Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом ТНР (ОНР)
Направление работы | I период | II период | III период |
|
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль Март, Апрель, Май.
Развитие чёткой координации движений артикуляционного аппарата;
Развитие ощущений от движений органов артикуляции; Выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков; Развитие общей моторики и координации речи с движением; Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка; Развитие мимической мускулатуры лица. |
||
Развитие дыхательной и голосовой функции |
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль Март, Апрель, Май.
Совершенствование речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
Развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; Обучение дифференцированному дыханию «вдох-нос – выдох-рот»; Закрепление умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо; Совершенствование чёткости дикции. |
||
Формирование фонетико-фонематических процессов |
Сентябрь
Формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков.
Октябрь, Ноябрь
Знакомство со звуками: У, А, О, И, П, М, Н;
Упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове; определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»; Упражнение в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале слова; Знакомство детей с понятием «гласный звук». Упражнение в выделении согласных звуков в конце слова; определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»; Знакомство детей с понятием «согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук».
|
Декабрь, Январь, Февраль
Знакомство со звуками: Т, Ть, К, Кь Э, Г, Гь;
Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слов; определение местоположения звука в словах; Упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки; Знакомство с понятиями «согласный твёрдый звук» «согласный мягкий звук». Закрепление знаний детей о предложении, знакомство с графической схемой предложения; Формировать умения анализировать обратные слоги типа АН и прямые типа НА, НИ с выкладыванием схемы. Закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: ККь, Г- К; Развитие умения делить на слоги двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы.
|
Март, Апрель, Май
Знакомство со звуками: С, Сь, Ш, Х, Хь, В, Вь, З, Зь, Ж, Д, Дь, Ф, Фь;
Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в различных позициях в словах; в определении местоположения звука в словах; Упражнение в подборе слов на заданный звук; Закрепление понятий «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук» «звонкий», «глухой»; Закрепление умения анализировать слоги типа АН, НУ, НИ с выкладыванием схемы; Формирование умения анализировать короткие слова типа кот, кит, с последующим выкладыванием схемы; Упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков с опорой на артикуляционные и акустические признаки; дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: К-Кь, Г- К; Развитие умения делить на слоги двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы; Обучение составлению и анализу коротких предложений с предлогами и без них. |
Лексика |
Сентябрь
«Детский сад», «Игрушки».
Октябрь
«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород».
Ноябрь
«Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Перелётные птицы», «Одежда», «Обувь».
|
Декабрь
«Ателье», «Мебель. Части мебели», «Зима. Зимние забавы», «Новогодний праздник»,
Январь
«Семья», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой»
Февраль
«Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия». |
Март
«Весна», «Праздник 8 Марта. Поздравления для мам», «Профессии».
Апрель
«Наша пища. Весёлые поварята», «Посуда», «Мой дом».
Май
«Домашние животные и их детёныши», «Наша страна», «Насекомые», «Лето» |
Грамматический строй |
Сентябрь
Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа;
Упражнение в образовании формы множественного числа имён существительных от формы множественного числа именительного падежа. Формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут);
Октябрь
Упражнение в согласовании имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;
Закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои; Формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными значением, используя суффиксы –ик-,-чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-; Обучение соглосованию числительных два и пять с именами существительными.
Ноябрь
Упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.)
Закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на-с, в-из; Упражнение детей в подборе слов, сходных по значению (синонимы); Упражнение детей в поборе слов, противоположных по значению (антонимы). |
Декабрь
Закрепление навыков употребления падежных окончаний имён существительных единственного числа;
Закрепление навыков использования в речи существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; Обучение согласованию глаголов с существительными единственного и множественного числа; Развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
Январь
Обучение образованию притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные»;
Обучение образованию приставочных глаголов движения; Обучение образованию прилагательных от существительных; Закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными.
Февраль
Закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за;
Формирование умения употреблять предлоги движения: в, из, от, по, к; Закрепление умения подбирать сходные и противоположные по значению слова; Закрепление умения образовывать форму множественного числа от существительных в именительном падеже единственного числа; Обучение подбору родственных слов. |
Март
Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа;
Закрепление умения образовывать существительные в форме множественного числа от существительных в форме единственного числа именительного падежа; Закрепление умения использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе и образовывать приставочные глаголы;
Апрель
Упражнение в согласовании существительных с прилагательными и местоимениями в роде, числе, падеже;
Обучение образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных;
Май
Закрепление умения подбирать синонимы, антонимы и родственные слова;
Закрепление умения согласовывать числительные с существительными; Упражнение в употреблении различных форм имени существительного; Закрепление навыков использования в речи простых и сложных предлогов.
