Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»
(В старшей группе)
Программное содержание:
- Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок, глина, почва.
- Обеспечить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи в неживой природе.
- Вызвать желание у детей использовать в рисовании нетрадиционный материал- песок. Вызвать положительный отклик на результат своего творчества.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, фотографий (камней, песка, глины), картинки, на которых изображены разные уголки планеты Земля (пустыня, дорога после дождя, лес, сад, берег моря, горы).
- Беседы о том, как человек использует почву, камни, песок и глину.
- Рассматривание Детской Энциклопедии.
- Разучивание физкультурной минутки
- Обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.
Способы реализации:
- Беседа.
- Организация экспериментирования с обсуждением.
- Вопросы.
- Самостоятельная деятельность детей.
Средства реализации:
- Мисочки с песком, глиной, почвой, камнями.
- Вода, ложечки для воды.
- Салфетки.
- Коктейльные трубочки.
- Поднос для смешивания.
Материал для самостоятельной работы: Альбомный лист р-р А-4, Клей ПВА, цветной декоративный песок.
Словарная работа: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная, частицы
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель.
- Ребята! К нам сегодня пришел очень необычный гость, он ученый профессор-ГЕОЛОГ, в своей лаборатории он изучает что-то очень интересное. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете – вы поймете, что изучает этот профессор.
И топчут её, и режут её-
Она не серчает,
Добром отвечает.
Кто нам общая мать?
1 Слайд (Земля).
- Правильно –это Земля и профессор подготовил для вас разные эксперименты, чтобы вы тоже узнали из чего же состоит земля. Хотите узнать о той самой земле, по которой мы ходим.
-Почему говорят, что она всем добром отвечает?
-Почему землю называют мать-земля, матушка?
-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)
Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.
Но для этого я вам предлагаю поиграть в учёных. Хотите?
-А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)
Экспериментирование (Форма организации – парами):
Профессор.(озвучка)
Здравствуйте ребята, я приглашаю вас в лабораторию, учёным нужна лаборатория для опытов. Я знаю, что у вас тоже есть лаборатория и вы любите экспериментировать.
2 Слайд(Лаборатория)
(Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки – с песком, глиной, камнями, почвой)
Профессор.(озвучка)
Ваша задача сегодня – работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу, но прежде чем вы начнете, вспомните, пожалуйста, правила работы при экспериментировании.
3 Слайд(Правила безопасности)
Воспитатель.
-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)
-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?
-Сначала мы с вами исследуем ГЛИНУ.
Как вы догадались, что это глина?
Внимательно рассмотрите её.
-Какая она? (твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)
-Может это не глина, а камни?
-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?
-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить)
-Давным – давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.
4 Слайд (Глина, предметы из глины)
Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.
***
Продолжение экспериментирования:
- Ну, а теперь продолжим. Давайте исследуем КАМУШКИ. Рассмотрим их, потрогайте, постучите друг о друга.
- Какие они?
- Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как-будто, улыбаются.)
- А где живут камушки?
5 Слайд (Камни)
Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.
***
- Ну а теперь следующая мисочка. Что в ней?
- В этой мисочке – ПОЧВА.
- Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)
- Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!
- Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).
6 Слайд (Почва)
Вывод: Почва – самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается с верху земной поверхности.
А теперь мы посмотрим на последнюю миску с ПЕСКОМ.
Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий)
-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (песчинки движутся)
-В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга, поэтому они подвижны.
-А что будет, если в песок налить немного воды? (он намокнет) Как вы думаете? Куда девалась вода? (песок впитал воду) Мокрый песок сыпучий? (нет, из него можно лепить) Значит из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого?
-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? (пустыни). Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…….
7 Слайд (Пустыня)
Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.
Воспитатель: Ребята вы молодцы,а сейчас я вам предлагаю размяться и сделать зарядку.
Физкультминутка:
РАЗ- и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
ДВА- и в миг я глиной стану,
Может, к обуви пристану,
Если дождик на дворе
Не - ходите вы по мне!
ТРИ – сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А ЧЕТЫРЕ- камни мы, крепкие ребята.
И бросать в окошко нас никому не надо.
ПЯТЬ – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем
Братья нам. И мы - друзья!
Воспитатель:
- Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их.
(ответы детей). Все эти части есть в земле, мы с вами это видели на слайде разреза Земли.
- А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.
- Что получилось? (Земля)Так вот ребята мы с вами и узнали кто такой геолог, он занимается изучением строения Земли.
8 Слайд (Земля)
Рефлексия:
9Профессор(озвучка)
- Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому. Желаю вам продолжать экспериментировать и познавать мир. Ну а мне пора. До свидания друзья.
Воспитатель.
Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.
Вы были отличными учёными!!! Вам понравилось?
Используемая литература:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб, «Детство-ПРЕСС», 2009.
2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.
3. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников).
Читайте также |
---|
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие…
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие на Северный полюс» Образовательные задачи: дать представление об особенностях географического положения Арктики; познакомить...
Дидактическая игра «Покажи эмоции» в группе младшего возраста

Дидактическая игра «Покажи эмоции» в группе младшего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Покажи эмоции» будет интересна детям в возрасте 3-4 лет. Данная игра направлена...
Конспект занятия по лепке для детей подготовительной группы «Осьминог»

Конспект занятия по лепке для детей подготовительной группы «Осьминог» Задачи: познакомить детей с морскими обитателями, рассказать об их особенностях, среде обитания...