Тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным городом – Москва

 

Пояснительная записка

«Люблю тебя, моя Москва»

«Москвою – столицей, весь народ гордится».

 

Сложные и большие изменения происходят в нашей стране. Меняются и переосмысливаются события, взгляды и убеждения, возникают новые замыслы, ставятся новые задачи в политической, экономической, духовной жизни страны. Но непреходящими, не зависимыми от времени остаются вопросы воспитания нового подрастающего поколения нравственного и физически здорового.

Чувство любви к малой Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видим перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к своему родному городу, столице нашей Родине – Москве имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной и символами.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступное ему: природа и мир животных дома, детского сада, родного края, труд людей, традиции, общественное события и т.д., причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, к столице России – Москве, педагог обязан сам его хорошее знать.

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представление о том, чем славен наш город Москва. Надо показать ребенку, что столица нашей Родины славна своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Поэтому главной задачей педагогов является – воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, - развития интереса к русским традициям и промыслам. Расширение представлений о родном городе Москве, - знакомство детей с символами города Москвы (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, в быту.

Главной целью являются пробуждение у детей интереса и любви к нашей столице, к стране, в которой мы живем, приобщение к ее культуре и истории. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой город и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своего города и гордиться тем, что они живут в таком прекрасном городе, как столица нашей Родине – Москве.

Цель работы: приобщать дошкольников к истории и культуре родного города.

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАДАЧИ
Сентябрь

«История

возникновения

родного края»

Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения Москвы, его названиями, древними постройками, с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства  древней Руси.
Развивающие:

- Развивать интерес к истории родного края.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к истории родного края и стране.

- Приобщать детей к русской национальной культуре.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей: город-град, легенды, дружина, дремучие леса, посад, пристань, лавки, частокол, хоромы, клеть и др.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал с видами города, его древних построек, с портретами древних князей – основателями родного города.

«Как жили люди в

древней Москве

и живут сейчас»

 

Задачи:
Образовательная:
- Формировать у детей представление о городе, как о родном, в котором мы живем, вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему нашего города.

- Продолжить знакомить детей с условием жизни и бытом москвичей в древние времена и в настоящее время.

- Дать представление о том, в каких домах жили москвичи, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели, как веселились и как живут сейчас.

Развивающие:

- Расширять кругозор детей и любознательность, вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему нашего города.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к истории родного города, чувства любви и гордости за свой город.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей: слобода, жилище, ремесленники, оружейники, кузницы, гончары, плотники, Кузнецкий мост, Котельническая набережная, Оружейный и Гончарный переулки.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал, стихи Н.Кончаловской из книги «Наша древняя столица» и аудио запись русской народной плясовой мелодии.

Октябрь

«Москва – столица

России»

«Герб Москвы»

 

Задачи:
Образовательные:
- Уточнить  и расширить знания детей о родном городе.

- Закрепить знания о главном городе нашей Родины, его символике (герб, гимн, флаг).

- Объяснить символику московского герба.

Развивающие:

- Развивать интерес к родному городу, его истории.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей чувство привязанности и любви к  родному городу.

- Воспитывать желание сохранять исторические памятники, оберегать  и преумножать красоту родного города.

Материал:

- Иллюстрации с видами Москвы.

- Изображения гербов разных городов России. (Можно — значки с изображением гербов.).

- Изображение герба Москвы.

«Мы  гордимся

столицей своею»

 

Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины.

- Закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной теме.

- Образовывать новые формы существительного Москва – москвичи.

- Расширять запас общих сведений о родном городе, а Москве.

Развивающие:

- Развивать умение объяснения смысла пословиц и переносного значения выражения - Москва – сердце России.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.

Словарь:

Гимн Москвы, Москва – москвичи, куранты, рубиновая звезда, экскурсия, экскурсовод.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал с видами Москвы, иллюстрации и карточки достопримечательностей столицы, карта-схема и музыкальное оформление гимн Москвы.

Ноябрь «Путешествие

по Московскому

Кремлю»

 

Задачи:
Образовательные:
- Расширять представление детей о Москве.

- Формировать представление об историческом центре Москвы – Кремле (внешние и внутренние виды Кремля).

- Познакомить детей со схемой Кремля.

Развивающие:

- Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Воспитательные:

- Прививать любовь  к родному городу.

- Вызвать интерес к истории Москвы,  Кремлю и т.д.

- Воспитывать  гордость за  столицу нашей Родины - Москву.

Словарь:

Башня Великая, Шпиль, Кутафья башня, Троицкий мост, Проездные башни, черепица, Боровицкая башня, Тайницкая башня, Безымянные башни (первая и вторая).

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (внешний вид Кремля, схема Кремля).

«Продолжим

путешествие

по Московскому

Кремлю»

 

Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство с архитектурным памятником – Московским Кремлём.

- Формировать представление об историческом центре Москвы – внутреннем виде Кремля.

- Прививать любовь и гордость за свой город.

Развивающие:

- Учить работать со схемой Кремля, систематизировать знания детей о Московском Кремле, его истории, достопримечательностях, о плане Кремля, названии его башен, их назначении.

- Способствовать развитию речи детей.

Воспитательные:

- Формировать духовно-нравственные качества детей посредством приобщения к истокам русской культуры.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей: хоромы, Ивановская площадь, Колокольня Ивана Великого, Соборная площадь, Царь-колокол, собор (Успенский, Благовещенский, Архангельский), Грановитая палата.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (схема Кремля для индивидуального закрашивания).

Декабрь

«Работа с картой

Москвы»

Задачи:
Образовательные:
- Создать у детей целостный образ Москвы -  столице нашей Родины.

- Учить детей рассматривать карту Москвы, что изображено на ней:

1) Извивающая голубая полоса (Москва-река);

2) Голубым цветом (водоемы: реки, пруды, озера и т.д.);

3) Зеленым цветом (леса, парки и т.д.);

4) Улицы, проспекты, переулки и т.д.

- Показать детям границу Москвы во времена Юрия Долгорукова и современную границу города – московскую кольцевую автодорогу.

Развивающие:

- Развивать интерес к познанию Москвы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к столице, гордость за свой город.

Словарь:

Масштаб карты, условные обозначения на карте и т.д.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (карта Москвы).

 

«Район, в котором

ты живешь»

 

Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представление о районе, в котором  они живут, вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему нашего района.

- Познакомить с планом района Марьино.

- Учить ориентироваться на плане.

- Продолжить знакомить с историей и культурой родного города, района;

Развивающие:

- Развивать умение работать в коллективе и самостоятельно.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Развивать умение наблюдать и описывать.

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви и гордости за свой город, район, страну.

Словарь:

Расширять и обогащать словарный запас детей: бассейн, торговый центр, супермаркет, аквапарк, поликлиника, школа, детский сад, управа района, банк, кинотеатр, ледовый дворец.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (план Марьино).

 

Январь

«Знакомство

детей с главной площадью

Москвы – Красной площадью»

 

Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с главной площадью Москвы – Красной площадью.

- Познакомить с основными строениями на Красной площади: Собор Василия Блаженного, Памятник Минину и Пожарскому.

Развивающие:

- Продолжить учить детей рассказывать о своём родном городе и его достопримечательностях, развивать связную речь, выразительность речи.

Воспитательные:

- Воспитать интерес к прошлому и настоящему столицы нашей Родины.

- Прививать гражданственность, воспитывать любовь к родному городу, его истории и культуре, формировать желание больше узнать о памятных местах города.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей: Красная площадь, храм, собор, церковь, памятник, музей и т.д.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (о Красной площади).

«Продолжим

знакомство

детей по Красной площади»

 

Задачи:
Образовательные:
- Закрепить полученные детьми  знания  о  Красной площади.

- Расширять знания об основных строениях на Красной площади - Спасской башне, Мавзолее, Историческом музее.

Развивающие:

- Развивать умение работать в коллективе.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Развивать умение наблюдать.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родному городу - столице нашей Родины.

- Вызвать желание оберегать и заботиться о сохранении истории нашего города.

- Воспитывать чувство гордости за москвичей.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей:

Спасская башня, Мавзолей, Исторический музей и т.д.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (о Красной площади).

Февраль

«Прогулка по Александров-

скому саду»

Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с Александровским садом, его расположением, особенностями.

- Дать знания о истории возникновения Александровского сада, одной из многих достопримечательностей Москвы.

Развивающие:

- Развивать наглядно образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

- Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом, умение слушать ответы друг друга.

Воспитательные:

- Пробуждать у детей любовь к родному городу, к его истории, сформировывать у детей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего.

- Вызвать желание беречь родной город.

Словарь:

Расширять и  обогащать словарный запас детей: могила неизвестного солдата, грот, река Неглинка, Арсенальная башня, Кутафья башня и т.д.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (схема Александровского сада), интерактивная доска, разрезные картинки с видом Александровского сада.

«С чего начинается Родина»

 

Задачи:
Образовательные:
- Расширять и закреплять представления детей о родном городе.

- Формировать представление о стране, ее символах.

Развивающие:

- Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков, проводить работу над заучиванием пословиц, поговорок о Москве. Закреплять умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать гражданско-патриатические чувства будущих защитников отечества.

- Обогащать духовный мир детей через героическое прошлое нашей страны – любовь к защитникам отечества. Закрепить знание о гербе Москвы, о флаге Москвы, о российском флаге.

- Продолжать воспитывать любовь к Родине, к родной Москве, чувство гордости за людей, живущих в ней.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей: метрополитен, эскалатор и т.д.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (о Москве, могиле неизвестного солдата, Красной площади, станции метро «Лужники», Спасской башне, гербе, флаге Москвы, России).

Март «Улицы Москвы»

 

Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство с историей и культурой города Москвы.

- Познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц, с изменением их внешнего вида с течение времени.

- Закрепить знания об историческом прошлом улиц Москвы.

Развивающие:

- Развивать интерес к познанию Москвы, развивать любознательность, активность, инициативу.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к столице через ознакомление с улицами столицы.

- Формировать чувство любви к родным местам.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей:

Асфальт, Вяземская улица, Глинистый переулок, Плотников переулок, извозчик, конка и т.д.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (о Москве, карта Москвы).

«Театры и музеи

Москвы»

 

Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с самыми известными в Москве и во всём мире Большим театром, государственной Третьяковской галереей, кукольным театром им. Образцова.

- Познакомить детей с разными видами театров: детский, кукольный, музыкальный, их назначением.

- Уточнить и расширить знания детей о музеях и театрах Москвы.

- Дать понятие о роли театров и музеев в жизни человека.

Развивающие:

- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к музеям и театрам, их назначению, истории, особенностям и т.д.

- Познакомить детей с культурой и правилами поведения в театрах, музеях и выставках.

- Приобщать детей к русской национальной культуре.

- Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей: театр, выставка, сцена, зрительный зал, оркестр, декорации, актер, и т.д.

Апрель

«Останкинская

башня»

 

Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство детей с Москвой и ее достопримечательностью, Останкинской телебашней.

- Познакомить детей с тем, откуда мы получали и получаем информацию об истории, событиях, строительстве и современных способах передачи информации.

- Обогатить знание детей о телевидении, как о неотъемлемой части нашей жизни.

Развивающие:

- Развивать умение выстраивать сюжетную линию в творческом рассказывании, чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

- Обогащать словарь качественными прилагательными, признаки которых обозначают оценку, характер и умственную деятельность: добрый, внимательный, образованный, вежливый и т.д.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей, работающих на телевидении.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей:

Информация, печатная книга, рукописная книга, репродукции, диктор, ведущий, телевизионная башня, Останкинская башня, телепередачи и т.д.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал.

«Путешествие

по Московскому

зоопарку»

 

Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представление детей о многообразии животного мира Земли.

- Систематизировать представления о животных в нашей стране и в других странах.

Развивающие:

- Развивать сосредоточенность, внимание, память, способность анализировать, делать выводы.

- Учить детей подбирать прилагательные и существительные, уметь точно описывать характерные особенности животных, повадки, образ жизни и внешний вид.

- Формировать у детей устойчивое внимание говорить, выслушивать собеседника, задавать вопросы, вступать в речевое общение.

- Закреплять знания правил поведения в общественных местах и как надо вести себя с животными в зоопарке.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес детей к русской национальной культуре.

- Воспитывать интерес и бережное отношение к животным, обитателям зоопарка.

- Воспитывать желание наблюдать за животными, не нарушать правила поведения в зоопарке.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей: хищники, травоядные животные, пернатые, сумчатые и т.д.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (Московский зоопарк).

Май

«Москва –

город герой»

Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и обобщить знания детей о городах – героях (Москва, Ленинград, Брест).

- Уточнить и расширить представления о защитниках страны в годы ВОВ, о нравственных качествах солдата.

- Познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.

- Формировать интерес к накопленному человечеству опыту через конкретные исторические факты.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, формировать навыки сотрудничества.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за воинов – защитников, победивших в годы войны.

- Воспитывать патриотические чувства и чувство гордости за свой народ, за свой город.

Словарь:

Расширять и закреплять словарный запас детей: Великая Отечественная война, фашистские захватчики, баррикады, окопы, полководец Жуков Г.К., бомбежки, ветераны, соотечественники, россияне и т.д.

Материал:

Мультимедийный иллюстративный материал (о Москве в годы ВОВ, Красной площади, памятнике неизвестному солдату).

«Викторина –

Что мы знаем о

России и ее

столице - Москве»

 

Задачи:
Образовательные:
- Через игру-соревнование обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания что мы знаем о России и её столице.

- Дать возможность применить полученные знания в викторине.

Развивающие:

- Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

- Вызвать у детей интерес и желание соревноваться, показать свои знания, полученные за год.

- Доставить удовольствие детям за участие в соревновании.

- Победителей ждет приз.

Материал:

- Иллюстрации, диск с записями, флажки, звёздочки.

- Блок «Родной город», «Родная природа», «Родная страна»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием…

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка» Опыт работы показывает...

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

Читайте также

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...