Программа работы кружка «Цветные ладошки» для детей старшего дошкольного возраста

(Художественно-эстетическое развитие детей)

Пояснительная записка

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему, а видя готовые поделки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них развиваются аналитические способности. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Работа в кружке «Очумелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Дети знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Воспитанники на практике воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.

Предлагаемое планирование деятельности обеспечивает не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.

Цель программы: развитие художественных способностей детей путём экспериментирования с различными материалами нетрадиционных художественных техник.

Задачи художественно – эстетические:

  • развивать художественное восприятие;
  • развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

Задачи на формирование технических навыков:

  • упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
  • закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, кляксография;
  • обучать техникам рисования: «по-сырому», граттаж, пластилинография, набрызг;
  • помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры;
  • развивать координацию движения рук;
  • закреплять навык лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
  • использовать в работе различные способы и приемы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный, скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.

Задачи развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать речь;
  • расширять словарный запас;
  • расширять кругозор;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать эстетический вкус;
  • развивать образное и логическое мышление;
  • содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Задачи воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
  • воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Задачи социальные:

  • создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
  • помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
  • научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Содержание программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения (для детей 5-7лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, декоративное рисование, пластилинографию.

Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, из расчёта 36 занятий в год.

Основные этапы работы:

  •  «Создание интереса». На данном этапе обращаем внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
  • «Формирование практических навыков и умений». Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Создаем условия для дальнейшего развития интереса, предоставляя детям свободу в выборе средств.
  • «Собственное творчество». Создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Максимальное количество детей в группах – 12 человек.

Тематический план

Раздел программы Предметы Часы
I Основы изобразительной грамоты 1.Живопись
2. Графика
8
2
II Пластика 2. Пластилин
3. Соленое тесто
10
5
5
III Декоративно-прикладное искусство 1. Биcсероплетение
2. Вязание
3
3
  Итого:   36

1. Основы изобразительной грамоты

Теоретическая часть

— Художественные материалы. Акварель, гуашь — свободное владение ими.

— Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе — линейной, воздушной.

—Графика. Материалы — картон, клише, матрицы из различных материалов.

— Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции.

п/п

Тема

Всего часов

 
 

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы.

Рисунок-тест «Впечатление о лете».

1

 

2

Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой. Предметы и пространство.

2

 

3

Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Теплая цветовая гамма. Гуашь, акварель

3

 

4

Пейзаж. Гуашь, акварель.

4

 

Всего часов:

10

 

2. Пластика.

Теоретическая часть

— Художественное конструирование. Формообразование в бумажной пластике. Объемная и рельефная пластика. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы.

— Этапы работы дизайнера над проектом. Архитектурные фантазии. Предметная среда. Творческие групповые разработки проектов.

— Особенности формообразования в пластилиновой пластике и пластике из соленого теста. Объем и рельеф в пластике. Виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись гуашью.

— Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная.

—Беседы по истории дизайна с демонстрацией иллюстративного материала.

п/п

Тема

Всего часов

 
 

1

Введение в тему. Красота и пластика бумаги. Условия безопасной работы. Ребро жесткости по прямой, по кривой

1

 

2

«Осень». Пластика природных форм. Разнообразие приемов: сгибание, разрезание, вырезание. Рельеф на картоне. Работа по методу проекта

3

 

3

«Маски» — стилизация в декоративном искусстве. Разнообразие и выразительность мимики.

2

 

4

Новогодняя композиция. «Знак года». Работа по методу проекта. Свободный выбор материалов. Соединение разных техник

3

 

5

Введение в тему. Тестопластика. Условия безопасной работы.

1

 

6

Рельеф по темам народных сказок. Элементы народной орнаментики в декоре

3

 

7

«Любимые животные» - пластилин, объёмная пластика.

3

 

8

Игрушка-сувенир. Творческая работа.

3

 

Всего часов:

20

 

3. Декоративно-прикладное искусство.

Теоретическая часть.

— Декоративно-прикладное искусство — художественно выполненные изделия.

— Техники создания изделий: кистевая роспись, прикладная графика, флористика.

— Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.

— Беседы по декоративно-прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.

п/п

Тема

Всего

часов

 
 

1

Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. Поделки из бисера.

1

 

2

«Бабочки и стрекозы»

2

 

3

Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. Вязание изделий.

1

 

«Мой любимый персонаж» (аппликация из ниток)

2

 

Всего часов:

6

 

Виды техники изображения

  • Рисование не только кистью, карандашом, но и необычными предметами и материалами.
  • Использование «пальцевой живописи» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские емкости ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки в младших группах это украшение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются красивые пейзажи. В настоящее время пальцевой живописью занимается художник из Германии Гюнтер Юнкер.
  • Использование «монотипии» - отпечатка. Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.

Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.

  • «Волшебный рисунок» - изображение наносится свечой. Рисунок есть, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится тушь, цветные чернила.
  • Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
  • Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щетки - волны, бахрому, густую траву.
  • Коллаж - сочетание аппликации и рисования, причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.
  • «Точечный рисунок» Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.
  • «Пушистый рисунок» Наносят изображение мылом, свечой, сверху покрывают краской.
  • «Граттаж» (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После высыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
  • «Пластилинография» рисунок наносится простым карандашом, затем отдельные детали скатываются из пластилина и примазываются к картону.

 

Список литературы.

  1. Т.С.Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. – М.: «Мозаика синтез», 2010г.
  2. Г.Н.Давыдова «Пластилинография». – М.: «Скрипторий 2003», 2008г.
  3. О.А. Соломенникова «Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет.» Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. – М.:2001г.
  4. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная группа». – М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г.
  5. Т.А.Копцева «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
  6. И. А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» .Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: ИД «Карапуз», ТЦ «СФЕРА», 2010г.
  7. И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Школа дихайна. Подготовительная группа». Конспекты занятий и методические рекомендации. – М.: ИД «Цветной мир», 2011г.
  8. А.А.Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». Конспекты занятий. – М.: 2011г.
  9. Е.В.Саллинен «Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми 3-7 лет». – С-Пб.: «Каро», 2011г.
  10. Н.Б.Рябко «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика». – М.: Педагогическое общество России, 2009г.
  11. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Планирование, конспекты занятий. – С-Пб.: «Каро»,2010г.
  12. В.Кард, С.Петров «Сказки из пластилина». – С-Пб.: ЗАО «Валери

С-Пб», 1997г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экскурсия в «Осенний лес»

Экскурсия в «Осенний лес» Экскурсия – это возможность понаблюдать за объектами живой природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность...

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...

Читайте также

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные...

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...