Перспективный план по самообразованию в подготовительной группе
«Экологическое воспитание дошкольников»
Месяц | Источники | Цель | Результат | Формы работы |
Сентябрь | С.Н. Николаева «Юный эколог».
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».
|
Изучение программы по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте (подготовительная группа).
Выявление знаний и умений у детей по данной теме. Подбор методической и детской литературы. Составление перспективного плана работы. |
Мониторинг знаний и умений по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте.
Анализ мониторинга. Анкетирование родителей по экологическому воспитанию. Анализ анкет.
|
1. Мониторинг знаний и умений детей по данной теме.
2. Создание в ДОУ условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. 3. Разработка содержания наблюдений, экскурсий, походов, составление маршрутов в природу. 4. Работа с родителями по созданию экологической тропы. 5. Пропаганда экологических знаний среди родителей. |
Октябрь | Коломина Н.В
«Воспитание основ экологической культуры в детском саду». С.Н. Николаева «Юный эколог» (Неживая природа- среда жизни растений, животных, человека).
|
Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, солнце, планеты, спутники.
Вызвать интерес к сведениям о мироздании. Закреплять свои знания о Вселенной в других видах деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней. |
Непосредственно-образовательная деятельность «Планета земля в опасности!».
Досуг «День Земли». Праздник «Ждут нас быстрые ракеты для полетов по планетам». |
1. Беседа о планетах, о планете – Земля, о ближайшей звезде к планете Земля -_солнце; о спутнике Земли – Луне; о космическом телескопе, орбитальной станции, о космонавтах.
2. Рассматривание иллюстраций из серии «Космос», глобуса. 3. Наблюдение звездного неба. 4. Загадывание загадок о небесных телах . 5. Чтение художественной литературы о космосе. 6. Экскурсия в мини-музей «Космос». 7. Рисование на тему «Космос». |
Ноябрь | С.Н.Николаева
«Юный эколог» (Неживая природа- среда жизни растений, животных, человека). Н.А. Рыжова «Волшебница вода». |
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
Показать, где и в каком воде существует вода в окружающем мире. Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы. Развивать познавательный интерес к воде. Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края. |
Непосредственно-образовательная деятельность
«Ходят капельки по кругу». Инсценировка «Отдых на реке». Праздник «Волшебница вода».
|
1. Рассматривание глобуса: каким цветом изображена вода на нем; путешествие по глобусу по океанам, морям, рекам, озерам и т.д.
2. Беседа по теме «Эта волшебница вода», «Для чего нужна вода?» «Как она помогает нам?», «Куда бежит река», и др. 3. Экскурсия к водоему. 4. Чтение художественной литературы: «Э. Мошковская «Речка», «С. Жупанин «Прыг да прыг…», О. Григорьев «Какой дождь?», А Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Махорина «Первый мороз» , загадывание загадок о природных явлениях. 5. Наблюдения: «Облака», «Дождь». 6. Лабораторные опыты «Какой бывает вода». 7. Художественное творчество: рисование – «Облака», «Туча и дождь», «Река», «Аквариум», «Что растет в воде», «Кто живет в реке» и др. 8. Подвижная игра «Мы -капельки». «Мы - чайки», «Мы – стайка рыбок» и др. 9. Викторина « Что я знаю о воде». 10. Оформление памяток, информационных листов для родителей « Берегите воду». |
Декабрь | С.Н.Николаева
«Юный эколог» (Неживая природа- среда жизни растений, животных, человека). Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка». |
Познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни живых существ, с некоторыми правилами экологической безопасности.
Познакомит детей с органами слуха, органами дыхания человека и животных. Познакомить с при-родным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов. Проявлять познавательный интерес в проведении опытов с воздухом. Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде. Разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения. |
Праздник мыльных пузырей.
Непосредственно-образовательная деятельность «Воздух, ветер, человек». Экскурсия по экологической тропе. Непосредственно-образовательная деятельность «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем».
|
1. Непосредственно-образовательная деятельность «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух».
2. Беседа: «Воздух поет и свистит», «Уши разные нужны, уши разные важны», «Как мы дышим»,» Как мы чувствуем запах», «Летающие семена». 3. Чтение художественной литературы: загадок про воздух, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», С.Маршак «Мяч», Г. Юдин «Главное чудо света», О. Кургузов «По следам «Почемучки», А. Барто «Жарко»,И. Токмакова «Ветрено», С. жупанин «Нарисую ветер», С. Михалков «Три ветра». 4. Экскурсии, наблюдения и опыты с воздухом. 5. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь», игры с мячом, «Полетушки». Игры-превращения» и др. 6. Анкетирование родителей «Курение и воздух». |
Январь | С.Н.Николаева
«Юный эколог» (Многообразие растений и их связь со средой обитания). С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».
|
Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений, с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода.
Познакомить с характерными особенностями, строением, определенными условиями жизни. Учить детей ухаживать за ними, замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Непосредственно-образовательная деятельность «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Лес в жизни человека».
