Экологический проект «В мире деревьев» как интеграционная технология в работе с дошкольниками

 

Использование экологического проекта как интеграционной технологии в образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу заложена идея об экологической направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослых и детей над определённой темой.

Актуальность проекта: «Взаимоотношение человека с природой» - актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Дошкольный возраст – возраст, в котором закладываются основы культуры личности, элементы экологического сознания. Только при совместном взаимодействии с семьёй, использовании современных интегративных процессов экологического образования мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Цель проекта: Формирование и систематизация у детей знаний и представлений о деревьях родного края, воспитание экологического самосознания дошкольников.

Основные задачи проекта.

1. Расширять, уточнять, систематизировать знания и представления детей о деревьях; воспитывать экологическое самосознание дошкольников.

2. Продолжать знакомить дошкольников с особенностями, своеобразием и значением деревьев через игровую и исследовательскую деятельность.

3. Формировать и обогащать представления детей о значении леса в природе и жизни человека.

4. Расширять, уточнять знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их.

5. Формировать у детей потребность видеть и понимать и ценить прекрасное в природе, формировать представления о природоохранительной деятельности человека.

6. Формировать познавательный интерес, исследовательскую активность, способствовать становлению экспериментальной деятельности дошкольников.

7. Развивать у детей умения делать выводы, умозаключения, осуществлять самоанализ успехов, трудностей, продуктов деятельности, перспектив в реализации проекта.

8. Обеспечить активное участие родителей воспитанников в реализации проекта и вопросах экологического воспитания.

Принципы организации проекта:

- принцип интеграции через организацию разных видов детской деятельности при освоении всех образовательных областей;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип доступности содержания и наглядности;

- принцип последовательности и систематичности, системности;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- принцип познавательной и нравственной значимости.

Реализация проекта включает в себя следующие этапы.

  1. Выбор темы: в основе выбора и реализации проекта лежит интерес детей к данной теме; выбор источников информации.
  2. Составление плана реализации комплексно-тематического проекта: планирование содержания и форм, методов работы по теме проекта; определение уже имеющегося опыта по данной теме.
  3. Реализация тематического проекта разными видами, формами организации деятельности детей с учётом интеграции образовательных областей.
  4. Анализ: подведение итогов на основе анализа и самоанализа достижений, успехов и трудностей, анализ продуктов детской деятельности; обсуждение перспектив.

Таким образом, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, технология экологического проекта развивает познавательный интерес дошкольников через организацию разных видов детской деятельности при освоении всех образовательных областей с учётом интеграции, способствует становлению экологической направленности познавательной деятельности дошкольников.

Ряд исследователей - Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, М.Б.Зуйкова рассматривают проектную деятельность как интеграционный процесс обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапно-практическую деятельность по достижению поставленной цели.

По моему мнению, ценность экологического проекта как технологии заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планировании действий, в становлении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, в формировании начал экологической культуры и экологического самосознания дошкольников.

Литература проекта:

1. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова - М., Просвещение, 1980 - 268 с.

2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 1981.

3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших

школьников / Л.И.Егоренков - М., Аркти, 1999 - 128 с.

4. Как знакомить дошкольников с природой /под ред. П.Г. Саморуковой. - М., Просвещение, 1983 - 207 с.

5. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М.Марковская - М., Просвещение, 1984.

6.Мир природы и ребенок //Методика экологического воспитания дошкольнков / под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П. Г. - СПб.,1986.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». - М., Просвещение, 1984

7. Николаева С.Н.: Методика экологического воспитания дошкольников. /С.Н.Николаева – М.: «Академия» -2002.

8. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). Н.А.Рыжова - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003а, С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

9. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М., Просвещение, 1984.

10. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».





Новые публикации

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познание». Тема: «Количество и…

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Тема: «Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени» Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Цель: Развитие...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Как…

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Как мы учили медвежонка» Цель: Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об...

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора…

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора «ТехноЛаб» и конструктора «Полидрон Супер – Гигант» В обновленном содержании дошкольного...

Читайте также

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в первой…

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе Тема: «Что в мешочке» Цель: формировать умение различать предметы...

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»   Возрастная группа: средняя. Количество детей: 20. Цель: уточнять и систематизировать представление детей о зимующих птицах. Задачи: - образовательные: уточнять и  закреплять...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Хозяйка медной…

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группеТема: «Хозяйка медной горы»   Образовательные задачи. Развивать эмоционально – положительное отношение детей к познанию окружающего мира. Продолжать...


Комментарии

  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...

     
  • Иваненко Вера
    Очень полное, освещение вопроса. Всё понятно. Коротко и в то же время доходчиво. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо Вам за то, что поделились своим материалом. Мне он очень понравился!!!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Конспект сюжетно-ролевой игры " Веселое кафе" в подготовительной группе

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе Образовательная область – речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать развивать фонематический слух. 2. Учить правильно пользоваться речевым дыханием: учить делать плавный бесшумный выдох через рот. 3 . Развивать голосовой аппарат. 4 ...

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе с целью развития диалогической речи у ребенка…

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе  с целью развития диалогической речи у ребенка. Беседа на тему «Весна»  Навыки, формирующиеся в данной беседе: Развивать умение поддерживать беседу; Продолжать совершенствовать диалогическую речь; Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной группы Образовательная область – речевое развитие Задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой. 2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство