Экологический проект «В мире деревьев» как интеграционная технология в работе с дошкольниками

 

Использование экологического проекта как интеграционной технологии в образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу заложена идея об экологической направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослых и детей над определённой темой.

Актуальность проекта: «Взаимоотношение человека с природой» - актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Дошкольный возраст – возраст, в котором закладываются основы культуры личности, элементы экологического сознания. Только при совместном взаимодействии с семьёй, использовании современных интегративных процессов экологического образования мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Цель проекта: Формирование и систематизация у детей знаний и представлений о деревьях родного края, воспитание экологического самосознания дошкольников.

Основные задачи проекта.

1. Расширять, уточнять, систематизировать знания и представления детей о деревьях; воспитывать экологическое самосознание дошкольников.

2. Продолжать знакомить дошкольников с особенностями, своеобразием и значением деревьев через игровую и исследовательскую деятельность.

3. Формировать и обогащать представления детей о значении леса в природе и жизни человека.

4. Расширять, уточнять знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их.

5. Формировать у детей потребность видеть и понимать и ценить прекрасное в природе, формировать представления о природоохранительной деятельности человека.

6. Формировать познавательный интерес, исследовательскую активность, способствовать становлению экспериментальной деятельности дошкольников.

7. Развивать у детей умения делать выводы, умозаключения, осуществлять самоанализ успехов, трудностей, продуктов деятельности, перспектив в реализации проекта.

8. Обеспечить активное участие родителей воспитанников в реализации проекта и вопросах экологического воспитания.

Принципы организации проекта:

- принцип интеграции через организацию разных видов детской деятельности при освоении всех образовательных областей;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип доступности содержания и наглядности;

- принцип последовательности и систематичности, системности;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- принцип познавательной и нравственной значимости.

Реализация проекта включает в себя следующие этапы.

  1. Выбор темы: в основе выбора и реализации проекта лежит интерес детей к данной теме; выбор источников информации.
  2. Составление плана реализации комплексно-тематического проекта: планирование содержания и форм, методов работы по теме проекта; определение уже имеющегося опыта по данной теме.
  3. Реализация тематического проекта разными видами, формами организации деятельности детей с учётом интеграции образовательных областей.
  4. Анализ: подведение итогов на основе анализа и самоанализа достижений, успехов и трудностей, анализ продуктов детской деятельности; обсуждение перспектив.

Таким образом, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, технология экологического проекта развивает познавательный интерес дошкольников через организацию разных видов детской деятельности при освоении всех образовательных областей с учётом интеграции, способствует становлению экологической направленности познавательной деятельности дошкольников.

Ряд исследователей - Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, М.Б.Зуйкова рассматривают проектную деятельность как интеграционный процесс обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапно-практическую деятельность по достижению поставленной цели.

По моему мнению, ценность экологического проекта как технологии заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планировании действий, в становлении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, в формировании начал экологической культуры и экологического самосознания дошкольников.

Литература проекта:

1. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова - М., Просвещение, 1980 - 268 с.

2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 1981.

3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших

школьников / Л.И.Егоренков - М., Аркти, 1999 - 128 с.

4. Как знакомить дошкольников с природой /под ред. П.Г. Саморуковой. - М., Просвещение, 1983 - 207 с.

5. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М.Марковская - М., Просвещение, 1984.

6.Мир природы и ребенок //Методика экологического воспитания дошкольнков / под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П. Г. - СПб.,1986.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». - М., Просвещение, 1984

7. Николаева С.Н.: Методика экологического воспитания дошкольников. /С.Н.Николаева – М.: «Академия» -2002.

8. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). Н.А.Рыжова - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003а, С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

9. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М., Просвещение, 1984.

10. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Магазин «Продукты» с применением ТРИЗ-технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по…

Формирование социально значимых качеств личности дошкольника через реализацию проектов по ранней профориентации Выступление Слайды Текст выступления Слайд 1 Заставка «Формирование социально значимых качеств личности...

Читайте также

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на...