Познавательно-информационный проект «Удивительный мир рыб»
Подготовительная к школе группа № 7
Паспорт проекта
По доминирующему методу: познавательно-информационный.
По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.
По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).
По количеству участников: подготовительная к школе логопедическая группа (19 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед, учитель ИЗО.
По продолжительности: краткосрочный (3-я неделя февраля).
По роду деятельности: изучение различных информационных источников (беседы, занятия, изучение научной и художественной литературы, видео и интернет ресурсы); просмотр телепередач по каналам ZOO TV, мультфильмов «Подводная братва», «В поисках Немо», «В поисках Дори», «Три богатыря и морской царь», посещение океанариумов, дельфинариев и аквариумов вместе с родителями; наблюдение за рыбами в домашних аквариумах; художественное творчество, дидактические и подвижные игры.
Выявление проблемы:
- Что вы знаете о рыбах?
Рыбы живут в воде, они плавают. У рыбы есть голова, хвост, плавники.
- Что вы хотите о них узнать?
Где живут, какие рыбы? (море, океан, реки, аквариум). За чем рыбам плавники и хвост? Чем дышат рыбы под водой? Почему их тело покрыто чешуей? Как устроено тело рыб? Какую роль играют рыбы в природе?
Проблема. Дети имеют недостаточно представлений о разнообразии подводного мира, видах рыб, условиях их обитания и приспособления к этим условиям, о значении рыб в экосистеме планеты Земля.
Актуальность:
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Использование разнообразных информационных источников об обитателях подводного мира (телевидение, компьютер, видеофильмы и презентации, интернет) даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей различных водоемов; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, другими детьми. Проект «Удивительный мир рыб» предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты, а так же испытать ощущение удовлетворения и самореализации.
Совместные экскурсии, наблюдения, просмотр видеофильмов и чтение книг, выполнение творческих заданий способствуют укреплению детско-родительских отношений и создают благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшего успешного развития и обучения дошкольников.
Тема совместной деятельности: «Обитатели морей и океанов, пресноводные и аквариумные рыбы».
Объект изучения: В качестве объекта изучения нами были выбраны разнообразные виды рыб (аквариумные, речные, морские) и места их обитания.
Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с разнообразием подводного мира (видами рыб), с его значимостью для всего живого на планете;
- познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира;
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме, активизировать познавательную деятельность детей и родителей к объектам живой природы.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений;
- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение, мышление в процессе изучения природных объектов;
- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, наблюдения, словесные и дидактические игры, через знакомство с художественной и научной литературой, видео и интернет ресурсами в совместной деятельности со взрослыми (родителями и педагогами);
- развивать творческие способности детей, умения детей передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность ко всему живому, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Работа с родителями:
- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада;
- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания и участия дошкольников в проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
* дети будут иметь представления о многообразии подводного мира, о различных видах рыб, их строении, о приспособлении к условиям обитания, о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
* у детей будет сформировано умение работать с разными информационными источниками самостоятельно и с помощью взрослого (книги, телепередачи, видеофильмы, интернет, наблюдения, беседы);
* у детей появятся новые умения и навыки при изучении объектов живой природы, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;
* активизируется и обогатиться речь, дети научатся использовать в речи образные выражения и распространенные предложения, составлять описательные рассказы о подводных обитателях;
* дети научатся отражать свои впечатления в устном творчестве и изобразительной деятельности;
* будет повышена заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе детского сада;
* обогатиться и пополниться новым играми и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.
Итоговые мероприятия: презентации, оформление информационного альбома «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы».
Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание образовательных областей
Образовательная область | Содержание | Основные задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
Совместная деятельность:
•Беседы и проблемные ситуации
•Дидактические, словесные, подвижные игры. •Продуктивная деятельность детей: домашнее задание на тему проекта, коллективная работа «Рыбки в аквариуме» •Сюжетно-ролевые игры «Путешественники», «Экскурсоводы» •Оформление выставки книг и рисунков «Морские рыбки» •Работа с родителями: собрание «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Как оформить информационную страничку к проекту о рыбах» •Изготовление информационного альбома «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы» |
Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту) Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада. |
Познавательное развитие |
Образовательная деятельность:
•ООД (ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»•ООД (ручной труд) «Рыбки в аквариуме» Совместная деятельность: •Беседа «Почему рыбы живут в воде?» •Проблемная ситуация «Как сохранить подводный мир?» •Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнут рыбы?» •Проблемная ситуация «Как очистить речку?» Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?» •Отгадывание кроссворда «Подводные обитатели» •Д/и «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Три царства рыб», «Четвертый лишний», «Сходства и отличия», «Узнай рыбу по описанию» |
Пополнять объем знаний и сведений детей об обитателях подводного мира. Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания. Расширять знания об экосистемах планеты Земля. Развивать любознательность, расширять кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес. Учить детей ориентироваться в пространстве. Развивать умение анализировать проблемные ситуации, находить выход из них, аргументировать свои предложения и идеи. |
Речевое развитие |
Образовательная деятельность:
•ООД (речевое развитие): составление описательных рассказов о рыбахСовместная деятельность:
•Разучивание пословиц и поговорок о рыбах, отгадывание загадок•Разучивание индивидуальных стихотворений о рыбах •Д/и: «Поймай больше слов», «Узнай рыбу по описанию», «Чей плавник? Чья голова? Чей хвост?», «Расшифруй рыбу», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Расскажи» |
Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи). Упражнять в звуковом, буквенном анализе и синтезе. Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым. |
Художественно-эстетическое развитие |
Образовательная деятельность:
•ООД (Художественно-эстетическое развитие): рисование «Морские рыбки»Совместная деятельность:
•Чтение и прослушивание: С. Сахаров «Морские сказки», С.Воронина «Добрая раковина», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Л.Е.Пермяка «Первая рыбка», рнс «По щучьему велению»•Чтение стихотворений о морских обитателях •Народные пословицы, поговорки, загадки о рыбах •Оформление индивидуальных информационных страничек о рыбах с родителями |
Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию. Закреплять технические приемы изодеятельности при создании творческих работ. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Знакомить детей с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о разных рыбах. |
Физическое развитие |
Совместная деятельность:
Комплексы пальчиковых гимнастик
Физкультминутки
Подвижные игры: «Ручеек», «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется» |
Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения, формировать навыки самоконтроля за своими действиями. |
Основными методами и приёмами проекта являются: занятия, беседы и вопросы, проблемные ситуации, чтение и изучение научной литературы и художественных произведений (рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки), рассматривание демонстрационных пособий и альбомов, просмотр документальных фильмов, презентаций, интернет материалов по теме проекта, дидактические и словесные игры, подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики.
Практическая значимость проекта
Для детей: появился интерес к работе с различными информационными источниками для получения знаний и представлений об объектах живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения и делиться ими со сверстниками.
Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта; получили признание родителей и других педагогов.
Для родителей: улучшились детско-родительские отношения в семьях; родители стали больше проводить свободного времени вместе с детьми, беседовать с ними об охране окружающей среды, совершать совместные поездки и экскурсии; приняли активное и заинтересованное участие в проекте «Удивительный мир рыб»; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности.
1 этап: Подготовительный (22 января - 9 февраля)
- изучить методическую литературу по познавательному и экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать научную и художественную литературу, видеофильмы, мультфильмы, оформить презентации, собрать дидактический и демонстрационный материал о рыбах и других обитателях подводного мира;
- подобрать художественные произведения для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;
- пополнить ППРС дидактическими и словесными играми, комплексами физкультминуток и пальчиковых гимнастик;
- составление плана совместной деятельности с учителем-логопедом, педагогом изобразительной деятельности;
- провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Как оформить информационную страничку к проекту о рыбах»;
- совместные экскурсии родителей и детей в Московский океанариум, дельфинарий и аквариум; наблюдение за рыбами в домашних условиях;
- помощь родителей в сборе научной и художественной литературы для оформления выставки книг по теме проекта.
2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию (12 февраля)
Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбы.)
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум.)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода.)
Воспитатель: правильно, ребята. Каких рыб вы знаете? Что вы знаете о рыбах и других подводных обитателях? Чем рыбы отличаются от других животных? В каких известных вам водоемах они живут? Какую роль рыбы играют в природе и в жизни человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?
Что бы вы хотели еще узнать о подводных обитателях? Как это сделать? Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?
С детьми составляется план совместной деятельности.
