Конструирование сценария образовательной ситуации ОНЗ (открытие нового знания) в средней группе на тему «Как живут растения зимой»

 

Цель:

  1. формировать и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям;
  2. обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
  3. учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

Оборудование.

Демонстрационный материал: картины «Зимний лес», «Зимние забавы», «Деревья зимой», «Растения зимой», «Что под снегом?»; предметные картинки на тему зима; модели с изображением потребностей растений.

Раздаточный материал: карточки с изображением растений (анютины глазки и деревья зимой); карточки с изображением дерева или листочка; игра «Четвертый лишний».

Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность и желание помочь Незнайке.

Воспитатель собирает детей около себя. - Ребята, а вы ходили когда-нибудь с родителями в лес зимой?

- А что вы там видели? - Вчера мне позвонил Незнайка и просил ему помочь. Он уже учиться в школе, в первом классе, и хотя все про все знает, на уроке его учительница поставила ему двойку. Она спросила: «Что бывает зимой? Какие бывают растения? Почему? Живые ли растения зимой?». А Незнайка ответил, что растения зимой не могут быть живыми, ведь у них нет листьев, на земле лежит снег, а под ними земля, на которой ничего нет. Но учительница сказала, что он неправ. - Ребята, давайте поможем Незнайке ответить на эти вопросы. - Хотите?

- Сможете?

Актуализация

Дидактические задачи: вспомнить и закрепить признаки зимы, названия деревьев и растений.

Воспитатель вывешивает на доску картины «Зимний лес», «Зимние забавы», предметные картинки — земля покрыта снегом, люди тепло одеты, дети катаются на коньках, дети и взрослые на лыжах, игры детей зимой, деревья без листьев и с листьями (хвойные), снегопад. Воспитатель: - Будем помогать Незнайке исправлять двойку. - Скажите ребята, а как мы узнаем зиму? Дети: - Зимой бывает холодно. Земля покрыта снегом. На речке, озере, в пруду вода замерзла, образовался лед. Он прочный, гладкий, скользкий, по нему можно ходить, ездить на коньках, санках, лыжах. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Дети катаются на санках, коньках, играют в снежки, лепят снеговиков. Лиственные деревья стоят без листьев, а на хвойных остаются иголки (хвоинки). Птицы перебираются поближе к человеческому жилью. Небо часто бывает серым, на нем облака, тучи, из которых идет снег. Воспитатель: - Ребята, а какие растения можно встретить зимой?

Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для получения новых знаний;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) развивать речь.

- У меня на столе лежат карточки с изображением растений. Отберите из них те растения, которые можно встретить зимой (на карточках изображены анютины глазки и деревья зимой). Дети берут карточки с деревьями и возникает затруднение с карточкой на которой изображены анютины глазки.

- Воспитатель: - Ребята, вот и Незнайка сказал учительнице, что анютины глазки зимой умирают, потому что тепла нет, везде снег, холодно, влаги нет, почва промерзла, растения не растут и не цветут зимой. - А как вы думаете, растения могут расти зимой? Дети: - Не знаем. Воспитатель: - Ребята, смогли вы помочь Незнайке? (Нет.)

- Почему не смогли? (Потому, что не знаем, что происходит с анютиными глазками зимой.)

«Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

1) формировать представление о растениях зимой;

2) формировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального

переживания, радости открытия и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

- Почему же растения не растут и не цветут зимой? Воспитатель хвалит детей, которые ответили правильно. Если никто из детей не ответил правильно, то воспитатель задает вопрос:

- Ребята, а если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать, что нужно сделать? (Спросить у того, кто знает.)

- Давайте вспомним, что же нужно всем растениям для роста? (Свет, тепло, влага, почва.) Воспитатель выставляет модели с изображением потребностей растений. Воспитатель: - Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда стало мало света - на деревьях и кустарниках пожелтели листья, а когда стало холодно — они листья сбросили. Ближе к зиме почти весь сок в деревьях уходит в корни, потому что корни зимой продолжают расти. Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, не смотря на холод, продолжается жизнь. Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. На деревьях и кустах остались почки, внутри которых спрятались новые листочки. А травянистые растения и цветы сбрасывают на зиму всю наземную часть, оставляя под землей лишь ростовые почки, которые отлично переносят холода, а весной, с приходом тепла, они «просыпаются» и вновь начинают процесс активного роста. - В процессе рассказа воспитатель выставляет картины «Деревья зимой», «Растения зимой», «Что под снегом?».

- Теперь, ребята, вы сможете помочь Незнайке исправить двойку?

Воспитатель делает вывод: растения не умирают зимой, а погружаются в сон.

Включение нового знания в систему знаний

Игра «С какого дерева листок?»

Дидактические задачи: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев; развивать внимание, наблюдательность, память.

Воспитатель говорит детям, что Незнайке очень любит играть. И предлагает поиграть в его любимую игру. Дети делятся на две команды 1- деревья, 2- листочки (каждому ребенку дается карточка с изображением дерева или листочка). Под музыку все бегают, танцуют. Как только музыка остановилась, листики бегут к своему дереву.

Игра «Четвертый лишний»

Дидактические задачи:

1) определять время года по признакам и приметам;

2) составлять предложения и объединять их в связный рассказ;

3) развивать зрительное восприятие; внимание и наблюдательность, мыслительные операции.

Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Каждый игрок находит «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Например: «Лишний предмет – гриб (ветку в снегу, кормушку, снеговика – все это можно увидеть зимой, а грибы зимой не растут)». Ведущий раскладывает на столе маленькие карточки и предлагает каждому участнику игры найти подходящий предмет и закрыть им «лишнее» изображение. После выполнения задания игрокам предлагается продолжить свои ряды. В конце игры у детей оказывается ряд из шести картинок, относящихся к определенному времени года.

Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, вспомнить о новых знаниях, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Ребята, кому вы смогли сегодня помочь?
  • Что нового узнали?

- Я сегодня позвоню Незнайке и расскажу ему о том, что же на самом деле происходит с растениями зимой.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что с их помощью Незнайка сможет исправить двойку, потому что будет знать, что растения зимой не умирают, а спят.

Используемая литература:

  1. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Часть I

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у

детей младшего и среднего дошкольного возраста; Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004.



Новые публикации

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...

Мастер-класс «Подарок для папы»

Мастер-класс «Подарок для папы» Прекрасный подарок папе на 23 февраля. Для работы нам понадобиться:- картон цветной,- ножницы,- клей – карандаш,- цветная бумага,-...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В…

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В стране Знаний» Цели: подготовка старших дошкольников к обучению в школе, формирование позитивной мотивации...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Снеговичок»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Снеговичок» Образовательная область: «Познание» «ФКМ». Цель: Выявить и расширить представления детей о свойствах снега. Задачи: Развивать умение замечать изменения в природе. Расширять...

Информационно-практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «Детская Олимпиада 2014»

Информационно-практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста«Детская Олимпиада 2014» Вид проекта: информационно-практико-ориентированный Продолжительность проекта: январь-март Участники проекта: - воспитанники старшего дошкольного возраста; - воспитатели; - инструктор...

Образовательный проект «Кладовая Урала»

Образовательный проект «Кладовая Урала» Участники проекта: Реализация: воспитатель Поповцева О.В., музыкальный руководитель Палехова О.В. Целевая группа: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников. Масштаб проекта: По...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике»

Sample Image

МАДОУ №441 «Кузнечик» Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике» Подготовили воспитатели Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна   Актуальность. Ребенок – это маленький исследователь, который с радостью открывает для себя новый и интересный мир...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Расскажи сказку по картинкам "Три медведя"

Sample Image

Аннотация. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам» предназначена для детей дошкольного возраста. Игра развивает речь, внимание, память и связную речь. Веселые, яркие картинки помогут в этом. Может использоваться для групповой и подгрупповой работы. Цель : разложить картинки в правильной...

Мастер-класс для родителей "Игры дома для автоматизации звуков"

Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека для автоматизации звуков» Наступил долгожданный момент: на индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить трудный для него звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно...

Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Коррекционная цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения. Задачи: Развивать творческие способности детей Развивать организованность, самостоятельность, инициативность Воспитывать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство