Мастер-класс для педагогов «Использование технологии наглядно-схематического моделирования на логопедических занятиях с детьми ОНР»

 

Цель: познакомить педагогов с применением наглядно-схематического моделирования при развитии связной речи.

Задачи.

  • Обосновать актуальность использования моделирования в коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи
  • Познакомить педагогов с использованием наглядно-схематического моделирования на коррекционно-развивающих занятиях
  • Познакомить педагогов с применением наглядно-схематического моделирования при развитии связной речи.

 

Ход мастер-класса

Организационный момент: дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ОНР является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Основная часть: коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я проводим комплексно, по разным направлениям. Так, у нас, появляется возможность применить заместители и наглядные модели (условные обозначения, символы; схематические рисунки; предметно-графические схемы; мнемотаблицы; опорные таблицы и т.д.):

- при формировании правильного артикуляционного уклада используются опорные карточки с символами, позволяющими характеризовать звук и осознать положение органов артикуляции (показ карточек);

- при формировании звукового анализа и синтеза слов и предложений используются фишки и схемы, дидактическая игра «Зашифрованная линейка»;

- при формировании лексико-грамматических категорий используются карточки, со схематическим изображением предлогов, дидактическое пособие «Домик родственных слов»; дидактическое пособие «Цветик-семицветик», схематическое изображение словаря по лексической темы, мнемодорожки для согласования существительных с притяжательными местоимениями, опорные карточки для согласования прилагательных с существительными (показ карточек, мнемодорожки);

- при формировании связной речи используются мнемодорожки, план-схемы, мнемотаблицы (демонстрация мнемодорожек, мнемотаблиц).

А сегодня, мы хотим вам показать, как мы проводим работу по развитию связной речи с помощью мнемотаблиц.

Они используются готовые или самостоятельно разрабатываются.

На фронтальных занятиях чаще всего мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам. Также при пересказе текстов используются мнемодорожки. При составлении загадок, используются карточки-подсказки. При заучивании стихотворений по разным лексическим текстам, конкурсам, утренникам мы используем мнемотаблицу, которую составляем вместе с детьми.

Работа над стихотворением начинается с того, что ребенку зачитывается текст, задаются вопросы по содержанию, уточняется лексическое значение малознакомых слов. Далее педагог совместно с ребенком схематично «зарисовывает», опираясь на ассоциации ребенка, строчки стихотворения. Таким образом получается мнемотаблица.

Предлагаем Вам, зашифровать стихотворение «Снегири» с помощью мнемотаблицы.

Вот на ветках, посмотри,

в красных майках снегири.

Распушили перышки

греются на солнышке.

Головой вертят, улететь хотят.

Снегири – лесные птицы,

Прилетают к нам зимой,

Очень трудно прокормится

В стороне глухой лесной.

Далее, стихотворение воспроизводится с опорой на схематичные рисунки. Предлагаем Вам воспроизвести зашифрованное Вами стихотворение.

После многократного воспроизведения, проводится работа по эмоциональному, выразительному воспроизведению текста стихотворения.

Рефлексия: сейчас предлагаем вам, украсить дерево снежинками. Если вам понравился наш мастер-класс и вы хотели бы использовать наглядно-схематическое моделирование в своей практике, то выберите голубую снежинку. А если мастер класс не заинтересовал вас, то белую.

Заключение: таким образом, у детей повысился интерес к занятиям, постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический лэпбук «Планета Земля»

Экологический лэпбук «Планета Земля» Игра предназначена для формирования у детей старших дошкольников экологическую культуру и бережное отношение к природе. Игра формирует...

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»…

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето», «Здравствуй...

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР)…

Конспект НОД в области «Художественно-эстетическое развитие» для детей с (ЗПР) старшей группы по теме «Дружные зайчата» (лепка из пластилина) Цель: создать...

Читайте также

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: развитие интонационной выразительности речи детей. Образовательные: Закреплять знания детей о голосах домашних...

Сценарий проведения выпускного утренника в кадетской подготовительной группе «Кадетский бал»

Сценарий проведения выпускного утренника в кадетской подготовительной группе «Кадетский бал» Ход праздника: Голос за кадром: Помните, как все начиналось? Вы впервые вели своих детишек...