Ознакомления детей дошкольного возраста с памятниками архитектуры Крыма

Архитектура, оказывает действенное положительное влияние на личность особенно на формирование художественного вкуса, художественного восприятия. Эти качества имеют непреходящее значение: видящей и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать.

Сегодня, как никогда прежде, ощущается потребность в изучении духовного наследия своего народа, прежде всего ближайшего окружения, малой родины.

Формирование чувства «малой родины» осуществляется в процессе использования в работе с детьми регионального компонента.

Крым – настоящая Мекка для туристов. И привлекает их здесь не только живописная природа, море и скалистые горы. На полуострове сосредоточено огромное количество историко-культурных достопримечательностей. Памятники Крыма – это пещерные монастыри, древние города, пышные дворцы и военные монументы. В историческом отношении Крым является конгломератом многих культур и этносов. В его пределах проживают представители различных национальностей: русские, украинцы, крымские татары, армяне, греки, молдаване, болгары, цыгане, евреи, турки и многие другие. Каждый из этих этносов принес с собой на полуостров свои архитектурные и культурные традиции. Их многочисленные следы можно увидеть сегодня и в старинных крымских зданиях, и в быту современных крымчан.

Какие же методы можно использовать при ознакомлении дошкольников с архитектурой?

Один из основных методов ознакомления - это наблюдение.

Наблюдение делится по характеру наблюдения, по активности детей.

По характеру наблюдение бывает целостное, детальное, комбинированное, образное, сравнительное, синтезированное.

Целостное наблюдение позволяет составить общее представление об архитектуре и исследовать ее как целостную конструкцию, включающую ряд взаимосвязанных компонентов.

Детальное наблюдение способствует изучению отдельных архитектурных форм, элементов конструкции. Может применяться как при натурном изучении архитектуры, так и с помощью макетов, фотографий, слайдов. Это предполагает решение узконаправленных задач, концентрирующих внимание детей на отдельных структурных единицах конструкции.

Можно использовать комбинированное наблюдение. С его помощью изучение архитектурного сооружения идет от целого к частному, от частного к целому. Это наблюдение применяется в основном тогда, когда объем изучаемой информации невелик, и в этом случае можно составить целостную характеристику и вычленить отдельные детали.

В ходе восприятия того или иного архитектурного сооружения дети учатся выделять образ, который заключен в самой конструкции. Это образное наблюдение, которое формирует способность проводить аналогии между произведениями архитектуры и объектами, явлениями окружающего мира.

Сравнительное наблюдение способствует развитию аналитических умений в сопоставлении различных архитектурных сооружений друг с другом с целью выделения их общих и отличительных черт. Сравнение помогает установить закономерности в построении архитектурной конструкции, которые впоследствии могут использоваться самими детьми в процессе конструктивного творчества.

При синтезированном наблюдении устанавливаются дошкольниками связи между характером и стилем архитектурного сооружения, и степенью его взаимодействия с другими видами искусства (дизайном, живописью, скульптурой и т.д.). Это необходимо для того, чтобы наглядно продемонстрировать детям, как на образную и конструктивную стороны архитектуры могут влиять другие виды искусства и как тесно бывают связаны их выразительные средства.

По активности детей наблюдение бывает самостоятельным индивидуальным, самостоятельным групповым, индивидуальным целенаправленным, групповым целенаправленным. Так же это наблюдение может пройти в виде беседы, беседы –повествования, беседы- сказки, беседы – игры, беседы с привлечением сказочного героя.

Самостоятельное индивидуальное дает возможность ребенку самому рассматривать и изучать архитектурную конструкцию, делать выводы, подмечать особенности, выделять главное.

Самостоятельное индивидуальное наблюдение можно использовать во время прогулок: дать задание малышу рассмотреть какой-то архитектурный объект, когда он пойдет домой или будет прогуливаться с родителями. А потом, придя в детский сад, он расскажет, что интересного смог увидеть.

Самостоятельное групповое имеет ту же цель: стимулировать умение детей самостоятельно обследовать объекты архитектуры, чтобы выяснить на визуально-аналитическом уровне, из каких элементов состоит рассматриваемое архитектурное сооружение, какой материал использовался для его постройки.

Самостоятельное групповое наблюдение целесообразно использовать в ходе экскурсий или прогулок, проводимых на первом этапе ознакомления, когда дошкольники самостоятельно суммируют свои впечатления, после чего они делятся ими друг с другом и с педагогом.

Индивидуальное целенаправленное наблюдение проводится при активной позиции взрослого. Используется в синтезе со словесными методами (беседой, пояснением, рассказом и др.). Несмотря на его кажущуюся сложность, может применяться в разных ситуациях.

Вечером, когда в группе остается один ребенок, которого пока еще не забрали родители, малышу можно предложить совместно рассмотреть альбом с фотографиями архитектурных памятников или макеты архитектурных сооружений (если таковые имеются). В этом случае расширяются знания ребенка, обогащается его художественно-эстетический опыт.

Цель группового целенаправленного наблюдения является дать детям с помощью словесных методов достаточно глубокое представление (в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями) о своеобразии рассматриваемого архитектурного сооружения. Групповое наблюдение применимо как на экскурсиях при непосредственном, так и при опосредованном (через различные виды ТСО) ознакомлении дошкольников.

Беседа- это опорное средство, позволяющее детям помимо визуального опыта получить еще и опыт информационный. Однако формы приобретения знаний в области архитектуры могут быть различными.

В ходе беседы -повествования педагог в повествовательной форме рассказывает об архитектурном сооружении, его конструктивных особенностях, материалах, возможно, даже об исторических событиях, связанных с этим памятником архитектуры. Содержание повествовательной беседы должно учитывать возраст и эстетическую подготовленность дошкольников.

Беседа-сказка позволяет в увлекательной, интересной и привычной для дошкольников, особенно младшего возраста, форме рассказать о достаточно сложных понятиях архитектуры.

Используя беседу-игру можно более детально познакомить детей с элементами архитектуры, включая в процесс игры и словесные пояснения педагога. Беседа должна быть непродолжительной и лаконичной по содержанию. Целесообразна на этапе закрепления материала.

Благодаря беседе с привлечением сказочного героя, дошкольники отправляются в мир архитектуры. Сказочный герой выступает в качестве дополнительного активизирующего условия. Сказочный герой или рассказ от его лица ( сюрпризный момент для детей. Это дает возможность детям в непринужденной форме рассмотреть сложные понятия, явления архитектуры как вида искусства.

Игра может выступать в качестве самостоятельного метода ознакомления дошкольников с архитектурой.

Сюжетно-ролевые игры позволяют детям почувствовать себя архитекторами и ощутить процесс создания архитектурной конструкции. В таких играх дошкольники приобретают знания и умения опытным путем, что служит прочной основой для ознакомления с произведениями архитектуры.

«Экскурсовод и посетители». Экскурсоводом сначала может быть взрослый, а затем кто-нибудь из детей. «Экскурсовод» рассказывает о том или ином архитектурном сооружении, «посетители» активно участвуют в процессе изучения архитектурной конструкции, задают вопросы, высказывают свои мнения.

«Путешественники». Дети (путешественники) отправляются в путешествие по разным странам, эпохам с целью изучения специфики различных архитектурных построек.

«Мастерская архитектора». Игра позволяет получить не только знания об особенностях архитектуры, но и приобрести умение выполнять поэтапно все действия, необходимые для создания архитектурной конструкции.

«Русские зодчие». Игра ( аналог предыдущей, но направлена на изучение детьми своеобразия работы зодчего. Возможно сравнение архитектуры прошлого и современности.

Вариантов и правил игры можно придумать огромное множество, главное понимать, какова цель этой игры, чему мы хотим научить детей.

Дидактические игры –это такие игры как игры-вкладыши; разрезные картинки; игры-конструкторы (,игры-самоделки); игры-лото; игры с игровым полем; игры на классификацию; игры-схемы (по схеме необходимо определить характер и тип архитектурного сооружения); игры- головоломки (в архитектурном сооружении вычленить формы или из форм составить целостное изображение); игры- пазлы; игры на сопоставление; игры-шутки (в предлагаемых изображениях архитектурных сооружений найти ошибки построения); игры- превращалки (детям предлагаются изображения архитектурных сооружений в непривычной форме, в виде образов животных или человека, и им необходимо подобрать к этим картинкам другие, на которых изображено реальное сооружение).

С помощью подвижных и малоподвижных имитационных движений дети пытаются передать образ того или иного архитектурного сооружения или отдельной архитектурной формы.

«Зодчие и разбойники». «Зодчие» рисуют отдельные архитектурные формы, а «разбойники» пытаются определить и найти сооружения, к которым относятся эти элементы.

«Море волнуется раз». Дети фантазируют и телодвижениями передают особенности какого-либо сооружения или архитектурной формы.

«Я родился архитектором». Из перечисляемых объектов нужно вычленить понятия, которые относятся к архитектуре.

