Познавательно-информационный проект «Удивительный мир рыб»

Подготовительная к школе группа № 7

 

Паспорт проекта

По доминирующему методу: познавательно-информационный.

По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: подготовительная к школе логопедическая группа (19 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед, учитель ИЗО.

По продолжительности: краткосрочный (3-я неделя февраля).

По роду деятельности: изучение различных информационных источников (беседы, занятия, изучение научной и художественной литературы, видео и интернет ресурсы); просмотр телепередач по каналам ZOO TV, мультфильмов «Подводная братва», «В поисках Немо», «В поисках Дори», «Три богатыря и морской царь», посещение океанариумов, дельфинариев и аквариумов вместе с родителями; наблюдение за рыбами в домашних аквариумах; художественное творчество, дидактические и подвижные игры.

Выявление проблемы:

  • Что вы знаете о рыбах?

Рыбы живут в воде, они плавают. У рыбы есть голова, хвост, плавники.

  • Что вы хотите о них узнать?

Где живут, какие рыбы? (море, океан, реки, аквариум). За чем рыбам плавники и хвост? Чем дышат рыбы под водой? Почему их тело покрыто чешуей? Как устроено тело рыб? Какую роль играют рыбы в природе?

Проблема. Дети имеют недостаточно представлений о разнообразии подводного мира, видах рыб, условиях их обитания и приспособления к этим условиям, о значении рыб в экосистеме планеты Земля.

Актуальность:

Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Использование разнообразных информационных источников об обитателях подводного мира (телевидение, компьютер, видеофильмы и презентации, интернет) даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей различных водоемов; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, другими детьми. Проект «Удивительный мир рыб» предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты, а так же испытать ощущение удовлетворения и самореализации.

Совместные экскурсии, наблюдения, просмотр видеофильмов и чтение книг, выполнение творческих заданий способствуют укреплению детско-родительских отношений и создают благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшего успешного развития и обучения дошкольников.

Тема совместной деятельности: «Обитатели морей и океанов, пресноводные и аквариумные рыбы».

Объект изучения: В качестве объекта изучения нами были выбраны разнообразные виды рыб (аквариумные, речные, морские) и места их обитания.

Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с разнообразием подводного мира (видами рыб), с его значимостью для всего живого на планете;

- познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира;

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме, активизировать познавательную деятельность детей и родителей к объектам живой природы.

Развивающие:

 - развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений;

- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение, мышление в процессе изучения природных объектов;

- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, наблюдения, словесные и дидактические игры, через знакомство с художественной и научной литературой, видео и интернет ресурсами в совместной деятельности со взрослыми (родителями и педагогами);

- развивать творческие способности детей, умения детей передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

- воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность ко всему живому, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

Работа с родителями:

- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада;

- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания и участия дошкольников в проектной деятельности.

Предполагаемый результат:

* дети будут иметь представления о многообразии подводного мира, о различных видах рыб, их строении, о приспособлении к условиям обитания, о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

* у детей будет сформировано умение работать с разными информационными источниками самостоятельно и с помощью взрослого (книги, телепередачи, видеофильмы, интернет, наблюдения, беседы);

* у детей появятся новые умения и навыки при изучении объектов живой природы, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;

* активизируется и обогатиться речь, дети научатся использовать в речи образные выражения и распространенные предложения, составлять описательные рассказы о подводных обитателях;

* дети научатся отражать свои впечатления в устном творчестве и изобразительной деятельности;

* будет повышена заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе детского сада;

* обогатиться и пополниться новым играми и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Итоговые мероприятия: презентации, оформление информационного альбома «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы».

Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание образовательных областей

