Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации

Выступление

Слайды Текст выступления
Слайд 1
Заставка
«Формирование социально значимых
качеств личности дошкольника
через реализацию проектов
по ранней профориентации»
Ланецкая М.А., воспитатель высшей
квалификационной категории
Швецова С.В., воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ «ДС № 57 г. Челябинска»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления предполагает небольшой экскурс в теоретический аспект вопроса: «Что такое социально значимые качества дошкольника?». И Вы, конечно же, ответите, что это самостоятельность, ответственность, настойчивость, а их сформированность на ранних этапах жизни предоставляет любому ребенку возможность успешной и уверенной социальной адаптации в современном обществе.
Слайд 2
Структурные эквиваленты (показатели) каждого качества: Самостоятельность) - умение действовать по собственной инициативе; умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого; умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть новые условия деятельности, осуществить элементарное планирование, получить результат); умение переносить известные способы действий в новые условия.
Если рассмотреть структурные эквиваленты (показатели) каждого из вышеперечисленных социально значимых качеств, можно убедиться в том, что это и есть по сути гибкие компетенции:
Например, самостоятельность как необходимый составляющий компонент формирования кооперации, креативности и критического мышления (умение действовать по собственной инициативе, умение ставить цель, планировать, умение переносить известные способы действий и находить новые, ориентироваться на результат).
Слайд 3
Структурные эквиваленты (показатели) каждого качества:
Ответственность: ребенок выполняет порученное дело старательно и аккуратно; адекватно оценивает нарушение правил; действием отвечает за свои оплошности.
Ответственность - важный составляющий компонент коммуникации: умение выполнять порученное дело старательно и аккуратно, адекватно оценивать свои возможности, успехи свои и своих сверстников, чувствовать ответственность за свои действия в команде сверстников и т.д.
Слайд 4
Структурные эквиваленты (показатели) каждого качества:
3. Настойчивость: ребенок доводит начатое дело до конца; спокойно отстаивает свое мнение; упорно преодолевает трудности, уверен в своих силах.
Настойчивость - уникальное социально значимое качество, которое является структурным компонентом коммуникации, кооперации: доводить начатое дело до конца, аргументированно отстаивать свое мнение, преодолевать трудности, проявлять уверенность в своих силах.
Таким образом, это и дает нам основание рассматривать эти ведущие социально значимые качества в контексте ключевых (гибких) компетенций, таких как: коммуникация, кооперация, критическое мышление, креативность.
Слайд 5
Перечень культурных практик:
-
-
-
-
Оценивая потенциал включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации и опираясь на имеющийся опыт, нами была определена целесообразность и необходимость формирования социально значимых качеств личности детей именно в таких формах и видах культурных практик, где предусмотрено предпочтение ребенком права выбирать форму взаимодействия, вида деятельности, действий, решений, выбора команды сверстников и создает принципиально новую ситуацию, новые перспективы создания и развития себя как субъекта.
Слайд 6
Преимущества метода проектов:
- обеспечивается сочетание и согласование инициативы ребенка и инициативы педагога;
-учитывается степень активности и успешности ребенка в том или ином виде деятельности;
-обеспечивается высокая степень детской самостоятельности;
-предоставляется возможность самоорганизации себя в деле, которая и формирует в дальнейшем такие качества личности как самостоятельность и ответственность.
В данном случае оптимальным, на наш взгляд, является выбор метода проектов как эффективной технологии формирования социально значимых качеств личности детей в процессе ранней профориентации дошкольников. Это дает право утверждать, что технология способствует созданию душевного комфорта, эмоционального благополучия, убеждает ребенка в успешности, а в конечном итоге формирует такое качество личности, как способность преодолевать трудности. Главное правило при этом: Чем меньше запретов, а больше поле разрешенной свободной деятельности, тем интенсивнее развивается самостоятельность, инициатива и творчество ребенка.
Слайд 7
Фото детей играй-городок, парад профессий и т.д.
В процессе проектирования и реализации социально-игровых проектов ранней профессиональной направленности мы придерживались следующих приемов педагогического воздействия, способствующих формированию социально значимых качеств личности ребенка:
1прием: Авансированное поощрение как выраженная надежда на успех деятельности ребенка: "У тебя это получится непременно...». «Конечно же, ты это сделаешь отлично, потому что ты.... ", - и называть достоинство, которого еще может и не быть у ребенка, как устойчивого качества. Иногда следует огласить достоинство ребенка и обратить на это внимание всех детей: "Сережа, у тебя хорошая речь, ты умеешь интересно рассказывать, Лиза, дети хотят увидеть, как ты красиво делаешь схему…" и т.п.
 Авансирование, произнесённое публично, в присутствии детей, мобилизует активность ребенка, и он будет прикладывать максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику.
Слайд 8
Фото детей
