Конспект образовательной деятельности окружающий мир в старшей группе

Тема "Как появляется звук"

Цель занятия: расширить представления детей о звуке. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о видах звука.

Задачи: развивать понимание причины возникновения звука: колебания предметов. Объяснить причину возникновения звуков речи. Воспитывать культуру общения, интерес к занятию.

Материал: расческа, линейка, стеклянный стакан, колокольчик, деревянная тарелка , лист бумаги, фонограмма Русской народной песни.

Ход занятия: Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, вы хотите знать, как появляется звук ?

Дети: Да.

Воспитатель: Садитесь на стулья, за столы. (Дети сели).

Воспитатель: Звуки бывают разные: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы. Перед вами предметы: стакан - он стеклянный (звенит), колокольчик - металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная тарелка (стучит).

Входит Петрушка громким голосом говорит

Петрушка: Здравствуйте, я тоже хочу с вами заниматься! Дедушка Знай передал вам волшебный сундучок.

Воспитатель: Здравствуй, Петрушка, только почему ты так кричишь? это опасно, ты можешь повредить голос.

Присоединяйся к нам, будешь заниматься вместе с нами.

Скажите друг другу тихо шепотом звук «а»

А сейчас повторите этот звук так, чтобы услышали все.

Что мы для этого сделали?

Дети: сказали громким голосом

Воспитатель: Откуда выходили громкие звуки?

Дети: Из горла.

Воспитатель: Поднесите руку к горлу, только осторожно не сдавливая его. Произнесите звук «а» шепотом, громко, тише.

Что вы почувствовали под рукой? (Когда говорили громко в горле что-то дрожало; когда говорили шёпотом, дрожания не было).

Ребята, вы почувствовали дрожание голосовых связок. Их можно сравнить с тонко натянутыми ниточками. Для того чтобы сказать слово, надо чтобы ниточки тихонько задрожали .

Опыт 1  

С натянутой тонкой нитью ; из нее извлекается звук , если дернуть за нить .

Что надо сделать, чтобы звук был громче?

Дети: дернуть сильнее - звук усилится.

При громком разговоре, крике наши связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить, ведь если сильно дернуть за нить, она порвется. Надо разговаривать спокойно, без крика, беречь голосовые связки.

-Ребята, давайте посмотрим что нам прислал в волшебной шкатулке дедушка Знай.

Загадка1

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (линейка)

Опыт 2

Рассмотрим деревянную линейку и выясним, есть ли у нее голос.

Если линейку не трогать, она не издает звуков.

Прижимаю один конец к столу, дергаю за свободный конец- возникает звук.

-что происходит в этот момент с линейкой?

Дети: она дрожит

(рукой останавливают дрожание)

-продолжается ли звук?

Дети: он прекратился.

Загадка 2

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (расческа )

Опыт 3

(воспитатель достает из сундучка расческу)

Давайте выясним, может ли расческа издавать звуки.

Для этого я предлагаю вам взять медиатры.

Дети проводят по концам зубьев – получается звук. (зубья расчески дрожат от прикосновения и издают звуки.)

Ребята, вы хотите ,чтобы звук стал громче ?

Для этого надо поставить расческу одним концом на стул.

(Повторяем опыт. Выясняем почему звук стал громче.)

Воспитатель предлагает одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время легонько пальцами коснуться стула .

Воспитатель: Что чувствуют пальцы? Дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше , поэтому звук громче .

А сейчас представим, что мы гуляем по лесу. Вдруг мы заблудились. Пытаемся позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту .

(дети кричат «ау»)

Воспитатель: что ощущают руки?

Дети: дрожание

Воспитатель: Стал ли звук громче?

Дети: звук усилился

Воспитатель: Делаем вывод, что от голоса руки начинают дрожать, звук становится сильным.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и поиграть в артистов русского народного ансамбля.

А в качестве инструмента у нас будут – расчески, бумага и колокольчики .

(включается фонограмма)

-Дети, в моем сундучке есть для вас подарки, которые могут издавать звук.

(детям раздаются гудки)


 

Используемая литература:

Т.Н.Девятова «звук волшебник»

А.Ершова, В.Букатов «возвращение к таланту: педагогам о социально-игровом стиле работы»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка «Дерево времён года»

Методическая разработка «Дерево времён года»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Интегрированное занятие с детьми старшей группы. Тема «Волшебные самоцветы»

Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема «Волшебные самоцветы» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности. Задачи: -...

Читайте также

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с…

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Правильное формирование личности ребенка – это задача не...

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...