«Прогулки в яблоневый сад»
Весна
Цель: Расширять знания детей о весенних явлениях в природе, её признаках. Закрепить знания о яблоне. Развивать воображение, память, формировать любознательность, умение наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Стихи, поговорки, загадки, народные приметы, посвящённые весне.
Предварительная работа: Целевые прогулки, наблюдения, разгадывание загадок, прослушивание пьес из альбома П. Чайковского «Времена года».
Ход прогулки
Перед выходом, с детьми проводится беседа на основе стихотворения В. Нестеренко «Март».
Веселятся птицы в роще,
Всё поёт.
И лишь сугроб
Недоволен мартом –
Морщит
Под весенним солнцем
Лоб.
Педагог: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В нём говорится о весне и её приметах. О радости от прихода весны.
Педагог: Зима ушла, но солнце ещё греет слабо. Днём начинает звенеть капель. Сначала медленно, а потом быстрее. Вы будете говорить «кап – кап – кап», а ритм я буду задавать рукой. Я знаю маленькое стихотворение о капели, а вы поможете мне его прочесть:
Кап – кап – кап – капель звенит, Ритмично хлопают в ладоши
Словно с нами говорит Ритмично хлопают по коленям
Плачут от тепла сосульки Собирают слёзы в ладошку
И на крышах талый снег.
А у всех людей весною. Поворачиваются вокруг себя
Это вызывает смех.
Педагог: посмотрите на небо, Какое оно? Есть ли на нём облака?
Дети: Облака есть, но их очень мало, Небо почти чистое.
Педагог: Несколько облачков спустились к нам и хотят поиграть, я буду показывать рисунки, а вы говорите: какие эмоции и чувства они выражают?
Дети: Радость, удовольствие, удивление, печаль, испуг и т.д.
Педагог: Посмотрите, дети потекли весёлые ручейки они повсюду. Бегут, поют, всех видят. Беритесь за руки, я стану в самом начале ручейка. И сейчас мы отправимся к нашей яблоньке. Будьте внимательны! Смотрите вокруг и старайтесь замечать все изменения в природе, как всегда пожелаем друг другу доброго пути. А, придя на полянку к нашей яблоньке, полюбуемся красотой весны, послушаем пение птиц. (Дети идут к яблоньке).
Педагог: Скажите, что вы видите вокруг дерева?
Дети: Снежный сугроб под деревом стал меньше, и он серого цвета. Солнце пригревает сильнее. Земля начинает покрываться молодой травкой. Но там, где тень от деревьев, ещё сыро и травы пока нет. Снег почти растаял, много ручейков.
Педагог: Верно, вы подметили, молодцы. Посмотрите внимательно на яблоньку. Как внешне изменилась она?
Дети: Она начинает просыпаться от зимнего сна. Деревья проснулись, почки уже набухли. Скоро совсем лопнут и появятся листочки. Скоро яблоня расцветёт.
Педагог: Совсем скоро яблоня расцветёт. Её крупные бледно – розовые цветы соберутся в соцветия и появятся одновременно с листьями. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы под него изображайте цветущую яблоню, кто как хочет.
Стихотворение «Яблоневый цвет»
Невесомы, прекрасны, легки
Облетают с цветков лепестки.
И под яблоней нежный ковёр
Бело – розовый, словно шатёр
Нежный цвет разметали дожди –
Завязались на ветках плоды.
Будут солнца и дождика ждать
Чтобы спелыми, вкусными стать.
Педагог: Молодцы! Действительно природа уже пробудилась ото сна. Вчера был первый весенний дождь. Появились первые цветы: мать – и – мачеха, калужница. Появились жуки, муравьи. А что вы заметили необычного в поведении птиц?
Дети: Они оживились, весело галдят, собираются в шумные стаи.
Педагог: Правильно. С приходом весны птицы оживились. Давайте поиграем в народную игру «Ворон». А теперь послушайте приметы:
- Увидел скворца – весна у крыльца.
- Кукушка принесла весточку о лете, а ласточка тёплые дни.
К нам прилетает много птиц, и мы с вами ещё услышим, как они изумительно поют. А вы рады приходу весны?
Дети: Да.
Педагог: все любят весну. Сегодня вы много наблюдали, замечали и рассказывали об этом. И сейчас я хочу, чтобы вы на минутку превратились в нашу яблоньку.
