Календарно-тематическое планирование по экологии в старшей группе
Месяц | Неделя | Организованная образовательная деятельность | Интеграция образовательных областей | Методическое обеспечение | Совместная деятельность взрослых и детей |
Юный эколог Старшая группа
|
Развитие: Познавательно-исследовательское Социально-коммуникативное Физическое |
||||
Тема | Программное содержание | ||||
Сентябрь | 1-2 | Диагностика | |||
3 | Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» Занятие №1 |
Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. |
Николаева С.Н.
Парциальная программа«Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада
Москва, Мозаика - Синтез, 2010 годСтр. 20
|
Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. |
|
4 | Занятие «Овощи и фрукты на нашем столе» Занятие №2 |
Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат. |
Стр. 32 | Беседа о домашних заготовках овощей и фруктов на зиму | |
Октябрь | 1 | Занятие «Растения в нашем уголке природы» Занятие №3 |
Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. | Стр. 38 | Экскурсия в помещение, где имеются разные растения (комната природы, холл, коридор и др.). |
2 | Занятие «Корова и коза – домашние животные» Занятие №4 |
Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено). |
Стр. 43 | На неделе коллективно рассматриваются засушенные листья, сообща изготавливаются (на белом или цветном фоне) 1—2 панно: «Осень золотая», «Падают, падают листья…». | |
3 | Занятие «Какой хомяк и чем он отличается от мышонка?» Занятие №5 |
Уточнить с детьми внешние особенности зверька. | Стр. 42 | Чтение В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме». |
|
4 | Занятие «Для чего животным хвосты?» Занятие №6 |
Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения. |
Стр. 45 | Оформление альбома иллюстраций к сказке «Хвосты». | |
Ноябрь | 1 | Занятие «Жизнь хомяка в природе» Занятие №7 |
Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях, дать представления о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе | Стр. 47 | Продолжить рассматривание картин «Семья хомяков», «Хомяки и сова». |
2 | Занятие «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме» Занятие №8 |
Дать детям представления о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год | Стр. 51 | Чтение В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…», изготовление книжек-самоделок. |
|
3 | Занятие «Лошадь и овца – домашние животные» Занятие №9 |
Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные закреплять представление о том, что корова и коза, тоже домашние животные. |
Стр. 54 | Продолжить рассматривание картин «Конюшня», «Вывоз сена на лошади», «Овцы на пастбище», «Стрижка овец»4 | |
4 | Занятие «Уходит золотая осень» Занятие №10 |
Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется, развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве. | Стр. 55 | Выставка картин по теме «Золотая осень» | |
Декабрь | 1 | Наблюдение «Какие у ели иголки?» Занятие №11 |
Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев. | Стр. 59 | Чтение С. Михалков «Елочка» |
2 | Занятие «Станем юными защитниками природы» Занятие №12 |
Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. | Стр. 63 | Рисование плаката про ели и бережное к ним отношение. |
|
3 | Занятие «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу» Занятие №13 |
Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время. |
Стр. 67 | Продолжить рассматривание картин «Белки спасаются от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога». | |
4 | Наблюдение «Какой снег?» Занятие №14 |
Наблюдение за свойствами снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке – становятся капельками воды. | Стр. 68 | Изготовление снежинок для украшения группы | |
Январь | 3 | Наблюдение «Получаем талую воду» или «Замораживаем воду» Занятие №15 |
Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения. | Стр. 69 | В конце недели организуется небольшой новогодний праздник на участке вокруг живой елки, украшенной цветными льдинками, само- дельными игрушками. |
4 | Занятие «Что за зверь!» Занятие №16 |
Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты. |
Стр. 73 | Рисование по содержанию произведения Е. Чарушина «Что за зверь!» | |
5 | Наблюдение «Когда птицы бывают заметны?» Занятие №17 |
Познакомить детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи. | Стр. 75 | Чтение С. Воронин «Моя береза» |
|
Февраль | 1 | Наблюдение «Выращиваем лук» Занятие №18 |
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. | Стр. 80 | Зарисовка результатов наблюдений |
3 | Занятие «Как люди помогают лесным обитателям» Занятие №19 |
Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки. | Стр. 81 | Продолжить рассматривание картин «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам», «Зимняя подкормка диких животных» | |
4 | Занятие «Прошла зима холодная» Занятие №20 |
Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе. | Стр. 93 | Тематическая выставка «Зимушка-зима». |
|
Март | 1 | Занятие «Наши четвероногие друзья» Занятие №21 |
Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах. | Стр. 97 | Чтение Н. Носов «Бобик и гостях у Барбоса» |
2 | Занятие «Как люди заботятся о своем здоровье весной» Занятие №22 |
Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов. | Стр. 102 | Наблюдение за луком. Дети выясняют, что изменилось, делают зарисовку на странице календаря. | |
3 | Наблюдение «Где можно найти мать-и-мачеху?» Занятие №23 |
Развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег; учить устанавливать причинно-следственные связи. |
Стр. 105 | Наблюдение за цветами мать-и-мачехи | |
4 | Наблюдение «Как плавают золотые рыбки?» Занятие №24 |
Уточнить представления детей о том, что рыбки хорошо чувствуют себя в воде, легко, без усилий передвигаются в ее толще. | Стр. 107 | Продолжается цикл наблюдений за аквариумными рыбками. | |
Апрель | 1 | Наблюдение «Рассматриваем божью коровку» Занятие №25 |
Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности. | Стр. 112 | Рисование божьей коровки. |
2 | Занятие «Весна в жизни лесных зверей» Занятие №26 |
Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время. | Стр. 114 | Рисование иллюстраций к произведению, оформление их в книжку-самоделку. | |
3 | Занятие «Береги деревянные предметы» Занятие №27 |
Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом. | Стр. 120 | Выставка предметов из дерева. | |
4 | Занятие «Бережно относимся к бумаге» Занятие №28 |
Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна | Стр. 135 | Починка книг и изготовление сувениров из бумаги. | |
Май | 1 | Занятие «Как человек охраняет природу» Занятие №29 |
Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе. | Стр. 146 | Создание Красной книги своей местности. |
2 | Занятие «Весна кончается – лето начинается» Занятие №30 |
Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни | Стр. 148 | На участке детского сада воспитатель продолжает наблюдать с детьми за одуванчиками, мать-и-мачехой. | |
3 -4 | Диагностика |
Читайте также |
---|
Страну Родную защищая
Страну Родную защищая День защитника Отечества в Детском саду Филиал МАДОУ «Журавушка» «Я-МАЛ» в старшей группе «Фантазёры» От всей души поздравляем вас...
План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе…
План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое Цель: Формирование знаний о характерных...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад…
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад и огород»