Доклад
«Значение развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании дошкольников»

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема. Пожалуй она еще никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас вип Дома – Земли. Насущной проблемой стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения школьников и дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нашей точки зрения предполагает:

  • Воспитание гуманного отношения к природе;
  • Формирование системы экологических знаний и представлений;
  • Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее);
  • Участие детей в посильной для них деятельности по охране и защите природы.

Естественно, все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не особенно, а взаимосвязано.

Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и защите.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание.

В своей работе по экологическому воспитанию я опиралась на гуманное отношение детей к окружающему миру, на осознание ими ценности любого проявления жизни.

Работу по экологическому воспитанию со своими детьми я начала со средней группы.

На занятиях, в процессе наблюдений, совместной деятельности дети усваивали экологические представления об уникальности и сложности жизни, ее хрупкости и ранимости. Для того, чтобы знания о природе были осознанными и более глубокими в своей работе с детьми я использовала элементарные опыты.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально созданных условиях.

В своей работе с детьми средней группы, я использовала лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за птицами, чтобы показать, какой корм птичкам необходим, я предлагала детям положить перед попугаем конфетку, яблоко, рыбку, зерно. Дети наблюдали, и мы вместе делали соответствующие выводы.

Со старшей группой я стала организовывать несложные опыты. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, я ставила с детьми такой опыт: помещала два одинаковых растения в разные условия (одно в теплое место, другое в прохладное) и в течение нескольких дней дети наблюдали за изменениями в их развитии. Опыт был растянут во времени. Подобным образом мы с детьми доказали необходимость света и воды для роста растений.

К подготовительной группе у детей уже имелись определенные знания по экологии, приобретенные в процессе наблюдений, опытов, труда на занятиях. Это дало возможность проводить более сложные опыты. Занятия с использованием элементарных опытов я проводила в игровой форме. Поскольку экология – это наука, то и дети на занятиях превращались «ученых», изучающих различные природные объекты, взаимосвязи в природе. Дети работали в маленькой лаборатории. Этот прием дал мне возможность повысить заинтересованность детей.

Очень понравились детям занятия «Волшебник-неведимка воздух», «Волшебница земля» и «Волшебница вода». Эти занятия полностью состояли из элементарных опытов. На них дети выявляли свойства воды, воздуха, земли и других веществ.

Я помогла детям выяснить, почему эти вещества называют волшебниками.

Например, на занятии, которое я назвала «Волшебница вода», дети сами, с помощью опытов, выяснили, что вода не имеет вкуса и запаха, прозрачна, растворяет некоторые вещества, может находиться как в жидком, так и в твердом состоянии и умеет летать. С помощью опыта я познакомила детей с таким сложным понятием и явлением как круговорот воды в природе.

В ходе опытов я подвела детей к пониманию связи температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах), между температурой воздуха и состоянием льда и снега.

С помощью опытов мы с детьми выяснили водопроницаемость земли, песка, глины.

В конце каждого занятия я давала возможность детям обсудить результаты опытов. Они в свою очередь самостоятельно делали выводы и суждения.

Таким образом, в ходе моей работы с детьми было опробовано использование элементарных опытов в экологическом воспитании дошкольников. Я выяснила, что детям дошкольного возраста доступны, интересны и необходимы знания экологического характера.

Использование элементарных опытов стимулирует интерес детей к природе, становится источником радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Опыты помогают уяснить, что в природе все со всем взаимосвязано, все что-нибудь да стоит. Опыты помогаю понять, что по отношению к природе дети занимают позицию более сильной стороны и должны ей покровительствовать. Также они помогают понять на первый взгляд сложные явления природы.

Элементарные опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыты раскрывается причина наблюдаемого объекта, явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.

Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей. С их помощью дети начинают понимать, как ранима природа и какой вред человек может нанести ей, если не будет относиться бережно и рационально ко всему окружающему.

Я считаю, что начатую работу по экологическому воспитанию необходимо проводить и в будущем.


Литература:

1. Н.Н. Кондратьева «Экологическое воспитание дошкольников»

2. С. Николаева «Юный эколог»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге»

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге» Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социализация. Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского...

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»

Читайте также

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...

НОД «Проказы матушки - зимы»

НОД «Проказы матушки - зимы» Цели: обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце-декабре, используя разные жанры устного народного...

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...