(Проводится мини – этюд «Яблонька».)
Наконец после долгой, холодной зимы наступила тёплая весна. Яблонька расправила свои нежные листочки, протянула свои веточки к солнышку и ощутила на них долгожданное тепло. Улыбнулась солнышку яблонька. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил яблоньке поиграть. Удивилась она, но согласилась. Закачала она своими веточками, сначала совсем тихо, затем сильнее и сильнее. Каждый листочек познакомился со своим соседом. Но шалун ветер принёс тучку, которая закрыла солнышко. Огорчилась яблонька, обняла себя веточками, чтобы согреться. А тут ещё дождь закапал, вымокла яблонька до последней нитки. Повисли веточки, как плети. Испугался ветер, что яблонька может заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и яблонька радостно вздохнула.
Педагог: Ребята, мне кажется, что мы прекрасно попутешествовали. Но нам пора возвращаться, А когда мы придём в детский сад. Мы нарисуем то, что вам больше всего запомнилось во время общения с природой в яблоневом саду.
Лето
Цель: Учить видеть и описывать изменения в природе, познакомить с приметами лета. Формировать любознательность, развивать умение вести себя в природе.
Материал: стихи, посвящённые лету, прыгалки, бадминтон.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за травой, цветами, насекомыми и т.д.
Ход прогулки
Подойдя к яблоньке, выбираем удобное место, где можно рассмотреть травы, цветы и поиграть.
Педагог: читает стихотворение В. Нестеренко «Моя песенка».
Лето ходит босиком
По земле раздетой,
Быстро к речке прямиком
Мчится в полдень лето.
Долго плещется в реке,
В мяч, смеясь, играет,
И со мною на песке
Лето загорает.
Уже наступило лето. Как называется первый летний месяц?
Дети: Июнь.
Педагог: Назовите приметы лета.
Дети: Грозы, тёплые дожди, ливни. Радуга бывает летом. Жаркие, длинные дни.
Педагог: Когда мы шли к яблоньке, я вам показывала много цветов, которые появились с приходом лета: это колокольчик, ромашка, василёк и т.д. Вспомните: какие цветы вы ещё знаете?
Дети: Клевер, гвоздика, одуванчик и т.д.
Педагог: Рассмотрите яблоньку. Как изменилась яблонька с приходом лета?
Дети: На ней появились листья их много. И под яблонькой можно спрятаться от дождя и солнышка. А ещё появились маленькие зелёные яблочки.
Педагог: Вы очень наблюдательны дети. А вы заметили, как греет солнышко? Оно греет всё сильнее не уходит с небосклона. Давайте яблоньке прочитаем стихотворение с движениями о заботливом солнышке. Ведь оно заботится обо всех растениях на земле. Дарит им тепло и свет.
Стихотворение «Заботливое солнышко»
Утром солнышко всходит высоко Поднимают руки вверх пальцы раскрыты
Вечером заходит с неба далеко Опускают руки вниз наклон, поднимают
руки верх, из пальцев складываю круг
Днём гуляет по небу оно,
Согревает всех лучи, раскинув широко Обхватив тело руками,
разводя руки в стороны
Гладит ласково листочки и цветы, Поглаживают себе щёки и нос
Людям золотит и щёки и носы
День прошёл, с неба на покой Из пальцев перед собой делают шар
Солнца шар садится золотой
Педагог: Скажите, какого сейчас трава цвета?
Дети: Ярко – зелёная.
Педагог: Какая она на ощупь?
Дети: Мягкая, сочная, нежная.
Педагог: читает стихотворение В. Нестеренко «Травушка».
Травушка муравушка
Ярко зелена,
Под ноги волною
Стелется она.
Только наши ножки
Травушку не мнут –
Солнечной дорожкой
Весело бегут.
А давайте вспомним, какие лекарственные растения растут у нас на Кубани?
Дети: Мята, подорожник, крапива, зверобой и т.д.
Педагог: Отыщите их вокруг нашей яблоньки, (обсуждение найденных растений). Ребята посмотрите, а как называется это растение?
Дети: Василёк.
Педагог: Нет, это не василёк. Это цикорий, У него весёлые голубые цветы – звёздочки. Цикорий неприхотлив. Из его корней промытых, высушенных, измельчённых в порошок можно приготовить напиток похожий на вкус кофе. А как называется это растение?
Дети: Подорожник.
Педагог: Правильно, подорожник. Назвали его потому, что оно любит расти вдоль дорог, тропинок. Он очень живучий. Помогает при ушибах, укусах пчёл и порезов. Покажите и назовите части растения.
Дети: Стебель, листья, цветок.
Педагог: правильно, но вы забыли назвать корни и соцветие из него появляются цветы. А сейчас я хочу, чтобы вы превратились в цветочки:
(Проводится игра – импровизация «Цветочек».)
Закройте глазки и представьте, что вы цветочек с бутоном, он ещё закрыт. (Дети садятся на корточки, затем медленно встают «вырастают».Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.)
Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается прекрасным цветком. Он греется под солнышком и раскачивается от лёгкого ветерка. Цветочек следит за солнышком, куда оно плывёт туда и цветочек поворачивается.
(Воспитатель показывает нарисованное солнышко, передвигая его, и дети поворачиваются в ту же сторону.)
Но вот послышались шаги, это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать его. Цветочек испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.
(Воспитатель топает ногами, дети изображают испуг, складывают руки и наклоняются к земле.)
Но человек пожалел цветок, ведь он такой красивый. И пошёл дальше. И вот цветок снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греется под солнышком.
(Дети выпрямляются, смотрят на « Солнышко» и улыбаются.)
А теперь закроем глазки и превратимся опять в ребят: «Раз, два, три».
Педагог: ребята, а наша яблонька, что – то загрустила, вы не знаете почему?
Дети: Около яблоньки сухая т твердая земля.
Педагог: Вы правы, ей надо помочь. Чтобы на яблоньке выросли крупные, вкусные душистые плоды, её надо поливать и рыхлить землю вокруг дерева.
Сегодня мы с вами взяли ведёрки и польём нашу яблоньку, взрыхлим почву.
Но только аккуратно чтобы не повредить корни. Ну что справились с работой тогда можно и поиграть.
Кубанская игра «Подсолнух»
Педагог: ребята, мы сегодня с пользой провели время, и многое узнали, поиграли, отдохнули, Но нам пора возвращаться в детский сад, мы ещё прейдём к нашей яблоньке в гости за вкусными яблоками и покажем её наши рисунки, Попрощайтесь с нашим деревцем, каждый из вас может высказать ей свои пожелания.
Осень
Цель: Продолжать формировать интерес к природе, умение видеть. Наблюдать, закреплять азы экологических знаний в процессе сравнивания двух – трёх признаков, учить отвечать на вопросы, делать простые выводы.
Материал: Стихи, пословицы, поговорки об осени, загадки, шапочки для подвижных игр.
Предварительная работа: Ежедневные наблюдения на прогулке, изобразительная деятельность, чтение стихов о природе, деревьях, осени.
Ход прогулки.
Педагог: (перед выходом на прогулку) Скажите, как называется наша станица?
Дети: Брюховецкая.
Педагог: А детский сад?
Дети: Пчёлка.
Педагог: А теперь вспомните, какие деревья растут на нашем участке.
Дети: Клён, туя, липа.
Педагог: А к какому дереву мы ходили в гости?
Дети: В течение года мы ходили в гости к яблоньке, она наша подружка.
Педагог: Сегодня мы пойдём на прогулку к нашей яблоньке, Будьте внимательны, потом расскажите, что интересного видели по дороге. Что пожелаете друг другу?
Дети: В добрый путь!
Педагог: Вот мы и пришли к нашей яблоньке. Какая она стала красивая. Здесь вы можете погулять и отдохнуть. Какая сегодня погода?
Дети: Тёплая, сухая, солнечная, хорошая.
Педагог: Да стоит ясная, тихая, солнечная осень. Яблонька оделась в свой осенний наряд. Тихо падают на землю листочки, отгадайте загадку:
Золотые, наливные
На ветвях они весят,
Они старых молодят.
Дети: Яблоки.
Педагог: Правильно. Это яблоки. Обратите внимание на нашу яблоньку на ней ещё много яблок. У нас на Кубани осень очень тёплая. А начало осени называют бабьим летом. Посмотрите между ветками паучок, свил паутинку. Она даже летает в воздухе. Давайте станем маленькими паучками.
Стихотворение с движениями «Паучок»
Сетку паучок плетёт,
Словно ткач проворный
Нитку липкую по кругу намотал задорно.
