Практикум по изучению деревьев на экологической тропе

 

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы, оказываясь на

более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев.

 

Введение.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей, а также противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения, актуальной становится разработка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования. Теоретической базой данной работы являются исследования Н. Н. Поддьякова.

В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей он выделяет экспериментирование, которое и является ведущим на протяжении всего дошкольного детства. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Задача педагога — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании (1), (2).

Наш детский сад находится в городе Сочи. Черноморское побережье Краснодарского края - единственный в нашей стране приморский курортно-рекреационный район с достаточно развитой инфраструктурой, и только здесь Россия обладает небольшим районом субтропиков, который обладает своей неповторимой уникальностью.

По территории детского сада проложена экологическая тропа. Что может увидеть ребенок на такой тропе в детском саду? Деревья, кустарники, травянистые растения, муравейники, формы рельефа, горные породы, пруд с водными обитателями. Здесь произрастают растения – аборигены и растения с других континентов. По пути по тропе расположены различные остановки, на них предусмотрены места для игр, туристическая зона, зона для проведения исследований. Что может дать детям экологическая тропа? Дети душой чувствуют природу, у них формируются навыки по уходу за растениями и животными, воспитывается привычка заботиться о природе и ее обитателях, формируются умения видеть взаимосвязь явлений природы, воспитываются эстетические чувства, любовь к природе, укрепляются дружеские взаимоотношения между воспитателем и детьми, развивается творчество, воображение, мышление и внимание. А еще на тропе можно делать много – много разных открытий!

В данной разработке представлен перечень исследований, которые можно проводить на экологической тропе с целью изучения произрастающих там деревьев. Обобщением знаний, полученных при проведении исследований может стать создание энциклопедия деревьев.

I. Жизненны формы растений.

Жизненная форма растений, биологическая форма, биоморфа — внешний облик растений, отражающий их приспособленность к условиям среды. Термин предложен датским ботаником Эугениусом Вармингом в 1884 году, понимавшим под ним "форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания".

Жизненные формы растений образуются в процессе длительного приспособления растения к местным условиям существования и выражаются в его внешнем облике. Характерный облик имеют луговая, лесная, пустынная, горная растительность. Первоначально исследователями были выделены порядка двух десятков жизненных форм, формирующих облик растительных ландшафтов Земли, а сейчас ботаники насчитывают их более 60.

В обобщенном виде классификация жизненных форм растений по особенностям роста и продолжительности жизни вегетативных органов выглядит так:

Деревья - многолетние растения с древеснеющими надземными частями и ярко выраженным одним стволом не ниже 2 м высотой. Подразделяются на вечнозеленые и листопадные, широколиственные, мелколиственные, светло- и темнохвойные.

Кустарники - многолетние растения с древеснеющими надземными частями. Ветвление надземных побегов начинается от самой земли, поэтому образуются несколько равноценных стволов.

Полукустарники - многолетние растения, у которых одревесневают только нижние части побегов, верхние части отмирают.

В суровом климате России многие теплолюбивые виды кустарников - розы, буддлею, магонию, падуболистную выращивают как полукустарники. Высота зимующих побегов не превышает высоты снегового покрова.

Кустарнички - низкие, не выше 50 см высотой, кустарники. Используются для низких бордюров, фоновых пятен, в рокариях.

Лианы - растения с тонкими слабыми побегами, взбирающиеся на вертикальную опору при помощи усиков, придаточных корней, колючек или обвивающие ее. Встречаются лианы однолетние и многолетние с одревесневающими или травянистыми побегами.

Суккуленты - многолетние растения с сочными побегами, содержащими запас воды. Встречаются во флоре средней полосы (очитки, молодило). Применяются во всех типах композиций (5).

II. Деревья на экологической тропе. Ботаническое описание.

1. Камптотека остроконечная. Самые старые экземпляры этого вида можно встретить в Сочинском Дендрарии. Речь идет о камптотеке, род которой включает всего два вида, но лишь один, нашедший применение в народной и научной медицине, стал более популярным. Необычное и очень красивое растение.

Камптотека остроконечная (Camptotheca acuminata) из семейства ниссовых (Nyssaceae) — однодомное (обычно в этом семействе все виды двудомные) с раздельнополыми цветками, листопадное дерево 18–20 м высотой с глубоко бороздчатой светло-серой корой. Листья черешковые, продолговато-овальные, Соцветия достигают 5 см в диаметре, с мужскими цветками и с обоеполыми цветками, по отцветании образовывающие плотную шаровидную головку из большого числа плодов. Цветет растение в мае–июле. Плоды вытянутые, сплющенные и крылатковидные созревают в ноябре–декабре. На территории нашего МДОУ произрастает три дерева (4).

2. Чере́шня, или Вишня птичья (лат. Prunus avium) — древесное растение (до 10 метров высотой, иногда значительно выше — встречаются деревья более 30 метров в высоту [3], из семейства Розовые (Rosaceae). Вишня птичья — самая древняя из форм вишни. Как полагают, она была известна уже за 8000 лет до н. э. в Анатолии и в Европе — на территории современных Дании и Швейцарии. Листья коротко заострённые, удлинённо-яйцевидной или эллиптической формы, пильчатые, слегка морщинистые. Цветки двуполые, белого цвета, как правило, появляются на побегах незадолго до распускания листьев, образуя немногоцветковые, почти сидячие зонтики. Плоды — настоящие костянки, с мясистым, сочным околоплодником. Черешня дикая – ценный апрельско-майский медонос (4), (5)

3. Катальпа обыкновенная (в народе макаронное дерево из-за семян свисающих вниз и напоминающих длинные макароны)— очень красивое и эффектное листопадное дерево, достигающее в климате Средней полосы высоты 5-6 метров. Каждое соцветие содержит до 50 цветков. Плоды, тонкие длинные (до 40 см) зеленые «сосульки», остаются висеть на ветвях почти всю зиму, придавая дереву оригинальный вид и вызывая любопытство прохожих. Катальпа родом с юго-востока Северной Америки. На юге катальпа – 20-метровое дерево. Большие морозы могут нанести растению некоторый урон. Поэтому в климатических условиях субтропического климата эти деревья чувствуют себя великолепно. После мягких зим катальпа цветет. А если и лето последует жаркое, дает вызревшие семена.

4. Кедр гималайский (Cedrus Deodara Loud) – вечнозеленое высокое (до 50 м) хвойное растение с прямым стволом и бурой корой. Его висячие ветви с возрастом поднимаются и растут горизонтально, образуя пирамидальную крону. Сизая или светло-серая хвоя гималайского кедра состоит из собранных в пучки 5-сантиметровых иголок. Его яйцевидные шишки бывают коричнево-красного или голубого цвета, при созревании шишки рассыпаются, семена не съедобны. Гималайский кедр имеет декоративные формы: плакучий, колоновидный, серебристый, золотистый, компактный, толстохвойный, мощный.

5. Клен японский. В естественных условиях произрастания некрупное дерево, в культуре обычно крупный кустарник до 8—10 м высотой. Ветви красновато-серые. Кора серая, гладкая, не растрескивается. Листья округлые, по краям пильчатые, семи-, девяти-, одиннадцатидольные, супротивные. Рассечены менее чем на половину диаметра. Черешки длиной 3—5 см, часто слегка опушённые. Осенью листья оранжево-алые с жёлтыми крапинками. Цветки яркие, фиолетово-красные, в довольно длинных поникающих щитках. Появляются прежде листьев в апреле. Крылатки длиной 3 см, часто опушённые, всегда висят под листьями (4).

6. Липа сердцевидная. Ареал липы сердцевидной простирается от Южной Британии и Центральной Скандинавии до европейской части России, Кавказа, Болгарии, Италии и Испании. Листопадное дерево 20—38 м высотой с шатровидной кроной. Кора тёмная, на старых деревьях бороздчатая.

Листья очерёдные, сердцевидные, длинночерешковые, зубчатые, с оттянутой заострённой верхушкой, сверху зелёные, снизу сизоватые. Цветки правильные, обоеполые, желтовато-белые, пахучие, собраны в повислые щитковидные соцветия по 3—11 штук, при соцветиях имеется продолговатый желтовато-зелёный прилистник. Тычинок в цветке много. Цветёт с начала июля 10—15 дней. Липа – лекарственное растение.Одно из главных достоинств липы — её нектароносность. Как медонос она не имеет равных в отечественной флоре, даёт самый ценный, душистый мёд. По вкусовым и целебным качествам липовый мёд издавна считается лучшим (4).

7. Туя. Вечнозелёные деревья или кустарники, редко очень крупные деревья до 60 метров высотой при диаметре ствола 2,5 (до 6) метров. Туи доживают в среднем до 100-150 лет; известны и гораздо более старые экземпляры. В культуре выделено большое количество интересных форм туй, которые высаживают в аллеях, группами и отдельными растениями, используют для создания живых изгородей и садов стриженых форм. Миниатюрные туи часто используют в бордюрах, сажают вдоль дорожек в саду, в альпинарии.

8. Дуб обыкновенный (Quercus) — род листопадных или вечнозелёных деревьев семейства буковых. Листья очередные, простые, перистораздельные, лопастные, зубчатые, иногда цельнокрайные. Цветки мелкие, невзрачные, однополые, однодомные. Плод — односемянный жёлудь, частично заключённый в чашеобразную деревянистую плюску. Дуб растёт медленно, сначала (до 80 лет) — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Обычно образует глубокую стержневую корневую систему. Светолюбив. Плодоносить начинает с 15—60 лет, на открытых местах раньше, чем в насаждениях. Размножается преимущественно желудями. Римляне называли дуб красавцем. Они считали его священным. Он был деревом верховного бога Юпитера. Древние греки почитали дуб, прозвав деревом Зевса. У других народов дубы были символом силы, мужества, величия, верности и долголетия. Особо отличившихся людей награждали венком из дубовых веток (4).

9. Ива белая. Дерево высотой 20—30 м, с широкой, округлой, нередко плакучей кроной, стволом диаметром до 3 м, покрытым тёмно-серой корой. Кора на вкус горькая. Листья длинные, узкие, снизу пушистые. Ветви гибкие, поникшие. Соцветия нежные, бархатистые, появляются в апреле-мае. Старые стволы почти черные и покрыты грубыми продольными трещинами, как шрамами, как старый воин. Это добавляет печали в облик дерева. Нижние ветви часто склоняются до самой земли. Осенью листья ивы становятся бронзово-жёлтыми, держатся на ветвях долго, покорно трепещут под унылым осенним дождём.

10. Ясень представляет собой высокое мощное дерево с перисто-рассеченными и имеющими черные точки листьями. Каждый лист ясеня состоит из 7 и более листочков, расположенных относительно друг друга супротивно, которые развиваются после периода цветения. Фиолетовые или темно-бурые цветки ясеня начинают распускаться еще до появления листьев на дереве. Цветки собраны в соцветия-пучки по несколько штук. Встречаются чаще всего цветки, у которых нет венчика и чашечки. Каждый цветок имеет множество красных тычинок, по которым это дерево не спутаешь с другими. Плоды ясеня – крылатки, которые собраны по несколько штук в одно соцветие-метелку. Цветет ясень в апреле (4), (5).

11. Вяз граболистный представляет собой красивое листопадное деревце, высота которого достигает 25 метров. Дерево быстро и красиво растет, у него имеется красивая и раскидистая крона. На коротеньких черешках в поочередном положении располагаются крупные, острые на концах листья вяза. Как только начнется цветение, на красивых и мощных ветвях распускаются мелкие желто-зеленого цвета цветки, которые собраны в кисти по несколько штук. Плод вяза – это орешек, который покрыт перепончатой крылаткой. Вяз является долгожителем, и если ему создать благоприятные условия, то он проживет три века.

12. Гинкго двулопастный — дерево высотой до 40 метров и диаметром ствола до 4,5 м. Крона вначале пирамидальная, с возрастом разрастается. Гинкго листопадное растение с уникальной для современных голосеменных формой листьев — вееровидной двулопастной пластинкой шириной 5—8 см, на тонком черешке длиной до 10 см. Жилки с дихотомическим ветвлением. Развиваются листья на длинных побегах поодиночке и быстро, либо на укороченных группами по 2—4 медленно. Гинкго двулопастный — двудомное растение. Семена гинкго несколько напоминают абрикос, однако обладают неприятным запахом прогорклого масла (его даёт масляная кислота), они округлые. Некоторые деревья достигают возраста 2500 лет (5).

 13. Кипарис вечнозеленый Cupresussempervirens (Tourn.) L. - дерево высотой до 25 м, с густой кроной. Старая кора тусклая, буро-серая. Листья трехгранные, у молодого растения отстающие и заостренные, на взрослых ветвях - плотно прижатые, тупые. Шишечки почти висячие, шарообразные, реже - яйцевидные, состоящие из 6-14 чешуек, имеющих щитовидную форму. Семя с узким крылом, красно-бурое, слегка лоснящееся. Цветет в январе - апреле. Плодоносит ранней весной следующего года.

14. Береза бородавчатая — хорошо известное всем дерево семейства березовых (Betulaceae) высотой до 20 м. Только на Дальнем Востоке произрастают более 10 видов берез, среди которых имеются и деревья и кустарники. Именно эти два вида взяты за основу при составлении этой статьи. Кора березы гладкая молочно-белая. Листья березы бородавчатой треугольные или ромбовидные, заостренные, пахучие; молодые ветви и листья покрыты смолистыми бородавками. Цветки не имеют покрова, на концах ветвей собраны в длинные сережки. Цветет береза в апреле — мае, в это же время распускается листва.

15. Эвкалипт (дивное дерево, камедистое дерево) относится к роду вечнозеленых растений семейства Миртовые. Большая часть видов эвкалипта произрастает в лесах Австралии, Тасмании и Новой Зеландии. Эвкалипт радужный является единственным видом, произрастающим в северном полушарии. В России эвкалипт выживает только в районе Сочи и на Кавказе. Лекарственные свойства эвкалипта были известны еще австралийским аборигенам, и в настоящее время растение нашло широкое применение. Эвкалипт представляет собой кустарники или деревья высотой до 100 метров, ствол растения прямой или искривленный, часто покрыт выделениями камеди (называемой кино). Крона имеет разнообразную форму: яйцевидную, пирамидальную, шаровидную или другие. Кора эвкалипта тоже может быть различной: гладкокорая (спадает лентами или кусками), волокнистокорая (корковый слой сохраняется на крупных ветвях и стволе), железнокорые (корковый слой толстый, с глубокими бороздами) и другие. Эвкалипт имеет листовую пластинку стоящую ребром, поэтому деревья практически не дают тени. Цветение растения происходит с 2-10 лет, чаще всего в конце весны или начале лета, в зависимости от вида. Плод эвкалипта это коробочка. Семена эвкалипта круглые или различно угловатые, с черной оболочкой, недоразвитые семена бледно-коричневые. Эвкалипт обладает способностью обеззараживать воздух, отпугивать насекомых и осушать заболоченные местности. Эвкалипт выделяет в почву ядовитое вещество, подавляя поблизости рост других растений.

16. Секво́йя (лат. Sequoia) — монотипный род древесных растений семейства Кипарисовые. Естественный ареал рода — Тихоокеанское побережье Северной Америки. Отдельные экземпляры секвойи достигают высоты более 110 м — это одни из самых высоких деревьев на Земле. Максимальный возраст — около двух тысяч лет. Название роду было дано в честь Секвойи (Джорджа Гесса) (Sequoyah, ок. 1770 — ок. 1843) — индейского вождя племени чероки. Следует отметить, что в ареале естественного распространения секвойя — Sequoia sempervirens — более известна как «красное дерево». Секвойя — вечнозелёное однодомное дерево. Крона конической формы, ветви растут горизонтально или с лёгким наклоном вниз. Кора очень толстая, до 30 см толщиной, и сравнительно мягкая, волокнистая, красно-коричневого цвета сразу после её снятия (отсюда название «красное дерево»), со временем темнеет. Корневая система состоит из неглубоких, широко раскинувшихся боковых корней. Листья 15—25 мм в длину, вытянутые и плоские у молодых деревьев, со стрелками в тенистой нижней кроне у старых деревьев, и чешуевидные 5—10 мм в длину в верху кроны старых деревьев. Шишки яйцевидной формы, 15—32 мм в длину, с 15—25 спирально закрученными чешуйками. Семена высыпаются, когда шишка высыхает и открывается (4),(5)

17. Дуб голубой (Quercus glauca). Дуб сизый — вечнозеленое дерево высотой до 15м, с широкоокруглой кроной. Растет медленно. Теневынослив.

18. Сосна (Pinus), род вечнозеленых хвойных деревьев и кустарников семейства сосновых (Pinaceae). Характеризуется игловидными листьями (хвоей), растущими пучками от двух до пяти в каждом (у некоторых видов – по одному), и одревесневающими женскими шишками, созревающими в течение двух вегетационных периодов. Описано ок. 90 видов, широко распространенных по всему Северному полушарию. Сосна обыкновенная (лесная) – Pinus sylvestris. Дерево высотой 20-40 м и диаметром ствола до 1 м с высоко поднятой, конусовидной, а затем округлой широкой кроной с горизонтально расположенными в мутовках ветвями. Кора в верхней части ствола красновато-желтая тонкошелушащаяся, в нижней части красно-бурая, толстая. Хвоя на укороченных побегах в пучках по 2 шт., сизовато-зеленая, несколько изогнутая, с верхней стороны выпуклая, плотная, длиной 4-7 см. Шишки яйцевидные, одиночные или по 2-3 шт., длиной 2,5-7 см. Плодоношение с 15 лет, в частых насаждениях - с 40 лет. Высокофитонцидная и декоративная порода. Отличается светолюбием. (4),(5).

III. Изучение деревьев на экологической тропе.

Исследование 1. «Коричный детектив».

  1. Найти дерево с толстым стволом.
  2. Поискать трещины в его коре. Использовать лупу, чтобы обнаружить насекомых, прячущихся в коре.
  3. Найти такие места на дереве, где кора отваливается. Очень аккуратно оттянуть кору и поискать насекомых, которые живут в разрушающейся коре.
  4. У подножия дерева часто растет зеленый рыхлый мох, где живут другие существа. Провести обследование территории у комля дерева (3.)

Коричный детектив

 

Исследование 2. «Отпечатки коры».

Это обследование поможет взглянуть на различные рисунки коры деревьев.

  1. Приложить бумагу к стволу дерева.
  2. Прижать мелок к бумаге и потереть им. Наблюдать как на бумаге появляется рисунок коры.
  3. Когда отпечаток коры будет готов, подписать на листке с отпечатком название дерева.
  4. Обследовать все деревья на тропе, каждый раз меняя цвет мелка (3).

Отпечатки коры

 

Исследование 3. «Отпечатки листьев».

  1. Собрать листья с деревьев на тропе.
  2. Разложить листья на столе.
  3. Положить бумагу поверх листьев.
  4. Приложить мелок к краю и водили им по бумаге.
  5. Использовать разные листья и разные цвета, чтобы картинки получились красочными (3).

Отпечатки листьев

 

Исследование 4. «Самое старое дерево. Как определить возраст дерева?»

  1. Выбрать несколько больших деревьев на экологической тропе.
  2. Отрезать кусок веревки длиной примерно 1 метр.
  3. Обвязать веревку вокруг дерева. Затем разрезать ее ножницами.
  4. Измерить веревку с помощью сантиметровой ленты. Записать размер на листке бумаги.
  5. Теперь проделать все с пункта 2 еще несколько раз, измеряя самые старые деревья на тропе.
  6. После завершения измерений определить, какому дереву принадлежит самая длинная веревочка. Чаще всего это и есть самое старое дерево (3).

Самое старое дерево. Как определить возраст дерева?

 

Исследование 5. «Самое высокое дерево на тропе».

Сделать на дереве пометку на высоте своего роста или поставить товарища у подножия дерева. Отойти подальше, чтобы была видна верхушка дерева. Взять палочку и держать ее на расстоянии вытянутой руки, закрыть один глаз и отметить на палочке ногтем или карандашом расстояние от земли до отметки на дереве. Потом поднять палочку, чтобы верхняя точка ее была на уровне верхушки дерева, и отметить высоту от подножья до верхушки дерева. Определить, сколько раз первый отрезок на палочке помещается во втором. Полученное число умножить на высоту роста (своего или товарища). Это и будет высота дерева (3).

Самое высокое дерево на тропе

 

Литература:

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  3. Нinkler Books Pty LTD 2010 www. Hinklerbooks.com
  4. http://flower.onego.ru/conifer/cedrus.html
  5. http://uk.wikipedia.org/wiki/Файл:Haagbeuk_met_vruchten.jpg


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге»

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге» Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социализация. Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского...

В нашем садике родном, очень весело живем

В нашем садике родном, очень весело живем Много праздников прошло за этот месяц в нашем Детском саду № 236. Дети из групп...

Читайте также

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

Сценарий спортивно-музыкального праздника «Моя спортивная мама» для детей старшего возраста…

Сценарий спортивно-музыкального праздника «Моя спортивная мама» для детей старшего возраста (совместно с родителями) Цель: формирование здорового образа жизни, вовлечение родителей в...

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки»

Игра для старшего/подготовительного возраста «Падающие палочки» Интересная и увлекательная игра для детей 6-7 лет. Разработана игра для развития моторики. Материалы: палочки для...