Мини-музей «Город мастеров»
I. Пояснительная записка
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт педагогов показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками, поделками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы логопеда, воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Цель: формировать познавательный интерес дошкольников путём
использования различных видов наглядности.
Задачи:
- ознакомление детей с видами хлебобулочных изделий;
- ознакомление детей с этапами изготовления хлебобулочных изделий на Руси и в настоящее время;
- ознакомление детей с орской яшмой и изделиями из неё;
- ознакомление детей с видами изделий из Оренбургского пуха;
- ознакомление детей с историей Оренбургской области и города Орска на примере изделий;
- обогащение предметно - развивающей среды;
- обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами;
- расширение познавательной сферы и кругозора дошкольников;
- развитие творческого и логического мышления, воображения;
- воспитывать любовь к родному краю;
- формировать умение замечать и любоваться красотой произведений народных промыслов;
- вызывать у детей желание к сотворчеству.
Использованная литература
- Алиева Т. И., Антонова Т. В. И др. Программа «Истоки»:Базис развития ребенка-дошкольника. – М.: Просвещение, 2003.
- Дыбина-Артамонова, О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Уч.-метод.пособие. Самара, 1997.
- Дыбина, О.В. Что было до…:Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М., 2003.
- Копцева, Т.А. Природа и художник: Программа по изобразительному искусству. М., 2001.
- Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Панкратова, Т.Н. Окружающий мир и музей. М., 2001.
- Тихомииров В.,Щербаков В. Орск. Фотоальбом. Орск, 1995г
II. Паспорт мини-музея «Город мастеров»
1. Паспортные данные
Наименование мини-музея: «Город мастеров».
Профиль музея: познавательный.
Характеристика помещения: на полках в групповой комнате логопедической группы.
Возраст: для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:
• Художественно – эстетическое развитие.
• Социально - коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
Вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации мини - музея позволило систематизировать работу по изучению родного города и края. А также предоставить ребенку доступ к культуре своего народа путем его действенного познания, расширение его жизненного опыта.
Разделы и экспонаты: Мини-музей в группе позволяет нам сделать слово
«музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно
пополняется новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы,
выполненные совместно с взрослыми. В мини-музее представлены разные
виды изделий мастеров: хлебобулочные изделия, роспись на предметах, сувениры из орской яшмы, изделия из Оренбургского пуха. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
2. Аспекты музейной деятельности
Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».
Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно – исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея «Город мастеров»
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с
возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в
групповой комнате. Часть экспонатов подарена семьями воспитанников, работниками детского сада, некоторые изделия изготовлены воспитателем и детьми.
3. План работы по созданию мини-музея
Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап
- Ознакомление с положением конкурса.
- Определение темы и названия музея.
- Выбор места для размещения.
- Выбор инициативной группы.
- Решение вопроса о приобретении Экспонатов.
2. Практический этап
1. Сбор и изготовление экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Индивидуальная работа с детьми.
4. Создание мини-музея «Город мастеров»
5. Проведение экскурсий. Ноябрь 2020 г. – декабрь 2020 г.
3. Подведение итогов
III. Экспонаты мини-музея.
№ | Название экспоната | Ф. И. О. представившего экспонат |
Раздел «Хлеб всему голова» | ||
1. | Глиняная ваза | Из личной коллекции музыкального руководителя Усманова Р.Ш. |
2. | Колосья | Из коллекции группы Румянцевой С.Н. |
3. | Мини-хлебобулочные изделия из соленого теста | Изготовленные детьми логопедической группы |
4. | Хлебобулочные изделия из соленого теста (хлеб, батон, каравай, Орский старогородской пирожок, баранка, сушки, пирожок, ватрушка, рогалик, плетенка, витушка, крендель, хворост) | Изготовлены семьёй Шинжирбаевых |
5. | Корзинки | Из коллекции музыкального зала |
6. | Изба с сараем | Из коллекции группы Тарасовой О.Н. |
7. | Альбом с историей изготовления хлеба «Хлеб всему голова» | Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В. |
8. | Иллюстрации хлебобулочных изделий | Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В. |
9. | Рушник | Из личной коллекции воспитателя Нефёдовой Е.В. |
Раздел «Хохлома и гжель» | ||
10. | Маленькие деревянные ложки расписанные под хохлому | Из коллекции групп Вальтер Н.Г., Обрезковой Е.А. |
11. | Большие деревянные ложки расписанные под хохлому | Из коллекции музыкального зала |
12. | Поставок расписанный под хохлому | Из коллекции группы Вальтер Н.Г. |
13. | Деревянные доски расписанные под хохлому | Из коллекции группы Вальтер Н.Г. |
14. | Поднос расписанный под хохлому | Из коллекции группы Обрезковой Е.А. |
15. | Чайник расписанный под гжель | Из коллекции группы Обрезковой Е.А. |
16. | Чайник расписанный под хохлому | Из коллекции группы Обрезковой Е.А. |
17. | Матрешки | Из коллекции групп Тарасовой О.Н, Обрезковой Е.А. |
18. | Самовар расписанный под хохлому | Из личной коллекции семьи Бергер |
19. | Стол расписанный под хохлому | Из коллекции группы Вальтер Н.Г. |
20. | Тарелки | Из личной коллекции семьи Ащеуловых |
21. | Учимся рисовать. Гжель | Из коллекции группы Обрезковой Е.А. |
22. | Учимся рисовать. Хохлома | Из коллекции группы Обрезковой Е.А. |
Раздел «Оренбургский пуховый платок» | ||
23. | Маленькие пуховые паутинки | Из коллекции групп Вальтер Н.Г., Захаровой А.Ш. |
24. | Тряпичные куклы | Из коллекции группы Захаровой А.Ш. |
25. | Белый шарф | Из личной коллекции воспитателя Тарасовой О.Н |
26. | Пуховые платки | Из личной коллекции музыкального руководителя Усманова Р.Ш., семьи Феофановых |
27. | Жилет | Из личной коллекции воспитателя Нефёдовой Е.В. |
28. | Белые перчатки | Из личной коллекции семьи Хайдаровых |
29. | Серые перчатки | Из личной коллекции воспитателя Румянцевой С.Н. |
30. | Варежки | Из личной коллекции семьи Сорокиных |
31. | Альбом с иллюстрациями изделий, историей Оренбургского пухового платка «Оренбургский пуховый платок» | Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В. |
32. | Изображения с подписями «Этапы изготовления Оренбургского пухового платка» | Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В. |
33. | Маленькие пяльцы для чёски платка | Изготовлены семьей Лютиковых |
34. | Ческа для пуха козы | Из личной коллекции семьи Сорокиных |
Раздел «Яшма» | ||
35. | Набор камней | Из личной коллекции семьи Хайдаровых |
36. | Письменный набор | Из личной коллекции музыкального руководителя Усманова Р.Ш. |
37. | Камни яшмы | Из личной коллекции воспитателя Румянцевой С.Н., семьи Скопинцевых |
38. | Бусы | Из личной коллекции младшего воспитателя Ильясовой Е.А. |
39. | Картина | Из личной коллекции воспитателя Нефёдовой Е.В. |
40. | Шкатулка с картиной | Из личной коллекции музыкального руководителя Усманова Р.Ш. |
41. | Шкатулка с ящерицей | Из личной коллекции семьи Сорокиных |
42. | Альбом с историей добычи и использования камня «Яшма» | Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В. |
Раздел «Орск» | ||
43. | Книга «Орск. Фотоальбом» | Из коллекции группы Вальтер Н.Г. |
44. | Иллюстрации Валерия Тихомирова «Орск» | Из коллекции группы Вальтер Н.Г. |
Мероприятия:
Ноябрь Мастер – класс для детей детского сада по изготовлению хлебобулочных изделий из соленого теста. Формировать знания, умения, практические навыки работы с тестом.
Декабрь Знакомство с музеем.
Познакомить с музеем. Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.
Перспектива развития мини-музея
- подбор художественной литературы, коллекций детских мультфильмов, научно-познавательных фильмов о хлебобулочных изделий, орской яшме, Оренбургских пуховых изделиях, русских народных росписях.
- пополнение экспонатов;
- проведение экскурсий для других групп детского сада (музей переместится в музыкальный зал);
- проведение на базе мини-музея или с использованием его коллекций занятий по разным видам деятельности.
Ожидаемые результаты
- повысить уровень участия родителей в воспитательно– образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
- объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Фотоотчет
Читайте также |
---|
Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...
Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…
Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет
Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический…
Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование приемов работы...