Программа работы кружка «Цветные ладошки» для детей старшего дошкольного возраста
(Художественно-эстетическое развитие детей)
Пояснительная записка
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему, а видя готовые поделки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них развиваются аналитические способности. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Работа в кружке «Очумелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети знакомятся с новыми материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, что влияет на умственное развитие. Воспитанники на практике воплощают интересные замыслы, предвидят конечный результат, который найдет свое применение в качестве подарка или украшения помещения.
Предлагаемое планирование деятельности обеспечивает не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству.
Цель программы: развитие художественных способностей детей путём экспериментирования с различными материалами нетрадиционных художественных техник.
Задачи художественно – эстетические:
- развивать художественное восприятие;
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
Задачи на формирование технических навыков:
- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
- закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, кляксография;
- обучать техникам рисования: «по-сырому», граттаж, пластилинография, набрызг;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры;
- развивать координацию движения рук;
- закреплять навык лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
- использовать в работе различные способы и приемы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный, скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.
Задачи развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать речь;
- расширять словарный запас;
- расширять кругозор;
- развивать наблюдательность;
- развивать эстетический вкус;
- развивать образное и логическое мышление;
- содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Задачи воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
- воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Задачи социальные:
- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
- помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
- научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Содержание программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения (для детей 5-7лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, декоративное рисование, пластилинографию.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, из расчёта 36 занятий в год.
Основные этапы работы:
- «Создание интереса». На данном этапе обращаем внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
- «Формирование практических навыков и умений». Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Создаем условия для дальнейшего развития интереса, предоставляя детям свободу в выборе средств.
- «Собственное творчество». Создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Максимальное количество детей в группах – 12 человек.
Тематический план
№ | Раздел программы | Предметы | Часы |
I | Основы изобразительной грамоты | 1.Живопись 2. Графика |
8 2 |
II | Пластика | 2. Пластилин 3. Соленое тесто |
10 5 5 |
III | Декоративно-прикладное искусство | 1. Биcсероплетение 2. Вязание |
3 3 |
Итого: | 36 |
1. Основы изобразительной грамоты
Теоретическая часть
— Художественные материалы. Акварель, гуашь — свободное владение ими.
— Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе — линейной, воздушной.
—Графика. Материалы — картон, клише, матрицы из различных материалов.
— Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции.
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
|
1 |
Вводное занятие. Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок-тест «Впечатление о лете». |
1 |
|
2 |
Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заостренной палочкой. Предметы и пространство. |
2
|
|
3 |
Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Теплая цветовая гамма. Гуашь, акварель |
3
|
|
4
|
Пейзаж. Гуашь, акварель. |
4
|
|
|
Всего часов:
|
10
|
2. Пластика.
Теоретическая часть
— Художественное конструирование. Формообразование в бумажной пластике. Объемная и рельефная пластика. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы.
— Этапы работы дизайнера над проектом. Архитектурные фантазии. Предметная среда. Творческие групповые разработки проектов.
— Особенности формообразования в пластилиновой пластике и пластике из соленого теста. Объем и рельеф в пластике. Виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись гуашью.
— Работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная.
—Беседы по истории дизайна с демонстрацией иллюстративного материала.
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
|
1 |
Введение в тему. Красота и пластика бумаги. Условия безопасной работы. Ребро жесткости по прямой, по кривой |
1 |
|
2 |
«Осень». Пластика природных форм. Разнообразие приемов: сгибание, разрезание, вырезание. Рельеф на картоне. Работа по методу проекта |
3 |
|
3 |
«Маски» — стилизация в декоративном искусстве. Разнообразие и выразительность мимики. |
2 |
|
4 |
Новогодняя композиция. «Знак года». Работа по методу проекта. Свободный выбор материалов. Соединение разных техник |
3
|
|
5
|
Введение в тему. Тестопластика. Условия безопасной работы. |
1 |
|
6 |
Рельеф по темам народных сказок. Элементы народной орнаментики в декоре |
3
|
|
7
|
«Любимые животные» - пластилин, объёмная пластика. |
3 |
|
8
|
Игрушка-сувенир. Творческая работа. |
3 |
|
|
Всего часов:
|
20 |
3. Декоративно-прикладное искусство.
Теоретическая часть.
— Декоративно-прикладное искусство — художественно выполненные изделия.
— Техники создания изделий: кистевая роспись, прикладная графика, флористика.
— Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
— Беседы по декоративно-прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
|
1
|
Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. Поделки из бисера. |
1
|
|
2
|
«Бабочки и стрекозы» |
2
|
|
3 |
Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом. Вязание изделий. |
1 |
|
|
«Мой любимый персонаж» (аппликация из ниток) |
2 |
|
|
Всего часов: |
6 |
Виды техники изображения
- Рисование не только кистью, карандашом, но и необычными предметами и материалами.
- Использование «пальцевой живописи» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские емкости ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки в младших группах это украшение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются красивые пейзажи. В настоящее время пальцевой живописью занимается художник из Германии Гюнтер Юнкер.
- Использование «монотипии» - отпечатка. Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.
Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.
- «Волшебный рисунок» - изображение наносится свечой. Рисунок есть, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится тушь, цветные чернила.
- Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
- Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щетки - волны, бахрому, густую траву.
- Коллаж - сочетание аппликации и рисования, причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.
- «Точечный рисунок» Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.
- «Пушистый рисунок» Наносят изображение мылом, свечой, сверху покрывают краской.
- «Граттаж» (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После высыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
- «Пластилинография» рисунок наносится простым карандашом, затем отдельные детали скатываются из пластилина и примазываются к картону.
Список литературы.
- Т.С.Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. – М.: «Мозаика синтез», 2010г.
- Г.Н.Давыдова «Пластилинография». – М.: «Скрипторий 2003», 2008г.
- О.А. Соломенникова «Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет.» Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. – М.:2001г.
- Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная группа». – М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г.
- Т.А.Копцева «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
- И. А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» .Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: ИД «Карапуз», ТЦ «СФЕРА», 2010г.
- И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду. Школа дихайна. Подготовительная группа». Конспекты занятий и методические рекомендации. – М.: ИД «Цветной мир», 2011г.
- А.А.Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». Конспекты занятий. – М.: 2011г.
- Е.В.Саллинен «Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми 3-7 лет». – С-Пб.: «Каро», 2011г.
- Н.Б.Рябко «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика». – М.: Педагогическое общество России, 2009г.
- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Планирование, конспекты занятий. – С-Пб.: «Каро»,2010г.
- В.Кард, С.Петров «Сказки из пластилина». – С-Пб.: ЗАО «Валери
С-Пб», 1997г.
Читайте также |
---|
Экскурсия в «Осенний лес»
Экскурсия в «Осенний лес» Экскурсия – это возможность понаблюдать за объектами живой природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность...
Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…
Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...
ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»
ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...