детей в процессе ранней профориентации дошкольников. Это дает право утверждать, что технология способствует созданию душевного комфорта, эмоционального благополучия, убеждает ребенка в успешности, а в конечном итоге формирует такое качество личности, как способность преодолевать трудности. Главное правило при этом: Чем меньше запретов, а больше поле разрешенной свободной деятельности, тем интенсивнее развивается самостоятельность, инициатива и творчество ребенка. |
Слайд 7 Фото детей играй-городок, парад профессий и т.д. |
В процессе проектирования и реализации социально-игровых проектов ранней профессиональной направленности мы придерживались следующих приемов педагогического воздействия, способствующих формированию социально значимых качеств личности ребенка: 1прием: Авансированное поощрение как выраженная надежда на успех деятельности ребенка: "У тебя это получится непременно...». «Конечно же, ты это сделаешь отлично, потому что ты.... ", - и называть достоинство, которого еще может и не быть у ребенка, как устойчивого качества. Иногда следует огласить достоинство ребенка и обратить на это внимание всех детей: "Сережа, у тебя хорошая речь, ты умеешь интересно рассказывать, Лиза, дети хотят увидеть, как ты красиво делаешь схему…" и т.п. Авансирование, произнесённое публично, в присутствии детей, мобилизует активность ребенка, и он будет прикладывать максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. |
Слайд 8 Фото детей |
2 прием - Прием персональной исключительности. Его вербальная форма такова: "Только ты и можешь..., Никто, кроме тебя..., Именно ты способен это сделать". Такой прием используется наедине с ребенком, внушая ему уверенность в своей конкретной незаменимости при выполнении того или иного дела. Это способствует стремлению ребенка выполнить намеченное и до конца, и как можно лучше, формированию умения самому анализировать и оценивать процесс своей деятельности: "Мне кажется, что у меня получилось, но можно было еще постараться", но при этом будет ждать оценки педагога. Такие диалоги побуждают ребенка возвращаться к цели, а значит, способствуют приучению, формированию определенных практических умений и, естественно, формированию настойчивости и ответственности. |
Слайд 9 Фото детей со схемами, правилами, дтм, школа предпринимателей |
3 прием: Внешние, наглядные средства, облегчающие детям самостоятельное построение деятельности и правильную ее самоорганизацию. Для этого развивающую профориентационную среду мы совместно с детьми наполняем маршрутными картами с поэтапным отражением процесса труда, схемами и правилами, предметными и графическими моделями, алгоритмами действий и пр. Оперирование данными средствами, способствует приобретению детьми ценных навыков самостоятельного планирования, последовательного осуществления деятельности, контроля и оценки результатов. |
Слайд 10 Фото детей в играх профнаправленности |
4 прием: Насыщение жизни детей разнообразными проблемно-игровыми ситуациями, требующими нестандартного подхода, проявления воображения и творчества. В рамках реализации социально-игровых проектов предусмотрено создание ситуаций, в которых детям нужно «поломать голову», чтобы найти решение: как лучше разрезать бумагу, салфетки, чтобы хватило всей подгруппе детей, как исправить сломанную игрушку, как помочь малышам разрешить их проблемы, какими способами можно выполнить то или иное задание и т. п. При этом мы поняли, что чем меньше прямых приемов педагогического воздействия (показ, объяснение), и больше косвенных (совет по просьбе ребенка, обращение к личному опыту, к источникам информации и т.д.), тем эффективнее будет процесс побуждения детей к творческому поиску решений. А это способствует развитию воли и настойчивости детей, формированию критического мышления, проявлению желания преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, стремление на получение результата и его оценку. |
Слайд 11 Шкала фото |
В качестве изучения результативности реализации социально-игровых проектов нами применяются следующие методы диагностики: наблюдение; анализ продуктов детской деятельности; создание специальных (проблемно-игровых) ситуаций; анализ статистических данных; экспертиза материалов. В целях выявления достижений детей нами разработана Шкала по изучению и определению уровня развития ключевых (гибких) компетенций у старших дошкольников, технология проведения наблюдения и инструментарий. Наблюдая за действиями детей, фиксируется, как ребенок принимает цель деятельности, как учитывает условия ее осуществления, какие способы использует для достижения результата, соответствует ли полученный результат цели, способен ли ребенок к элементарному контролю, каково его отношение к деятельности (интерес, настойчивость, удовлетворенность). В зависимости от результатов анализа действий ребенка проводили соответствующую коррекцию педагогического воздействия. Важно подчеркнуть, что в процессе собственной активности дети постоянно приобретали опыт самостоятельной постановки цели, искали способы решения проблемы, как организовать свою деятельность: с чего начать, как продолжить, чем закончить, какие материалы и инструменты для этого взять, в какой последовательности их использовать. А ведь это не что иное, как процесс формирования функции планирования. Да, дети ошибались, порой не получали удовлетворения от результатов своей деятельности, обращались к взрослым и сверстникам за помощью, оценкой, поддержкой. Но это, опять-таки, свидетельство того, что дети понимали ответственность за самостоятельно порученное себе дело, стремились довести его до конца. В этом просматривается стремление к преодолению трудностей, которое лежит в основе формирования уверенности в своих силах. Но вместе с тем, особое внимание нами уделяется детям, которые попали в число неуспешных с позиции уровня сформированности социально значимых качеств. |
Слайд 12 | Таким образом, результаты реализации проектов по ранней профориентации таких, как «Поликлиника», «Техноград», «Детский театр моды», «Фабрика игрушек», «Служба спасателей», «Детское кафе», «Библиотека» и др. в рамках общего проекта дошкольного учреждения «Играй-городок» подтверждают, на наш взгляд, эффективность использования метода проектов в формировании социально значимых качеств личности детей. |
Спасибо за внимание! | Спасибо за внимание! |
Читайте также |
---|
Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада»
Физкультурно-оздоровительная работа в рамках недели спорта «Летняя Спартакиада» Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и...
Интерактивная игра по культуре безопасности
Интерактивная игра по культуре безопасности
«Книга – лучший друг»

«Книга – лучший друг» Современные дети всё чаще проводят своё время за компьютером, телефоном и телевизором и всё реже читают книги...