2 прием - Прием персональной исключительности. Его вербальная форма такова: "Только ты и можешь..., Никто, кроме тебя..., Именно ты способен это сделать". Такой прием используется наедине с ребенком, внушая ему уверенность в своей конкретной незаменимости при выполнении того или иного дела. Это способствует стремлению ребенка выполнить намеченное и до конца, и как можно лучше, формированию умения самому анализировать и оценивать процесс своей деятельности: "Мне кажется, что у меня получилось, но можно было еще постараться", но при этом будет ждать оценки педагога. Такие диалоги побуждают ребенка возвращаться к цели, а значит, способствуют приучению, формированию определенных практических умений и, естественно, формированию настойчивости и ответственности.
Слайд 9
Фото детей со схемами, правилами, дтм, школа предпринимателей
3 прием: Внешние, наглядные средства, облегчающие детям самостоятельное построение деятельности и правильную ее самоорганизацию. Для этого развивающую профориентационную среду мы совместно с детьми наполняем маршрутными картами с поэтапным отражением процесса труда, схемами и правилами, предметными и графическими моделями, алгоритмами действий и пр. Оперирование данными средствами, способствует приобретению детьми ценных навыков самостоятельного планирования, последовательного осуществления деятельности, контроля и оценки результатов.
Слайд 10
Фото детей в играх профнаправленности
4 прием: Насыщение жизни детей разнообразными проблемно-игровыми ситуациями, требующими нестандартного подхода, проявления воображения и творчества. В рамках реализации социально-игровых проектов предусмотрено создание ситуаций, в которых детям нужно «поломать голову», чтобы найти решение: как лучше разрезать бумагу, салфетки, чтобы хватило всей подгруппе детей, как исправить сломанную игрушку, как помочь малышам разрешить их проблемы, какими способами можно выполнить то или иное задание и т. п. При этом мы поняли, что чем меньше прямых приемов педагогического воздействия (показ, объяснение), и больше косвенных (совет по просьбе ребенка, обращение к личному опыту, к источникам информации и т.д.), тем эффективнее будет процесс побуждения детей к творческому поиску решений. А это способствует развитию воли и настойчивости детей, формированию критического мышления, проявлению желания преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, стремление на получение результата и его оценку.
Слайд 11
Шкала фото
В качестве изучения результативности реализации социально-игровых проектов нами применяются следующие методы диагностики: наблюдение; анализ продуктов детской деятельности; создание специальных (проблемно-игровых) ситуаций; анализ статистических данных; экспертиза материалов. В целях выявления достижений детей нами разработана Шкала по изучению и определению уровня развития ключевых (гибких) компетенций у старших дошкольников, технология проведения наблюдения и инструментарий. Наблюдая за действиями детей, фиксируется, как ребенок принимает цель деятельности, как учитывает условия ее осуществления, какие способы использует для достижения результата, соответствует ли полученный результат цели, способен ли ребенок к элементарному контролю, каково его отношение к деятельности (интерес, настойчивость, удовлетворенность). В зависимости от результатов анализа действий ребенка проводили соответствующую коррекцию педагогического воздействия. Важно подчеркнуть, что в процессе собственной активности дети постоянно приобретали опыт самостоятельной постановки цели, искали способы решения проблемы, как организовать свою деятельность: с чего начать, как продолжить, чем закончить, какие материалы и инструменты для этого взять, в какой последовательности их использовать. А ведь это не что иное, как процесс формирования функции планирования. Да, дети ошибались, порой не получали удовлетворения от результатов своей деятельности, обращались к взрослым и сверстникам за помощью, оценкой, поддержкой. Но это, опять-таки, свидетельство того, что дети понимали ответственность за самостоятельно порученное себе дело, стремились довести его до конца. В этом просматривается стремление к преодолению трудностей, которое лежит в основе формирования уверенности в своих силах. Но вместе с тем, особое внимание нами уделяется детям, которые попали в число неуспешных с позиции уровня сформированности социально значимых качеств.
Слайд 12 Таким образом, результаты реализации проектов по ранней профориентации таких, как «Поликлиника», «Техноград», «Детский театр моды», «Фабрика игрушек», «Служба спасателей», «Детское кафе», «Библиотека» и др. в рамках общего проекта дошкольного учреждения «Играй-городок» подтверждают, на наш взгляд, эффективность использования метода проектов в формировании социально значимых качеств личности детей.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята»

Опыт работы по экологическому воспитанию «Эколята – дошколята» Родная природа – могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для…

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для Грамотейки» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное. Возрастная группа: подготовительная. Форма:...

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Читайте также

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...

Проект «Наши маленькие соседи»

«Изучаем природу и животный мир на территории детского сада»Номинация «Все, кто рядом живет» Тема «Наши маленькие соседи»

Краски Осени

Краски Осени Осень! Удивительное слово! От него веет грустью, печалью. Это самое красивое время года. Осень мы любим за щедрость полей...