Тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным городом – Москва
Пояснительная записка
«Люблю тебя, моя Москва»
«Москвою – столицей, весь народ гордится».
Сложные и большие изменения происходят в нашей стране. Меняются и переосмысливаются события, взгляды и убеждения, возникают новые замыслы, ставятся новые задачи в политической, экономической, духовной жизни страны. Но непреходящими, не зависимыми от времени остаются вопросы воспитания нового подрастающего поколения нравственного и физически здорового.
Чувство любви к малой Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видим перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к своему родному городу, столице нашей Родине – Москве имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной и символами.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступное ему: природа и мир животных дома, детского сада, родного края, труд людей, традиции, общественное события и т.д., причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, к столице России – Москве, педагог обязан сам его хорошее знать.
Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представление о том, чем славен наш город Москва. Надо показать ребенку, что столица нашей Родины славна своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Поэтому главной задачей педагогов является – воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, - развития интереса к русским традициям и промыслам. Расширение представлений о родном городе Москве, - знакомство детей с символами города Москвы (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, в быту.
Главной целью являются пробуждение у детей интереса и любви к нашей столице, к стране, в которой мы живем, приобщение к ее культуре и истории. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой город и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своего города и гордиться тем, что они живут в таком прекрасном городе, как столица нашей Родине – Москве.
Цель работы: приобщать дошкольников к истории и культуре родного города.
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЗАДАЧИ |
Сентябрь |
«История возникновения родного края» |
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения Москвы, его названиями, древними постройками, с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства древней Руси.
Развивающие:
- Развивать интерес к истории родного края. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории родного края и стране. - Приобщать детей к русской национальной культуре. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: город-град, легенды, дружина, дремучие леса, посад, пристань, лавки, частокол, хоромы, клеть и др. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал с видами города, его древних построек, с портретами древних князей – основателями родного города. |
«Как жили люди в древней Москве и живут сейчас»
|
Задачи:
Образовательная:
- Формировать у детей представление о городе, как о родном, в котором мы живем, вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему нашего города.
- Продолжить знакомить детей с условием жизни и бытом москвичей в древние времена и в настоящее время. - Дать представление о том, в каких домах жили москвичи, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели, как веселились и как живут сейчас. Развивающие:
- Расширять кругозор детей и любознательность, вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему нашего города. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории родного города, чувства любви и гордости за свой город. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: слобода, жилище, ремесленники, оружейники, кузницы, гончары, плотники, Кузнецкий мост, Котельническая набережная, Оружейный и Гончарный переулки. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал, стихи Н.Кончаловской из книги «Наша древняя столица» и аудио запись русской народной плясовой мелодии. |
|
Октябрь |
«Москва – столица России» «Герб Москвы»
|
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить знания детей о родном городе.
- Закрепить знания о главном городе нашей Родины, его символике (герб, гимн, флаг). - Объяснить символику московского герба. Развивающие:
- Развивать интерес к родному городу, его истории. Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство привязанности и любви к родному городу. - Воспитывать желание сохранять исторические памятники, оберегать и преумножать красоту родного города. Материал:
- Иллюстрации с видами Москвы. - Изображения гербов разных городов России. (Можно — значки с изображением гербов.). - Изображение герба Москвы. |
«Мы гордимся столицей своею»
|
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины.
- Закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной теме. - Образовывать новые формы существительного Москва – москвичи. - Расширять запас общих сведений о родном городе, а Москве. Развивающие:
- Развивать умение объяснения смысла пословиц и переносного значения выражения - Москва – сердце России. Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу. Словарь:
Гимн Москвы, Москва – москвичи, куранты, рубиновая звезда, экскурсия, экскурсовод. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал с видами Москвы, иллюстрации и карточки достопримечательностей столицы, карта-схема и музыкальное оформление гимн Москвы. |
|
Ноябрь | «Путешествие
по Московскому Кремлю»
|
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представление детей о Москве.
- Формировать представление об историческом центре Москвы – Кремле (внешние и внутренние виды Кремля). - Познакомить детей со схемой Кремля. Развивающие:
- Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. Воспитательные:
- Прививать любовь к родному городу. - Вызвать интерес к истории Москвы, Кремлю и т.д. - Воспитывать гордость за столицу нашей Родины - Москву. Словарь:
Башня Великая, Шпиль, Кутафья башня, Троицкий мост, Проездные башни, черепица, Боровицкая башня, Тайницкая башня, Безымянные башни (первая и вторая). Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (внешний вид Кремля, схема Кремля). |
«Продолжим путешествие по Московскому Кремлю»
|
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство с архитектурным памятником – Московским Кремлём.
- Формировать представление об историческом центре Москвы – внутреннем виде Кремля. - Прививать любовь и гордость за свой город. Развивающие:
- Учить работать со схемой Кремля, систематизировать знания детей о Московском Кремле, его истории, достопримечательностях, о плане Кремля, названии его башен, их назначении. - Способствовать развитию речи детей. Воспитательные:
- Формировать духовно-нравственные качества детей посредством приобщения к истокам русской культуры. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: хоромы, Ивановская площадь, Колокольня Ивана Великого, Соборная площадь, Царь-колокол, собор (Успенский, Благовещенский, Архангельский), Грановитая палата. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (схема Кремля для индивидуального закрашивания). |
|
Декабрь |
«Работа с картой Москвы» |
Задачи:
Образовательные:
- Создать у детей целостный образ Москвы - столице нашей Родины.
- Учить детей рассматривать карту Москвы, что изображено на ней: 1) Извивающая голубая полоса (Москва-река); 2) Голубым цветом (водоемы: реки, пруды, озера и т.д.); 3) Зеленым цветом (леса, парки и т.д.); 4) Улицы, проспекты, переулки и т.д. - Показать детям границу Москвы во времена Юрия Долгорукова и современную границу города – московскую кольцевую автодорогу. Развивающие:
- Развивать интерес к познанию Москвы. Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к столице, гордость за свой город. Словарь:
Масштаб карты, условные обозначения на карте и т.д. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (карта Москвы).
|
«Район, в котором ты живешь»
|
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представление о районе, в котором они живут, вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему нашего района.
- Познакомить с планом района Марьино. - Учить ориентироваться на плане. - Продолжить знакомить с историей и культурой родного города, района; Развивающие:
- Развивать умение работать в коллективе и самостоятельно. - Развивать внимание, память, мышление. - Развивать умение наблюдать и описывать. Воспитательные:
Воспитывать чувство любви и гордости за свой город, район, страну. Словарь:
Расширять и обогащать словарный запас детей: бассейн, торговый центр, супермаркет, аквапарк, поликлиника, школа, детский сад, управа района, банк, кинотеатр, ледовый дворец. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (план Марьино).
|
|
Январь |
«Знакомство детей с главной площадью Москвы – Красной площадью»
|
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с главной площадью Москвы – Красной площадью.
- Познакомить с основными строениями на Красной площади: Собор Василия Блаженного, Памятник Минину и Пожарскому. Развивающие:
- Продолжить учить детей рассказывать о своём родном городе и его достопримечательностях, развивать связную речь, выразительность речи. Воспитательные:
- Воспитать интерес к прошлому и настоящему столицы нашей Родины. - Прививать гражданственность, воспитывать любовь к родному городу, его истории и культуре, формировать желание больше узнать о памятных местах города. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: Красная площадь, храм, собор, церковь, памятник, музей и т.д. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (о Красной площади). |
«Продолжим знакомство детей по Красной площади»
|
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить полученные детьми знания о Красной площади.
- Расширять знания об основных строениях на Красной площади - Спасской башне, Мавзолее, Историческом музее. Развивающие:
- Развивать умение работать в коллективе. - Развивать внимание, память, мышление. - Развивать умение наблюдать. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному городу - столице нашей Родины. - Вызвать желание оберегать и заботиться о сохранении истории нашего города. - Воспитывать чувство гордости за москвичей. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: Спасская башня, Мавзолей, Исторический музей и т.д. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (о Красной площади). |
|
Февраль |
«Прогулка по Александров- скому саду» |
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с Александровским садом, его расположением, особенностями.
- Дать знания о истории возникновения Александровского сада, одной из многих достопримечательностей Москвы. Развивающие:
- Развивать наглядно образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить. - Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом, умение слушать ответы друг друга. Воспитательные:
- Пробуждать у детей любовь к родному городу, к его истории, сформировывать у детей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего. - Вызвать желание беречь родной город. Словарь:
Расширять и обогащать словарный запас детей: могила неизвестного солдата, грот, река Неглинка, Арсенальная башня, Кутафья башня и т.д. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (схема Александровского сада), интерактивная доска, разрезные картинки с видом Александровского сада. |
«С чего начинается Родина»
|
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и закреплять представления детей о родном городе.
- Формировать представление о стране, ее символах. Развивающие:
- Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков, проводить работу над заучиванием пословиц, поговорок о Москве. Закреплять умение отвечать на вопросы. Воспитательные:
- Воспитывать гражданско-патриатические чувства будущих защитников отечества. - Обогащать духовный мир детей через героическое прошлое нашей страны – любовь к защитникам отечества. Закрепить знание о гербе Москвы, о флаге Москвы, о российском флаге. - Продолжать воспитывать любовь к Родине, к родной Москве, чувство гордости за людей, живущих в ней. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: метрополитен, эскалатор и т.д. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (о Москве, могиле неизвестного солдата, Красной площади, станции метро «Лужники», Спасской башне, гербе, флаге Москвы, России). |
|
Март | «Улицы Москвы»
|
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство с историей и культурой города Москвы.
- Познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц, с изменением их внешнего вида с течение времени. - Закрепить знания об историческом прошлом улиц Москвы. Развивающие:
- Развивать интерес к познанию Москвы, развивать любознательность, активность, инициативу. Воспитательные:
- Воспитывать уважение к столице через ознакомление с улицами столицы. - Формировать чувство любви к родным местам. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: Асфальт, Вяземская улица, Глинистый переулок, Плотников переулок, извозчик, конка и т.д. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (о Москве, карта Москвы). |
«Театры и музеи Москвы»
|
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с самыми известными в Москве и во всём мире Большим театром, государственной Третьяковской галереей, кукольным театром им. Образцова.
- Познакомить детей с разными видами театров: детский, кукольный, музыкальный, их назначением. - Уточнить и расширить знания детей о музеях и театрах Москвы. - Дать понятие о роли театров и музеев в жизни человека. Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к музеям и театрам, их назначению, истории, особенностям и т.д. - Познакомить детей с культурой и правилами поведения в театрах, музеях и выставках. - Приобщать детей к русской национальной культуре. - Воспитывать уважение к людям разных профессий. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: театр, выставка, сцена, зрительный зал, оркестр, декорации, актер, и т.д. |
|
Апрель |
«Останкинская башня»
|
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство детей с Москвой и ее достопримечательностью, Останкинской телебашней.
- Познакомить детей с тем, откуда мы получали и получаем информацию об истории, событиях, строительстве и современных способах передачи информации. - Обогатить знание детей о телевидении, как о неотъемлемой части нашей жизни. Развивающие:
- Развивать умение выстраивать сюжетную линию в творческом рассказывании, чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы. - Обогащать словарь качественными прилагательными, признаки которых обозначают оценку, характер и умственную деятельность: добрый, внимательный, образованный, вежливый и т.д. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. - Воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей, работающих на телевидении. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: Информация, печатная книга, рукописная книга, репродукции, диктор, ведущий, телевизионная башня, Останкинская башня, телепередачи и т.д. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал. |
«Путешествие по Московскому зоопарку»
|
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление детей о многообразии животного мира Земли.
- Систематизировать представления о животных в нашей стране и в других странах. Развивающие:
- Развивать сосредоточенность, внимание, память, способность анализировать, делать выводы. - Учить детей подбирать прилагательные и существительные, уметь точно описывать характерные особенности животных, повадки, образ жизни и внешний вид. - Формировать у детей устойчивое внимание говорить, выслушивать собеседника, задавать вопросы, вступать в речевое общение. - Закреплять знания правил поведения в общественных местах и как надо вести себя с животными в зоопарке. Воспитательные:
- Воспитывать интерес детей к русской национальной культуре. - Воспитывать интерес и бережное отношение к животным, обитателям зоопарка. - Воспитывать желание наблюдать за животными, не нарушать правила поведения в зоопарке. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: хищники, травоядные животные, пернатые, сумчатые и т.д. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (Московский зоопарк). |
|
Май |
«Москва – город герой» |
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и обобщить знания детей о городах – героях (Москва, Ленинград, Брест).
- Уточнить и расширить представления о защитниках страны в годы ВОВ, о нравственных качествах солдата. - Познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны. - Формировать интерес к накопленному человечеству опыту через конкретные исторические факты. Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, формировать навыки сотрудничества. Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за воинов – защитников, победивших в годы войны. - Воспитывать патриотические чувства и чувство гордости за свой народ, за свой город. Словарь:
Расширять и закреплять словарный запас детей: Великая Отечественная война, фашистские захватчики, баррикады, окопы, полководец Жуков Г.К., бомбежки, ветераны, соотечественники, россияне и т.д. Материал:
Мультимедийный иллюстративный материал (о Москве в годы ВОВ, Красной площади, памятнике неизвестному солдату). |
«Викторина – Что мы знаем о России и ее столице - Москве»
|
Задачи:
Образовательные:
- Через игру-соревнование обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания что мы знаем о России и её столице.
- Дать возможность применить полученные знания в викторине. Развивающие:
- Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Воспитательные:
- Вызвать у детей интерес и желание соревноваться, показать свои знания, полученные за год. - Доставить удовольствие детям за участие в соревновании. - Победителей ждет приз. Материал:
- Иллюстрации, диск с записями, флажки, звёздочки. - Блок «Родной город», «Родная природа», «Родная страна» |
Читайте также |
---|
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием…
Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка» Опыт работы показывает...
Эмоциональное выгорание педагогов
Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...