Лэпбук «Берегите природу!»

(Приложение к лэпбуку «Берегите природу!»)

Лэпбук «Берегите природу!»

 

Дидактическая игра по экологическому воспитанию

«Цепочки питания»

Цель игры: Познакомить детей с пищевой цепочкой в мире растений и животных. Рассказать детям кто кем питается. Учить строить пищевые цепочки, начиная с растений, которым жизнь даёт солнце, воздух и вода. Продолжать пищевой ряд насекомыми, пресмыкающимися, мелкими животными, переходя к более крупным млекопитающим.

Правила игры: Перед детьми раскладывается солнышко, как первое звено в цепочке питания. Предлагается детям собрать на лучик (цветной шнурок) цепочку из картинок, изображающих объекты живой природы, в той последовательности, в которой отражено кто, кем питается.

 

Беседа «Кому нужны деревья в лесу»

Цель: Формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека.

Задачи:

Обучающие:

обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

Развивающие:

развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

развивать умения проводить опыты

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе;

Ход беседы.

Воспитатель:

Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. Лес — настоящие легкие нашей планеты: он помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.

Лесные деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества — фитонциды. Легко дышится в хвойных лесах, но и горьковатый запах белых кистей цветущей черемухи, и смолистый запах лопающихся почек осины — все это фитонциды, убивающие микроорганизмы. Плоды, цветы, листья, ветки и корни — источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой — холод.

Воспитатель: Ребята, природа существует независимо от человека.

Природа еще бывает живой и неживой. И прежде чем отправиться в путешествие, мы должны это знать.

Скажите, что мы отнесем к живой природе?

Дети: К живой природе мы отнесем птиц, животных, насекомых, рыб.

Воспитатель: Почему вы их отнесли к живой природе?

Дети: Потому что они рождаются, питаются, дышат, размножаются, двигаются, умирают.

Воспитатель: Вы ответили правильно, но это еще не все, что относится к живой природе. Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются из маленького семечка, растут, едят, пьют, вырастают очень большие и приносят нам с вами огромную пользу.

Вы догадались, о чем я говорю?

Дети: Вы говорите о деревьях

Воспитатель: Правильно, я говорю о деревьях. Но не только деревья мы относим к живой природе, а и все растения тоже.

Что относиться к неживой природе?

Дети: камень, песок, земля

Воспитатель: А какие деревья вы знаете?

Дети: берёза, дуб, осина, ёлка

Воспитатель:

(Работа с макетом Ель.)

Ель – это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок, потому что даже в жаркий день в еловом лесу прохладно и темно(Показ дерева макета ели.)

Белоснежная береза - Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры, березовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока. (Показ дерева макета березы.)

Дуб - Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. Посев желудей является основным способом восстановления дубовых лесов. Жёлуди служат хорошим кормом для животных. (Показ дерева- макета дуба.)

Сосна – удивительное дерево. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Сосны вечнозеленые, хвойные, богатые смолой деревья(Показ дерева макета сосны.)

Вопросы к детям:

• Ребята, а что общего у всех деревьев(ствол, корни, ветви, лист, плод с семенами).

• Какие части растений расположены под землей, над землей?

• Что нужно для роста растений?

• Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в квартирах. Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия. Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом.

Подскажите, какие обитатели леса живут на деревьях(Белка, бурундук, сова, насекомые, гусеница, жук.)

Воспитатель: Насекомые, птицы, и мелкие животные

А под деревьями(Заяц, ёжик, муравьи, насекомые.)

(Дети показывают кому нужны деревья, на макете «Ель».)

Воспитатель: Все верно.

3. Физминутка:

А мы по лесу гуляли,

И лисичку повстречали.

Под кустом она сидит –

Видно, зайку сторожит.

А мы по лесу гуляли,

И зайчонка повстречали.

Зайка скачет по дорожке,

Быстрые у зайки ножки.

А мы по лесу гуляли,

Ёжика мы повстречали

По дорожке он идет,

На спине грибок несет.

А мы по лесу гуляли,

Белочку мы повстречали.

Белка кушает без спешки,

Зубками грызет орешки.

А мы по лесу гуляли,

И медведя повстречали.

Мишка по лесу шагает,

Ребятишек он пугает.

Мы от страха задрожали,

И от мишки убежали.

(Просмотр презентации о лесных обитателях.)

 

Дидактическая игра «Путь мусора»

Дидактическая игра «Путь мусора»

Цель: ознакомление детей с понятием "сортировка мусора", "вторичная переработка".
Задачи:
1) дать представление о способах решения некоторых экологических проблем;
2) способствовать формированию экологической культуры, развивать умение классифицировать;

3) воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность, аккуратность, принципиальность.

Почему нельзя смешивать отходы? Бытовые отходы нужно сортировать, так как это облегчает их вторичное использование или переработку.

Ход игры.

В двух баках лежат картинки с изображением различных отходов. Детям необходимо разобрать по урнам, а потом по машинам.

 

Лото «Животный и растительный мир Красной книги»

Задачи:

- развивать мышление, речь, восприятие, внимание, воображение;

- развивать знания о мире растений;

- закреплять представления об основных цветах;

- учить детей самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, анализировать;

- развивать мелкую моторику рук.

Методические рекомендации.

1. В игре могут участвовать от 2 до 8 человек.

С детьми младшего дошкольного возраста в роли ведущего выступает взрослый. Дети старшего дошкольного возраста после объяснения правил игры могут играть самостоятельно.

Правила игры.

Каждый участник берет себе одну или две картинки.

Если количество участников игры меньше 8 человек, и не все карты разобраны, ведущий отбирает маленькие карточки только к тем большим картам, которые используются в игре.

Маленькие карточки ведущий перемешивает и складывает в коробку. Затем он достает из коробки карточку и, показывая ее играющимспрашивает«Что это за растение«Кому оно нужно?».

Играющий, у которого есть рисунок этого растения, говорит, например: «У меня вишня» Он получает от ведущего карточку и закрывает ею рисунок на своей карте.

Если играющий не смог правильно назвать растение или не заметил его на своей карте, ведущий называет растение сам, а карточку кладет обратно в коробку.

Затем он достает из коробки другую карточку.

Выигрывает тот, кто первым закроет все рисунки на своей большой карте.

 

Беседа: «Как лесник заботится о лесе»

Беседа: «Как лесник заботится о лесе»

Программные задачи:

- Дать детям представление о том, как лесник заботится о лесе.

- Продолжать развивать связную речь.

- Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

Словарь – обогащать речь детей словами: стужа, вешки, половодье, бескормица, лесхоз, лесничество.

Загадка о лесе. Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом. -

Чудеса увидишь в нём. (Лес.)

Дети, сегодня я предлагаю, поговорить о лесе, о том кто заботится о лесе. Согласны? (Да.)

Давайте вспомним, что растёт в лесу? (Дети: деревья, кусты, мох, грибы, ягоды, трава, лекарственные травы.)

Кто живёт в лесу? (Дети: в лесу живёт много разных зверей, птиц и насекомых.)

Каких обитателей леса вы знаете? (Дети: медведь, лось, ёж, белка и т. д.)

Как вы думаете, боятся ли звери живущие в лесу, зимы? (Дети: не боятся звери зимы.)

Что их спасает от зимней стужи, от хищников? (Дети: звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние и поменяли их окраску.)

Как вы считаете, не страшен ли им голод? (Дети: нет не страшен.)

Чем питаются звери в зимний период? (Дети: белка питается еловыми шишками. Зайцы и лоси кормятся ветками и корой деревьев. Волк и лиса питается мышами. Медведи, барсуки и ежи спят всю зиму в своих берлогах и норках.)

Но зверям зимой нередко бывает голодно и холодно. Поэтому их надо подкармливать. А сейчас я предлагаю поиграть, вы согласны? (Да.)

Зайцы скачут: скок-скок-скок!

Да на беленький лужок, приседают, слушают,

Не идёт ли волк. Раз согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Кто заботится о лесе в разное время года(Человек, люди, лесники.)

Как называют человека, который зимой в лесу для зверей развешивает заготовленные вешки, раскладывает сено, соль, корочки хлеба, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди. (Дети: это лесник.)

Дети, лес – это всё равно, что многоэтажный дом, в котором живёт много разных лесных жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Главные в лесу – это деревья и другие растения: они дают пищу и убежище многим животным. За всем лесом присматривают специальные люди – лесники. Они хорошо знают всех обитателей леса и стараются помочь им в трудное время. Главная задача – лесников – это уберечь лес от пожара: ведь в огне гибнут деревья и все его обитатели.

Лесники, которые работают в лесхозах, лесничествах заботятся о лесе: берегут от пожара, помогают животным в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье, поддерживает чистоту в лесу, спасают детёнышей, если погибли родители, борется с браконьерством, высаживают молодые деревья. Лес – наше богатство.

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес.

Полный сказок и чудес.

Рассказ по опорным картинкам «Как лесник заботится о лесе».

 

Игра «Цепочки роста».

Эта игра-занятие для детей поможет им сформировать понятие этапов развития человека, насекомых, растения, животных, рыб.

С помощью этих картинок вы расскажете детям, как из икринки вырастает рыба, из яйца – курица, и т.д.

Ребенок узнает все этапы роста организмов, что в дальнейшей жизни поможет ему все шире познавать окружающий нас мир.

 

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Задачи:

• Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

• Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

• Показать, что природа - гениальный конструктор, инженер. Человек должен учиться у природы.

• Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

• Воспитывать пытливость, любознательность, умение использовать полученные знания.

Материал:

Надписи «живая» и «неживая» природа,

Раздаточные картинки живой и неживой природы.

Предварительная работа:

Рассматривание и работа по таблице «живая природа» - двигается, дышит, питается, растет, размножается.