Образовательная область Содержание Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие
Совместная деятельность:
•Беседы и проблемные ситуации
Дидактические, словесные, подвижные игры.
Продуктивная деятельность детей: домашнее задание на тему проекта, коллективная работа «Рыбки в аквариуме»
Сюжетно-ролевые игры «Путешественники», «Экскурсоводы»
Оформление выставки книг и рисунков «Морские рыбки»
Работа с родителями: собрание «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Как оформить информационную страничку к проекту о рыбах»
Изготовление информационного альбома «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы»
Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Познавательное развитие
Образовательная деятельность:
ООД (ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»
ООД (ручной труд) «Рыбки в аквариуме»
Совместная деятельность:
Беседа «Почему рыбы живут в воде?»
Проблемная ситуация «Как сохранить подводный мир?»
Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнут рыбы?»
Проблемная ситуация «Как очистить речку?»
Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?» •Отгадывание кроссворда «Подводные обитатели»
•Д/и «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Три царства рыб», «Четвертый лишний», «Сходства и отличия», «Узнай рыбу по описанию»
Пополнять объем знаний и сведений детей об обитателях подводного мира. Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания. Расширять знания об экосистемах планеты Земля. Развивать любознательность, расширять кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Развивать умение анализировать проблемные ситуации, находить выход из них, аргументировать свои предложения и идеи.
Речевое развитие
Образовательная деятельность:
ООД (речевое развитие): составление описательных рассказов о рыбах
Совместная деятельность:
Разучивание пословиц и поговорок о рыбах, отгадывание загадок
Разучивание индивидуальных стихотворений о рыбах
Д/и: «Поймай больше слов», «Узнай рыбу по описанию», «Чей плавник? Чья голова? Чей хвост?», «Расшифруй рыбу», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Расскажи»
Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Упражнять в звуковом, буквенном анализе и синтезе.
Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым.
Художественно-эстетическое развитие
Образовательная деятельность:
ООД (Художественно-эстетическое развитие): рисование «Морские рыбки»
Совместная деятельность:
Чтение и прослушивание: С. Сахаров «Морские сказки», С.Воронина «Добрая раковина», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Л.Е.Пермяка «Первая рыбка», рнс «По щучьему велению»
Чтение стихотворений о морских обитателях
•Народные пословицы, поговорки, загадки о рыбах
Оформление индивидуальных информационных страничек о рыбах с родителями
Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию. Закреплять технические приемы изодеятельности при создании творческих работ. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Знакомить детей с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о разных рыбах.
Физическое развитие
Совместная деятельность:
Комплексы пальчиковых гимнастик
Физкультминутки
Подвижные игры: «Ручеек», «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется»
Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Основными методами и приёмами проекта являются: занятия, беседы и вопросы, проблемные ситуации, чтение и изучение научной литературы и художественных произведений (рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки), рассматривание демонстрационных пособий и альбомов, просмотр документальных фильмов, презентаций, интернет материалов по теме проекта, дидактические и словесные игры, подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики.

Практическая значимость проекта

Для детей: появился интерес к работе с различными информационными источниками для получения знаний и представлений об объектах живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения и делиться ими со сверстниками.

Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта; получили признание родителей и других педагогов.

Для родителей: улучшились детско-родительские отношения в семьях; родители стали больше проводить свободного времени вместе с детьми, беседовать с ними об охране окружающей среды, совершать совместные поездки и экскурсии; приняли активное и заинтересованное участие в проекте «Удивительный мир рыб»; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности.

Практическая значимость проекта

 

1 этап: Подготовительный (22 января - 9 февраля)

- изучить методическую литературу по познавательному и экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста;

- подобрать научную и художественную литературу, видеофильмы, мультфильмы, оформить презентации, собрать дидактический и демонстрационный материал о рыбах и других обитателях подводного мира;

- подобрать художественные произведения для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- пополнить ППРС дидактическими и словесными играми, комплексами физкультминуток и пальчиковых гимнастик;

- составление плана совместной деятельности с учителем-логопедом, педагогом изобразительной деятельности;

- провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Как оформить информационную страничку к проекту о рыбах»;

- совместные экскурсии родителей и детей в Московский океанариум, дельфинарий и аквариум; наблюдение за рыбами в домашних условиях;

- помощь родителей в сборе научной и художественной литературы для оформления выставки книг по теме проекта.

2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию (12 февраля)

Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Рыбы.)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум.)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(Вода.)

Воспитатель: правильно, ребята. Каких рыб вы знаете? Что вы знаете о рыбах и других подводных обитателях? Чем рыбы отличаются от других животных? В каких известных вам водоемах они живут? Какую роль рыбы играют в природе и в жизни человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Что бы вы хотели еще узнать о подводных обитателях? Как это сделать? Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?

С детьми составляется план совместной деятельности.

