Сайт для воспитателей детских садов



Перспективный план по развитию мышления у детей 6 - 7 лет при решении логических задач и упражнений

Логические игры (большинство из них математического содержания) воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении логических задач и упражнений ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др.

Успешное развитие мышления старших дошкольников при решении логических задач и упражнений возможно лишь при условии создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов: логических игр, разработанных А.А. Столяром, различных головоломок, игр «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Сложи узор» и других. Например, игра «Танграм» направлена на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений, предметов, животных. В такой игре детей увлекала цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Дошкольники с интересом включались в активную практическую деятельность с целью создания силуэтного образа. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Даже если ребенок не станет непременным победителем олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Предлагаю перспективный план по развитию мышления у детей 6-7 лет при решении логических задач и упражнений.

 

 

Месяц

 

 

Содержание работы

 

Цели

сентябрь

Диагностика

 

Задачи на смекалку:

1. задачи на составление, видоизменения, преобразования заданной фигуры из определенного количества палочек;

2. загадки;

3. задачи-шутки;

4. ребусы;

5. головоломки и т.д.

Выявить уровень развития мыслительных операций у детей.

Развивать у детей сообразительность, умения планировать ход мысли, предлагать им высказывать предварительные рассуждения или сочетать их с практическими пробами, объяснять способ и путь решения.

октябрь

Логические блоки Дьенеша

Способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно.

ноябрь      

Палочки Кюизенера

Развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

декабрь     

Круги Эйлера

Учить сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

январь

Дидактические игры и упражнения:

1. «Детское лото»;

2. «Логическое домино»;

3. «Что лишнее»;

4. «Найди недостающую фигуру»;

5. «Продолжи ряд» и т.д.

Тренировать мышление при выполнении логических операций и действий.

февраль

Игры на пространственные преобразования, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей:

1. «Колумбово яйцо»;

2. «Вьетнамская игра»;

3. «Танграм»;

4. «Чудо - крестики» и т.д.

 

март

Шахматы

Формировать навыки практической игры, знание простейших законов шахматной стратегии, элементарных тактических приемов; умение совершать действия в уме.

апрель      

Авторские логические задачи в стихотворной форме

Способствовать ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления, математических представлений и счетных навыков

май  

 

Диагностика

 

 

 

Итоговое мероприятие «Умники и умницы»

Сделать сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей с сентября по май.

В игровой форме закрепить понятия: классификация, сравнение, симметрия, высказывание, отрицание;

проверить уровень сформированности определенных умений и навыков; активизировать знания детей о временах года, погодных явлениях; развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде; прививать аккуратность в оформлении коллективных творческих работ

 

Список научных источников:

1. Немов Р. Психология // Режим доступа http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/02.php#//Время доступа: 11.01.14

2. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988.- 192 с.

3. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с.

4. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.

5. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 128 с.

6. Развитие мышления. Старшая группа. Разработки занятий. / Автор-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

7. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96 с.





Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

«Стоп машина! Топает малыш..» авторская игра для детей от 3 лет и старше

«Стоп машина! Топает малыш..»авторская игра для детей от 3 лет и старше Цель: В игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правила безопасности. Закреплять...

Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей стар…

Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста   Аннотация: Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание адекватной самооценки у...

Конспект праздника посвященного 9 мая

Конспект праздника посвященного 9 мая В записи звучит песня «День Победы» муз. Д.Тухманова.   Дети с цветами и цветными дисками в руках проходят...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект итогового собрания в подготов…

Цель:  вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе.Задачи: - подведение итогов работы группы за год; -знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС.   Ход: Организационная часть. Ведущий:    Добрый день...

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство