Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более сложные уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Большое значение приобретает стремление и способность личности активно исследовать меняющийся мир, а также создавать, изобретать оригинальные стратегии поведения и деятельности.

Дошкольный возраст в данном контексте является первой ступенью формирования целостной, многогранной личности, когда закладываются предпосылки качеств характера, зарождаются воззрения на окружающий мир, развиваются базовые способности овладения тем или иным видом деятельности.

В настоящее время в структуре, содержании образования происходят качественные изменения, реализуются новые образовательные стандарты, ориентированные на формирование компетентности, включающие в себя интеллектуальную и практическую составляющую. Это ставит перед педагогами задачу изменить способ подачи информации, сохраняя при этом мотивацию к учению. Одним из таких способов является процесс познания через включение детей в деятельность, что делает образование не только увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с требованиями общества.

Федеральные государственные образовательные стандарты подчёркивают, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Учёные, разрабатывающие современные программы дошкольного образования, настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме; средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества, трансляции норм и ценностей в психолого-педагогический процесс.

ФГОС дошкольного образования отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность осуществляется ребенком во всей полноте и задействует все психические процессы – восприятие, мышление, речь, внимание, память. Познавательная активность ребенка смещается с непосредственного окружения к отвлеченным предметам и явлениям.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС выполняет следующие основные функции:

- развитие интересов детей старшего дошкольного возраста, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Разработанные методические рекомендации для воспитателей ДОО по помогут в создании психолого-педагогических условий для организации познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО:

  1. Разработать систему познавательных задач, которые будут постепенно ставиться перед детьми.
  2. В непосредственно-образовательной или в совместной деятельности взрослого и ребенка создавать проблемную ситуацию.
  3. При постановке познавательной задачи необходимо учитывать жизненную значимость детей, их опыт, интерес к ней, возрастные и индивидуальные особенности.
  4. Познавательная задача должна содержать вопрос. Необходимо включать данные известные детям, которые можно использовать в решении.
  5. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения.
  6. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.
  7. Познавательные задачи предъявлять детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвеньевые связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей.
  8. Дети должны принять познавательную задачу и под руководством воспитателя проанализировать её, выявив известное и неизвестное.
  9. Воспитатель должен выслушать все предложения детей, обратив внимание на их противоречивость.
  10. Если дети не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
  11. Возникший в ходе анализа ситуаций и выдвижение предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.
  12. Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются для установки свойства, признака объекта. Сравнительные наблюдения – для сопоставления 2-3 объектов для установления их своеобразия. Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами и явлениями – опыты. При наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, которые нужно отыскать, можно использовать эвристические беседы.
  13. Формулировка выводов – заключительный этап познавательно-исследовательской деятельности. Необходимо побуждать детей к самостоятельному формулированию выводов в случае неправильных выводов детей.
  14. Если дети затрудняются, необходимо организовать дополнительные опыты или наблюдения, что бы каждый пришел к правильным выводам.
  15. Осуществляя общее руководство познавательно-исследовательской деятельностью детей, необходимо создать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе организации познавательно-исследовательской деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание более общих закономерностей. В процессе обучения познавательно-исследовательская деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется от принятия познавательных задач от воспитателя и решения их с помощью воспитателя к самостоятельной постановке и решению.

 

Список использованных источников:

  1. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1 – С. 13-18.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2014, С. 45-58.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников, Издательство: Сфера, 2012.
  4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. –№ 3, 4, 5.
  5. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Программа целостного комплексного интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. Пермь, «Книжный мир», 2015.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М. : Мозаика / Синтез, 2014. – 368с.
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации.


Новые публикации

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи «Кто как кричит»

Конспект открытого занятия по развитию речи «Кто как кричит» Первая младшая группа Цель: расширения знаний детей о домашних животных, как они подают голос, познакомить...

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Моя малая родина. Знакомство с гербом города Сызрань» Интеграция образовательных областей: Познавательное...

Проект в подготовительной группе «Родина моя – Крым, Россия!»

Проект в подготовительной группе «Родина моя – Крым, Россия!» Актуальность данного проекта Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...