Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более сложные уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Большое значение приобретает стремление и способность личности активно исследовать меняющийся мир, а также создавать, изобретать оригинальные стратегии поведения и деятельности.

Дошкольный возраст в данном контексте является первой ступенью формирования целостной, многогранной личности, когда закладываются предпосылки качеств характера, зарождаются воззрения на окружающий мир, развиваются базовые способности овладения тем или иным видом деятельности.

В настоящее время в структуре, содержании образования происходят качественные изменения, реализуются новые образовательные стандарты, ориентированные на формирование компетентности, включающие в себя интеллектуальную и практическую составляющую. Это ставит перед педагогами задачу изменить способ подачи информации, сохраняя при этом мотивацию к учению. Одним из таких способов является процесс познания через включение детей в деятельность, что делает образование не только увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с требованиями общества.

Федеральные государственные образовательные стандарты подчёркивают, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Учёные, разрабатывающие современные программы дошкольного образования, настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме; средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества, трансляции норм и ценностей в психолого-педагогический процесс.

ФГОС дошкольного образования отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность осуществляется ребенком во всей полноте и задействует все психические процессы – восприятие, мышление, речь, внимание, память. Познавательная активность ребенка смещается с непосредственного окружения к отвлеченным предметам и явлениям.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС выполняет следующие основные функции:

- развитие интересов детей старшего дошкольного возраста, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Разработанные методические рекомендации для воспитателей ДОО по помогут в создании психолого-педагогических условий для организации познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО:

  1. Разработать систему познавательных задач, которые будут постепенно ставиться перед детьми.
  2. В непосредственно-образовательной или в совместной деятельности взрослого и ребенка создавать проблемную ситуацию.
  3. При постановке познавательной задачи необходимо учитывать жизненную значимость детей, их опыт, интерес к ней, возрастные и индивидуальные особенности.
  4. Познавательная задача должна содержать вопрос. Необходимо включать данные известные детям, которые можно использовать в решении.
  5. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения.
  6. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.
  7. Познавательные задачи предъявлять детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвеньевые связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей.
  8. Дети должны принять познавательную задачу и под руководством воспитателя проанализировать её, выявив известное и неизвестное.
  9. Воспитатель должен выслушать все предложения детей, обратив внимание на их противоречивость.
  10. Если дети не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
  11. Возникший в ходе анализа ситуаций и выдвижение предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.
  12. Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются для установки свойства, признака объекта. Сравнительные наблюдения – для сопоставления 2-3 объектов для установления их своеобразия. Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами и явлениями – опыты. При наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, которые нужно отыскать, можно использовать эвристические беседы.
  13. Формулировка выводов – заключительный этап познавательно-исследовательской деятельности. Необходимо побуждать детей к самостоятельному формулированию выводов в случае неправильных выводов детей.
  14. Если дети затрудняются, необходимо организовать дополнительные опыты или наблюдения, что бы каждый пришел к правильным выводам.
  15. Осуществляя общее руководство познавательно-исследовательской деятельностью детей, необходимо создать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе организации познавательно-исследовательской деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание более общих закономерностей. В процессе обучения познавательно-исследовательская деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется от принятия познавательных задач от воспитателя и решения их с помощью воспитателя к самостоятельной постановке и решению.

 

Список использованных источников:

  1. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1 – С. 13-18.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2014, С. 45-58.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников, Издательство: Сфера, 2012.
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. –№ 3, 4, 5.
  5. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Программа целостного комплексного интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. Пермь, «Книжный мир», 2015.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М. : Мозаика / Синтез, 2014. – 368с.
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка…

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Открытка ветерану» Цель:  Закрепить у детей навыки работы с красками. Воспитывать чувство уважения к старшему...

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Изготовление куклы оберега «Спиридон-Солцеворот»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск» Методический паспорт творческого проекта Структура Содержание Примеры и разъяснения Тема «Моя малая родина – Подольск»   Руководитель проекта Мостовая Т.М. – учитель-логопед   Исполнитель...

Читайте также

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в…

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка...

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»