Программа работы кружка «Цветные ладошки» для детей старшего дошкольного возраста

(Художественно-эстетическое развитие детей)

Пояснительная записка

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему, а видя готовые поделки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них развиваются аналитические способности. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Работа в кружке «Очумелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Дети знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Воспитанники на практике воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.

Предлагаемое планирование деятельности обеспечивает не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.

Цель программы: развитие художественных способностей детей путём экспериментирования с различными материалами нетрадиционных художественных техник.

Задачи художественно – эстетические:

  • развивать художественное восприятие;
  • развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

Задачи на формирование технических навыков:

  • упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
  • закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, кляксография;
  • обучать техникам рисования: «по-сырому», граттаж, пластилинография, набрызг;
  • помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры;
  • развивать координацию движения рук;
  • закреплять навык лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
  • использовать в работе различные способы и приемы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный, скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.

Задачи развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать речь;
  • расширять словарный запас;
  • расширять кругозор;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать эстетический вкус;
  • развивать образное и логическое мышление;
  • содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Задачи воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
  • воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Задачи социальные:

  • создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
  • помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
  • научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Содержание программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения (для детей 5-7лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, декоративное рисование, пластилинографию.

Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, из расчёта 36 занятий в год.

Основные этапы работы:

  •  «Создание интереса». На данном этапе обращаем внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
  • «Формирование практических навыков и умений». Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Создаем условия для дальнейшего развития интереса, предоставляя детям свободу в выборе средств.
  • «Собственное творчество». Создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Максимальное количество детей в группах – 12 человек.

Тематический план

Раздел программы Предметы Часы
I Основы изобразительной грамоты 1.Живопись
2. Графика
8
2
II Пластика 2. Пластилин
3. Соленое тесто
10
5
5
III Декоративно-прикладное искусство 1. Биcсероплетение
2. Вязание
3
3
  Итого:   36

1. Основы изобразительной грамоты

Теоретическая часть

— Художественные материалы. Акварель, гуашь — свободное владение ими.

— Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе — линейной, воздушной.

—Графика. Материалы — картон, клише, матрицы из различных материалов.

— Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции.

п/п

Тема

Всего часов

 
 

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы.

Рисунок-тест «Впечатление о лете».

1

 

2

Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой. Предметы и пространство.

2

 

3

Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Теплая цветовая гамма. Гуашь, акварель

3

 

4

Пейзаж. Гуашь, акварель.

4

 

Всего часов:

10

 

2. Пластика.

Теоретическая часть

— Художественное конструирование. Формообразование в бумажной пластике. Объемная и рельефная пластика. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы.

— Этапы работы дизайнера над проектом. Архитектурные фантазии. Предметная среда. Творческие групповые разработки проектов.

— Особенности формообразования в пластилиновой пластике и пластике из соленого теста. Объем и рельеф в пластике. Виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись гуашью.

— Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная.

—Беседы по истории дизайна с демонстрацией иллюстративного материала.

п/п

Тема

Всего часов

 
 

1

Введение в тему. Красота и пластика бумаги. Условия безопасной работы. Ребро жесткости по прямой, по кривой

1

 

2

«Осень». Пластика природных форм. Разнообразие приемов: сгибание, разрезание, вырезание. Рельеф на картоне. Работа по методу проекта

3

 

3

«Маски» — стилизация в декоративном искусстве. Разнообразие и выразительность мимики.

2

 

4

Новогодняя композиция. «Знак года». Работа по методу проекта. Свободный выбор материалов. Соединение разных техник

3

 

5

Введение в тему. Тестопластика. Условия безопасной работы.

1

 

6

Рельеф по темам народных сказок. Элементы народной орнаментики в декоре

3

 

7

«Любимые животные» - пластилин, объёмная пластика.

3

 

8

Игрушка-сувенир. Творческая работа.

3

 

Всего часов:

20

 

3. Декоративно-прикладное искусство.

Теоретическая часть.

— Декоративно-прикладное искусство — художественно выполненные изделия.

— Техники создания изделий: кистевая роспись, прикладная графика, флористика.

— Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.

— Беседы по декоративно-прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.

п/п

Тема

Всего

часов

 
 

1

Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. Поделки из бисера.

1

 

2

«Бабочки и стрекозы»

2

 

3

Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. Вязание изделий.

1

 

«Мой любимый персонаж» (аппликация из ниток)

2

 

Всего часов:

6

 

Виды техники изображения

  • Рисование не только кистью, карандашом, но и необычными предметами и материалами.
  • Использование «пальцевой живописи» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские емкости ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки в младших группах это украшение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются красивые пейзажи. В настоящее время пальцевой живописью занимается художник из Германии Гюнтер Юнкер.
  • Использование «монотипии» - отпечатка. Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.

  • «Волшебный рисунок» - изображение наносится свечой. Рисунок есть, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится тушь, цветные чернила.
  • Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
  • Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щетки - волны, бахрому, густую траву.
  • Коллаж - сочетание аппликации и рисования, причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.
  • «Точечный рисунок» Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.
  • «Пушистый рисунок» Наносят изображение мылом, свечой, сверху покрывают краской.
  • «Граттаж» (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После высыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
  • «Пластилинография» рисунок наносится простым карандашом, затем отдельные детали скатываются из пластилина и примазываются к картону.

 

Список литературы.

  1. Т.С.Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. – М.: «Мозаика синтез», 2010г.
  2. Г.Н.Давыдова «Пластилинография». – М.: «Скрипторий 2003», 2008г.
  3. О.А. Соломенникова «Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет.» Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. – М.:2001г.
  4. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная группа». – М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г.
  5. Т.А.Копцева «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
  6. И. А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» .Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: ИД «Карапуз», ТЦ «СФЕРА», 2010г.
  7. И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Школа дихайна. Подготовительная группа». Конспекты занятий и методические рекомендации. – М.: ИД «Цветной мир», 2011г.
  8. А.А.Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». Конспекты занятий. – М.: 2011г.
  9. Е.В.Саллинен «Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми 3-7 лет». – С-Пб.: «Каро», 2011г.
  10. Н.Б.Рябко «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика». – М.: Педагогическое общество России, 2009г.
  11. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Планирование, конспекты занятий. – С-Пб.: «Каро»,2010г.
  12. В.Кард, С.Петров «Сказки из пластилина». – С-Пб.: ЗАО «Валери

С-Пб», 1997г.



Комментарии  

#1 Марина Юрьевна Горшк 23.04.2022 16:39
Цитата:
Спасибо! За интересный материал, для начинающего педагога очень понятно!
Цитата:
Можно Ваши записи использовать в своей работе?
gorshkovamarina.ru/
Цитировать


Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Вылепи, какие хочешь…

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин» Цель: закреплять приёмы лепки:...

Дидактическая игра «Геометрические вкладыши»

Дидактическая игра «Геометрические вкладыши» Дидактическая игра «Геометрические вкладыши» будет интересна и познавательна для детей 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных...

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

План работы по самообразованию воспитателя по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через…

План работы по самообразованию воспитателя Нургалиевой Лианы Николаевны на 2022-2023 учебный год по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования» Введение Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования...

Консультация для родителей

Консультация для родителей   «Развитие графомоторных навыков у детей» К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Художественно - эстетическое развитие» (лепка). Средняя группа. Тема: «Витамины в…

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности. Задачи: - развивать фантазию и творческие способности детей; - способствовать развитию диалогической речи; - совершенствовать умение лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки. Ход - Дорогие ребята! Я очень...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (познавательное развитие). Тема: «Витамины для здоровья». Средняя группа.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - формировать у детей представление о том, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека; рассказать о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; -...