«Использование детской журналистики в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста»

 

 

Возрастная категория детей: 5 – 7 лет.

Литература:

  1. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7—2.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, под ред. Л.Н. Прохоровой. М., 2004.
  3. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2006. № 1.
  4. Чернова Е.С., старший воспитатель детского сада № 16. Детская журналистика как средство развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Место проведения: группа детского сада, макросреда детского сада, исторически, культурные объекты города.

Оборудование: кепки, микрофоны, блокноты, планшет, ноутбук, телевизор.

Актуальность

Современный мир меняется стремительно, и человеку все реже удается опереться на типовые поведенческие модели и все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. И здесь, немаловажную роль играет общение, наличие коммуникативных навыков, умение вести диалог.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Основная идея

Изучение научно-методической литературы позволило остановить выбор на технологии детской журналистики, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменение, красоту, его проблемы. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, даёт широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребёнка.

Мы предполагаем, что обращение к детской журналистике наполнит новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованная деятельность будет эффективным фактором развития их речевой и познавательной активности. Помимо этого, посредством организации разнообразных индивидуальных и совместных форм деятельности в журналистскую деятельность будут включены все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – и социальные партнеры.

Возможность и целесообразность использования детской журналистики в работе с детьми дошкольного возраста подчеркивается многими учеными. Какова же роль детской журналистики в развитии старших дошкольников? Во-первых, дошкольники получают новый познавательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные навыки учения, способствуют развитию любознательности, наблюдательности, организованности, дисциплины, коммуникации. При этом детскую журналистику, возможно, использовать для реализации любой образовательной области она в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Исходя из специфики данной технологии, дидактическими средствами будут являться и средства журналистики. Мы предполагаем, что они позволят обеспечить успешную реализацию поставленной цели. Например, метод интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. А продукты детского «пресс-центра» группы будут результатом познавательного развития и увлекательной творческой игры.

Цель: развитие умения дошкольников ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

Задачи:

- развивать интересы детей, любознательность познавательной мотивации;

- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;

- развивать умение использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;

- формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца;

- воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров;

- вовлекать родителей в образовательную деятельность.

Основными принципами использования журналисткой деятельности являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, учет интересов детей в разных областях познания, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Основополагающие принципы:

- принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;

- принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов;

- личностный – готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самостоятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их;

- принцип творчества – формирование образного и логического мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества;

- принцип ответственности – развитие ответственности за порученное дело;

- принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми, актуальными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами»;

- принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей;

- принцип психологической комфортности – ориентация на добрую информацию и положительные эмоции.

Этапы развития журналисткой деятельности в группе

Подготовительный

Мы познакомили детей с профессией журналиста, ее особенностями и разновидностями с помощью рассказов, презентаций, фотографий, проигрывания различных ситуаций журналисткой деятельности.

1. Беседа «Профессия журналиста» Кто такие журналисты?
Чем они занимаются?
Где можно увидеть результаты их труда?
Перед проведением беседы дети рассматривают газеты и журналы. Иллюстрации с изображением журналистов, газеты, журналы.

Основной

Работа по организации журналисткой деятельности в нашей группе началась с издание поздравительных газет (к дню Дошкольного работника, к дню Матери, к Новому году, к 8 марта). С помощью метода интервью дети узнавали об особенностях профессиональной деятельности работников детского сада, о том, что любят их мамы, о том, чтобы хотели получить на Новый год окружающие их люди. Опираясь на собранную информацию, дети придумывали содержание газеты и оформляли ее.

Следующим этапом работы наших журналистов стало создание «Солнечных новостей».

Создание «Солнечных новостей»

  Формы работы Ход образовательной деятельности Комментарии Материально- техническое обеспечение
I этап. Организационный момент.
1. Ролевая игра «Журналисты» - Давайте поиграем с вами в журналистов. Журналисты будут расспрашивать детей о новостях, которые произошли у них в жизни. Для этого нужно не только выслушать новость, но и поподробнее расспросить о ней. Воспитатель стимулирует детей задавать вопросы об услышанных событиях. Микрофон.
II этап. Мотивационная составляющая
1. Проблемная ситуация - Мы с вами назвали много новостей, а можем ли мы поделиться ими окружающими, например, мамами и папами (Можем рассказать им о них). С помощью чего мы можем рассказать? (С помощью газеты, журнала, видео). Кто будет заниматься сбором и оформлением новостей? (Журналисты). Как мы назовем свою студию новостей? (Солнечные новости)
О чём мы будем рассказывать в Солнечных новостях? (О нашей группе).
Знаменательные события в группе оформлялись в форме фотовыставки, затем фотографии хранились в фотоальбоме. Фотоальбом группы.
2. Обсуждение содержания «Солнечных новостей». В ходе осуждения мы решили, что мы расскажем:
- почему наша группа называется «Солнышко»;
- о наших любимых играх и игрушках;
- о правилах группы;
- о том, что интересного дети узнали;
- о новостях каждой недели;
- о наших соревнованиях;
- о наших героях-победителях.
Разделы новостей могут появляться постепенно, по предложению детей и по мере необходимости. Варианты оформления страничек.
3. Практическая деятельность – создание «Солнечных новостей» Сбор информации. Оформление новостей в бумажном варианте. Сбор информации с помощью метода интервью, мини – проектов на интересующие детей темы, рассказов о прошедших событиях. Папка «Солнечные новости»
4. Проблемная ситуация Где хранить «старые» новости? Обычно люди хранят информацию о ярких событиях своей жизни в дневниках. Давайте и мы будем хранить «яркие страницы» нашей жизни в «Дневнике группы» Листы разделов, сделаны по принципу раскрасок, дети раскрашивают их и при желании дополняют разными элементами. Листы раскраски:
- «Наша группа «Солнышко»;
- «Наши правила»;
- «Мне интересно»;
- «Новости недели»;
- «Золотые ручки»;
- «Прыг – скок»;
- «Награда для героя».
III этап. Основная часть – Сбор информации неделя «Если с другом вышел в путь».
1. Планирование недели. В начале недели на общем сборе мы вместе с детьми обсудили как мы будем проживать эту неделю, что нового можем узнать и чему научиться и решили, что в ходе недели мы выясним:
- что такое дружба,
- какими должны быть друзья;
- есть ли у нас в группе лучшие друзья;
- что друзья любят делать вместе.
Планирование можно провести с помощью метода трех вопросов. Ватман, фломастеры.
2. События недели В ходе недели мы выяснили, что такое дружба (это когда вместе весело и интересно играть), какими должны быть друзья (веселыми, крутыми, клевыми, заботливыми, внимательными, добрыми и хорошими) узнали, что у нас в группе лучшие друзья, сфотографировали их. Дети придумали и вместе с родителями записали рассказы о своих лучших друзьях.
Обсуждая любимые совместные занятия друзей, мы выяснили, что все дети любят крутить спинеры и было принято провести турнир по раскручиванию спинеров. Дети вызвались узнать поподробнее, что такое спинеры и откуда они появились.
Неделя получилась насыщенной и плодотворной. Из сообщения Димы Пузырева мы узнали, что спинеры это вертушки или крутилки, из чего они состоят из каких материалов их делают, как самостоятельно можно сделать спинер. Ещё мы заметили, что спинер похож на волчок и сравнили их. На турнире «Закручу, заверчу, дольше всех крутить хочу» свое мастерство показали все желающие, но самой ловкой оказалась Филипова Вика.

В конце недели мы еще провели «Праздник лучших друзей» на котором выяснили у кого из детей группы самая крепкая дружба.

3. Оформление новостей Каждое событие, прожитое в группе, обсуждается на общем сборе в конце дня и определяется содержание странички дневника. Фотографии событий размещаются на фоторамке, и дети отбирают самые интересные для печати. В конце дня родители могут посмотреть все фотографии с прошедшего события, а в начале дня могут познакомится с последними новостями в папке «Солнечные Новости». При появлении следующих новостей предыдущие располагаются в «Дневнике группы». И так за неделю «Если с другом вышел в путь» в новостях, появились странички:
- в разделе «Мне интересно» сообщение Димы Пузырева о спинерах;
- в разделе «Прыг скок» - отчет о проведении турнира с результатами соревнований и фотографиями;
- в разделе «Новости недели» рассказы детей о своих друзьях с фотографиями и рисунками, заметка о проведении «Праздника лучших друзей»;
- в разделе «Награда для героя» фотографии победителей турнира и конкурса лучших друзей.
IV этап. Рефлексия.
1. Представление новостей родителям и гостям группы. Дети с удовольствием демонстрируют родителям и гостям группы «Солнечные новости» и «Дневник группы» и подробно рассказывают о новостях, освещенных в них. У каждого ребенка есть любимые странички дневника. Дневник группы и «Солнечные новости» располагается в приемной и доступен для пользования и детьми и взрослыми. «Дневники группы», папке «Солнечные Новости».

Успешность печатной журналисткой деятельности вдохновило нас на создание студии «Яблонька TV».

Во-первых, была создана униформа для журналистов «Солнечных новостей» и «Яблоньки TV» и оформлен в группе центр Журналистики.

Во-вторых, разработаны правила интервьюирования.

В-третьих, подобраны темы для репортажей: «Как саду прошли праздники, посвященные 8 марта», «Откуда к саду появились чемоданы», «Музей в чемодане», «Участие нашей команды в квесте», «Канский краеведческий музей».

Детям интересно узнавать и рассказывать о событиях, происходящих в детском саду и городе, поэтому детскую журналистику можно использовать для реализации программы «Мой любимый город Канск».

Использование детской журналистики помогает нам:

  • знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами;
  • поощрять попытки детей делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр.;
  • привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок);
  • приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции).

Подготовка репортажа о краеведческом музее

  Формы работы Ход образовательной деятельности Комментарии Материально- техническое обеспечение
I этап. Организационный момент.
1. Беседа «Что такое музей для чего он нужен?» Что такое музей?
Для чего он нужен?
Кто работает в музее?
Перед проведением беседы дети рассматривают фотографии экспозиций разных музеев. Фотографии экспозиций разных музеев.
II этап. Мотивационная составляющая
1. Проблемная ситуация Стоит ли нам идти в музей? Что мы можем там узнать? Дети посещавшие музей делятся впечатлениями. Дети решают интересно ли будет сходить туда снова. Фотоальбом «Канский краеведческий музей»
2. Обсуждение вопросов для интервью в музее? Кто работает в музее? Откуда появляются экспонаты? Кто создал музей? Дети предлагают разные вопросы, отбирают самые интересные, а потом записывают или зарисовывают их. Блокнот, ручка.
3. Выбор корреспондентов, оператора, помощника режиссера. Дети выбирают, кто и в какой роли будет во время интервью. Выбор может основываться на степени осведомленности претендентов о данной теме, и проводится по жребию или голосованию. Кепки, микрофоны, планшет, блокноты.
III этап. Основная часть – Сбор информации в музее.
1. Экскурсия Определение интересных для детей экспозиций. Дети задают вопросы по ходу экскурсии. Экскурсию проводит экскурсовод.  
2. Интервью Корреспонденты задают вопросы экскурсоводу, оператор снимает интервью.    
3. Обработка материалов Дети просматривают отснятые материалы и вносят предложения по их редактированию. Монтаж осуществляют воспитатели, опираясь на эти предложения. В деятельность включаются подмышники режиссёра и все желающие. Ноутбук или телевизор
4. Просмотр передачи Передача просматривается детьми детского сада (кроме ясельной группы) и выставляется на сайт детского сада.   Телевизоры.
IV этап. Рефлексия.
1. Представление новостей родителям и гостям группы. Дети с удовольствием предлагают родителям и гостям группы посмотреть новую передачу «Яблоньки TV». Программа демонстрируется через фоторамку в приемной. Фоторамка.

Участвуя в детской журналисткой деятельности и наблюдение за детьми это доказывают, ребенок можем достичь следующих результатов:

- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и к самому себе;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других;

- выражает свои мысли и желания;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Помимо этого, важным результатом детской журналисткой деятельности является заинтересованность родителей предоставляемой детьми информацией, их включение в совместную подготовку мини- проектов «Мне интересно» и подготовку «Солнечных новостей».

Мы считаем, что детская журналистская деятельность позволяет осветить жизнь группы, сада, поддерживать интерес к изучению родного города, стимулируя активность и самостоятельность детей группы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли…

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли на полянку игр пришли» Цель: • Доставить радость детям. • Развивать двигательно-активные виды...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Читайте также

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе. Тема: «Чудеса со снегом»

Экспериментальная деятельность в первой младшей группе Тема: «Чудеса со снегом» Возрастная группа 2-3 года. Цель: Познакомить детей с новыми свойствами снега: тает, окрашивается. Задачи: Образовательные: Познакомить с новыми свойствами снега: в...

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист»

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист» Жил резной кленовый лист, Утром слушал птичий свист, Шелестел на ветке клёна И всё лето был зелёным. Время...

Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке»

Конспект НОД в средней группе (4 -5 лет) «Поможем Золушке» Цель НОД: развитие творческих способностей детей через вариативные способы изобразительной деятельности. Задачи приоритетной...