Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

(В старшей группе)

Программное содержание: 

  • Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок, глина, почва.
  • Обеспечить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи в неживой природе.
  • Вызвать желание у детей использовать в рисовании нетрадиционный материал- песок. Вызвать положительный отклик на результат своего творчества.

 Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий (камней, песка, глины), картинки, на которых изображены разные уголки планеты Земля (пустыня, дорога после дождя, лес, сад, берег моря, горы).
  • Беседы о том, как человек использует почву, камни, песок и глину.
  • Рассматривание Детской Энциклопедии.
  • Разучивание физкультурной минутки
  • Обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

Способы реализации: 

  • Беседа.
  • Организация экспериментирования с обсуждением.
  • Вопросы.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Средства реализации:

  • Мисочки с песком, глиной, почвой, камнями.
  • Вода, ложечки для воды.
  • Салфетки.
  • Коктейльные трубочки.
  • Поднос для смешивания.

 Материал для самостоятельной работы: Альбомный лист р-р А-4, Клей ПВА, цветной декоративный песок.

Словарная работа: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная, частицы

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель.

- Ребята! К нам сегодня пришел очень необычный гость, он ученый профессор-ГЕОЛОГ, в своей лаборатории он изучает что-то очень интересное. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете – вы поймете, что изучает этот профессор.

И топчут её, и режут её-

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать?

1 Слайд (Земля).

- Правильно –это Земля и профессор подготовил для вас разные эксперименты, чтобы вы тоже узнали из чего же состоит земля. Хотите узнать о той самой земле, по которой мы ходим.

-Почему говорят, что она всем добром отвечает?

-Почему землю называют мать-земля, матушка?

-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)

Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.

Но для этого я вам предлагаю поиграть в учёных. Хотите?

-А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)

Экспериментирование (Форма организации – парами):

Профессор.(озвучка)

Здравствуйте ребята, я приглашаю вас в лабораторию, учёным нужна лаборатория для опытов. Я знаю, что у вас тоже есть лаборатория и вы любите экспериментировать.

2 Слайд(Лаборатория)

 (Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки – с песком, глиной, камнями, почвой)

Профессор.(озвучка)

Ваша задача сегодня – работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу, но прежде чем вы начнете, вспомните, пожалуйста, правила работы при экспериментировании.

3 Слайд(Правила безопасности)

Воспитатель.

-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)

-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?

-Сначала мы с вами исследуем ГЛИНУ.

 Как вы догадались, что это глина?

Внимательно рассмотрите её.

-Какая она? (твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)

-Может это не глина, а камни?

-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?

-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить)

-Давным – давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

4 Слайд (Глина, предметы из глины)

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.

***

Продолжение экспериментирования:

- Ну, а теперь продолжим. Давайте исследуем КАМУШКИ. Рассмотрим их, потрогайте, постучите друг о друга.

- Какие они?

- Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как-будто, улыбаются.)

- А где живут камушки?

5 Слайд (Камни)

Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

***

- Ну а теперь следующая мисочка. Что в ней?

- В этой мисочке – ПОЧВА.

- Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)

- Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!

- Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).

6 Слайд (Почва)

Вывод: Почва – самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается с верху земной поверхности.

А теперь мы посмотрим на последнюю миску с ПЕСКОМ.

Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий)

-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (песчинки движутся)

-В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга, поэтому они подвижны.

-А что будет, если в песок налить немного воды? (он намокнет) Как вы думаете? Куда девалась вода? (песок впитал воду) Мокрый песок сыпучий? (нет, из него можно лепить) Значит из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого?

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? (пустыни). Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…….

7 Слайд (Пустыня)

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.

Воспитатель: Ребята вы молодцы,а сейчас я вам предлагаю размяться и сделать зарядку.

Физкультминутка:

 РАЗ- и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА- и в миг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик на дворе

Не - ходите вы по мне!

ТРИ – сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ- камни мы, крепкие ребята.

И бросать в окошко нас никому не надо.

ПЯТЬ – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы - друзья!

Воспитатель:

- Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их.

(ответы детей). Все эти части есть в земле, мы с вами это видели на слайде разреза Земли.

- А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.

- Что получилось? (Земля)Так вот ребята мы с вами и узнали кто такой геолог, он занимается изучением строения Земли.

8 Слайд (Земля)

Рефлексия:

9Профессор(озвучка)

- Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому. Желаю вам продолжать экспериментировать и познавать мир. Ну а мне пора. До свидания друзья.

 Воспитатель.

Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.

Вы были отличными учёными!!! Вам понравилось?

11

 

Используемая литература:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб, «Детство-ПРЕСС», 2009.

2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.

3. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы» Любая активность детей сопровождается эмоциональными переживаниями. Как...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику…

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: закрепить знания детей о разных периодах осени и...

Читайте также

Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…

Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к нам пришла» Цели: Закрепить представления детей об осени, ее признаках; закрепить...

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Степ-аэробика…

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Степ-аэробика как средство развития двигательной активности дошкольников»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по рисованию и экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Зазеркалье» Цель: развивать творческое воображение посредством нетрадиционного рисования...