А потом её пустил, чтоб круги связались.
И в красивой паутине.
Мухи все остались.
Вывел нитку, потянул,
И засел в засаде
Только мухи не летят.
Паучку досадно!
Педагог: Друзья, посмотрите на нашу яблоньку. Какая у неё кора?
Дети: Шершавая с трещинками, тёмная.
Педагог: А попробуйте обхватить ствол руками. Прижмитесь, к ней щекой и послушайте о чём, говорит яблонька? Она просит, чтобы мы пришли к ней поздней осенью и обвязали ствол бумагой. Чтобы мыши или зайцы не испортили ствол.
Педагог: в эту пору везде собирают урожай. И мы тоже будем собирать урожай. Становитесь в хоровод.
(Дети исполняют песню «Урожайная».)
Какой урожай большой собрали! Молодцы. Но не будем забывать, что наступила осень. Она окрасила листья деревьев и кустарников в разные цвета. Какого они цвета?
Дети: Жёлтого, Красно- жёлтого, коричневого, но ещё есть и зелёные листья.
Педагог: Послушайте. Какое стихотворение написал наш Кубанский поэт В. Нестеренко:
Разноцветная метель,
Красных листьев карусель.
В жёлтых платьях –
Все деревья.
А в зелёном только ель.
А теперь представьте, что вы осенние листочки, что каждый висит на дереве. Подул сильный ветер, листочки закачались, затрепетали. Ветер сорвал их и понёс. Я буду читать стихотворение, а вы изображайте листочки.
Мы – листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул – ветер полетели.
И на землю тихо сели.
Снова ветер побежал.
И листочки все поднял.
Закружились, полетели.
И на землю тихо сели.
Затем педагог предлагает послушать пословицы, поговорки и народные приметы:
Дерево водой живёт и воду бережёт.
Сентябрь яблоками пропах.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плоды едят.
Цветы для радости, сады для сладости.
Кто не ленится, тот садом гордится.
Педагог: Теперь давайте вспомним, каких птиц мы видели в пути?
Дети: Ласточку, воробья, горлицу.
Педагог: А что вы знаете о ласточке?
Дети: Она быстро летает, на лету ест насекомых. Улетает зимой на юг.
Педагог: В следующий раз мы придём к яблоньке зимой и понаблюдаем за синичкой. Скоро совсем станет холодно, птицы улетят на юг, насекомые залезут в щели домов и кору деревьев. Говорите «подружке» свои добрые слова и прощайтесь. Давайте превратимся в стаю птиц и полетим в наш детский сад.
Возвращаться в детский сад лучше другим путём. Чтобы сделать фотосъёмку и поиграть немного. Затем дети отображают в своих рисунках. Поделках, дневниках наблюдений увиденное.
Зима
Цель: Показать яблоневый сад в середине зимы, учить отличать изменения в природе, развивать желание наблюдения. Устанавливать простейшие связи в природе.
Материал: Загадки, стихи, посвящённые теме.
Предварительная работа: наблюдение за погодой, за деревьями. На прогулках, чтение стихов о земле. Слушание пьес из альбома П. Чайковского «Времена года».
Ход прогулки
Педагог: В сентябре мы с вами ходили к нашей яблоньке. А какой сейчас месяц?
Дети: Январь.
Педагог: Январь – это середина зимы. Думаю, что в нашем саду вы найдёте много изменений. Мы будем любоваться зимней природой, рассмотрим яблоньку – теперь уже зимой. Будем, как, всегда. Играть, Скажите друг другу …
Дети: Доброго пути!
Придя в сад, педагог даёт возможность полюбоваться зимним пейзажем, (прогулку лучше проводить в солнечный день).
Затем читает стихотворение В. Нестеренко «Первый снег».
Первый снег летает всюду.
И везде несёт причуду.
Побелил забор снежок,
Острой крыши гребешок.
Милицейскую «Мигалку»
Облепил он – ну дела!
Белоснежной сделал галку,
Что как ночь всегда была.
Он в лесу украсил ёлки.
Зайца след запрятать смог.
Был у волка снег на холке.
На мои ресницы лёг.
Я сказал ему: «Снежок!
Отдохнуть пора, дружок!
Утром встанешь – бодр и весел.
И поймёшь легко тогда:
То, что ты накуролесил,
В радость нам снежок всегда!»
Педагог: Ребята, а вы любите зиму?
Дети: Да.
Педагог: Расскажите, что изменилось в нашем саду, после последней прогулки?
Дети: Много снега, сугробы, деревья без листьев, всё в снегу.
Педагог: Какая сегодня погода? Какой снег? Какого цвета?
Дети: Сегодня тепло, снег идёт хлопьями, из него можно лепить. Снег белый, чистый.
Педагог: А как изменилась яблонька?
Дети: Она вся в снегу. Ветки покрыты снегом, свисают и красиво блестят.
Педагог: Посмотрите: мы выполнили своё обещание и сохранили ствол дерева от повреждений. Как вы думаете, растёт дерево зимой?
Дети: Нет. Не растёт. Оно замирает.
Педагог: Деревья зимой находятся в состоянии покоя, ветки от мороза становятся хрупкими, быстро ломаются. Снежный покров защищает деревья и кустарники от мороза. И сейчас мы превратимся снежком и укроем снежным покрывалом нашу яблоньку, чтобы она не замёрзла.
(Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения.)
Тихо падают снежинки, Дети выполняют пружинку и кружатся
Лёгкий ветер гонит их
То построит хороводы,
То, как в вальсе закружит.
Ветер стих, снежинки плавно Разводят руки в стороны медленно
Ниже опускаются. Машут руками
Собрались в комок пушистый,
На ветру качаются
Лишь земли коснулась вата, Садятся на корточки. Разбегаются, кружатся
И снежинки разлетелись,
По замёрзшему асфальту
Закружил, понёс их ветер.
Кувыркаются снежинки Кувыркаются, прыгают, бегают
Поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся,
Радуясь зиме.
Педагог: А как вы думаете, птиц сейчас в саду больше, чем осенью?
Дети: Нет, меньше, многие улетели на юг.
Педагог: А каких мы видели сегодня?
Дети: Синицу, воробья.
Педагог:
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
О ком эта загадка?
Дети: О воробье.
Педагог:
Ты с этой модницей знаком.
Вертушке на месте никак не сидится – то
Хвастает, синим своим сюртуком –
То шапочкой гордится.
Что это за птица?
Дети: Синица.
Педагог: В народе говорят:
Мала синичка, да коготок остёр.
Немного синица ест, пьёт, да весело живёт.
Всякая птица по – своему поёт.
Проводится игра «Птицы»
Летела сорока, гостей созывала. Идут, поднимая и опуская руки
К дедушке дереву птиц приглашала.
Вот аист важно шагает, Идут с высоким подниманием колен.
Длинные ноги поднимает.
Вот гусь в красных сапожках. Идут на пятках.
Надетых на ножки.
А вот журавль шагает Идут на прямых ногах
И ноги сгибает.
А вот утка идёт, Идут в присяде.
Утят за собой ведёт,
Вдруг откуда ни возьмись. Бегут с ускорением.
Коршун вылетает
И все птицы убегают.
Но коршун улетает,
Сорока вновь гостей созывает. Идут спокойно
Педагог: А вы заметили, как много в саду кормушек? Это люди позаботились о птицах. И мы с вами принесли свои кормушки. Сейчас мы повесим их на нашу яблоньку. Ведь птиц надо беречь, не забывать насыпать корм в кормушки. А весной они прилетят все к нашей яблоньке, и будут охранять от вредителей
Но пока мы не вернулись в детский сад, мы сделаем доброе дело для нашей яблоньки. Мы подгребём к стволу снег. И снежная «шуба» согреет её корни.
Вот мы и справились. А теперь нам пора отправляться. Следующий раз мы придем к яблоньке весной. Наверное, она не слышит, давайте оставим на её веточках вот этот подарок – письмецо. Когда деревце очнётся после зимней спячки, ей будет приятно узнать, что и зимой мы приходили в гости. А в группе мы с вами попробуем сочинить что – ни будь о яблоньке. Может это, будут стихи или песенка, а может кто – то из вас сочинит рассказ или сказку. Всё своё творчество мы посвятим нашей любимице – яблоньке.
Читайте также |
---|
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников
Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...
Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ»
Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ» Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе...
Сценарий «Самый лучший выпускной»
Сценарий «Самый лучший выпускной» №1. Под музыку в зал входят воспитатели. Ведущая: «Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, гости! Вчера в нашем...