Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит их на лета».

К. Д. Ушинский.


Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка. Это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Речь – это основа человеческого разума и довольно сложный процесс и у каждого малыша протекает по своему. Каждый ребёнок – это личность, в которую заложен свой уникальный путь развития. Не нужно торопить его. Наше доверие и любовь помогут ребёнку развиться гармонично и легко.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и, наблюдая за детьми пришла к выводу, что через игру у ребят развитие речи происходит быстрее. И свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, а так – же помогает опыт коллег. Коллектив дружный и все делятся своими наработками. Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста. В своей работе раскрываю значение игр, их роль и сущность в развитии речи детей. Определила для себя цель и задачи:
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи:

1. Формирование словаря;
2. Развитие звуковой речи, связной речи;
3. Развитие речи как средство общения.
В работе с детьми считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Регулярно предлагаю детям составление различных картинок и кубиков. Яркие предметы вызывают у ребят желание рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действенности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения - игры: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто что делает?», «Назови животных и кто как кричит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Словесные игры: «Назови части целого», «Про кого я говорю?». Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Основная моя задача в области развития речи детей младшего возраста помочь ребятам в освоении разговорной речи. В процессе работы ещё использую развивающие игры.
Игры потешки: «Где же наши ручки?», «Привяжу я козлика…», «Вышли детки на лужок…». Пальчиковые игры: «Сделай ровные ладошки…», «Здороваемся», «Семья». Фольклорные игры: «Сапожок», «Золотые ворота», «Котя – коток испеки к празднику блинок». Речевые игры: «Кто больше?», «Придумаем слова», «Отгадай и назови», «Кто что делает». Музыкальные слова: «Наш оркестр», «Что лишнее?», «Колечко». Сюжетные подвижные игры: «Курица и кошка». Обыгрывание игрушек: «Пароход», «Самолёт», «Оленёнок – Пыжик». Дидактическую игру провожу с игрушками, предметами, картинками и с помощью игр активизирую словарь детей. А ещё хочется отметить театрализованные игры, где речь помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные дети вступают в диалог и раскрываются. Театр для ребёнка – это всегда праздник. Яркие незабываемые впечатления. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительность. В своей работе по развитию речи ребят в театрализованной деятельности использую следующие методы и приёмы.
Игровые: сюрпризные моменты, обыгрывание текста; Словесные: повторение речевого материала, вопросы, договаривание слов, фраз; Наглядные: использование иллюстраций к тексту, использование игрушек.
От театрализованных игр ребята чаще переходят к ролевым играм: «Больница», «Магазин», «Почта» и др. и здесь больше развивается речь детей, в игру вступают стеснительные ребята, у которых слабо развита речь в диалоге и здесь воспитывается дружба. Часто беру роль на себя «Бабушка – Забавушка», «Незнайка» и ведётся диалог с ребятами: « Как испечь бублик?», «Незнайка художник». Эти игры сопровождаются стихами, песенками и ребята вступают в слова текста. При повторении игры дети запоминают слова и начинают подпевать самостоятельно. Работа по развитию речи проводится также и в режимные моменты. Во время умывания, еды, сна, одевания, дети выполняют много разнообразных действий. На прогулке дети раскрывают себя с новой стороны так как вокруг живая природа, яркая и разнообразная, каждый день новая. Ребята любят любое время года и им интересно рассказывать, что вокруг они видят, а моя задача помогать им правильно ставить вопрос, развивать речь. В селе есть библиотека и дошкольники, школьники посещаем её. Встречи всегда проходят с большим интересом, узнают новое «Как сделать ЛЭПБУК? Что это за книга?». Знакомятся с новыми книгами, также здесь размещаются различные литературные выставки по темам недели.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Задержка речевого развития – неусидчивость, невнимательность, снижение успеваемости – все они могут перерасти в более серьёзные проблемы: ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости, ухудшение экологической обстановки и другие различные причины. Большое значение для ребёнка имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. От культуры речи взрослого, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Правила для родителей – читать ребёнку каждый день, народные сказки, небольшие рассказы с повторяющимися действиями, стихотворные сказки К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Муха – Цокотуха», «Телефон» и другие. Нравится детям стихи С.Я.Маршака, А. Барто. В этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты и они очень полезны т. к. привлекают внимание детей к звучанию слов и легко запоминаются детьми. Взаимодействие с родителями имеет большое значение – это важное условие для развития речи детей. Мы, воспитатели, делимся опытом с родителями, что дети познают в группе, в какие игры играют.
Анализ результативности: Обследование детей позволило определить положительную динамику в развитии детей по развитию речи. Речь ребят стала более связной, понятной, чёткой. Игровая деятельность, театрализованные представления и всевоможные игры раскрывают содержание, воспитание и обучение детей. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи.
Использовала литературу:
1. Кольцова М. М., Рузина М. С. «Ребёнок учится говорить». Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: -У-Фактория, 2004.
2. Лурия А.Р. «Речь и интеллект в развитии ребёнка» .- М., 1997.
3. О. С. Ушакова. «Развитие речи детей 3 – 5 лет». –М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи», - М.: Айрис- пресс, 2006.

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова».

Д. С. Лихачёв.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в…

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе Разновозрастная группа

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Проект «Наши маленькие соседи»

«Изучаем природу и животный мир на территории детского сада»Номинация «Все, кто рядом живет» Тема «Наши маленькие соседи»

Читайте также

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой…

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой красивый у нас ёжик получился» Цель: Учить детей лепить образ ежика: туловище...

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для…

Конспект НОД по ФЭМП «Аквариумные рыбы. Животный мир океанов» для подготовительной группы Цель: Развитие математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки измерения жидкости с...