Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним, забывает,

что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника.

Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и

слово в его устах становится могучим орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность.»

В.Сухомлинский.

Социально – коммуникативное развитие, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и духовно – нравственные ценности: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, формирование уважительного отношения к своей семье, обществу, развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания. Поэтому, в настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к воспитанию детей. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы взаимодействия на ребёнка старшего дошкольного возраста, на эмоциональную и духовно нравственную сферы. Ответ прост – это туристко – краеведческая деятельность, как один из методов познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитание духовно – нравственных качеств, чувства дружбы и взаимопомощи.

При внимательном отношении педагогов, родителей к вопросам воспитания, каждая совместная прогулка, поход, экскурсия может стать средством формирования патриотических чувств: «Вот здесь жил когда – то», «Здесь строится мой дом, город…», «Это памятник погибшим воинам», «Это нуждается в нашем внимании или заботе». Самое главное, что мы живём в замечательной Сахалинской области, в своём родном городе и нам доступен выход за пределы детского сада, где мы можем разнообразить, как двигательную активность, так и познавательную деятельность в туристко – краеведческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Детский рекреационный туризм – одно из средств и социально – коммуникативного, духовно – нравственного, познавательного и физического развития. Рекреационный туризм неразрывно связан с краеведением, имеет целью расширение знаний о малой родине, укрепление здоровья, закаливания, является эффективной формой активного отдыха. Развивает жизненно необходимые нравственные качества: приобщение к миру взрослых, гордость за прошлые подвиги дедов, любовь к родной природе, желание приумножать своим трудом силы, богатство Родины, уважение к культурным, духовно – нравственным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее. Туристко – краеведческая деятельность – это средство, вырабатывающее особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни, способствует развитию у старшего дошкольника науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром. Создаёт возможность для проявления патриотических чувств по отношению к людям старшего поколения, природе родного края, прежде всего в соблюдении чистоты в городе, посёлке, лесопарке, скверах, на речке, на улицах родного города.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, который на протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности, писал: «Воспитание любви к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

В связи с этим становится актуальным такое направление, как роль туристко – краеведческой деятельности в духовно – нравственном воспитании старшего дошкольного возраста, которое мы выделили, как часть в парциальной программе по рекреационному туризму старшего дошкольного возраста «Весёлы рюкзачок» под редакцией Чеменёва А.А., Мельникова A. Ф., Волкова В.С. Анализируя, и изучая педагогический опыт, и методическую литературу по этой теме мы определили цель педагогической работы.

Цель: внедрение приёмов и методов для развития духовно – нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе туристко – краеведческой деятельности.

Сформулировали следующие задачи:

Образовательные: способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей действительности.

Развивающие: развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, району, краю, стране.

Воспитывающие: воспитывать ценностное отношение к миру природы, иторико-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни. Формирование духовно – нравственного потенциала старших дошкольников средствами туристко – краеведческой деятельности.

Туристко – краеведческую деятельность в духовно нравственном воспитании старших дошкольников строили с учётом следующих принципов:

- проблематизация, культуросообразности, ценностно – ориентированного подхода с учётом возрастных особенностей, развитие личностных качеств ребёнка;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- постоянство, непрерывность в поиске эффективных форм организации в духовно – нравственном воспитании;

- тесная связь содержания и организации туристической деятельности с сезонными изменениями природы (сезонность);

- принцип интегративности, то есть тесная взаимосвязь экологического, физического образования и социокультурного развития детей.

В работе по туристко – краеведческой деятельности в духовно – нравственном воспитании у старших дошкольников мы использовали следующие формы и методы работы: проводили тематическую образовательную деятельность, формировали систему элементарных знаний. Формировали основы патриотизма, воспитывали нравственные и морально – волевые качества. Так ребята приняли участие в спортивно – познавательном мероприятии «22 августа – День флага России». В День государственного флага России посетили торжественное мероприятие в парке «Дружбы». Прошла квест – игра по профориентации «Путешествие в город Мастеров». Ребята расширяли кругозор в области профессий нашего города. Создали оптимальные условия в реализации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Совместно с «Весёлым Рюкзачком» ребята оправились в мир природы родного края. Создали Красную книгу Сахалинской области. Оформили книжку – малышку «Правила поведения в лесу, парке». Прививали бережное отношение ко всему живому. Отправились с гномом Природоведом по экологической тропе осенью, расширяли представления об объектах экологической тропы детского сада.

Совершили путешествие по объектам детского сада. «Наш любимый детский сад». Расширяли представления о сотрудниках детского сада и к объектам на участке. Прививали уважительное отношение к сотрудникам детского сада, как горожанам нашего города. Путешествие закончилось весёлой песенкой о туристах.

Постепенно формы и методы краеведческой работы расширялись. Совершали экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием нашего города. В своей работе по формированию духовно – нравственного потенциала детей старшего дошкольного возраста опирались на материалы и опыт работы учреждений культуры нашего города, чья деятельность тесно связана с историей, культурой и природой родного края – это библиотеки, музеи, учреждения культуры «Центральная Клубная система». Так посещая городскую библиотеку г. Долинска им. Е.Д. Лебкова ребята совершили виртуальное путешествие «По туристическим тропам Сахалина». Познакомились с разными видами туризма. Прошлись по Сахалинским тропам Сахалина: гора «Лягушка», река «Анна», «Водопады и маяки Сахалина». Закрепляли правила поведения в лесу, охрана природных объектов Сахалинской области. Виртуальные экскурсии, позволяют разнообразить и сделать интересными, а значит более эффективными образовательном процессе по туристко – краеведческой деятельности в духовно – нравственном воспитании старших дошкольников.

В учреждении культуры нашего города: дети, педагоги, родители приняли активное участие во Всероссийской благотворительной в акции «Книги – Донбассу». Подарили детскую и взрослую художественную литературу детям Донбасса. В рамках районного конкурса чтецов «Живое слова» посвящённого – 75 летию Сахалинской области ребята читали стихотворения «Любимый Сахалин», «Остров Сахалин». Авторами стали, мы педагоги группы. Совершили ознакомительную экскурсию по экспозициям Долинского историко - краеведческого музея совместно с родителями. Ребята познакомились с экспозициями музея, узнали о наших предках, района и города. Посмотрели выставку археологии, побывали в комнате русских переселенцев. Расширили представление о гербе Долинского района. С большим удовольствием пообщались с экскурсоводом музея. Ребята, родители и педагоги отметили, как важно знать о своём крае, в котором мы живём.

Экскурсию, как форму работы, использовали в процессе ознакомления с достопримечательностями родного города. Посетили сквер Славы – это особое место для каждого гражданина нашего города, здесь память земляков, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны. Совершили остановку на площади им. В.И. Ленина. Побывали на Аллее Памяти, расположенной на территории городской школы № 1, бюст воину – интернационалисту Севостьянову Евгению Николаевичу, чьё имя носит школа и улица нашего города.

В День Народного единства ребята познакомились с проектом «Сахалинские Аллеи». С людьми, которые внесли вклад в развитие нашего города Долинска и Сахалинской области. В ходе экскурсии встретились с Юнармейцами, которые рассказали ребятам о празднике. Посетили сквер А.П. Чехова, предложили рассмотреть бюст, ребята узнали об авторе памятника – сахалинский скульптор, заслуженный художник России Владимир Николаевич Чеботарёв, побывали на арт-объекте персонажа известного произведения великого классика «Каштанка». Совершили остановку у Русского Православного прихода Успения Пресвятой Богородицы, ребята отметили, что с родителями по выходным дням посещают Долинский храм, отмечают православные праздники.

Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка – эти формы работы стали необходимы в туристко – краеведческой работе со старшими дошкольниками. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в её мир. Данная форма организации дает образец гуманного отношения ко всему живому. Ребята совершили «Путешествие в осенний лес Сахалина» с «Весёлым рюкзачком». Встречались с Осенью, с Сентябриной, Октябриной, Ноябриной. С большим желанием «пообщались» с животными леса Сахалина. Совершенствовали знания о деревьях, растениях, семенах своего края. Формировали бережное отношение к природе родного края.

Знакомство с фольклором коренных народов Сахалина, рассматривание иллюстраций к сказкам со сценами быта, элементами костюма, всё это способствует творческому развитию ребёнка в духовно – нравственном воспитании. Приняли участие в областной Декаде - конкурсе «Культура коренных малочисленных народов Севера». В номинации «Конкурс – рисунков – иллюстраций к сказкам В. М. Санги. Формировали бережное отношение к культурному наследию коренных малочисленных народов Севера. Знакомя детей с родным краем, мы стремимся включать в этот процесс региональный фольклор, произведения родных писателей и поэтов. Они не только дают конкретные знания о родном крае, но и оказывают глубокое эмоциональное воздействие на старших дошкольников, что позволяет понять, почувствовать, одухотворённую красоту родной земли, чувства любви и привязанности к ней. Продолжаем, знакомимся с творчеством Сахалинских писателей. Так ребята встретились в городской библиотеке с детской писательницей Еленой Майоровой г. Южно – Сахалинск. Писательница познакомила ребят со своим творчеством. Предложила для ребят свою сказку «Шустрик, Нюша и другие». Во время встречи играли, слушали стихи, отвечали на коварные вопросы, вместе с писательницей сочинили сказку. Встреча получилась интересной, познавательной и творческой.

В процессе работы по формированию духовно – нравственного потенциала старшего дошкольного возраста в старшей группе «Буратино» создана предметно – пространственная среда, ориентирована на расширение познавательных интересов детей, потребности общения и взаимодействии друг с другом. Создан уголок «Юный турист». Есть патриотическо - краеведческий уголок «Россия – Родина моя!», в котором имеются материалы для духовно – нравственного воспитания старших дошкольников.

Духовно – нравственное воспитание будет эффективным, если будет взаимодействие с семьями воспитанников. В духовно – нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «гордость за свой народ», «трудовой подвиг». Важно привести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Проведённый объём работы позволяет сделать вывод, что «Роль туристко – краеведческой деятельности в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, формирует любовь к родному краю, городу. Интерес к прошлому и настоящему, воспитывает чувство гордости за своих земляков.

Таким образом, в перспективе работы по данной теме, мы с детьми выходим на проведение нескольких проектов, в рамках которых будут продолжать решаться задачи по туристко – краеведческой деятельности в духовно – нравственном воспитании с выездом в областной центр. Приобщение детей, родителей к истории своей семьи и родного края Сахалина, а также экологические достопримечательности на территории нашего Долинского района Сахалинской области, играет огромную роль в туристко – краеведческой деятельности и духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде»

Беседа в средней группе «Основные правила поведения на воде» Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами...

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год Дата проведения Название и цели мероприятия Ответственный за проведение Сентябрь 1. Интегрированное развлечение «Семья – начало всех начал» ...

Читайте также

Сценарий праздника «Посвящение в эколята»

Сценарий праздника «Посвящение в эколята» Цель: закрепление знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Задачи: Образовательные: расширять, пополнять и уточнять...

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей: «Советы родителям гиперактивного ребенка» Гиперактивность - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...