Особенности изучения архитектуры дошкольниками

Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать некоторые архитектурные формы, тем более что со многими они постоянно сталкиваются. Позиция, что в силу своего возраста они их не усвоят, не поймут ( ошибочна. Стараясь оградить детей от якобы сложной и ненужной информации, мы тем самым обедняем их конструктивные образы. Без помощи взрослых ребенку сложно разобраться в мире, который его окружает, ему необходимы пояснения, поддержка. Возникает вопрос: почему же архитектура, одна из составляющих окружающего мира, исключается из поля деятельности дошкольника? Игнорируя данную проблему, получаем в итоге иную: в изображениях каких- либо архитектурных сооружений дети, не знакомые с данным видом искусства, рисуют примитивный, упрощенный во всех отношениях домик непонятного вида и стиля. Дети, не знающие, что материалы, из которых можно построить дом, могут быть различными, а окошки не только прямоугольные и квадратные и что двери, лестницы, крыши имеют множество конфигураций, создают стереотипные архитектурные конструкции.

Для того чтобы расширить художественно-конструктивный и изобразительный опыт детей, необходимо создать условия для ознакомления дошкольников с архитектурой как видом искусства.

Одним из таких условий является организация экскурсий к памятникам архитектуры или к архитектурным объектам, интересным для ознакомления дошкольников. Предполагаются не только специально организованные поездки далеко за пределы района, в котором располагается дошкольное учреждение, но и совместные прогулки по улицам своего района, города, в ходе которых дети могут узнать что-то новое об архитектуре. Любой дом, мост, фонтан может стать объектом изучения, раскрывающим знания о свойствах мира архитектуры, которыми впоследствии могут воспользоваться дети в процессе создания своих конструктивных образов.

Проводить консультирование родителей с целью обеспечения закрепления изученного материала. Консультирование в своей традиционной форме беседы, имеющей характер наставления и рекомендаций, для современных родителей ( малоэффективное средство взаимодействия. Поэтому ему необходимо придать форму не назидания, а разнопланового и разно уровневого сотрудничества.

Разрабатывать пособия и игры, необходимые для ознакомления дошкольников с архитектурой. При всем изобилии различных дидактических игр и пособий вопрос приобщения дошкольников к архитектуре остается недостаточно разработанным.

Множество пособий можно изготовить из журналов и проспектов, в которых имеются фотографии различных по форме и конструкции домов, дверей, окон, лестниц, арок, крыш, фонтанов, мостов и т.д.

В качестве демонстрационного материала можно использовать перекидной настенный календарь с фотографиями различных памятников архитектуры. Уже в младшем дошкольном возрасте можно знакомить с визуальными знаками, обозначающими элементы архитектуры, включая их в повседневную деятельность. Например, развесить карточки с изображением нескольких крыш, различных по форме, так, чтобы они располагались в разных игровых зонах. При направлении детей в эти зоны ориентировать их на эти знаки: «Маша, положи, пожалуйста, кубик в коробку, где у нас нарисована треугольная (двускатная) крыша». Чем чаще мы будем называть детям точные понятия, тем быстрее они начнут ими пользоваться.

Совместно с детьми и родителями изготавливать макеты различных архитектурных сооружений.

В ходе выполнения макетов или их составляющих дети также знакомятся, но уже детально, со многими архитектурными элементами. Благодаря практическим совместным действиям дети получают возможность глубже понять отдельные правила, техники архитектуры, законы взаимодействия конструктивных форм, развивают внимательность при выполнении детали, логическое мышление, воспитывают аккуратность, раскрывают образность в архитектуре.

Вопросы, задаваемые детям младшего возраста, должны быть просты по словесной конструкции, лаконичны по форме и доступны по содержанию. Здесь важен эмоциональный компонент, т. е. вопросы должны строиться таким образом, чтобы они затрагивали эмоционально-познавательный опыт детей.

Для старших дошкольников конструкция вопроса может быть уже более сложной, содержать понятия, относящиеся к предмету изучения. Вопросы также должны быть ориентированы на личностный опыт детей и стимулировать их активность в формулировании своей точки зрения по рассматриваемому вопросу.

Начинать изучение любого архитектурного сооружения целесообразно с активизации интереса дошкольников, через переключение их внимания на собственные эмоциональные ощущения.

После общей характеристики настроения важно вводить более детальный анализ индивидуальных черт объекта, через сравнение их с качествами, присущими людям. Для того чтобы дети впоследствии умели создавать выразительный образ, им необходим определенный опыт его формирования, а это возможно только при условии распредмечивания изображаемого объекта.

Определив характер, состояние объекта, можно перейти к изучению его функционального назначения. Практическая сторона архитектурного сооружения обусловливает выбор материалов, конструктивных элементов, составляющих архитектурный объект. Поэтому, объяснив, для чего построено сооружение и для кого, необходимо обратить внимание детей на взаимодействие таких правил в архитектуре, как прочность, польза, красота.

В этом сотрудничестве различных сторон архитектуры важно уделить внимание отдельным вопросам, благодаря которым можно говорить о целостности архитектурного сооружения. К одному из таких вопросов относится правило членения сложной формы архитектуры на более простые, которое значимо не только при анализе архитектурного сооружения, но в собственном творчестве детей при создании конструктивного образа.

Важно, чтобы дети научились выделять простые, знакомые формы в целостной конструкции, чтобы потом иметь возможность самим пользоваться этим приемом в процессе конструирования, лепки, рисования и аппликации. Данное умение формируется в процессе визуального анализа архитектуры на предмет наличия скрытых геометрических форм и в ходе поисков возможных вариантов путем мысленного добавления или убирания каких-либо конструктивных элементов.

Выделенные геометрические формы помогают более четко определить структуру архитектурных форм, из которых состоит сооружение. Дети младшего дошкольного возраста обращают внимание на основные, яркие, выделяющиеся архитектурные формы, те, которые в этом возрасте они способны воспринять и дать им элементарную характеристику.

В процессе ознакомления с архитектурным сооружением необходимо уделить внимание его декоративной стороне: рассмотреть, проанализировать декоративные элементы и понять их назначение, выяснить, оказывают ли они воздействие на функциональную и конструктивную стороны архитектуры.

Этот вопрос следует разбирать с детьми старшего дошкольного возраста, так как младшие дошкольники в силу своих возрастных возможностей могут с ним не справиться. Но малыши могут вычленять ритмический рисунок, поскольку очень чувствительны к ритму.

Это необходимо для того, чтобы у детей формировалось умение подчинять свой архитектурный образ определенным закономерностям, без которых невозможно его существование. В завершение анализа надо вернуться к эмоциональному аспекту ознакомления: выяснить, насколько увлекательным и познавательным было такое знакомство с архитектурой, понравилось ли им играть в экспертов, что нового они узнали для себя и готовы ли самостоятельно создавать постройки.

Памятники архитектуры крымского полуострова.

Крым – место, где сосредоточено огромное количество историко-культурных достопримечательностей. К самым интересным, ярким архитектурным памятникам Крыма относятся: дворцово-парковые ансамбли, средневековые крепости, остатки древних городов, руины античных зданий, пещерные монастыри, курганы, таинственные городища и многое-многое другое.

С какими же памятниками Крыма, которые имеют наибольшую ценность, архитектурную выразительность, мы должны познакомить дошкольников? Вот эти достопримечательности: Воронцовский дворец; «Херсонес Таврический»; Панорама «Оборона Севастополя»; Царский курган в Керчи; Ливадийский дворец; Ханский дворец в Бахчисарае; Картинная галерея Айвазовского; Судакская крепость; Крепость Кафа; Крепость Эни-Кале; Замок «Ласточкино гнездо»; Городище Керкинитида; Пещерный город Чуфут-Кале; Неаполь Скифский; Массандровский дворец; Монастырь Сурб-Хач; Свято-Владимирский собор в Севастополе.

 

Список литератураы

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнецевой. – Спб.: Питер, 2017. – 464 с. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1765368/.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с. – Режим доступа: https://knigi.link/pedagogika-doshkolnaya/doshkolnaya-pedagogika-ucheb-posobie-dlya-stud.html.
  3. Архипова, О.Г. Роль экскурсий в ознакомлении детей с родным городом: нравственное воспитание в детском саду [Текст] / О.Г. Архипова. – М. : «Просвещение», 1959. – 187 с.
  4. Ознакомление дошкольников с архитектурой [Текст]: метод. пос. / Под ред. А.А. Грибовской. – М. : Пед. об-во России, 2005. – 96 с.
  5. Платохина, Н.А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / Н.А. Платохина. – Ростов-на Дону, 2002. – 263 с.
  6. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 12.
  7. Жильцова Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой // Всероссийское издание «Педразвитие» [Электронный ресурс]. ( Режим доступа: — URL http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=3734


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тематические недели в ДОУ

Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе

Итоговое родительское собрание в подготовительной группе Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: - подвести итоги работы группы за...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию)…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (математическому развитию) на тему «В гостях у жителей Фиолетового леса» (Для детей средней группы) Цель: создание...

Читайте также

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Постановка проблемы. Проблема нравственного воспитания детей является одной из наиболее значимых...