Календарно-тематическое планирование по экологии в старшей группе

 

Месяц Неделя Организованная образовательная деятельность                             Интеграция образовательных областей Методическое обеспечение Совместная деятельность взрослых и детей
Юный эколог
Старшая группа
Развитие:
Познавательно-исследовательское
Социально-коммуникативное
Физическое
Тема Программное содержание
Сентябрь 1-2 Диагностика      
3 Наблюдение
«Что цветет на
нашем участке в начале сентября?»
Занятие №1
Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как
красив участок с цветущими растениями.
Николаева С.Н.
Парциальная программа
«Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада
Москва, Мозаика -  Синтез, 2010 год
Стр. 20
Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по
запаху.
4 Занятие
«Овощи и фрукты на нашем столе»
Занятие №2
Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих
плодов для здоровья людей; учить готовить салат.
Стр. 32 Беседа о домашних заготовках овощей и фруктов на зиму
Октябрь 1 Занятие
«Растения в нашем уголке природы»
Занятие №3
Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Стр. 38 Экскурсия в помещение, где имеются разные растения (комната природы,
холл, коридор и др.).
2 Занятие
«Корова и коза – домашние животные»
Занятие №4
Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся
его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу;
коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для
жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено).
Стр. 43 На неделе коллективно рассматриваются засушенные листья, сообща изготавливаются (на белом или цветном фоне) 1—2 панно: «Осень золотая», «Падают, падают листья…».
3 Занятие
«Какой хомяк и чем он отличается от мышонка?»
Занятие №5
Уточнить с детьми внешние особенности зверька. Стр. 42 Чтение
В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме».
4 Занятие
«Для чего животным хвосты?»
Занятие №6
Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания,
инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.
Стр. 45 Оформление альбома иллюстраций к сказке «Хвосты».
Ноябрь 1 Занятие
«Жизнь хомяка в природе»
Занятие №7
Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях, дать представления о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе Стр. 47 Продолжить рассматривание картин «Семья хомяков»,
«Хомяки и сова».
2 Занятие
«Как лесные звери –
медведь и белка – готовятся к зиме»
Занятие №8
Дать детям представления о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год Стр. 51 Чтение
В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…», изготовление книжек-самоделок.
3 Занятие
«Лошадь и овца – домашние животные»
Занятие №9
Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные
закреплять представление о том, что корова и коза, тоже домашние животные.
Стр. 54 Продолжить рассматривание картин «Конюшня», «Вывоз сена на лошади», «Овцы на пастбище», «Стрижка овец»4
4 Занятие
«Уходит золотая осень»
Занятие №10
Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется, развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве. Стр. 55 Выставка картин по теме «Золотая осень»
Декабрь 1 Наблюдение
«Какие у ели иголки?»
Занятие №11
Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев. Стр. 59 Чтение
С. Михалков «Елочка»
2 Занятие
«Станем юными защитниками природы»
Занятие №12
Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. Стр. 63 Рисование плаката про ели и
бережное к ним отношение.
3 Занятие
«Как лесные звери – белка, заяц,
медведь, лиса – проводят зиму в лесу»
Занятие №13
Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни
в это время.
Стр. 67 Продолжить рассматривание картин «Белки спасаются от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога».
4 Наблюдение
«Какой снег?»
Занятие №14
Наблюдение за свойствами снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке – становятся капельками воды. Стр. 68 Изготовление снежинок для украшения группы
Январь 3 Наблюдение
«Получаем талую воду» или «Замораживаем воду»
Занятие №15
Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения. Стр. 69 В конце недели организуется небольшой новогодний праздник на участке вокруг живой елки, украшенной цветными льдинками, само-
дельными игрушками.
4 Занятие
«Что за зверь!»
Занятие №16
Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках;
воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.
Стр. 73 Рисование по содержанию произведения Е. Чарушина «Что за зверь!»
5 Наблюдение
«Когда птицы бывают заметны?»
Занятие №17
Познакомить детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи. Стр. 75 Чтение
С. Воронин «Моя береза»
Февраль 1 Наблюдение  «Выращиваем лук»
Занятие №18
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. Стр. 80 Зарисовка результатов наблюдений
3 Занятие
«Как люди помогают лесным обитателям»
Занятие №19
Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки. Стр. 81 Продолжить рассматривание картин «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам», «Зимняя подкормка диких животных»
4 Занятие
«Прошла зима холодная»
Занятие №20
Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе. Стр. 93 Тематическая выставка
«Зимушка-зима».
Март 1 Занятие
«Наши четвероногие друзья»
Занятие №21
Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах. Стр. 97 Чтение
Н. Носов «Бобик и гостях у Барбоса»
2 Занятие
«Как люди заботятся о своем здоровье весной»
Занятие №22
Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов. Стр. 102 Наблюдение за луком. Дети выясняют, что изменилось, делают зарисовку на странице календаря.
3 Наблюдение
«Где можно найти мать-и-мачеху?»
Занятие №23
Развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег; учить
устанавливать причинно-следственные связи.
Стр. 105 Наблюдение за цветами мать-и-мачехи
4 Наблюдение
«Как плавают золотые рыбки?»
Занятие №24
Уточнить представления детей о том, что рыбки хорошо чувствуют себя в воде, легко, без усилий передвигаются в ее толще. Стр. 107 Продолжается цикл наблюдений за аквариумными рыбками.
Апрель 1 Наблюдение «Рассматриваем божью коровку»
Занятие №25
Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности. Стр. 112 Рисование божьей коровки.
2 Занятие
«Весна в жизни лесных зверей»
Занятие №26
Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время. Стр. 114 Рисование иллюстраций к произведению, оформление  их в книжку-самоделку.
3 Занятие
«Береги деревянные предметы»
Занятие №27
Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом. Стр. 120 Выставка предметов из дерева.
4 Занятие
«Бережно относимся к бумаге»
Занятие №28
Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна Стр. 135 Починка книг и изготовление сувениров из бумаги.
Май 1 Занятие
«Как человек охраняет природу»
Занятие №29
Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе. Стр. 146 Создание Красной книги своей местности.
2 Занятие
«Весна кончается – лето начинается»
Занятие №30
Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни Стр. 148 На участке детского сада воспитатель продолжает наблюдать с детьми за одуванчиками, мать-и-мачехой.
3 -4 Диагностика      


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Страну Родную защищая

Страну Родную защищая День защитника Отечества в Детском саду Филиал МАДОУ «Журавушка» «Я-МАЛ» в старшей группе «Фантазёры» От всей души поздравляем вас...

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе…

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое Цель: Формирование знаний о характерных...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад и огород»

Читайте также

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и...