Методическая разработка «Веселый бисер»

(Старший дошкольный возраст)

Пояснительная записка.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека».

Н. Кант.

«Чем больше уверенности и изобретательности

в движении детской руки, тем ярче творческая

стихия детского разума, чем больше мастерства

в детской руке, тем ребёнок умнее.»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность.

В современных условиях необходимы люди с творческим воображением и креативным мышлением. Дети с раннего возраста для игр используют различные гаджеты, что ведет к снижению уровня развития мелкой моторики. Актуальность программы «Весёлый бисер» заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, способствующей формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребёнка. Ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Новизна.

В возрасте 6 – 8 лет ребёнок готов к усвоению сложных графомоторных навыков, в том числе письму. Однако рука дошкольника физиологически несовершенна. В процессе реализации программы «Весёлый бисер» используется совмещение различных средств и материалов, таких как бисер разного диаметра, стеклярус, пайетки, бусины из пластика и дерева, картон, пластилин, бросовый материал (ленточки, нитки, вата, пенопласт, диски, вискозные салфетки, фетр, прутики и т.п.). В процессе обучения используется игровые, личностно – ориентированные, здоровье сберегающие технологии. В программе используются различные методы и приёмы: игровые (игровая ситуация, загадки), наглядные (демонстрация образцов, открыток, иллюстраций, показ способов действия), словесные (объяснение, чтение отрывков из литературных произведений), практические. Работая с бисером у детей формируется правильное распределение мышечной нагрузки руки, активизируется сенсорное познание окружающей действительности. С целью создания композиций, открыток, картин с помощью приёмов бисерографии дети подготавливают руку к письму, развиваются воображение, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), усидчивость, аккуратность, уверенность в себе, что имеет огромное значение при подготовке детей к школе.

Цели работы:

  1. Развитие мелкой моторики через побуждение детей к творчеству и самостоятельности.
  2. Формирование основ составления композиций с использованием различных средств и материалов.

Задачи:

  1. Стимулировать интерес к самостоятельному выбору материала, сюжета для изображения и созданию композиции.
  2. Удовлетворить потребность детей в творческой активности.
  3. Активизировать сенсорное познание окружающей действительности
  4. Способствовать развитию усидчивости, аккуратности, воображения, творческой фантазии.

Направленность: Бисерография является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Программа имеет художественную направленность.

Программа ознакомительного уровня

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы от 6 до 8 лет.

Срок реализации.

Программа рассчитана на 1 год. Общая продолжительность обучения составляет 56 часов.

Режим занятий.

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 6 – 8 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Во время занятий предусмотрены физкультминутки и гимнастика для глаз – предупреждения и снятия зрительного утомления и физического напряжения.

Формы проведения занятий.

При выборе объектов для изображения необходимо учитывать интересы детей. Работа проводится небольшими группами и индивидуально.

Ожидаемый результат.

К концу обучения дети научатся пользоваться пинцетом, выкладывать контуры разными способами, создавать композиции, освоение программы будет способствовать формированию координации движений рук, развитию мелкой моторики.

Формы подведения итогов.

Реализации дополнительной общеобразовательной программы являются участие в конкурсах, выставках детских творческих работ, открытые занятия для родителей.

Диагностика уровня освоения программы «Весёлый бисер».

Диагностика проводится 3 раза в год: первичная (октябрь), промежуточная (январь), итоговая (май). При проведении диагностики используются такие методы как наблюдение, уровень выполнения работ, опрос.

Низкий уровень – ребёнок знает правила работы, но не может применить их на практике. Самостоятельно выполнить работу не может, на каждом этапе обращается за помощью.

Средний уровень – ребёнок знает правила выполнения работы, применяет их на практике. Затрудняется в выборе материала, цветовой гаммы, иногда обращается за помощью.

Высокий уровень – знает и применяет правила работы, самостоятельно делает выбор материала, составляет композицию, оказывает помощь другим.

Навык сформирован – 3 балла.
На стадии формирования – 2 балла.
Навык не сформирован – 1 балл.

Список детей Первичная Итоговая
Пользуется материалами, пинцетом. Выкладывает контуры, создаёт композицию. Развитие мелкой моторики. Пользуется материалами, пинцетом. Выкладывает контуры, создаёт композицию Развитиемелкой моторики.