3 этап: Реализация проекта (12 – 16 февраля)
Календарно-тематическое планирование
Основные мероприятия
Дата | Содержание деятельности | Участники |
Понедельник 12 февраля |
Утро (совместная деятельность):
•Оформление выставки книг и энциклопедий о рыбах
•Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением разных видов рыб•Д/и «Кто где живет», «Поймай больше слов» •П/и «Удочка», п/г «Налим» ООД
•ООД (ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»•ООД (рисование) «Морские рыбки» |
Воспитатели
Воспитатели |
II-пол. дня:
•Рассматривание книг и энциклопедий о рыбах на выставке•П/и «Ручеек», п/г «Налим» •Прослушивание аудиозаписи С.Сахарнов «Морские сказки» |
Воспитатели Дети Учитель-логопед |
|
Вторник 13 февраля |
Утро (совместная деятельность):
•Чтение стихотворений о морских обитателях•Д/и «Кто чем питается», «Три царства рыб» •П/и «Летучая рыба», физкультминутка «Ерши» •С/р игра «Путешественники» •Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнут рыбы?» •Разучивание скороговорки о карпе и крабе |
Воспитатели Дети Учитель-логопед |
II-пол. дня:
•Просмотр видеофильма об обитателях океана•Д/и «Кто где живет», «Назови ласково», «Семейка слов» •П/и «Удочка» |
Воспитатели Дети |
|
Среда 14 февраля |
Утро (совместная деятельность):
•Разучивание скороговорки о карпе и крабе•Беседа «Почему рыбы живут в воде?» •Д/и «Узнай по описанию», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?» • П/г «Налим» ООД
•ООД: (речевое развитие) Составление описательных рассказов о рыбах |
Воспитатели Дети Учитель-логопед |
II-пол. дня:
•Д/и «Подскажи словечко», «Что изменилось?»•Проблемная ситуация «Как сохранить подводный мир?» •П/и «Караси и щука» •Загадывание загадок о рыбах •Оформление выставки рисунков «Морские рыбки» |
Воспитатели Дети Педагог дополнительного образования |
|
Четверг 15 февраля |
Утро (совместная деятельность):
•Чтение рассказа С.Воронина «Добрая раковина».•Д/и «Расшифруй рыбу по схеме», «Четвертый лишний» •Повторить скороговорку о карпе и крабе •П/и «Караси и щука», физкультминутка «Ерши» •Разучивание пословиц и поговорки о рыбах |
Воспитатели Дети Учитель-логопед |
II-пол. дня: •Игра-викторина по теме проекта •Проблемная ситуация «Как очистить речку?» •Д/и «Кто чем питается», «Три царства рыб» •Прослушивание аудиозаписи рнс «По щучьему велению» |
Воспитатели Дети |
|
Пятница 16 февраля |
Утро (совместная деятельность):
• П/г «Налим»•Д/и «Четвертый лишний», «Расшифруй рыбу по схеме», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?» •Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» •С/р игра «Экскурсоводы» ООД
•ООД: (ручной труд) «Рыбки в аквариуме» - коллективная работа |
Воспитатели Учитель-логопед Дети Воспитатели |
II-пол. дня:
•Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»•Отгадывание кроссворда «Подводные обитатели» •Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?» •П/и «Море волнуется» •Д/и по желанию детей по теме проекта |
Воспитатели Дети |
|
Суббота Воскресенье 17-18 февраля |
Выполнение домашнего задания: Оформление информационной странички про обитателей подводного мира. |
Родители дети |
Понедельник 19 февраля |
Презентации индивидуальных заданий детьми.
Оформление информационного альбома «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы» |
Дети Воспитатели Учитель-логопед |
Выставка научной и художественной литературы
на тему: «Удивительный мир рыб», 12-16 февраля 2018 г.
Выставка рисунков, 14 февраля 2018г.
4 этап: Заключительный (19 февраля)
Презентации индивидуальных информационных страничек
о подводных обитателях, оформление альбома
«Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы»
Список использованной литературы:
1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
4. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008.
6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
7. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.
8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
9. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.
Приложения к работе можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Выпускной вечер в детском саду
Выпускной вечер в детском саду Звучит музыка. Выход детей. Парный танец. В конце танца дети расходятся в две линии, стоят напротив...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...
Творческий проект
Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...