Перспективный план по развитию мышления у детей 6 - 7 лет при решении логических задач и упражнений
Логические игры (большинство из них математического содержания) воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении логических задач и упражнений ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др.
Успешное развитие мышления старших дошкольников при решении логических задач и упражнений возможно лишь при условии создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов: логических игр, разработанных А.А. Столяром, различных головоломок, игр «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Сложи узор» и других. Например, игра «Танграм» направлена на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений, предметов, животных. В такой игре детей увлекала цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Дошкольники с интересом включались в активную практическую деятельность с целью создания силуэтного образа. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Даже если ребенок не станет непременным победителем олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Предлагаю перспективный план по развитию мышления у детей 6-7 лет при решении логических задач и упражнений.
Месяц
|
Содержание работы |
Цели |
сентябрь |
Диагностика
Задачи на смекалку: 1. задачи на составление, видоизменения, преобразования заданной фигуры из определенного количества палочек; 2. загадки; 3. задачи-шутки; 4. ребусы; 5. головоломки и т.д. |
Выявить уровень развития мыслительных операций у детей. Развивать у детей сообразительность, умения планировать ход мысли, предлагать им высказывать предварительные рассуждения или сочетать их с практическими пробами, объяснять способ и путь решения. |
октябрь |
Логические блоки Дьенеша |
Способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно. |
ноябрь |
Палочки Кюизенера |
Развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач. |
декабрь |
Круги Эйлера |
Учить сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. |
январь |
Дидактические игры и упражнения: 1. «Детское лото»; 2. «Логическое домино»; 3. «Что лишнее»; 4. «Найди недостающую фигуру»; 5. «Продолжи ряд» и т.д. |
Тренировать мышление при выполнении логических операций и действий. |
февраль |
Игры на пространственные преобразования, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей: 1. «Колумбово яйцо»; 2. «Вьетнамская игра»; 3. «Танграм»; 4. «Чудо - крестики» и т.д. |
|
март |
Шахматы |
Формировать навыки практической игры, знание простейших законов шахматной стратегии, элементарных тактических приемов; умение совершать действия в уме. |
апрель |
Авторские логические задачи в стихотворной форме |
Способствовать ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления, математических представлений и счетных навыков |
май
|
Диагностика
Итоговое мероприятие «Умники и умницы» |
Сделать сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей с сентября по май. В игровой форме закрепить понятия: классификация, сравнение, симметрия, высказывание, отрицание; проверить уровень сформированности определенных умений и навыков; активизировать знания детей о временах года, погодных явлениях; развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде; прививать аккуратность в оформлении коллективных творческих работ |
Список научных источников:
1. Немов Р. Психология // Режим доступа http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/02.php#//Время доступа: 11.01.14
2. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
3. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с.
4. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.
5. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 128 с.
6. Развитие мышления. Старшая группа. Разработки занятий. / Автор-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
7. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96 с.
Читайте также |
---|
Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы»
Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы» (Для детей старше-подготовительной группы и их родителей) Цель: Обобщение представлений детей о значении природы в жизни людей;...
Сказкотерапия - волшебный мир детства
Сказкотерапия - волшебный мир детства Сказкотерапия - один из методов психологии, который помогает раскрыться каждому ребёнку как личности. Играя того или...
Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…
Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...