Учебно – тематический план

Название темы Всего (мин) Теоретическая часть (мин) Практическая часть (мин)
1 Вводное, инструктаж 30 30 -
2 Кошка 30 5 25
3 Кошка (продолжение) 30 5 25
4 Кошка (продолжение) 30 5 25
5 Кошка (продолжение) 30 5 25
6 Кошка (продолжение) 30 5 25
7 Щенок 30 5 25
8 Щенок (продолжение) 30 5 25
9 Щенок (продолжение) 30 5 25
10 Щенок (продолжение) 30 5 25
11 Снегирь 30 5 25
12 Снегирь (продолжение) 30 5 25
13 Снегирь (продолжение) 30 5 25
14 Зайчонок с морковкой 30 5 25
15 Зайчонок с морковкой (продолжение) 30 5 25
16 Зайчонок с морковкой (продолжение) 30 5 25
17 Зайчонок с морковкой (продолжение) 30 5 25
18 Символ года 30 5 25
19 Символ года (продолжение) 30 5 25
20 Символ года (продолжение) 30 5 25
21 Снегурочка (Дед Мороз) 30 5 25
22 Снегурочка (Дед Мороз) (продолжение) 30 5 25
23 Снегурочка (Дед Мороз) (продолжение) 30 5 25
24 Составление новогодней композиции 30 5 25
25 Рождественский ангел 30 5 25
26 Ангел (продолжение) 30 5 25
27 Ангел (продолжение) 30 5 25
28 Церковь 30 5 25
29 Композиция «Рождество. Ангел над церковью» 30 5 25
30 Пингвин 30 5 25
31 Пингвин (продолжение) 30 5 25
32 Композиция «Пингвин на льдине» 30 5 25
33 Валентинка 30 5 25
34 Открытка «Валентинка» 30 5 25
35 Снеговик 30 5 25
36 Снеговик (продолжение) 30 5 25
37 Композиция «Снеговик» 30 5 25
38 Подарок маме (цветы) 30 5 25
39 Подарок маме (продолжение) 30 5 25
40 Открытка «Цветы» 30 5 25
41 Весенний пейзаж 30 5 25
42 Весенний пейзаж (продолжение) 30 5 25
43 Лебедь 30 5 25
44 Лебедь (продолжение) 30 5 25
45 Пруд 30 5 25
46 Камыши 30 5 25
47 Композиция «Лебедь на пруду» 30 5 25
48 Пасхальное яйцо 30 5 25
49 Пасхальное яйцо (продолжение) 30 5 25
50 Машина для родителей 30 5 25
51 Дорога 30 5 25
52 Композиция «Машина на шоссе» 30 5 25
53 Открытки детскому саду 30 5 25
54 Открытки детскому саду (продолжение) 30 5 25
55 Открытки детскому саду (продолжение) 30 5 25
56 Заключительное: Выставка – презентация работ 30 5 25
  Итого: 56 академ. часа 1680 мин 280 мин 1400 мин

Содержание программы.

  1. Тема: «Вводное, инструктаж».
    Теоретическая часть: Знакомство с работой по программе «Весёлый бисер». Правила техники безопасности.
    Практическая часть: -
  1. Тема «Кошка».
    Теоретическая часть: Демонстрация изображений кошки. Обсуждение выбора расцветки котов.

Практическая часть: Объединение контура, вырезание, размазывание пластилина по поверхности.

  1. Тема «Кошка» (продолжение).
    Теоретическая часть: Повторение частей тела кошки.
    Практическая часть: Выкладывание контура пинцетом.
  1. Тема «Кошка» (продолжение).
    Теоретическая часть: Демонстрация работы стеком.
    Практическая часть: Прорисовывание внутренних контуров стеком, выкладывание бисером внутренних контуров и мелких деталей тела кошки.
  2. Тема «Кошка» (продолжение).
    Теоретическая часть: Вспомнить рассказы, стихотворения, песни, мультфильмы про котов.
    Практическая часть: Выбор оттенков бисера, плотное заполнение внутренних частей кошки.
  1. Тема «Кошка» (продолжение).
    Теоретическая часть: Обсуждение «как можно украсить готовую картинку.
    Практическая часть: Продолжить выкладывать внутренние части тела; приклеивание кошки на цветной картон; украсить картинку по выбору детей.
  1. Тема «Щенок».
    Теоретическая часть: Вспомнить породы собак.
    Практическая часть: Размазывание пластилина по картонному шаблону. Выкладывание внешних контуров.
  1. Тема «Щенок» (продолжение)
    Теоретическая часть: Чтение стихотворений про собак и щенков.
    Практическая часть: Выкладывание внутренних контуров пинцетом.
  1. Тема «Щенок» (продолжение).
    Теоретическая часть: Какого окраса бывают собаки. Выбор цветовой гаммы.
    Практическая часть: Заполнение бисером внутреннего пространства.
  1. Тема «Щенок» (продолжение).
    Теоретическая часть: Любимая еда для собак, игрушки для собак.

Практическая часть: Приклеивание картинки на картон. Дополнение работы: выложить бисером косточку, мячик и т.п.

  1. Тема «Снегирь».
    Теоретическая часть: Демонстрация изображений снегиря, повторение частей тела птицы.
    Практическая часть: Обведение контура, вырезание, размазывание пластилина по поверхности. Выкладывание контура с помощью пинцета.
  1. Тема «Снегирь» (продолжение).
    Теоретическая часть: Обсуждение «как зимуют снегири»
    Практическая часть: Прорисовывание внутренних контуров стеком и выкладывание их бисером.
  1. Тема «Снегирь» (продолжение).
    Теоретическая часть: Чем отличаются по расцветке самец и самка снегирей.
    Практическая часть: Выбор оттенков и заполнение внутренних частей птицы.
  1. Тема «Зайчонок с морковкой».
    Теоретическая часть: Высказывания детей, что они знают о зайцах и кроликах.
    Практическая часть: Размазывание пластилина по поверхности заготовки. Выкладывание внешнего контура бисером.
  1. Тема «Зайчонок с морковкой» (продолжение).
    Теоретическая часть: Какие зайцы по характеру.
    Практическая часть: Прорисовывание внутренних контуров частей тела зайца, выкладывание бисером.
  1. Тема «Зайчонок с морковкой» (продолжение).
    Теоретическая часть: Выбор цвета.
    Практическая часть: Плотное заполнение бисером внутренних частей зайца.
  1. Тема «Зайчонок с морковкой» (продолжение).
    Теоретическая часть: чем питаются зайцы и кролики.
    Практическая часть: Изготовление бисерной морковки. Составление композиции.
  1. Тема «Символ года».
    Теоретическая часть: Обчуждения выбора размера символа, что мы хотим сделать, навыки умения пользоваться иглой.
    Практическая часть: Вырезание контура, размазывание пластилина по картонной поверхности. Нанизывание бисера на нитку при помощи иглы.
  1. Тема «Символ года» (продолжение).
    Теоретическая часть: Демонстрация и объяснение приёма выкладывания контура бисерной ниткой.
    Практическая часть: Выкладывание контура по периметру при помощи бисерной нитки, выкладывание внутренних контуров пинцетом.
  1. Тема «Символ года» (продолжение).
    Теоретическая часть: Обсуждение оформления поделки.
    Практическая часть: Выкладывание внутреннего пространства детали; приклеивание петли с изнаночной стороны поделки.
  1. Тема «Снегурочка (Дед Мороз)» – по выбору.
    Теоретическая часть: Обсуждение выбора поделки, планирование деталей костюма.
    Практическая часть: Выбор цветовой гаммы, размазывание пластилина, наклеивание заготовки на картон.
  1. Тема «Снегурочка (Дед Мороз)» (продолжение).
    Теоретическая часть: Работа стеком, пинцетом. Рассказ о Снегурочке и Деде Морозе, о празднике Новый год.
    Практическая часть: Прорисовывание стеком внутренних контуров и выкладывание их при помощи пинцета.
  1. Тема «Снегурочка (Дед Мороз)» (продолжение).
    Теоретическая часть: Выбор оформления костюма.
    Практическая часть: Заполнение внутренних частей бисером, стеклярусом, пайетками.
  1. Тема «Составление новогодней композиции»
    Теоретическая часть: Придумывание новогодней композиции.
    Практическая часть: Выполнение дополнительных элементов: косы у Снегурочки, бантики, борода, мешок у Деда Мороза из ниток, ваты, приклеивание снежинок.
  1. Тема «Рождественский ангел».
    Теоретическая часть: Беседа «Кто такой ангел?»
    Практическая часть: Рисование контура, размазывание пластилина по картонной заготовке, прорисовывание деталей стеком.
  1. Тема «Ангел» (продолжение).
    Теоретическая часть: Обсуждение одежды ангела.
    Практическая часть: Выполнение контуров бисерной ниткой, пинцетом.
  1. Тема «Ангел» (продолжение).
    Теоретическая часть: Выбор материала; обсуждение выражения лица ангела.
    Практическая часть: Заполнение внутреннего пространства.
  1. Тема «Церковь».
    Теоретическая часть: Обсуждение темы «Почему в Рождество люди ходят в церковь?»
    Практическая часть: Размазывание пластилина по основе, выполнение контура и заполнение внутренних деталей пайетками.
  1. Тема Композиция «Рождество. Ангел над церковью.»
    Теоретическая часть: Составление рождественской композиции.
    Практическая часть: Приклеивание церкви, ангела, дополнение композиции: снег из ваты, снежинки, рождественская звезда.
  1. Тема «Пингвин»
    Теоретическая часть: Повторение знаний о пингвинах: части тела, среда обитания, чем питается.
    Практическая часть: Размазывание пластилина по основе, работа стеком, выкладывание контуров бисерной ниткой.
  1. Тема «Пингвин» (продолжение).
    Теоретическая часть: Повадки пингвинов. Выбор материалов.
    Практическая часть: Заполнение бисером внутренних частей пингвина.
  1. Тема композиция «Пингвин на льдине».
    Теоретическая часть: Обсуждение будущей поделки.
    Практическая часть: Приклеивание на диск, приклеивание льдин из пенопласта, выполнение петли из тесьмы.
  1. Тема «Валентинка»
    Теоретическая часть: сделать индивидуальный выбор дизайна валентинки.
    Практическая часть: Выполнение заготовок, выкладывание контуров на пластилиновой основе.
  1. Тема Открытка «Валентинка»
    Теоретическая часть: кому и почему мы дарим валентинки.
    Практическая часть: Выполнение открытки.
  1. Тема «Снеговик»
    Теоретическая часть: обсуждение «Как мы будем выполнять изображение снеговика».
    Практическая часть: Вырезание контуров, размазывание пластилина по заготовке, нанизывание бисера на нитку при помощи иглы, выполнение контуров.
  1. Тема «Снеговик» (продолжение)
    Теоретическая часть: Обсуждение, чем мы будем выкладывать снеговика. Выбор материалов (бисер, стеклярус, пайетки).
    Практическая часть: Выполнение снеговика, приклеивание на цветной картон.
  1. Тема композиция «Снеговик»
    Теоретическая часть: выбор аксессуаров для снеговика (нос, ведро, метла): прутики, вискозные салфетки, фетр, вата и др.
    Практическая часть: Выполнение композиции.
  1. Тема «Подарок маме (цветы)».
    Теоретическая часть: Рассматривание изображений цветов, выбор понравившихся.
    Практическая часть: Вырезание заготовок, размазывание пластилина, прорисовывание внутренних контуров стеком.
  1. Тема «Подарок маме (цветы)» (продолжение).
    Теоретическая часть: Выбор оттенков цветов, обсуждение выбора.
    Практическая часть: Заполнение внутренних частей цветов бисером.
  1. Тема Открытка «Цветы».
    Теоретическая часть: Рассматривание поздравительных открыток к 8 Марта. Беседа «Как красиво оформить открытку».
    Практическая часть: Приклеивание бисерных цветов, составление композиции, выполнение открытки.
  1. Тема «Весенний пейзаж»
    Теоретическая часть: Рассматривание весенних пейзажей. Выбор пейзажа для изображения.
    Практическая часть: Выполнение заготовок.
  1. Тема «Весенний пейзаж» (продолжение)
    Теоретическая часть: Выбор весенней цветовой гаммы.
    Практическая часть: Выполнение пейзажа на диске.
  1. Тема «Лебедь»
    Теоретическая часть: Рассматривание фотографий лебедей; выявление характерных особенностей строения тела.
    Практическая часть: Размазывание пластилина по заготовке, работа со стеком, выкладывание контуров при помощи пинцета.
  1. Тема «Лебедь» продолжение.
    Теоретическая часть: Выбор цветового изображение лебедя.
    Практическая часть: Выкладывание тела бисером или пайетками ( или сочетание используемых материалов).
  1. Тема «Пруд».
    Теоретическая часть: Условия обитания лебедей.
    Практическая часть: Выполнение детали бисерного пруда. Сочетание разных оттенков для водной поверхности.
  1. Тема «Камыши».
    Теоретическая часть: Прибрежная растительность водоёмов.
    Практическая часть: Выкладывание камышей при помощи бисерной нитки и пинцета.
  1. Тема Композиция «Лебедь на пруду».
    Теоретическая часть: повторения приёмов выполнения композиций.
    Практическая часть: Составление композиции из отдельных деталей.
  1. Тема «Пасхальное яйцо».
    Теоретическая часть: Почему на Пасху люди обмениваются яйцами.
    Практическая часть: Нанесение пластилиновой основы на пластмассовое яйцо от киндер – сюрприза. Прорисовывание узоров стеком.
  1. Тема «Пасхальное яйцо» (продолжение).
    Теоретическая часть: как можно декорировать пасхальные яйца для подарка.
    Практическая часть: оформление пасхального яйца по выбору.
  1. Тема «Машина для родителей».
    Теоретическая часть: Беседа на тему «Легковые автомобили».
    Практическая часть: Выкладывание контуров и заполнение внутренних деталей машины.
  1. Тема «Дорога».
    Теоретическая часть: Безопасность на дороге.
    Практическая часть: Выполнение шоссейной дороги из бисера.
  1. Тема «Композиция «Машина на шоссе».
    Теоретическая часть: Беседа «Путешествуем на машине».
    Практическая часть: Составление композиции с элементами дорожных пейзажей.
  1. Тема: «Открытки детскому саду»

Теоретическая часть: Выбор сюжета

Практическая часть: Выполнение заготовок. Выкладывание деталей пластилином.

  1. Тема: «Открытки детскому саду»

Теоретическая часть: Выбор материалов для работы

Практическая часть: Выкладывание контуров, заполнение внутренних частей.

  1. Тема: «Открытки детскому саду»

Теоретическая часть: Обсуждение подарков

Практическая часть: Составление композиции открытки.

  1. Тема «Итоговое занятие»
    Теоретическая часть: Беседа о проделанной работе за год.
    Практическая часть: Выставка – презентация детских работ.

Список литературы.

  1. Интернет – ресурсы

Зайцева Е.А., заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, Одинцова И.В., воспитатель. Мастер – класс по развитию мелкой моторики рук у детей.

  1. Интернет – ресурсы: МДТФ – Апельсин, страна мастеров.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей, ООО Изд. «Скрипторий», 2003.
  3. Шанина С.А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребёнка, М., 2008.

1

2

3



Новые публикации

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные помощники природы» Цель: Формировать у детей основы экологической культуры. Задачи: Образовательные: расширять...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Тема: Рассказ по картине…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Тема: Рассказ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Подготовительная группа Цель: уточнить знания детей о временах года...

Распространение опыта по изучению цветов. Проект «Цветная неделя» в средней…

Распространение опыта по изучению цветов. Проект «Цветная неделя» в средней группе Участники проекта: Дети, родители, воспитатель средней группы. Тип проекта: По доминирующей...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи «Кто как кричит»

Конспект открытого занятия по развитию речи «Кто как кричит» Первая младшая группа Цель: расширения знаний детей о домашних животных, как они подают голос, познакомить...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки» Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности. Задачи: учить количественному счету...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие Фиксиков в…

Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие Фиксиков в бумажную страну» Цель: Формировать у детей знания о бумаге, её свойствах...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...