Беседы о планете Земля, космосе, рассматривание экологических знаков, иллюстраций экологических катастроф.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Стрекоза — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «стрекоза» зеленого цвета, а карточка «горы» — голубого цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и стрекоза), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками голубого цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

 

Игра «Экологические знаки»

Цель: Формирование у детей ответственного отношения к природе. Познакомить с правилами поведения на природе.

Задачи: Способствовать воспитанию любви к природе.

Экологические знаки:

Не рви цветы

Нельзя разорять муравейник

Не ломайте ветки деревьев и кустарников

Не повреждайте кору деревьев

Нельзя брать яйца из гнёзд

Не разводи костёр в лесу

Не сбивайте грибы, даже не съедобные

Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.

В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум

Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор.

Ты, человек, и любя природу

Хоть иногда её жалей

В увеселительных походах

не растопчи её полей!

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Не жги её напропалую

Нас много -а она одна.

 

Беседа «Береги живое!»

Задачи:

  1. Познакомить детей с природой различных регионов России: растительный мир, животный мир.
  2. Закрепить представления о животных наших лесов: кто обитает в наших лесах, повадки и поведение, приспособление к неблагоприятным условиям.
  3. Сформировать бережное отношение к природе и животным.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие: формировать бережное отношение к животным; вырабатывать правила поведения в лесу.

Наглядный материал и оборудование: слайды, демонстрационный материал с изображениями животных, раздаточные карточки для ответов на вопросы, рисунки детей на экологическую тему, музыкальная композиция, таз с водой и «мусором».

Ход образовательной деятельности:

  1. Вводная часть. Когда я сегодня шла к вам, то по дороге встретила Незнайку и он мне сказал, что вчера в нашем лесу встретил тигра. Как вы думаете, прав ли Незнайка? Для того, чтобы в этом разобраться, мы сейчас отправимся в путешествие по нашей стране.
  2. Основная часть.

Чтение текста одновременно с демонстрацией слайд-шоу:

- Огромна протяженность нашей страны России с севера (на карте сверху) на юг (на карте снизу), с запада на восток. Природа на севере очень сурова.

- Что можно сказать о природе этого края?

- С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан. Льды этого океана не тают круглый год, поэтому его дыхание создает на побережье холодную погоду, там очень много айсбергов, они очень опасны для кораблей. На севере нашей страны есть удивительное явление- северное сияние. Растительность скудная, мало видов животных.

- Каких животных можете назвать? (белые медведи, северные олени, различные птицы).

- Теперь посмотрим на фотографии лесов. Что мы видим? Эта часть России называется средней полосой. Условия здесь более благоприятные. Здесь живет много людей, обитают разнообразные звери, птицы, рыбы, насекомые.

- Каких животных можете назвать? (слайды с животными и природой средней полосы)

- Теперь предлагаю вам ребята побывать в Сибири

- В Сибири условия жизни более суровые, чем в средней полосе. Какие растения вы видите? (в основном хвойные). Как называется такой лес?

- Такой лес называется тайга.

- В Сибири есть самое глубокое и чистое озеро «Байкал».(Слайды природы ,животных и птиц).

- На юге расположено теплое Черное море. Здесь есть и горы, самая высокая из них - гора Эльбрус. (Слайды с горами и животными, птицами.)

- На Дальнем Востоке много вулканов. Самый крупный город там морской порт Владивосток. Море не такое теплое.

- Кого здесь можно встретить? (Здесь можно встретить лесного жителя тигра).

- Этих красивых хищников у нас осталось мало, они охраняются государством. Как вы думаете, почему? Что необходимо делать для того, чтобы тигров стало больше?

- Что можете рассказать о природе нашего края?

- Как необходимо относится к природе нашего края? (Ее нужно беречь).

 

Беседа «Образование цепей питания в лесу»

Беседа «Образование цепей питания в лесу»

Цель: формирование экологических знаний у детей.

Задачи:

закрепить знания названий животных, птиц, насекомых;

- закрепить знания о питание и жилище животных, птиц, насекомых;

- формировать умение выстраивать цепь питания;

- развивать познавательный интерес, внимание, быстроту реакции, коммуникативные навыки;

- воспитывать бережное отношение и заботу о живых организмах.

 

Рассказы по опорным картинкам «Миша собирается в поход», «Ребята нашли в кустах гнездо»

Цели: учить определять и воспроизводить логику описательного рассказа; сочинять сюжетные рассказы по картинкам в соответствии со структурой содержания.

Ход

Учить созданию рассказа по серии картинок. Сначала воспитатель рассказывает по картинкам и выкладывает в правильной последовательности. Затем он перемешивает картинки и предлагает ребёнку вспомнить последовательность и составить рассказ.

В подготовительной группе дети самостоятельно определяют последовательность сюжета и составляют рассказ.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В…

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В гостях у бабушки Полины»

Читайте также

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины»

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины» Анализ открытого занятия. Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 12 детей. Цель: Продолжать формировать представления и...

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…»

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Осеннее путешествие…» Цель: привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи...