Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев» От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Каждый родитель хочет, чтобы умелые пальчики его ребёнка хорошо держали карандаш, рисовали, строили из конструктора.

Если постоянно тренировать пальчики ребёнка, это будет значительно повышать работоспособность головного мозга. Доказано, что чем лучше развиты движения пальцев рук у детей, тем лучше будет развита речь. Моторика рук – это основа развития всех физических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Самая основная и главная форма физического развития детей – игра.

Всем известна необходимость развития мелкой моторики рук у детей, её взаимосвязи с речью. Мелкая моторика – это работа мелких мышц кистей рук. Моторные центры развития речи в коре головного мозга расположены рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому, когда мы стимулируем движения пальцев, мы развиваем речь ребёнка.

Если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речь у ребёнка развита по возрасту. Поэтому если речевое развитие задерживается, то рекомендуется проводить тренировки движений пальцев рук. В этом помогают пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо историй, сказок, стихотворений, потешек. Эти игры являются очень важной частью очень важной работы по развитию речи и подготовки руки к письму у старших дошкольников, они очень нравятся детям. Смысл этих игр в том, что нервные окончания рук действуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно чтобы мышцы кистей рук были хорошо развиты. Чтобы хорошо развивалась речь можно любое стихотворение переложить на пальчиковую гимнастику и проговаривать его вместе с ребёнком. Благодаря пальчиковым играм у ребёнка развивается так же внимательность и способность сосредотачиваться, а также формируют доброжелательные отношения между ребёнком и взрослым.

Помимо игр с пальчиками используйте так же игры с мозаикой, нанизывайте бусинки на нить – яркие браслетики и бусы очень понравятся ребёнку. В дошкольном возрасте ребёнка можно увлечь бисероплетением.

В шесть лет ребёнок должен показывать и называть все пальчики по порядку и в разнобой у себя и у других с прикосновением. В этом возрасте ребёнок так же хорошо владеет карандашом, раскрашивает, вырезает по контуру, лепит. Можно использовать пальчиковые и кукольные театры дома, пускай ребёнок импровизирует. Играя в театр, дети становятся увереннее. У них развивается творческая фантазия.

Проводить пальчиковые игры нужно ежедневно в течении 6-8 минут. Комплекс включает в себя 6-8 упражнений для пальцев, кисти, предплечья, плеча.

Развивая мелкую моторику рук, мы помогаем ребёнку, если у него есть задержки в развитии речи; готовим руку к письму; тренируем внимание, пространственное мышление.

Такие игры провожу с детьми каждый день:

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Театр в руке

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» -  предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

В своей работе применяю пальчиковые игры в совместной деятельности, как элемент непосредственно-образовательной деятельности, как динамическая пауза.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы…

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы Тема: «Стоит в поле теремок» Цель: закрепление пройденного материала. Программное содержание: Образовательные задачи: упражнять...

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...

Проект «Я служу России!»

Проект «Я служу России!»

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Как правильно обучить дошкольников ПДД

Как правильно обучить дошкольников ПДД Обучение детей правилам дорожного движения остается одной из важнейших задач дошкольного воспитания и образования. С каждым...