|
Связная речь |
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Обучение составлению простых распространённых предложений;
Обучение составлению сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами; Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением; Закрепление умения составлять описательные рассказы по темам периода. Развитие навыков диалогической и монологической речи; Обучение детей пересказу небольших сказок и рассказов (дословный и свободный пересказ). Формирование умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и серии сюжетных картин с элементами творчества |
||
Подготовка к обучению грамоте |
Октябрь, Ноябрь Декабрь, Январь, Февраль Март, Апрель, Май
Знакомство с буквами (без акцента на запоминание);
У, А, О, И, П, М, Н Т, К Э, Г, Л, Ы С, Ш, Х, В, З, Ж, Д, Ф Упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами |
Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 6-7 лет с диагнозом ТНР (ОНР)
Направление работы | I период | II период | III период | |
Развитие моторных функций |
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Развитие артикуляционного аппарата с целью выработки чёткого координирования движений и переключаемости с одного движения на другое;
Развитие ощущений от движений органов артикуляции; Развитие умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков; Проведение упражнений на общее расслабление; Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка; Развитие мимической мускулатуры лица. |
|||
Развитие дыхательной и голосовой функции |
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
Развитие умения короткого и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать. Развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо; Знакомство детей с различными видами интонации. |
|||
Формирование фонетико-фонематических процессов |
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков; |
|||
Знакомство со звуками: У, А, И, О, Ы, П, Пь, К, Кь, Т, Ть, Х, Хь, М, Мь, Н, Нь, Б, Бь;
Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слова и определение местоположения звука; Упражнение в подборе слов на заданный звук; Закрепление понятий «гласный звук», «твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «согласный звук», «звонкий»; Умение анализировать прямые и обратные слоги: АН, НА. Упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: П-Пь, К-Кь, Т-Ть, Х-Хь, М-Мь, Н-Нь, Б-Бь, К-Т, П-Т-К, Н-М, Б-П; Обучение звуковому анализу слов типа кот, кит с выкладыванием схемы; Развитие умения делить на слоги односложные, двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определение ударного слога; Продолжение анализа небольших предложение с последующим выкладыванием схемы. |
Знакомство со звуками: С, Сь, З, Зь, В, Вь, Д, Дь, Г, Гь, Э, Й, Ш;
Совершенствование умение выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и конце слова и определение местоположения звука; Упражнение в подборе слов на заданный звук; Закрепление понятий «гласный звук», «твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «согласный звук», «звонкий»; Упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: С-Сь, З-Зь, З-С, В-Вь, Д-Дь, Т-Ть, Д-Т, Ть-Дь, Г-Гь, Г-К, Ш-С; Продолжение работы по звуковому анализу слов типа кот, кит с выкладыванием схемы; Обучение звуковому анализу слов типа сани, шкаф, аист; Развитие умения делить на слоги односложные, двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определение ударного слога; Продолжение анализа небольших предложение с последующим выкладыванием схемы.
|
Знакомство со звуками: Ж, Л, Ль, Ц, Р, Рь, Ч, Ф, Фь, Щ;
Закрепление умение выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и конце слова и определение местоположения звука; Совершенствование в подборе слов на заданный звук; Закрепление понятий «гласный звук», «твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «согласный звук», «звонкий»; Упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: Ж-З, Ж-Ш, Ш-Ж-С-З, Л-Ль, Ц-С, Р-Рь, Р-Л, Ч-Ть, Ф-Фь, В-Ф, Щ-Ть, Щ-Ч-Сь-Ть; Обучение проверке звонкого согласного в конце слова в случае оглушения: дуб – дубы; Продолжение работы по звуковому анализу слов типа сани, шкаф, аист; Обучение звуковому анализу слов из пяти звуков; Развитие умения делить на слоги односложные, двусложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определение ударного слога; Продолжение анализа небольших предложение с последующим выкладыванием схемы. |
||
Лексика |
Сентябрь
«Осень», «Деревья осенью», «Листья»
Октябрь
«Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Перелётные птицы»
Ноябрь
«Грибы. Ягоды», «Домашние животные и их детёныши. Место обитания домашних животных», «Дикие животные и их детёныши», «Осенняя одежда, обувь, головные уборы» |
Декабрь
«Зима. Зимние месяцы», «Дикие животные зимой», «Новый год»
Январь
«Посуда», «Семья», «Инструменты»
Февраль
«Транспорт», «День защитников Отечества», «Морские, речные и аквариумные обитатели», «Комнатные растения»
|
Март
«Весна», «Мамин праздник», «Перелётные птицы весной»
Апрель
«Растения и животные весной», «Профессии», «Наш дом», «Сад-огород-лес»
Май
«Человек», «Домашние животные», «Школа. Школьные принадлежности», «Лето»
|
|
Грамматический строй |
Сентябрь, октябрь, ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Закрепление умения изменять имена существительные по падежам и использовать их в речи;
Расширение предикативного словаря: практическое закрепление в речи глаголов прошедшего времени, обучение образованию и закреплению в речи глаголов с приставками; Расширение знания значений предлогов и употребления их в самостоятельной речи; Закрепление составления предложно-падежных конструкций; Закрепление навыков употребления относительных и притяжательных прилагательных; Развитие словообразовательной функции; Упражнение в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа; прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; существительных с числительными два и пять; Закрепление навыков употребления притяжательных прилагательных. |
|||
Связная речь |
Сентябрь, октябрь, ноябрь Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май
Выработка умения составлять простые предложения;
Формирование умения задавать простые вопросы и отвечать на вопросы полным ответом; Формирование навыков составления описательных рассказов по лексическим темам периода с использованием опорных схем; Развитие у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. |
|||
Подготовка к обучению грамоте |
Октябрь, Ноябрь Декабрь, Январь, Февраль Март, Апрель, Май
Знакомство с буквами и их написанием
У, А, И, О, Ы, П, К, Т, Х, М, Н, Б С, З, В, Д, Г, Э, Й, Ш Ж, Л, Ц, Р, Ч, Ф, Щ Выработка умения ориентироваться на листе бумаги; Обучение в печатании данных букв, выкладывание их из палочек и других предметов; Обучение печатанию слогов и слов с данными буквами. |
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички»
Конспект открытого занятия в группе раннего развития «Разноцветные яички» Интеграция областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Развитие интереса к...
Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…
Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...
Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе
Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных навыков безопасного поведения на улицах...