Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок»
Срок реализации 1 год.
«Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра-неиссякаемый источник творчества».
Пояснительная записка
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.
Новизна и актуальность программы:
Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Основной целью программы является:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
- 1.Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
- 2.Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;
- 3.Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
- 4.Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ кукольных спектаклей и создании творческой мастерской.
Особенности программы
Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.
Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей
Содержание программы «Театральный сундучок» взаимосвязана с программой Н.Сорокина «Театр, творчество, дети».
Программа «Театральный сундучок» включает в себя 4 основных раздела:
- Основы театральной культуры;
- Театральная игра;
- Ритмопластика;
- Культура и техника речи;
На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.
Ведущий методический прием– метод художественной импровизации.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над пьесой. Итогом деятельности кружка является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей.
Возраст детей
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6 –7 лет.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)
В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий, которые включают в себя:
- чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
- упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю.
Режим занятий: вторник-четверг, 15.50-16.20.
Формы проведения театрального кружка: рассказы, беседы, экскурсии в ДК театрального кружка, совместный просмотр детского спектакля, конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые).
Ожидаемые результаты
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал по следующему графику:
ноябрь – музыкальная сказка - спектакль «Прыг, Шмыг и Голосистое Горлышко» по мотивам русской народной сказки «Колосок» авт. Е.В.Горбина, М.А.Михайлова;
февраль – музыкальная драматизация сказки «Волк и семеро козлят» по мотивам русской народной сказки муз. А Рыбникова.
май – музыкальная сказка – спектакль «Муха – Цокотуха» по мотивам сказки К.И.Чуковского;
Диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста проводится в середине и в конце учебного года. (Приложение 1.)
Содержание дополнительной образовательной программы
В содержание дополнительной образовательной программы кружка «Театральный сундучок» включены четыре основных раздела:
Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.
Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.
Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом.
Учебно-тематический план работы кружка «Театральный сундучок» на учебный год
Сентябрь
№ |
Раздел |
Тема, задачи |
Количество занятий |
1. |
Основы театральной культуры Театральная игра |
«Приглашение в театр» Теоретическая часть. Дать детям представление о театре, познакомить с видами (драматический, кукольный, музыкальный) «Давайте познакомимся» Практическая часть. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность |
1 |
2. |
Основы театральной деятельности Театральная игра |
«Разрешите представиться» Теоретическая часть. Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. «Угадай, кто я?» Практическая часть. Создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать память, внимание и воображение. |
1 |
3. |
Культура и техника речи. Ритмопластика |
«Забавные стихи» Практическая часть. Учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно). «Осенние листья» Игра-импровизация. Развивать двигательные способности детей, учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. |
1 |
4. |
Основы театральной деятельности Театральная игра |
«Театральные волшебники» Теоретическая часть. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. «Веселые обезьянки» Практическая часть. Развивать находчивость, воображение, фантазию. |
1 |
5. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
«Мыльные пузыри» Практическая часть. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. «В стране отгадай-ка» Практическая часть. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. |
1 |
6. |
Культура и техника речи |
«Волшебная корзинка» Теоретическая часть. Познакомить детей с понятием: «Мимика». Практическая часть. Развивать у детей умение показывать движения и повадки животных при помощи мимики, жестов. |
1 |
7. |
Основы театральной культуры |
«Ах, аплодисменты» Теоретическая часть. Воспитывать желание узнать новое. Практическая часть. Развивать у детей интерес к сценическому творчеству |
1 |
8. |
Ритмопластика Театральная игра |
«Веселая зарядка» Практическая часть. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. «Дружные зверята» Практическая часть. Развивать творчество, воображение и фантазию. |
1 |
Октябрь
№ |
Раздел |
Тема, задачи |
Количество занятий |
1. |
Основы театральной культуры |
Экскурсия в ДК театрального кружка Активизировать познавательный интерес к театру. |
1 |
2. |
Театральная игра |
«Веселые сочинялки» Теоретическая часть. Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Практическая часть Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность |
1 |
3. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
«Фыркающая лошадка». Практическая часть. Развивать дикцию. «В мире животных» Практическая часть. Учить создавать образ живых существ с помощью выразительных пластических движений. |
1 |
4. |
Основы театральной культуры Ритмопластика |
«Этот удивительный мир театра» Теоретическая часть Развивать у детей интерес к сценическому искусству. «В стране Фантазии» Практическая часть. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом |
1 |
5. |
Культура и техника речи Театральная игра |
«Часики» Практическая часть Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию «Внимательные матрешки» Практическая часть. Развивать умение произвольно реагировать на команду |
1 |
6. |
Основы театральной культуры Театральная игра |
«В гостях у сказки» Теоретическая часть. Знакомство с кукольным театром. «Поиграем в сказку» Практическая часть. Учить строить диалог, используя нужные интонации. |
1 |
7. |
Культура и техника речи Театральная игра |
«Фраза по кругу» Теоретическая часть. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку. "Что мы делали, не скажем". Практическая часть. Учить снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми |
1 |
8. |
Основы театральной культуры |
«Поиграем в театр» Теоретическая часть Просмотр кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки «Колосок» с участием родителей |
1 |
Ноябрь
№ |
Раздел |
Тема, задачи |
Количество занятий |
1. |
Основы театральной культуры |
Теоретическая часть. Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки «Прыг, шмыг и голосистое горлышко». Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение |
1 |
2. |
Основы театральной культуры |
«Мы-режиссеры». Теоретическая часть. Практическая часть Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Оценка и анализ выбранных ролей. |
1 |
3. |
Культура и техника речи |
«Прыг, шмыг и голосистое горлышко» Практическая часть. Развивать умение строить диалоги между героями музыкальной сказки в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. |
1 |
4. |
Ритмопластика |
Практическая часть. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. |
1 |
5. |
Культура и техника речи |
Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. |
1 |
6. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
Практическая часть. Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность героев сказки. Показать образы животных через пластические возможности своего тела |
1 |
7. |
Основы театральной культуры |
Практическая часть. Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел |
1 |
8. |
Премьера сказки |
«Прыг, шмыг и голосистое горлышко» Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями |
1 |
Декабрь
№ |
Раздел |
Тема, задачи |
Количество занятий |
1. |
Основы театральной культуры Культура и техника речи |
«Все тот же театр» Теоретическая часть. Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества. «Сочини предложение» Практическая часть. Учить подбирать слова по общим признакам |
1 |
2. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
«Веселый пятачок» Практическая часть. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. «В детском мире» Практическая часть. Развивать пластическую выразительность и музыкальность |
1 |
3. |
Ритмопластика Театральная игра |
«Буратино и Пьеро» Практическая часть. Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. «Волшебная палочка и мячик» Практическая часть. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами |
1 |
4. |
Основы театральной культуры Ритмопластика |
«Билет на балет» Теоретическая часть. Развивать интерес к видам театрального искусства. «Марионетки» Практическая часть. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. |
1 |
5. |
Культура и техника речи Театральная игра |
«Игра со свечой» Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида дыхания. «Летает-не летает». Практическая часть. Воспитывать доброту и коммуникативность в отношениях со сверстниками |
1 |
6. |
Ритмопластика Театральная игра |
«В гостях у Снежной Королевы». Практическая часть. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. «Снежинки», «Снежный ком». Практическая часть. Развивать пластическую выразительность и музыкальность |
1 |
7. |
Культура и техника речи. Ритмопластика |
«Самолет». Практическая часть. Тренировать четкое и точное произношение гласных звуков. «Заколдованный лес». Практическая часть. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. |
1 |
8. |
Основы театральной культуры Театральная игра |
«Как вести себя в театре?». Теоретическая часть. Знакомство с понятиями «этика» и «этикет». Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. «Что можно взять с собой в театр?» Практическая часть. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами. |
1 |
Январь
№ |
Раздел |
Тема, задачи |
Количество занятий |
1. |
Ритмопластика Театральная игра |
«Баба - Яга». Практическая часть. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. «Превращение предмета». Практическая часть. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. |
1 |
2. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
Стихотворение «Маленькие феи». Практическая часть. Пополнять словарный запас. Совершенствовать навык четкого произношения «В стране гномов». Практическая часть. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста. |
1 |
3. |
Основы театральной культуры Театральная игра |
«Азбука общения». Теоретическая часть. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях с товарищами. «Этюды-пантомимы» Практическая часть. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики |
1 |
4. |
Ритмопластика Театральная игра |
«В царстве золотой рыбки». Практическая часть. Развивать чувство ритма и координацию движений. «Цапля». Практическая часть. Развивать находчивость, воображение, фантазию |
1 |
5. |
Основы театральной культуры |
«Теремок». Теоретическая часть. Активизировать познавательный процесс. Знакомство с теневым театром |
1 |
6. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
«Колокольчики» Практическая часть. Расширять диапазон и силу звучания голоса. «Снеговик». Практическая часть. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал, попеременно напрягая и расслабляя различные группы мыщц. |
1 |
7. |
Основы театральной культуры |
«Волк и семеро козлят». Практическая часть Просмотр теневого спектакля с участием родителей. |
1 |
8. |
Основы театральной культуры |
«Волк и семеро козлят». Теоретическая часть. Знакомство со сценарием музыкальной сказки. Учить детей выражать свое мнение. Воспитывать чувство коллективного творчества. |
1 |
Февраль
№ |
Раздел |
Тема, задачи |
Количество занятий |
1. |
Основы театральной культуры |
«Мы – актеры». Теоретическая часть. Знакомство с главными театральными профессиями. «Волк и семеро козлят» Практическая часть. Воспитывать чувство коллективного творчества. Оценка и анализ выбранных ролей. |
1 |
2. |
Культура и техника речи |
«Волк и семеро козлят» Практическая часть. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за выразительностью образа |
1 |
3. |
Основы театральной культуры |
«Мастерская актера» Практическая часть. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию. |
1 |
4. |
Культура и техника речи |
Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах |
1 |
5. |
Культура и техника речи |
Скороговорки. Совершенствовать навык четкого произношения. Музыкальная сказка. Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей |
1 |
6. |
Театральная игра |
Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. |
1 |
7. |
Ритмопластика Культура и техника речи |
Показать образы героев через пластические возможности своего тела. Расширять образный строй речи. Следить за интонационной выразительностью образа. |
1 |
8. |
Премьера спектакля |
«Волк и семеро козлят» Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. |
1 |
Март
№ |
Раздел |
Тема, задачи |
Количество занятий |
1. |
Основы театральной культуры Театральная игра |
«Путешествие в театральное зазеркалье» Теоретическая часть. Пополнять словарный запас лексикой связанной с искусством театра «В магазине зеркал». Практическая часть. Развивать умение оценивать действия других детей, сравнивать их со своими собственными |
1 |
2. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
«Испорченный телефон». Практическая часть. Развивать умение пользоваться различными интонациями, улучшать дикцию «Карнавал животных» Практическая часть. Развивать способность создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений |
1 |
3. |
Культура техника речи Театральная игра |
«Капризуля». Практическая часть. Тренировать свободу звучания звука с мягкой атакой. «Благодарность». Практическая часть. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. |
1 |
4. |
Ритмопластика Театральная игра |
«Насос и кукла». Практическая часть. Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягая и расслабляя различные группы мышц. «Дюймовочка» Практическая часть. Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами |
1 |
5. |
Основы театральной культуры |
«В мире музыки». Теоретическая часть. Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, мюзикл). Рассматривание фотографий оперного театра, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. |
1 |
6. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
«Медвежонок невежа» А.Барто. Практическая часть. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. «Медведи в клетке» Практическая часть. Развивать чувство ритма, координации движений. |
1 |
7. |
Основы театральной культуры |
Экскурсия в оперный театр |
1 |
8. |
Основы театральной культуры |
«Путешествие с театральным билетом». Теоретическая часть. Выявить уровень знания театральных атрибутов. КВН «Правила поведения в театре». Воспитывать культуру поведения |
1 |
Апрель
№ |
Тема |
Раздел, задачи |
Количество занятий |
1. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
Скороговорки. Практическая часть. Тренировать четкое произношение согласных в конце слова «Кто приехал в зоопарк». Практическая часть. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста |
1 |
2. |
Ритмопластика Театральная игра |
«В стране цветов». Практическая часть. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. «Аленький цветочек». Практическая часть. Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать на темы знакомых сказок |
1 |
3. |
Культура и техника речи Театральная игра |
«Чудеса в авоське» Стихотворение. Практическая часть. Пополнять словарный запас. Подбирать к словам слова-действия и слова, противоположные по значению. «Пойми меня» Формировать умение передать мимикой, позой, движением основные эмоции и чувства |
1 |
4. |
Ритмопластика Театральная игра |
«Дискотека кузнечиков». Практическая часть. Развивать воображение и способность к пластической импровизации «Пчелы и цветы». Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными |
1 |
5. |
Культура и техника речи Ритмопластика |
«Аромат цветов». Дыхательное упражнение. Развивать речевое дыхание «Ах, трава-мурава». Чистоговорка. Развивать дикцию «Вальс цветов». Практическая часть. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не наталкиваясь друг на друга. |
1 |
6. |
Культура и техника речи Театральная игра |
«Моя сказка». Практическая часть. Формировать четкую и грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. «Теремок». Практическая часть. Учить импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок. Учить действовать на сценической площадке естественно. |
1 |
7. |
Основы театральной культуры Культура и техника речи |
«Вежливые слова». Теоретическая часть. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. «Запрещенные слова» Практическая часть. Пополнять словарный запас. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками и взрослыми. |
1 |
8. |
Основы театральной культуры |
«Муха-цокотуха». Знакомство с музыкальной сказкой в аудио-записи. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки. Формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей |
1 |
Май
№ |
Тема |
Раздел, задачи |
Количество занятий |
1. |
Культура и техника речи |
«Муха-Цокотуха» Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Следить за интонационной выразительностью образа |
1 |
2. |
Культура и техника речи Театральная игра |
Чистоговорка. Скороговорка Развивать правильную артикуляцию и четкую дикцию. Импровизация «Прибегали Тараканы». Учить снимать зажатость и скованность движений. Развивать воображение и фантазию |
1 |
3. |
Ритмопластика Театральная игра |
Практическая часть. Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. «Танец бабочек». Воспитывать готовность к творчеству. Учить действовать на сценической площадке естественно |
1 |
4. |
Культура и техника речи |
Практическая часть. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. |
1 |
5. |
Ритмопластика |
Показать образы героев через пластические возможности своего тела. |
1 |
6. |
Основы театральной культуры |
«Мастерская актера» Практическая часть. Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию |
1 |
7. |
Основы театральной культуры |
Практическая часть. Совершенствовать умение устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел |
1 |
8. |
Премьера музыкальной сказки |
Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки |
1 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Раздел |
Темы занятий |
Формы проведения занятий |
Приемы и методы организации образовательного процесса |
Репертуар |
1 РАЗДЕЛ – Основы театральной культуры |
1. «Приглашение в театр» |
Рассказ, беседа |
Показ иллюстраций, афиш, фотографий театров. Театральный словарь: Сцена, занавес, спектакль |
|
2. «Разрешите представиться» |
Рассказ, беседа-диалог |
Театральный словарь: художник, композитор |
||
3. «Театральные волшебники» |
Рассказ, беседа, игра. |
Демонстрация костюмов, фотографий. Театральный словарь: костюмер, гример. |
||
4. «Ах, аплодисменты» |
Игра-драматизация |
Показ, объяснение. Театральный словарь: аплодисменты, зрители |
||
5. Экскурсия в ДК |
Беседа-диалог |
Разъяснение выражения: «зрительская культура», «театр начинается с вешалки» |
||
6. «Этот удивительный мир театра» |
Рассказ, беседа. |
Театральный словарь: сценарист, декоратор |
||
7. «В гостях у сказки» |
Рассказ, беседа |
Просмотр видео-слайдов с видами кукольного театра: а) настольные: плоскостные фигуры, вязанные, лепные, деревянные б) стендовые; в) куклы-марионетки; г) тростевые куклы; |
||
8. «Поиграем в театр» |
Просмотр сказки |
Драматизация сказки «Колосок» с использованием кукол Бибабо |
Сказка «Колосок» |
|
9. «Мы – режиссеры» |
Рассказ, игра |
Творческие задания, показ атрибутов. Театральный словарь: постановщик, режиссер. |
||
10. «Все тот же театр» |
Рассказ, беседа, диалог |
Просмотр картин известных художников, прослушивание СD – дисков, чтение стихов |
Картины: В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, «Вальс цветов» муз. Чайковского |
|
11. «Билет на балет |
Рассказ, беседа, дидактическая игра |
Рассматривание иллюстраций, просмотр DVD-дисков. Театральный словарь: балетмейстер, хореограф, пуанты |
Просмотр отрывка из балета «Белоснежка и семь гномов» |
|
12. «Как вести себя в театре» |
Рассказ, беседа–диалог, игровой тренинг |
Творческие задания, вопросы - ответы. |
||
13. «Азбука общения» |
Рассказ, беседа-диалог |
Мультимедийная презентация «Будем вежливы» |
||
14. «Теремок» |
Рассказ, беседа |
Показ знакомой сказки |
||
15. «Мы - актеры» |
Рассказ, беседа–диалог, игра |
Творческие задания, просмотр костюмов. Театральный словарь: актер, артист, дублер |
||
16.«Путешествие в театральное зазеркалье» |
Беседа- диалог |
Рассматривание альбома «Все о театре». Театральный словарь: драматург, пьеса, постановка |
||
17. «В мире музыки» |
Рассказ, беседа |
Просмотр фотографий оперного театра |
||
18.«Путешествие с театральным билетом» |
Беседа- диалог, игра |
Театральный словарь: билет, программа, репертуар, афиша |
||
2 РАЗДЕЛ – Театральная игра |
1.«Давайте познакомимся» |
Игра |
Объяснение, показ, игра |
|
2. «Угадай, кто я?» |
Игра |
Объяснение, показ, игра |
||
3. «Веселые обезьянки» |
Игра-импровизация |
Объяснение, показ, творческие задания |
«В каждом маленьком ребенке» Музыка:Ш.Каллош |
|
4. «Дружные зверята» |
Игра-импровизация |
Объяснение, творческие задания |
«Танцующий зоопарк» |
|
5. «Внимательные матрешки» |
Игра |
Объяснение, творческие задания |
«Мы- веселые матрешки» |
|
6. «Что мы делали, не скажем» |
Игра |
Объяснение, показ, творческие задания |
||
7. «Волшебная палочка и мячик» |
Игра |
Творческие задания |
П.И.Чайковский Танец Феи Драже из сказки «Щелкунчик» |
|
8. «Летает-не летает» |
Игра |
Объяснение, показ, вопросы, творческие задания |
||
9. «Снежинки», «Снежный ком» |
Игра |
Объяснение, творческие задания |
П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» |
|
10. «Превращение предмета» |
Игра |
Объяснение, творческие задания |
Отрывок из мультфильма «Красавица и чудовище» |
|
11. «Цапля» |
Игра |
Объяснение, творческие задания |
||
12. «В магазине зеркал» |
Игра |
Объяснение, показ, творческие задания |
||
13. «Благодарность» |
Игра |
Объяснение, показ, творческие задания |
||
14. «Дюймовочка» |
Игра-импровизация |
Объяснение, показ, построение декораций, театральные диалоги |
Музыкальная аудио-сказка «Дюймовочка» |
|
15. «Аленький цветочек» |
Игра-импровизация |
Объяснение, показ, построение декораций, театральные диалоги |
Е.Крылатов «Волшебный цветок» |
|
16. «Пойми меня! |
Игра |
Объяснение, показ, творческие задания |
||
17. «Пчелы и цветы» |
Игра-импровизация |
Объяснение, творческие задания |
П.И. Чайковский «Вальс цветов» |
|
18. «Теремок» |
Игра-импровизация |
Объяснение, показ, театральные диалоги |
||
19. «Танец бабочек» |
Игра-импровизация |
Объяснение, творческие задания |
«Бабочки» «Мотылек» С. Майкопар |
|
3 РАЗДЕЛ – Ритмопластика |
1.«Осенние листья» |
Музыкально-двигательное упражнение |
Музыкально-двигательные импровизации |
Вальс «Осенний сон» |
2. «В стране Отгадай-ка» |
Музыкально-двигательные упражнение |
Музыкально-двигательные творческие задания |
В.Ребиков Вальс из оперы «Елка» |
|
3.«Веселая зарядка» |
Музыкально-двигательное упражнение |
Танец- миниатюра |
«Песенка про зарядку» из мультфильма «38 попугаев» |
|
4. «В мире животных» |
Музыкально-двигательные игры и упражнения |
Танцевальные импровизации |
Сен-Санс «Карнавал животных» |
|
5. «В стране Фантазии» |
Музыкально-двигательные игры и упражнения |
Музыкально-двигательные импровизации |
М.Глинка «Вальс- Фантазия», А.Грибоедов «Вальс Ре-минор» |
|
6. «В детском мире» |
Музыкально-двигательные упражнения |
Музыкально-двигательные импровизации |
«Резиновый ежик», О. Зарубина «Ожившая кукла», П.И. Чайковский «Танец маленьких игрушек» |
|
7. «Буратино и пьеро» |
Двигательное упражнение |
Объяснение, показ, творческое задание |
||
8. «Марионетки» |
Музыкально-двигательное упражнение |
Объяснение, показ, творческое задание |
Д.Шостакович «Вальс- шутка» |
|
10. «В гостях у Снежной Королевы» |
Музыкально-двигательные игры и упражнения |
Музыкально-двигательные импровизации, игры –превращения |
«Три белых коня», П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» |
|
11. «Заколдованный лес» |
Музыкально-двигательное упражнение |
Музыкально-двигательные импровизации |
М.Мусоргский «Картинки с выставки», С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» |
|
12. «Баба-Яга» |
Музыкально-двигательное упражнение |
Музыкально-двигательные импровизации |
М.Мусоргский «Баба-Яга» |
|
13. «В стране гномов» |
Музыкально-двигательные игры и упражнения |
Танцы-миниатюры, пластические этюды. |
Э.Григ «Шествие гномов», М Мусоргский «Картинки с выставки» |
|
14. «В царстве золотой рыбки» |
Музыкально-двигательные игры и упражнения |
Танцевальные импровизации |
Сен-Санс «Аквариум», К. Черни «Опус 821, этюд № 152» |
|
15. «Снеговик» |
Музыкально-двигательное упражнение |
Объяснение, показ, творческое задание |
Минков «Песенка Снеговика» |
|
16. «Карнавал животных» |
Музыкально-двигательное упражнение |
Музыкально-двигательные импровизации |
Сан-Санс «Карнавал животных» |
|
17. «Насос и кукла» |
Двигательное упражнение |
Объяснение, показ, творческое задание |
||
18. «Медведи в клетке» |
Музыкально-двигательное упражнение |
Музыкально-двигательные импровизации |
«Песенка неуклюжевого медвежонка» |
|
19. «Кто приехал в зоопарк» |
Двигательное упражнение |
Объяснение, показ, пластический этюд |
||
20. «В стране цветов» |
Танцевальные упражнения |
Танцевальные импровизации, театральные миниатюры, игры на пластику |
Р. Шуман «Первая потеря», С. Майкопар «Огонь и лед» |
|
21. «Вальс цветов» |
Музыкально-двигательное упражнение |
Музыкально-двигательные импровизации |
П.И. Чайковский «Вальс цветов» |
|
4 РАЗДЕЛ – Культура и техника речи |
1. «Мыльные пузыри» |
Речевые упражнения |
Показ, разучивание, исполнение |
|
2. «Волшебная корзинка» |
Игра-имитация сказочных персонажей |
Мимические задания |
||
3. «Фыркающая лошадка» |
Речевая игра, упражнение |
Показ, разучивание, исполнение |
||
4. «Часики» |
Речевая игра, упражнение |
Показ, разучивание, исполнение |
||
5. «Поиграем в сказку» |
Ролевой диалог |
Показ, разучивание, исполнение |
||
6. «Сочини предложение» |
Речевая игра |
Творческие задания |
||
7. «Веселый пятачок» |
Игра |
Артикуляционная гимнастика |
||
8. «Игра со свечой» |
Игра |
Дыхательная гимнастика |
||
9. «Самолет» |
Игра |
Артикуляционная гимнастика |
||
10. «Маленькие феи» |
Ролевой диалог |
Показ, разучивание, исполнение |
||
11.«Колокольчики» |
Игра |
Голосовая гимнастика |
||
12. «Испорченный телефон» |
Игра |
Артикуляционная гимнастика |
||
13. «Капризуля» |
Речевая игра и упражнение |
Показ, разучивание, исполнение |
||
14. «Медвежонок Невежа» |
Игра –имитация |
Мимическое задание |
||
15. «Аромат цветов» |
Игра |
Дыхательная гимнастика |
||
16. «Моя сказка» |
Игра- драматизация |
Показ, разучивание, исполнение |
||
17. «Запрещенные слова» |
Игра |
Показ, разучивание, исполнение |
Список литературы:
- Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».
- М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей».
- Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких».
- М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
- Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей».
- И.Каплунова, И.Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально–двигательные фантазии».
- Н. Сорокина «Театр. Творчество. Дети».
- Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду».
Список литературы для детей:
- И.Петров“Веселые превращения.
- Чистоговорка “Ах, трава-мурава”.
- Э.Мошковская “Вежливые слова”.
- Сказка “Колосок”.
- Сказка “Теремок”.
- Сказка «Волк и семеро козлят».
- С. Маршак «Маленькие феи».
- Л.Олиферова “Снеговик”.
- О.Высотская “Мы слепили снежный ком”.
- Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк».
- А.Барто «Медвежонок Невежа».
- Г.Х. Андерсон «Дюймовочка».
- Чистоговорки:
* От топота копыт пыль по полю летит.
* Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
* Карл у Клары украл кораллы.
* Ехал Грека через реку
Видит Грека, в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – зап!
Приложение 1
Диагностика уровня развития детей
№ |
Ф.И. ребенка |
Основы театральной культуры |
Речевая культура |
Эмоционально-образное развитие |
Навыки кукловождения |
Музыкальное развитие |
Основы оформительной деятельности |
Основы коллективной творческой деятельности |
Общий уровень развития |
||||||||
1 |
|||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||
10 |
Составитель: Е.В. Мигунова.
Читайте также |
---|
Обобщение опыта работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного…
Обобщение опыта работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Актуальность: К.Д. Ушинский писал: что воспитание, созданное...
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс…
Рекомендации психолога. Адаптация детей к детскому саду. Как сделать процесс адаптации к саду наиболее мягким? Как вести себя родителям, что...
Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»
Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...