Мини-музей «Город мастеров»

I. Пояснительная записка

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт педагогов показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками, поделками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы логопеда, воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Цель: формировать познавательный интерес дошкольников путём

использования различных видов наглядности.

Задачи:

- ознакомление детей с видами хлебобулочных изделий;

- ознакомление детей с этапами изготовления хлебобулочных изделий на Руси и в настоящее время;

- ознакомление детей с орской яшмой и изделиями из неё;

- ознакомление детей с видами изделий из Оренбургского пуха;

- ознакомление детей с историей Оренбургской области и города Орска на примере изделий;

- обогащение предметно - развивающей среды;

- обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами;

- расширение познавательной сферы и кругозора дошкольников;

- развитие творческого и логического мышления, воображения;

- воспитывать любовь к родному краю;

- формировать умение замечать и любоваться красотой произведений народных промыслов;

- вызывать у детей желание к сотворчеству.

Использованная литература

  1. Алиева Т. И., Антонова Т. В. И др. Программа «Истоки»:Базис развития ребенка-дошкольника. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Дыбина-Артамонова, О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Уч.-метод.пособие. Самара, 1997.
  3. Дыбина, О.В. Что было до…:Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
  5. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. М., 2003.
  6. Копцева, Т.А. Природа и художник: Программа по изобразительному искусству. М., 2001.
  7. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  8. Панкратова, Т.Н. Окружающий мир и музей. М., 2001.
  9. Тихомииров В.,Щербаков В. Орск. Фотоальбом. Орск, 1995г

II. Паспорт мини-музея «Город мастеров»

1. Паспортные данные

Наименование мини-музея: «Город мастеров».

Профиль музея: познавательный.

Характеристика помещения: на полках в групповой комнате логопедической группы.

Возраст: для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

• Художественно – эстетическое развитие.

• Социально - коммуникативное развитие.

• Познавательное развитие.

• Речевое развитие.

Вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации мини - музея позволило систематизировать работу по изучению родного города и края. А также предоставить ребенку доступ к культуре своего народа путем его действенного познания, расширение его жизненного опыта.

Разделы и экспонаты: Мини-музей в группе позволяет нам сделать слово

«музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно

пополняется новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы,

выполненные совместно с взрослыми. В мини-музее представлены разные

виды изделий мастеров: хлебобулочные изделия, роспись на предметах, сувениры из орской яшмы, изделия из Оренбургского пуха. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

2. Аспекты музейной деятельности

Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно – исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея «Город мастеров»

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с

возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в

групповой комнате. Часть экспонатов подарена семьями воспитанников, работниками детского сада, некоторые изделия изготовлены воспитателем и детьми.

3. План работы по созданию мини-музея

Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат

1. Подготовительный этап

  1. Ознакомление с положением конкурса.
  2. Определение темы и названия музея.
  3. Выбор места для размещения.
  4. Выбор инициативной группы.
  5. Решение вопроса о приобретении Экспонатов.

2. Практический этап

1. Сбор и изготовление экспонатов.

2. Оформление выставки.

3. Индивидуальная работа с детьми.

4. Создание мини-музея «Город мастеров»

5. Проведение экскурсий. Ноябрь 2020 г. – декабрь 2020 г.

