Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

(В старшей группе)

Программное содержание: 

  • Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок, глина, почва.
  • Обеспечить развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи в неживой природе.
  • Вызвать желание у детей использовать в рисовании нетрадиционный материал- песок. Вызвать положительный отклик на результат своего творчества.

 Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий (камней, песка, глины), картинки, на которых изображены разные уголки планеты Земля (пустыня, дорога после дождя, лес, сад, берег моря, горы).
  • Беседы о том, как человек использует почву, камни, песок и глину.
  • Рассматривание Детской Энциклопедии.
  • Разучивание физкультурной минутки
  • Обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

Способы реализации: 

  • Беседа.
  • Организация экспериментирования с обсуждением.
  • Вопросы.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Средства реализации:

  • Мисочки с песком, глиной, почвой, камнями.
  • Вода, ложечки для воды.
  • Салфетки.
  • Коктейльные трубочки.
  • Поднос для смешивания.

 Материал для самостоятельной работы: Альбомный лист р-р А-4, Клей ПВА, цветной декоративный песок.

Словарная работа: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная, частицы

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель.

- Ребята! К нам сегодня пришел очень необычный гость, он ученый профессор-ГЕОЛОГ, в своей лаборатории он изучает что-то очень интересное. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете – вы поймете, что изучает этот профессор.

И топчут её, и режут её-

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать?

1 Слайд (Земля).

- Правильно –это Земля и профессор подготовил для вас разные эксперименты, чтобы вы тоже узнали из чего же состоит земля. Хотите узнать о той самой земле, по которой мы ходим.

-Почему говорят, что она всем добром отвечает?

-Почему землю называют мать-земля, матушка?

-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)

Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней растет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня.

Но для этого я вам предлагаю поиграть в учёных. Хотите?

-А чем занимаются учёные? (исследуют, наблюдают, делают опыты)

Экспериментирование (Форма организации – парами):

Профессор.(озвучка)

Здравствуйте ребята, я приглашаю вас в лабораторию, учёным нужна лаборатория для опытов. Я знаю, что у вас тоже есть лаборатория и вы любите экспериментировать.

2 Слайд(Лаборатория)

 (Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки – с песком, глиной, камнями, почвой)

Профессор.(озвучка)

Ваша задача сегодня – работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу, но прежде чем вы начнете, вспомните, пожалуйста, правила работы при экспериментировании.

3 Слайд(Правила безопасности)

Воспитатель.

-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)

-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?

-Сначала мы с вами исследуем ГЛИНУ.

 Как вы догадались, что это глина?

Внимательно рассмотрите её.

-Какая она? (твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)

-Может это не глина, а камни?

-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?

-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить)

-Давным – давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

4 Слайд (Глина, предметы из глины)

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.

***

Продолжение экспериментирования:

- Ну, а теперь продолжим. Давайте исследуем КАМУШКИ. Рассмотрим их, потрогайте, постучите друг о друга.

- Какие они?

- Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, как-будто, улыбаются.)

- А где живут камушки?

5 Слайд (Камни)

Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.

***

- Ну а теперь следующая мисочка. Что в ней?

- В этой мисочке – ПОЧВА.

- Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит почва? (частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)

- Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!

- Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной).

6 Слайд (Почва)

Вывод: Почва – самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается с верху земной поверхности.

А теперь мы посмотрим на последнюю миску с ПЕСКОМ.

Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий)

-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? (песчинки движутся)

-В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга, поэтому они подвижны.

-А что будет, если в песок налить немного воды? (он намокнет) Как вы думаете? Куда девалась вода? (песок впитал воду) Мокрый песок сыпучий? (нет, из него можно лепить) Значит из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого?

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? (пустыни). Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…….

7 Слайд (Пустыня)

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.

Воспитатель: Ребята вы молодцы,а сейчас я вам предлагаю размяться и сделать зарядку.

Физкультминутка:

 РАЗ- и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА- и в миг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик на дворе

Не - ходите вы по мне!

ТРИ – сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ- камни мы, крепкие ребята.

И бросать в окошко нас никому не надо.

ПЯТЬ – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем

Братья нам. И мы - друзья!

Воспитатель:

- Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их.

(ответы детей). Все эти части есть в земле, мы с вами это видели на слайде разреза Земли.

- А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.

- Что получилось? (Земля)Так вот ребята мы с вами и узнали кто такой геолог, он занимается изучением строения Земли.

8 Слайд (Земля)

Рефлексия:

9Профессор(озвучка)

- Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по-другому. Желаю вам продолжать экспериментировать и познавать мир. Ну а мне пора. До свидания друзья.

 Воспитатель.

Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.

Вы были отличными учёными!!! Вам понравилось?

11

 

Используемая литература:

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб, «Детство-ПРЕСС», 2009.

2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011.

3. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Спортивно-развлекательный досуг «Педагоги, дошколята - все спортивные ребята»

Спортивно-развлекательный досуг «Педагоги, дошколята - все спортивные ребята» (Старший дошкольный возраст) Цель: Приобщение детей и взрослых к физической культуре и спорту. Задачи: 1. Совершенствовать...

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами»

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами» Дидактическое пособие по развитию речи предназначено для совместной работы с детьми 4-5 лет...

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников…

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения родной...

Читайте также

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»

Педагогический проект «Ветер, ветер, ветерок»