Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К.Д. Ушинский.
Психолого-педагогическое сопровождение с помощью технологии песочной терапии для детей дошкольного возраста способствует созданию благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, формированию предпосылок к учебной деятельности воспитанников.
Одним из важнейших ориентиров психолого-педагогического сопровождения детей с использованием средств песочной терапии считается создание благоприятных условий для психологического развития детей и комфортного существования их в стенах детского учреждения. Это способствует сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Использование песочной технологии снимает стресс, нервное напряжение, поднимает настроение, вызывает положительный эмоциональный настрой детей. Игры с песком помогают развивать познавательный интерес, положительную мотивацию, развивают мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, фонематический слух, песочные игры используют даже при обучении чтению и счету.
Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены различными эмоциональными проявлениями: восторгом, удивлением, волнением, радостью от успешной деятельности. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Учитывая вышеприведенные доводы, можно выделить основные задачи психолого-педагогического сопровождения дошкольников с использованием песочной технологии:
- Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
- Развитие любознательности.
- Развитие познавательной активности.
- Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов при организации образовательного процесса.
- Психолого-педагогическая поддержка института семьи и повышение компетентности родителей.
Для организации психолого-педагогического сопровождения детей с помощью песочных технологий требуется особое оснащение развивающей предметно-пространственной среды (далее- РППС).
РППС включает в себя правильное расположение песочного оборудования и материалов, которые включают в себя:
- стол для песочной анимации с подсветкой;
- песочница;
- кинетический песок;
- кварцевый песок;
- формы для песка;
- кисточки;
- природный и бросовый материалы;
- наборы игрушек и предметов мебели;
- геометрические формы, цифры;
- методические материалы и многое другое.
Оборудование должно быть хорошо освещено и доступно со всех сторон.
Песочные технологии в настоящее время широко используются многими другими современными и инновационными образовательными технологиями, такими как:
- игровая технология (используется в пальчиковых играх, играх на сосредоточение внимания, физкультминутках, играх с предметами);
- технология исследовательской деятельности (используется в элементарном экспериментировании, поиске предметов в песке, опытной деятельности и т.д.);
- технология личностно-ориентированного развития (развивающие игры с песком и т.д.);
- здоровьесберегающая технология (используется в программах коррекционного развития, программах инклюзивного образования, песочной терапии, играх на развитие мелкой моторики и т.д.);
- технология «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и т.д.
Примеры игр и упражнений с песком.
- Упражнение «Фотография» (световые доски)
Цели использования: развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.
Форма проведения: групповая, в парах.
Дети делятся на пары. Психолог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.
- Упражнение «Рисование в паре»
Цели использования: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи. Форма проведения: групповая, в парах.
Паре предлагается изобразить с помощью песка определенное время года. Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка.
- Игра-упражнение «Волшебное превращение»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения.
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
Важное достоинство песочной технологии в том, что она помогает ребенку создать «живую» картину мира в реальном пространстве, он может сам стать творцом и художником.
Широкий спектр психолого-педагогических возможностей имеют и современные интерактивные приспособления, которые способны перевести интерес ребенка от плоскости цифровых устройств (планшеты, смартфоны) к объемному пространству песочного стола. Современные инновационные модели песочниц с интерактивным эффектом позволяют совместить в игровом пространстве образовательную и игровую деятельность, а так же сделать психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста более эффективным.
Таким образом, можно подытожить, что современные песочные технологии в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников способны оказывать комплексное воздействие на развитие ребенка. Занятия с песком помогают раскрепоститься стеснительным и успокоиться чрезмерно активным детям, расширяют возможности креативного мышления, способствуют развитию творческих возможностей. Работа с песком положительно влияет на эмоциональный фон ребенка, передает богатство тактильных ощущений, стимулируют созидательную деятельность. Показатели эмоционально-личностного развития воспитанников указывают на положительную динамику, у детей снижается агрессивность, негативное отношение друг к другу, конфликтность, тревожность. Повышается положительный настрой, устанавливаются дружеские отношения в социуме, взаимодействие в образовательном процессе становится более комфортным.
В этой безопасной и развивающей среде любой ребенок способен создать любую жизненную ситуацию, исследовать ее со всех сторон, профантазировать развитие различных событий, выбрать наиболее продуктивную деятельность. Предлагаемые в процессе сопровождения игровые ситуации, образовательные события помогают детям дошкольного возраста сформировать предлагаемые компетенции и в дальнейшем двигаться по пути, полному творчества и открытий, сохраняя при этом основные этические ориентиры и ценности.
Читайте также |
---|
Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста
Образовательный квест в развитии познавательных компетенций детей дошкольного возраста Аннотация Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов в вопросах формирования познавательных компетенций...
Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль»
Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль» Введение Актуальность. Прошлым летом мы всей семьёй отдыхали в Соль-Илецке. Я обратил внимание, что в солёной воде плавать...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной…
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Составление описательных рассказов-загадок по теме: «Все профессии...