3. Подведение итогов

III. Экспонаты мини-музея.

Название экспоната Ф. И. О. представившего экспонат
Раздел «Хлеб всему голова»
1. Глиняная ваза Из личной коллекции музыкального руководителя Усманова Р.Ш.
2. Колосья Из коллекции группы Румянцевой С.Н.
3. Мини-хлебобулочные изделия из соленого теста Изготовленные детьми логопедической группы
4. Хлебобулочные изделия из соленого теста (хлеб, батон, каравай, Орский старогородской пирожок, баранка, сушки, пирожок, ватрушка, рогалик, плетенка, витушка, крендель, хворост) Изготовлены семьёй Шинжирбаевых
5. Корзинки Из коллекции музыкального зала
6. Изба с сараем Из коллекции группы Тарасовой О.Н.
7. Альбом с историей изготовления хлеба «Хлеб всему голова» Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В.
8. Иллюстрации хлебобулочных изделий Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В.
9. Рушник Из личной коллекции воспитателя Нефёдовой Е.В.
Раздел «Хохлома и гжель»
10. Маленькие деревянные ложки расписанные под хохлому Из коллекции групп Вальтер Н.Г., Обрезковой Е.А.
11. Большие деревянные ложки расписанные под хохлому Из коллекции музыкального зала
12. Поставок расписанный под хохлому Из коллекции группы Вальтер Н.Г.
13. Деревянные доски расписанные под хохлому Из коллекции группы Вальтер Н.Г.
14. Поднос расписанный под хохлому Из коллекции группы Обрезковой Е.А.
15. Чайник расписанный под гжель Из коллекции группы Обрезковой Е.А.
16. Чайник расписанный под хохлому Из коллекции группы Обрезковой Е.А.
17. Матрешки Из коллекции групп Тарасовой О.Н, Обрезковой Е.А.
18. Самовар расписанный под хохлому Из личной коллекции семьи Бергер
19. Стол расписанный под хохлому Из коллекции группы Вальтер Н.Г.
20. Тарелки Из личной коллекции семьи Ащеуловых
21. Учимся рисовать. Гжель Из коллекции группы Обрезковой Е.А.
22. Учимся рисовать. Хохлома Из коллекции группы Обрезковой Е.А.
Раздел «Оренбургский пуховый платок»
23. Маленькие пуховые паутинки Из коллекции групп Вальтер Н.Г., Захаровой А.Ш.
24. Тряпичные куклы Из коллекции группы Захаровой А.Ш.
25. Белый шарф Из личной коллекции воспитателя Тарасовой О.Н
26. Пуховые платки Из личной коллекции музыкального руководителя Усманова Р.Ш., семьи Феофановых
27. Жилет Из личной коллекции воспитателя Нефёдовой Е.В.
28. Белые перчатки Из личной коллекции семьи Хайдаровых
29. Серые перчатки Из личной коллекции воспитателя Румянцевой С.Н.
30. Варежки Из личной коллекции семьи Сорокиных
31. Альбом с иллюстрациями изделий, историей Оренбургского пухового платка «Оренбургский пуховый платок» Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В.
32. Изображения с подписями «Этапы изготовления Оренбургского пухового платка» Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В.
33. Маленькие пяльцы для чёски платка Изготовлены семьей Лютиковых
34. Ческа для пуха козы Из личной коллекции семьи Сорокиных
Раздел «Яшма»
35. Набор камней Из личной коллекции семьи Хайдаровых
36. Письменный набор Из личной коллекции музыкального руководителя Усманова Р.Ш.
37. Камни яшмы Из личной коллекции воспитателя Румянцевой С.Н., семьи Скопинцевых
38. Бусы Из личной коллекции младшего воспитателя Ильясовой Е.А.
39. Картина Из личной коллекции воспитателя Нефёдовой Е.В.
40. Шкатулка с картиной Из личной коллекции музыкального руководителя Усманова Р.Ш.
41. Шкатулка с ящерицей Из личной коллекции семьи Сорокиных
42. Альбом с историей добычи и использования камня «Яшма» Из коллекции учителя-логопеда Канатьевой М.В.
Раздел «Орск»
43. Книга «Орск. Фотоальбом» Из коллекции группы Вальтер Н.Г.
44. Иллюстрации Валерия Тихомирова «Орск» Из коллекции группы Вальтер Н.Г.

Мероприятия:

Ноябрь Мастер – класс для детей детского сада по изготовлению хлебобулочных изделий из соленого теста. Формировать знания, умения, практические навыки работы с тестом.

Декабрь Знакомство с музеем.

Познакомить с музеем. Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.

Перспектива развития мини-музея

- подбор художественной литературы, коллекций детских мультфильмов, научно-познавательных фильмов о хлебобулочных изделий, орской яшме, Оренбургских пуховых изделиях, русских народных росписях.

- пополнение экспонатов;

- проведение экскурсий для других групп детского сада (музей переместится в музыкальный зал);

- проведение на базе мини-музея или с использованием его коллекций занятий по разным видам деятельности.

Ожидаемые результаты

- повысить уровень участия родителей в воспитательно– образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

- объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

- создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

 

Фотоотчет



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический…

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование приемов работы...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Конспект по физическому развитию «Петушок»

Конспект по физическому развитию «Петушок» Вторая младшая группа Задачи: Образовательные: упражнять детей в ходьбе и беге всей группой за воспитателем; упражнять в ходьбе и беге...

Конспект занятия по аппликации младшей группе. Тема: «Украшение шарфика»

Конспект занятия по аппликации младшей группе Тема: «Украшение шарфика» Программное содержание: расширить знания детей об одежде, обогатить словарь детей по теме...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...