Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ

Задачи. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки; определять место звука в словах. Развивать умение организовывать совместную деятельность в парах. Формировать потребность в двигательной деятельности.

Оборудование. Колокольчик, картинки, в названии которых есть звуки ч и щ, листы бумаги с нарисованными решетками, мяч.

 

Ход деятельности.

Воспитатель звонит в колокольчик.

Воспитатель. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Каждый день всегда, везде – на занятиях, в игре,

Смело четко говорим и тихонечко сидим.

- Ребята, представьте себе, что вы в школе и у вас начинается урок. На уроке надо выполнять разные задания. Сейчас я загадаю вам загадки.

- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Чайник

- Он пока что не подрос, подрастёт и будет пёс.
Его голос как звонок – это маленький …щенок.

Давайте определим первые звуки в словах чайник и щенок.

Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.

Воспитатель. Ребята, слушайте внимательно, я буду произносить звуки. Если услышите звук ч, надо изобразить движение паровоза, звук щ – показать, как пилят дрова (ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ).

Игра с мячом. А сейчас подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: щенок, ребенок отвечает: щеночек. (диван, чемодан, книга, ребенок).

Воспитатель. Послушайте отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»:

Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю…

Вопросы: Кто и за что прощает Федорушку? В каком произведении об этом рассказывается? Кто его автор? Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать? Назовите слова со звуками ч и щ.

Динамическая пауза «Мячик»

А теперь представьте, что вы мячики

- Вы теперь не ребятишки, не девчонки и мальчишки,

А весёлые мячи, так что прыгай и скачи! прыжки

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал, на иголку набежал… остановиться

Он все ниже опускается, воздух тихо выдувается. приседать, произносить звук (щ)

Воспитатель. Ребята послушайте скороговорку и назовите слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ и слово с двумя звуками ч.

В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи. Л. Ульяницкая

А сейчас я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук щ: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, частушка. Также со звуком ч.

Дети садятся за столы. На листах бумаги нарисованы решетки. Воспитатель называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, ночь.

Работа в парах. Для каждой пары подобраны картинки. Один ребенок собирает картинки со звуком ч, другой – со звуком щ.

Рефлексия. С какими звуками мы сегодня работали? Какие задания выполняли на уроке? Что вам больше всего понравилось? Какое задание вам показалось трудным?



Новые публикации

Проект: «Огород на окне»

Проект: «Огород на окне»

«Вот и лето прошло!»

«Вот и лето прошло!» (Старшая группа) Ход занятия: Перед занятием дети рассматривают фотографии о летнем отдыхе. Далее идут рассказы детей о том, где они...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к…

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы Тема: «Мы разные, мы вместе»

Читайте также

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в…

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» Актуальность Речь...

Консультация для педагогов «Проектная деятельность в детском саду»

Консультация для педагогов «Проектная деятельность в детском саду»

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...

Читайте также

Новый год!!! Самый долгожданный, желанный праздник для всех

Новый год!!! Самый долгожданный, желанный праздник для всех И в нашем саду, в старшей группе «Непоседы» дети совместно с воспитателями и...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...





В блогах

Методическая разработка Конспекта совместной образовательной деятельности с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 5 г.ж. «Мы правнуки…

Аннотация Сценарий квеста «Мы правнуки Победы», посвященный 78 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, разработан с целью воспитания чувства гордости за подвиг нашего народа. Основными заданиями мероприятия являются: v Расширять представление детей о празднике, о значении победы для народа v...

План-конспект в старшей группе "День пожилого человека"

Оборудование и материалы: Персональный компьютер Презентация на тему :  « День пожилого человека » Сегодня наше занятие я хочу начать с загадки:  (2 слайд) Загадка  (Е,Благинина) Я вам загадаю загадку, А вы отгадайте её. Кто ставит на пятку заплатку, Кто гладит...

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовимся к школе вместе»

Цель:  вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки. Задачи: -формировать культуру общения родителей и детей; -помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей; -сплотить родительский коллектив, чтобы каждый...

Техника "Боди перкуссия" в работе с дошкольниками.

Техника Боди Перкуссия -  это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом». Помогает осознать возможности своего тела средствами его самовыражения, способствует снятию напряжения и различных зажимов у детей дошкольного возраста. Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма...