Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ
Задачи. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки; определять место звука в словах. Развивать умение организовывать совместную деятельность в парах. Формировать потребность в двигательной деятельности.
Оборудование. Колокольчик, картинки, в названии которых есть звуки ч и щ, листы бумаги с нарисованными решетками, мяч.
Ход деятельности.
Воспитатель звонит в колокольчик.
Воспитатель. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Каждый день всегда, везде – на занятиях, в игре,
Смело четко говорим и тихонечко сидим.
- Ребята, представьте себе, что вы в школе и у вас начинается урок. На уроке надо выполнять разные задания. Сейчас я загадаю вам загадки.
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Чайник
- Он пока что не подрос, подрастёт и будет пёс.
Его голос как звонок – это маленький …щенок.
Давайте определим первые звуки в словах чайник и щенок.
Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.
Воспитатель. Ребята, слушайте внимательно, я буду произносить звуки. Если услышите звук ч, надо изобразить движение паровоза, звук щ – показать, как пилят дрова (ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ).
Игра с мячом. А сейчас подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: щенок, ребенок отвечает: щеночек. (диван, чемодан, книга, ребенок).
Воспитатель. Послушайте отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»:
Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю…
Вопросы: Кто и за что прощает Федорушку? В каком произведении об этом рассказывается? Кто его автор? Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать? Назовите слова со звуками ч и щ.
Динамическая пауза «Мячик»
А теперь представьте, что вы мячики
- Вы теперь не ребятишки, не девчонки и мальчишки,
А весёлые мячи, так что прыгай и скачи! прыжки
Девочки и мальчики прыгают как мячики.
Мячик прыгал и скакал, на иголку набежал… остановиться
Он все ниже опускается, воздух тихо выдувается. приседать, произносить звук (щ)
Воспитатель. Ребята послушайте скороговорку и назовите слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ и слово с двумя звуками ч.
В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи. Л. Ульяницкая
А сейчас я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук щ: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, частушка. Также со звуком ч.
Дети садятся за столы. На листах бумаги нарисованы решетки. Воспитатель называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, ночь.
Работа в парах. Для каждой пары подобраны картинки. Один ребенок собирает картинки со звуком ч, другой – со звуком щ.
Рефлексия. С какими звуками мы сегодня работали? Какие задания выполняли на уроке? Что вам больше всего понравилось? Какое задание вам показалось трудным?
Читайте также |
---|
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в…
Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» Актуальность Речь...
Консультация для педагогов «Проектная деятельность в детском саду»
Консультация для педагогов «Проектная деятельность в детском саду»
Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…
Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...