Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме «Удивительный мир Хохломы»

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

4. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

 

Ход занятия.

Дети садятся в музыкальном зале полукругом возле воспитателя.

Воспитатель:

- Недавно мы с вами познакомились с интересной росписью, и чтобы вы ее вспомнили, я хочу загадать загадку:

Золотой цвет, черный, красный –

Росписи других нет красок.

В птицах и цветах посуда,

В землянике чашки, блюда.

Узнали роспись, детвора?

Конечно, это (Хохлома).

Воспитатель:

-Сегодня мы попробуем открыть волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

Вы готовы? (Да). Отправляемся в путь (заходят в группу, где организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды, звучит фоновая русская народная музыка).

Звучит тихая народная мелодия.

- Посмотрите ребята, как здесь все изменилось, появились необычные, диковинные вещицы! Мы, словно, попали в царство Золотой Хохломы!

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души -

Кубки, чашки и ковши –

И чего здесь только нет!

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древне-суздальской парчи!

Называют хохломой.

Дети рассматривают и обсуждают выставку.

Воспитатель:

- Какие эмоции вызывает у вас хохломская посуда? (радость, восхищение, удивление, весёлое и др.).

- Попробуйте вспомнить почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Умнички! Правильно.

Воспитатель:

- Ребята, обратите внимание, из чего же сделана посуда? (Из дерева липы и берёзы).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А почему же Хохлому называют золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

Воспитатель:

Ребята, давайте посмотрим презентацию, где нам раскроют секрет Хохломы, как же посуда становится золотой!

(Просмотр презентации, где объясняется технология изготовления хохломских изделий.)

 Воспитатель:

 - Итак, отличительная особенность хохломских изделий – выточены из дерева липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, изделие покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.

- Какие цвета использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный.)

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику.)

- Молодцы, ребята!

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Хорошо? (Да!)

Проводится дидактическая игра «Угадай – ка!»

Физкультминутка.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель:

Ребята, у вас дома есть хохломская деревянная посуда?

– Да.

 А вы из нее кушаете?

– Нет, да и т.д.

А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.

Уже в XI-XII веках те же миски блюда служили нашим предкам обыденной посудой. Наибольшим спросом пользовались ложки.

Также пользовались спросом чаши, миски и солонки. В чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими, ведь порой в доме жило до 3 поколений одной семьи. И не так-то просто было поднести от печи к столу полную чашу еды.

Но посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.

Воспитатель: Я хочу вам предложить стать настоящими хохломскими художниками. Попробуете? У меня есть заготовки деревянных ложек для каждого из вас.

Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность. С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая.) Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку.) Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы.)

- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.)

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный.)

 Воспитатель:

- Пока ваши ложки подсыхают, немного отдохнем. Все знают, что ложками можно не только кушать, их можно использовать как музыкальный инструмент. Вот послушайте одну мелодию (звучит музыка ложкарей).

- Как вы думаете, что за инструмент играет? (Ложки.)

- А вы хотите попробовать на них поиграть в ритм музыки? (Да.)

Детям раздаются парные хохломские ложки

Итог занятия.

Ребята выходят с ложками в центр группы, играют на ложках под русскую народную музыку.

Рассматривание ложек, которые уже высохли: отметить правильные, аккуратные работы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде…

Статья по трудовому воспитанию у детей подготовительной группы «В труде - наше счастье» Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную...

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...

Читайте также

Конспект трудовой деятельности по формированию чувства коллективизма в подготовительной к…

Конспект трудовой деятельности по формированию чувства коллективизма в подготовительной к школе группы«Бригадный труд: мытьё баночек для рисования, стирка тряпочек для...

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка»

Сценарий праздника для детей 3-4 лет «Осенняя сказка» Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики. На полу лежат осенние листья. Ведущая:...