Изготовление плакатов на тему «Берегите лес!» и установка плакатов в лесу. Развлечение «Мой край родной: заповедные места и памятники природы». Оформление альбома «Цветы».
|
Непосредственно-образовательная деятельность «Комнатные растения»,
Беседа «Влаголюбивые и засухустойчивые комнатные растения», «Лес», «Деревья на нашем участке», «Лес в жизни человека», «Лес –многоэтажный дом», «Как лесник заботится о лесе». «Как вести себя в лесу». Рассматривание книги «Национальный парк «Завидово». Рассматривание березы, ели, ясеня, сосны и беседа о деревьях. Рассматривание модели дерева (строение), репродукции картин художников И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», И.И. Левитана «Березовая роща», В.М. Васнецова «Дубы» и др. Экскурсия в лес любого состава (смешанный, хвойный, березовый), в зимний лес . Рассматривания гербария культурными и дико-растущими травянистыми растениями, растениями сада огорода. Чтение художественной литературы: загадки, стихотворения, рассказ В. Такасийчук «Удивительная прогулка», С.А. Есенин «Березка»,Е. Трутнева «Елка» и др. Подвижная игра: «Раз, два, три – к дереву беги». Дидактическая игра «Повтори, не ошибись», «Собери дерево», «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Назови ласково», « Составь рассказ-описание по плану» и др. |
Февраль | С.Н.Николаева
«Юный эколог» (Многообразие животных и их связь со средой обитания – домашние и дикие животные). Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи». И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».
|
Закреплять знания детей о видах животных, о внешнем виде, пище, жилище.
Умение узнавать и называть животных и их детенышей. Формировать представления детей о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Упражнять в составлении рассказов о жизни домашних и диких животных. Воспитывать бережное отношение к животным. |
Театральный праздник «Утренние лучи» по мотивам рассказов К.Д. Ушинского.
Праздник «День рождения детского сада» (Экологическая сказка).
|
1. Непосредственно-образовательная деятельность «Домашние животные», «Дикие животные», «Как зимуют звери».
2. Рассматривание иллюстраций и беседа «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Животные национального парка «Завидово», «Что такое Красная книга». 3. Наблюдение за домашними животными. 3. Дидактическая игра: «Кто как голос подает? «Кто где живет?», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Составь рассказ-описание» и др. 4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок, В. Танасийчук «Экология в картинках («Олени и хищники», «Что делать с кроликами», «Почему белые медведи не живут в лесу», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» и др. 5. Художественное творчество: лепка зверей, аппликация «Пингвин на льдине», оригами «Зайчик на лужайке». |
Март | С.Н.Николаева
«Юный эколог» (Многообразие животных и их связь со средой обитания – перелетные и зимующие птицы). Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи». И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».
|
Познакомить с конкретными видами птиц нашего края, с характерными особенностями внешнего облика, поведения, выделять существенные различия.
Уточнить название перелетных и зимующих птиц. Закрепить представления о пользе птиц. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. |
Непосредственно-образовательная деятельность «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».
Изготовление родителями скворечников и развешивание их на участке детского сада. Праздник, посвященный Международному дню птиц. «В звонких птичьих голосах к нам идет весна-красна».
|
1. Рассматривание иллюстраций по теме «Мир птиц».
2.Просмотр слайдов из серии «Птицы нашего края», аидизапись «Пение птиц». 3. Наблюдение птиц на прогулке. 4. Беседа «Что мы знаем о птицах», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как мы заботились о птицах зимой». 5. Чтение художественной литературы: Б. Коваль «Грач», В. Флинт «Скворец», О Высотская «Мастерица зима», Н. Сладков «Воробей», А. Барто «Вороны» и др.; загадывание загадок, использование считалок, песенок. 6. Художественное творчество: лепка, рисование, аппликация птиц. 7. Дидактическая игра: «Кого не стало», «Назови птиц», «Составь рассказ-описание про птицу». 8. Подвижная игра «Перелет птиц», Гуси-лебеди», «Птички и кошка». |
Апрель | С.Н.Николаева
«Юный эколог» (Взаимодействие человека с природой). |
Дать представление о том, что человека –живое существо, ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке.
Познакомить детей с тем, как человек использует природное богатство для хозяйства: как охраняет природу (создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу. Проявлять интерес к природоохранной деятельности человека. |
Выставка детских творческих работ совместно с родителями на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!».
Досуг «Любимый край, моя земля, родимые просторы». Участие детей и родителей в акции «Юный эколог». (Посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада). Участие родителей проведения субботника «Сделаем посёлок чище».
|
1. Непосредственно-образовательная деятельность «Я и мой организм», «Изменения в природе», «Наш поселок»,
«Страна – Россия, столица – Москва». 2. Беседа: «Я и моя семья», «Заповедные места», «Из чего делают бумагу, фанеру, мебель, игрушки, дома», «Как правильно вести себя в природе», Лес нужно беречь от пожара». 3. Экскурсии по улицам поселка, по экологической тропе, в лес, парк, к водоему. 4. Просмотр видеофильма «Красная книга». 5. Ежедневные наблюдения в природе. 6. Чтение художественной литературы; использование загадок, пословиц, поговорок, песен; рассматривание иллюстраций и картин известных художников. 7. Творческие работы детей на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» 8. Создание альбома «Наш поселок». 9. Проведение дня «Юный эколог». |
Май
|
С.Н.Николаева
«Юный эколог» (Многообразие растений и их связь со средой обитания). С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте». И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром». Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи».
|
Выяснение знаний и умений детей в области экологии, полученных в подготовительной группе.
Повысить квалификацию педагогического коллектива ДОУ по основам экологии. Составление плана работы с детьми в летний период. |
Мониторинг знаний и умений по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте.
Анализ мониторинга. Создание альбома «Панорама добрых дел»». Сбор природного материала для поделок. Праздник «Здравствуй, солнце красное». |
1. Мониторинг знаний и умений детей по освоению основной образовательной программы по разделу
«Социально-коммуникативное развитие» (Экологическое воспитание). 2.Отчет работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе на заседании педагогического совета педагогов. 3. Наблюдения за насекомыми, животными, цветами, изменениями в природе. 4. Работа в цветниках (посадка, прополка, полив цветов). 5. Создание альбома «Цветы». |
Читайте также |
---|
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...
Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде…
Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде - наше счастье» Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную...
Исследовательский проект «Мыльные пузыри»
Исследовательский проект «Мыльные пузыри»