Экологический проект «В мире деревьев» как интеграционная технология в работе с дошкольниками
Использование экологического проекта как интеграционной технологии в образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу заложена идея об экологической направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослых и детей над определённой темой.
Актуальность проекта: «Взаимоотношение человека с природой» - актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Дошкольный возраст – возраст, в котором закладываются основы культуры личности, элементы экологического сознания. Только при совместном взаимодействии с семьёй, использовании современных интегративных процессов экологического образования мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: Формирование и систематизация у детей знаний и представлений о деревьях родного края, воспитание экологического самосознания дошкольников.
Основные задачи проекта.
1. Расширять, уточнять, систематизировать знания и представления детей о деревьях; воспитывать экологическое самосознание дошкольников.
2. Продолжать знакомить дошкольников с особенностями, своеобразием и значением деревьев через игровую и исследовательскую деятельность.
3. Формировать и обогащать представления детей о значении леса в природе и жизни человека.
4. Расширять, уточнять знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их.
5. Формировать у детей потребность видеть и понимать и ценить прекрасное в природе, формировать представления о природоохранительной деятельности человека.
6. Формировать познавательный интерес, исследовательскую активность, способствовать становлению экспериментальной деятельности дошкольников.
7. Развивать у детей умения делать выводы, умозаключения, осуществлять самоанализ успехов, трудностей, продуктов деятельности, перспектив в реализации проекта.
8. Обеспечить активное участие родителей воспитанников в реализации проекта и вопросах экологического воспитания.
Принципы организации проекта:
- принцип интеграции через организацию разных видов детской деятельности при освоении всех образовательных областей;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип доступности содержания и наглядности;
- принцип последовательности и систематичности, системности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
- принцип познавательной и нравственной значимости.
Реализация проекта включает в себя следующие этапы.
- Выбор темы: в основе выбора и реализации проекта лежит интерес детей к данной теме; выбор источников информации.
- Составление плана реализации комплексно-тематического проекта: планирование содержания и форм, методов работы по теме проекта; определение уже имеющегося опыта по данной теме.
- Реализация тематического проекта разными видами, формами организации деятельности детей с учётом интеграции образовательных областей.
- Анализ: подведение итогов на основе анализа и самоанализа достижений, успехов и трудностей, анализ продуктов детской деятельности; обсуждение перспектив.
Таким образом, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, технология экологического проекта развивает познавательный интерес дошкольников через организацию разных видов детской деятельности при освоении всех образовательных областей с учётом интеграции, способствует становлению экологической направленности познавательной деятельности дошкольников.
Ряд исследователей - Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, М.Б.Зуйкова рассматривают проектную деятельность как интеграционный процесс обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапно-практическую деятельность по достижению поставленной цели.
По моему мнению, ценность экологического проекта как технологии заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планировании действий, в становлении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, в формировании начал экологической культуры и экологического самосознания дошкольников.
Литература проекта:
1. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова - М., Просвещение, 1980 - 268 с.
2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 1981.
3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников / Л.И.Егоренков - М., Аркти, 1999 - 128 с.
4. Как знакомить дошкольников с природой /под ред. П.Г. Саморуковой. - М., Просвещение, 1983 - 207 с.
5. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М.Марковская - М., Просвещение, 1984.
6.Мир природы и ребенок //Методика экологического воспитания дошкольнков / под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П. Г. - СПб.,1986.
Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». - М., Просвещение, 1984
7. Николаева С.Н.: Методика экологического воспитания дошкольников. /С.Н.Николаева – М.: «Академия» -2002.
8. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). Н.А.Рыжова - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003а, С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
9. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М., Просвещение, 1984.
10. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».
Читайте также |
---|
Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...
Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии
Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...
Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…
Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...