Проект «Отель для насекомых»

 

«И для людей и для зверей природа - общий дом,

пусть будет всем уютно в нем!»

В1. ведение

Проблема: Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим. Одним из направлений работы с детьми в детском саду является формирование экологического миропонимания.

Наблюдая во время летних прогулок за поведением детей в природе, мы заметили, что многие из них негативно относятся к насекомым, многие просто их боятся и мало детей, которые с добротой и заботой относятся к маленьким беззащитным букашкам, знают об их значении в природе.

Актуальность: И так сама собой возникла идея нашего проекта «Отель для насекомых»: Показать детям, почему насекомые не опасны и не страшны, а наоборот, приносят неоценимую пользу людям. И для того, чтобы это осуществить, мы, с помощью «Отеля для насекомых», решили познакомить детей с «миром насекомых», помочь лучше узнать их и понять.

Опрос детей «Твое отношение к насекомым»

1

Цель проекта: Формировать гуманное отношение к миру природы, по средствам знакомства детей с «миром насекомых».

Задачи проекта: - Расширять и систематизировать знаний детей о характерных особенностях насекомых, местах их обитания, способах питания; - Формировать познавательный интерес к объектам живой природы. – Развивать речь детей, коммуникативные навыки, активизировать словарный запас. – Развивать умение делать выводы, умозаключения. – Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к живой природе.

- Воспитывать стремление проявлять заботу к объектам живой природы.

Тип проекта:

По содержанию: экологический.

По доминирующему методу: информационно-познавательный, исследовательский.

По характеру контактов: открытый, детско-взрослый.

Срок реализации: 1 год.

Участники проекта: дети средней и старшей групп, родители воспитанников, педагоги.

География проекта: РС(Я) г.Алдан территория ДОУ «Снежинка».

Предполагаемый результат

У детей:

  • Появится интерес к объектам живой природы – насекомым.
  • Дети научаться узнавать и называть различные виды насекомых.
  • Дети узнают о пользе насекомых.
  • Сформируются основы экологического сознания.
  • Сформируются основы познавательно-исследовательской деятельности.
  • Появится интерес к изучению окружающего мира, сформируется ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представления о том, что каждый человек, в том числе ребенок, может сделать для сохранения природы.
  • Дети познакомятся с правилами поведения в природе.
  • Дети познакомятся с и художественным, декоративно – прикладным искусством, в которых встречается образ насекомых (лепка, рисование, аппликация, коллаж).
  • Дети познакомятся с подвижными играми, в которых встречается образ насекомых и будут знать песни них.

У родителей:

  • Установятся партнерские отношения с семьями воспитанников.
  • Повыситься психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.

У педагогов:

  • Повыситься профессиональная компетентность педагогов в вопросах экологического воспитания детей.

Описание изготовления «Отеля для насекомых»

Материалы: Круглый лес, кирпич, солома, трубчатые стебли, шишки, камни, глиняный горшок, железо, сетка-рабица с небольшим диаметром отверстий.

Мы изготовили достаточно прочный каркас из лиственницы, что позволило выдержать значительный вес содержимого, обеспечили водонепроницаемую конструкцию крыши из железа, разместили «отель» в защищенном от солнца и ветра месте, на 1 м от земли, каркас отеля защитили металлической сеткой с небольшими отверстиями для защиты от ветра и птиц.

Размер отеля 1м. на 1м. в котором расположены 10 «окон» разного размера с наполнением из природного материала:

1. Сверленные колоды, с отверстиями не более 2 см в диаметре, тщательно очищенные от остатков опилок, предположительно, станут популярным приютом многих очень полезных опылителей, таких как пчелы и одиночные осы, чьи личинки питаются тлей.

2. Красный кирпич ценится для одиночных пчел.

3. Солома привлекает насекомых, чьи личинки питаются многими вредителями.

4. Трубчатые стебли дают приют для одиночных пчел, которые опыляют первые цветы.

5. Шишки привлекают мух.

6. Перевернутый глиняный горшок, наполненный сеном привлекает различных насекомых, которые любят вредителей, таких как тля.

7. Камни уложены таким образом, чтобы между ними были отверстия, привлекают божьих коровок, которые прилетают, чтобы провести зиму. Их личинки истребляют много тли.

8. Солома, спрятанная за металлическими пластинами, привлекает насекомых, участвующих в разложении мертвой древесины.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (аналитический, информационный)

Сроки реализации: июнь 2017.

Основные мероприятия:

  • Сбор информации, выявление отношения детей к насекомым (анкетирование).
  • Сбор информации у педагогов других групп об отношении детей к насекомым.
  • Сбор методического материала по теме (раскраски, наглядный материал, атрибуты для игр).
  • Постановка проблемы перед участниками проекта, разработка плана реализации проекта, разработка модели отеля, подбор материала и оборудования.

2 этап – основной (практический)

Сроки реализации: июль 2017

Основные мероприятия:

  • Строительство «Отеля для насекомых».
  • Работа с детьми: организация совместной детско-взрослой деятельности – беседы, наблюдения, игры, практическая, продуктивная деятельность, направленная на формирование основ экологической культуры у детей.
  • Работа с родителями по теме проекта: привлечение родителей к строительству «Отеля для насекомых», оформление наглядной информации, консультации, информирование о ходе реализации проекта.
  • Оснащение предметно-развивающей среды: оформление групп и участка (подбор литературы, игр по экологическому воспитанию); организация выставок детско-взрослого творчества.
  • Работа с педагогами: консультации, беседы, изготовление дидактического материала.

3 этап – завершающий (аналитический)

Сроки: август 2017-июнь 2018г.

Основные мероприятия:

  • Подведение итогов реализации проекта «Отель для насекомых» (повторное анкетирование).
  • Представление опыта работы на педагогическом совете.

План реализации проекта

Сроки Форма работы
Сентябрь 1.Анкетирование детей «Отношении к насекомым».
2. Беседа «Таинственный мир насекомых».
3. Наблюдение за жизнью насекомых.
4. Дидактическая игра «Назови ласково»
5. Дидактическая игра «Кто улетел с полянки?»
6. Подвижная игра «Шмель»
7. Слушание и пение песни «Добрый жук»,
авт. А. Спадавеккиа, Е.Шварц
Октябрь 1.Беседа «Что умеет муравей»
2. Подвижная игра «Запасливый муравей»
3. Чтение худ. Литературы Ю.Дмитриев «Муравей – красная точка»
4. Дидактическая игра «Что делает, что делают?»
5. Дидактическая игра «Кого не стало?»
Ноябрь 1.Беседа «Загадочная стрекоза»
2.Физминутка. «Стрекоза»
3. Раскраска
4. Рассматривание строения тела насекомых.
5. Пальчиковая гимнастика «стрекоза»
6. Дидактическая игра «Один-много»
Декабрь 1. Беседа «Красавица – божья коровка»
2. Чтение худ. Литературы В.Зотов «Божья коровка»
3. Лепка «Божья коровка улети на небо…» 
4. Дидактическая игра «Угадайка»
5. Физкультминутка «Насекомые над лугом»
Январь 1. Беседа «Труженица пчела»
2. Просмотр м/ф «Пчелка Майя»
3. Аппликация «Трудолюбивая пчелка» 
4. Хороводная игра «Водят пчелы хоровод»
5. Дидактическая игра «Найди отличия»
Февраль 1. Беседа и рассматривание иллюстраций «Зелененький кузнечик»
2. Коллективная аппликация «Кузнечики на лугу»
3. Игра «Отгадай насекомое»
4. Дидактическая игра «Собери разрезную картинку»
5. Подвижная игра «Кузнечики и бабочки»
6. Слушание и пение «В траве сидел кузнечик…»
Март 1. Беседа и рассматривание иллюстраций «Шмель».
2.Слушание Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля»
3. Подвижная игра «Превращения»
4. Дидактическая игра «Это правда или нет?»
5. Заучивание стихотворения «Шмель»
Апрель 1.Беседа «Бабочка – красавица»
2.Слушание «Пляска бабочек» муз Е.Тиличеевой
3.Подвижная игра «Полет бабочки»
4.Дидактическая игра «Бывает, не бывает»
5. Рисование «Узор для крыльев бабочки»
Май 1. Наблюдение за жизнью насекомых в домике.
2. Дидактическая игра «Жуки»
3.Лепка по замыслу «Насекомое»
4. Дидактическая игра «Найди отличия»
5. Подвижная игра «Кузнечик»
5. Фотовыставка «Знакомые насекомые»
Июнь 1.Игра «Кто, где живет»
2. Викторина «Удивительные насекомые»
3. Совместная работа с детьми составление альбома «Такие разные насекомые»
4. Дидактическая игра «Отгадай какое это насекомое»

Работа с родителями:

Месяц Форма работы
Июнь Опрос родителей об актуальности проекта, информирование о предстоящем проекте.
Июль Подбор материала к строительству, привлечение родителей к практической деятельности.
Ноябрь Информирование о ходе реализации проекта.
Январь Консультация для родителей «Учим детей любить природу», Информирование о ходе реализации проекта.
Март Памятка для родителей «Берегите природу», Информирование о ходе реализации проекта.
Апрель Памятка для родителей «Осторожно, клещи», Информирование о ходе реализации проекта.
Май Памятка «Чем может быть опасен укус комара»
Информирование о ходе реализации проекта
Июнь Фотовыставка «Знакомые – насекомые»

Работа с педагогами.

Месяц Форма работы
Июнь 2017 Обсуждение плана реализации проекта
Июль 2018 Привлечение к строительству
В течении всего времени Консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Июнь 2018 Отчет о реализации проекта

 

Список используемой литературы:

  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
  3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
  4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
  6. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
  7. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
  8. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
  9. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
  10. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
  11. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
  12. Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.
  13. Интернет- ресурсы.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду в технике квиллинг…

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду в технике квиллинг на тему: «Снежинка» (Подготовительная группа) Цель: Активизировать технические навыки работы с бумагой, используя...

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...

Читайте также

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

«Вот и лето прошло!»

«Вот и лето прошло!» (Старшая группа) Ход занятия: Перед занятием дети рассматривают фотографии о летнем отдыхе. Далее идут рассказы детей о том, где они...

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Дидактические игры для детей 2-3 лет