3 этап: Реализация проекта (12 – 16 февраля)

Календарно-тематическое планирование

Основные мероприятия

Дата Содержание деятельности Участники
Понедельник
12 февраля
Утро (совместная деятельность):
•Оформление выставки книг и энциклопедий о рыбах
Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением разных видов рыб
Д/и «Кто где живет», «Поймай больше слов»
П/и «Удочка», п/г «Налим»
ООД
ООД (ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»
ООД (рисование) «Морские рыбки»

Воспитатели
Дети

 

 

 

Воспитатели
Педагог дополнительного образования

II-пол. дня:
Рассматривание книг и энциклопедий о рыбах на выставке
П/и «Ручеек», п/г «Налим»
Прослушивание аудиозаписи С.Сахарнов «Морские сказки»
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Вторник
13 февраля
Утро (совместная деятельность):
Чтение стихотворений о морских обитателях
Д/и «Кто чем питается», «Три царства рыб»
П/и «Летучая рыба», физкультминутка «Ерши»
С/р игра «Путешественники»
Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнут рыбы?»
Разучивание скороговорки о карпе и крабе
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
II-пол. дня:
Просмотр видеофильма об обитателях океана
Д/и «Кто где живет», «Назови ласково», «Семейка слов»
П/и «Удочка»
Воспитатели
Дети
Среда
14 февраля
Утро (совместная деятельность):
Разучивание скороговорки о карпе и крабе
Беседа «Почему рыбы живут в воде?»
Д/и «Узнай по описанию», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?»
П/г «Налим»
ООД
ООД: (речевое развитие) Составление описательных рассказов о рыбах
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
II-пол. дня:
Д/и «Подскажи словечко», «Что изменилось?»
Проблемная ситуация «Как сохранить подводный мир?»
П/и «Караси и щука»
Загадывание загадок о рыбах
•Оформление выставки рисунков «Морские рыбки»
Воспитатели
Дети
Педагог дополнительного образования
Четверг
15 февраля
Утро (совместная деятельность):
Чтение рассказа С.Воронина «Добрая раковина».
•Д/и «Расшифруй рыбу по схеме», «Четвертый лишний»
Повторить скороговорку о карпе и крабе
•П/и «Караси и щука», физкультминутка «Ерши»
Разучивание пословиц и поговорки о рыбах
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
II-пол. дня:
•Игра-викторина по теме проекта
•Проблемная ситуация «Как очистить речку?»
•Д/и «Кто чем питается», «Три царства рыб»
•Прослушивание аудиозаписи рнс «По щучьему велению»
Воспитатели
Дети
Пятница
16 февраля
Утро (совместная деятельность):
П/г «Налим»
Д/и «Четвертый лишний», «Расшифруй рыбу по схеме», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?»
Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
С/р игра «Экскурсоводы»
ООД
ООД: (ручной труд) «Рыбки в аквариуме» - коллективная работа
Воспитатели
Учитель-логопед
Дети
Воспитатели
II-пол. дня:
Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Отгадывание кроссворда «Подводные обитатели»
Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?»
П/и «Море волнуется»
Д/и по желанию детей по теме проекта
Воспитатели
Дети
Суббота
Воскресенье
17-18 февраля
Выполнение домашнего задания:
Оформление информационной странички про обитателей подводного мира.
Родители
дети
Понедельник
19 февраля
Презентации индивидуальных заданий детьми.
Оформление информационного альбома «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы»
Дети
Воспитатели
Учитель-логопед

Выставка научной и художественной литературы

на тему: «Удивительный мир рыб», 12-16 февраля 2018 г.

Выставка научной и художественной литературы

 

Выставка рисунков, 14 февраля 2018г.

Выставка рисунков

 

4 этап: Заключительный (19 февраля)

Презентации индивидуальных информационных страничек

о подводных обитателях, оформление альбома

«Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы»

 

Список использованной литературы:

1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.

4. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008.

6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

7. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.

8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

9. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.

 

Приложения к работе можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Выпускной вечер в детском саду

Выпускной вечер в детском саду Звучит музыка. Выход детей. Парный танец. В конце танца дети расходятся в две линии, стоят напротив...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Читайте также

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый…

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Конспект НОД в области ФЭМП с использованием игр В.В. Воскобовича…

Конспект НОД в области ФЭМП с использованием игр В.В. Воскобовича во второй группе раннего возраста «Путешествие в лес» Цель: развитие познавательных навыков с...

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду