Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ

Задачи. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки; определять место звука в словах. Развивать умение организовывать совместную деятельность в парах. Формировать потребность в двигательной деятельности.

Оборудование. Колокольчик, картинки, в названии которых есть звуки ч и щ, листы бумаги с нарисованными решетками, мяч.

 

Ход деятельности.

Воспитатель звонит в колокольчик.

Воспитатель. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Каждый день всегда, везде – на занятиях, в игре,

Смело четко говорим и тихонечко сидим.

- Ребята, представьте себе, что вы в школе и у вас начинается урок. На уроке надо выполнять разные задания. Сейчас я загадаю вам загадки.

- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Чайник

- Он пока что не подрос, подрастёт и будет пёс.
Его голос как звонок – это маленький …щенок.

Давайте определим первые звуки в словах чайник и щенок.

Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.

Воспитатель. Ребята, слушайте внимательно, я буду произносить звуки. Если услышите звук ч, надо изобразить движение паровоза, звук щ – показать, как пилят дрова (ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ).

Игра с мячом. А сейчас подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: щенок, ребенок отвечает: щеночек. (диван, чемодан, книга, ребенок).

Воспитатель. Послушайте отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»:

Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю…

Вопросы: Кто и за что прощает Федорушку? В каком произведении об этом рассказывается? Кто его автор? Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать? Назовите слова со звуками ч и щ.

Динамическая пауза «Мячик»

А теперь представьте, что вы мячики

- Вы теперь не ребятишки, не девчонки и мальчишки,

А весёлые мячи, так что прыгай и скачи! прыжки

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал, на иголку набежал… остановиться

Он все ниже опускается, воздух тихо выдувается. приседать, произносить звук (щ)

Воспитатель. Ребята послушайте скороговорку и назовите слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ и слово с двумя звуками ч.

В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи. Л. Ульяницкая

А сейчас я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук щ: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, частушка. Также со звуком ч.

Дети садятся за столы. На листах бумаги нарисованы решетки. Воспитатель называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, ночь.

Работа в парах. Для каждой пары подобраны картинки. Один ребенок собирает картинки со звуком ч, другой – со звуком щ.

Рефлексия. С какими звуками мы сегодня работали? Какие задания выполняли на уроке? Что вам больше всего понравилось? Какое задание вам показалось трудным?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников (Из опыта работы воспитателя) Мы живём в историческое и сложное время, являемся современниками переломного момента, как в нашей стране...

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама…

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама - главное слово на свете» Цель:  Поздравление мам с Днем матери; сплочение...

Читайте также

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...