Перспективный план по развитию мышления у детей 6 - 7 лет при решении логических задач и упражнений

Логические игры (большинство из них математического содержания) воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении логических задач и упражнений ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др.

Успешное развитие мышления старших дошкольников при решении логических задач и упражнений возможно лишь при условии создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов: логических игр, разработанных А.А. Столяром, различных головоломок, игр «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Сложи узор» и других. Например, игра «Танграм» направлена на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений, предметов, животных. В такой игре детей увлекала цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Дошкольники с интересом включались в активную практическую деятельность с целью создания силуэтного образа. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Даже если ребенок не станет непременным победителем олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Предлагаю перспективный план по развитию мышления у детей 6-7 лет при решении логических задач и упражнений.

 

 

Месяц

 

 

Содержание работы

 

Цели

сентябрь

Диагностика

 

Задачи на смекалку:

1. задачи на составление, видоизменения, преобразования заданной фигуры из определенного количества палочек;

2. загадки;

3. задачи-шутки;

4. ребусы;

5. головоломки и т.д.

Выявить уровень развития мыслительных операций у детей.

Развивать у детей сообразительность, умения планировать ход мысли, предлагать им высказывать предварительные рассуждения или сочетать их с практическими пробами, объяснять способ и путь решения.

октябрь

Логические блоки Дьенеша

Способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно.

ноябрь      

Палочки Кюизенера

Развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

декабрь     

Круги Эйлера

Учить сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

январь

Дидактические игры и упражнения:

1. «Детское лото»;

2. «Логическое домино»;

3. «Что лишнее»;

4. «Найди недостающую фигуру»;

5. «Продолжи ряд» и т.д.

Тренировать мышление при выполнении логических операций и действий.

февраль

Игры на пространственные преобразования, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей:

1. «Колумбово яйцо»;

2. «Вьетнамская игра»;

3. «Танграм»;

4. «Чудо - крестики» и т.д.

 

март

Шахматы

Формировать навыки практической игры, знание простейших законов шахматной стратегии, элементарных тактических приемов; умение совершать действия в уме.

апрель      

Авторские логические задачи в стихотворной форме

Способствовать ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления, математических представлений и счетных навыков

май  

 

Диагностика

 

 

 

Итоговое мероприятие «Умники и умницы»

Сделать сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей с сентября по май.

В игровой форме закрепить понятия: классификация, сравнение, симметрия, высказывание, отрицание;

проверить уровень сформированности определенных умений и навыков; активизировать знания детей о временах года, погодных явлениях; развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде; прививать аккуратность в оформлении коллективных творческих работ

 

Список научных источников:

1. Немов Р. Психология // Режим доступа http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/02.php#//Время доступа: 11.01.14

2. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988.- 192 с.

3. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с.

4. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.

5. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 128 с.

6. Развитие мышления. Старшая группа. Разработки занятий. / Автор-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

7. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 96 с.





Новые публикации

Сценарий познавательного досуга для детей «Как Незнайка с насекомыми познакомился»

Сценарий познавательного досуга для детей «Как Незнайка с насекомыми познакомился» Описание: Сценарий разработан для детей разного возраста, проводится в игровой форме. Цель:...

Сценарий совместного квеста для детей дошкольного возраста с папами на…

Сценарий совместного квеста для детей дошкольного возраста с папами на 23 февраля «В поисках подарков» Цель: расширять и систематизировать знания детей о празднике День...

Полоролевое воспитание дошкольников

Полоролевое воспитание дошкольников Главная цель – осуществление полоролевого воспитания подрастающего поколения. Дефицит такого воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости...

Читайте также

Конспект открытого занятия «Знакомство со сказкой»

Конспект открытого занятия «Знакомство со сказкой» Цель: расширять поведенческий репертуар детей. Задачи: Образовательная область: «Социализация» - развивать стремление выражать своё отношение к окружающему; - развитие...

Конспект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в…

Конспект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе«Чудесный сундучок бабушки Арины» (по потешке «Курочка-пеструшечка»)   Программное содержание: Расширять представление...

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят»

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят» Цель: создание радостного настроения у детей, эмоциональная разрядка. Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная): - формирование интереса и положительного...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Буклет для наших любимых мам и пап. Адаптация в ДОУ.

м Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 или 4...

Литературная викторина «Как хороши русские народные сказки!»

Sample Image

Викторина формирует интерес у дошкольников к русским народным сказкам, художественной литературе. Ход мероприятия был построен с учетом возрастных особенностей детей. Были подобраны интересные игры, задания, которые создавали сказочное настроение детям. Соревновательный характер викторины заставил ребят быть более активными, внимательными...

Листовка для родителей "Играем вместе в игры В.Воскобовича"

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок не только познает мир, но и развивается его мышление, чувство, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.  Для всестороннего развития детей дошкольного возраста в детском саду мы используем уникальную игровую...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Конспект занятия по математике в старшей группе « Путешествие в страну Математики » Программное содержание: Ориентировка на листе Закрепление знаний геометрических фигур Классификация геометрических фигур по одному признаку Закрепление знаний числового ряда  (0-10) Закреплять различия порядкового счета до 10 Состав...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство