Непосредственная образовательная деятельность
«Музыка вокруг нас, музыка внутри нас»
(Старшая-подготовительная к школе группа)
Программное содержание:
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»: Формировать у детей музыкальный вкус, развивать музыкальную память на основе знакомства с композиторами, с классической музыкой («Пудель и птичка» Ф. Лемарк, «Баба-яга» П. Чайковский – подготовительная группа; «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Вальс» П. Чайковский, «Клоуны» - Д. Кабалевский, «На слонах в Индии» А. Гедике – старшая группа).
- Учить передавать голосом звуки природы (журчание ручейка, жужжание жуков и т.д.), петь легким звуком, без напряжения, координировать пение с движением (хоровод «Веснянка»).
- Развивать умение свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому и медленному темпу (музыкально-ритмические упражнения «Поезд», «Полетим на самолете», игра на детских музыкальных инструментах «Карусель»).
- Создавать условия для экспериментирования детей с немузыкальными звуками, с собственным телом.
- Воспитывать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке.
Образовательная область «Физическое развитие»: Закреплять и совершенствовать двигательные навыки, продолжать развивать физические качества (быстрота, ловкость) через игру-эстафету.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развтие»:
- При описании художественной картины об явлениях природы учить передавать свое эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности (сравнение: ранняя весна-поздняя весна).
- Развивать умение адекватно и самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложные) в соответствии с содержанием высказывания. Развивать монологическую речь.
- Развивать самостоятельность, активность (в игре-эстафете), дружеские взаимоотношения.
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»: Развивать познавательный интерес к природе, самостоятельность в наблюдениях.
Образовательная область «Речевое развитие»: Закреплять умение выразительно читать поэтические произведения лирического характера (чтение стихов).
Предварительная работа: прослушивание в записи произведений классической музыки, знакомство с композиторами. Разучивание распевки «Кукушка», хоровода «Веснянка», стихов о весне.
Атрибуты: портреты композиторов, камень, декорации ручейка, письмо, фонограмма голосов: «журчание ручейка, пение птиц», деревянная, металлическая, стеклянная, глиняная посуда, вода, молоточек, элементы картины.
Ход занятия:
Муз. рук-ль (в группе): Ребята, сегодня я получила необычное письмо. В нем только одно слово: «Помогите!» Кто написал его, кому нужна помощь – непонятно. Придется искать автора письма. Хотите помочь мне? (Ответы детей.) Наверное путь будет неблизким. На чем отправимся? (Ответы детей.) Давайте полетим на самолете? Заводим мотор, раскрываем руки – крылья, приготовились, полетели.
(Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение «Полетаем на самолете», «приземляются» в музыкальном зале.)
Муз. рук-ль: Мы приземлились на опушке леса. Как здесь тихо. Давайте прислушаемся. (Звучит журчание ручейка в записи.) Слышите, где-то журчит ручеек? Но звук какой-то странный – как будто ему что-то мешает течь. Давайте найдем этот ручеек и посмотрим что случилось (подходят к «ручейку»). Видите, какой большой камень ему мешает. Давайте вместе уберем его.
(Дети убирают камень. Ручеек «журчит» дальше.)
А теперь как журчит ручеек, послушайте? (Ответы детей.) У каждого из нас есть голос. Это уникальный музыкальный инструмент. Он может подражать звукам природы, голосам животных, даже создавать музыку. А вы можете изобразить ручеек с помощью голоса? Давайте попробуем.
Проводится артикуляционная гимнастика «Весна»:
Пригрело весеннее солнце
(дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя ласковое солнце)
С пригорка побежал веселый ручеек
(болтают языком, изображая бульканье)
До краев наполнил большую, глубокую лужу
( на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)
Перелился через край
(делают голосом волну вверх-вниз)
И дальше побежал
(болтают языком и булькают)
Выбрались из-под коры жучки
(ж-ж-ж – в нижнем регистре)
И букашки
(ззз-ззз – в высоком регистре)
И расправили крылышки
(крш-крш – с повышающейся интонацией)
И полетели кто куда
(тр-тр-тр – шепотом на разной высоте)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало
(шур-шур-шур)
И вылез ежик
(сопят носом, энергично втягивая воздух)
Ожил под теплым весенним солнцем и муравейник
(каждый поет веселые звуки в разных регистрах)
Лес наполнился веселыми, радостными птичьими голосами
(имитация птичьих голосов всеми одновременно).
Муз. рук-ль: Очень хорошо у вас получилось. А теперь нам нужно идти дальше.
(Звучит фонограмма «Пение птиц».) Прислушайтесь! Не слышно ли кукушки? Давайте ее позовем. (Дети исполняют звуки «Ку-ку, ку-ку».) Отозвалась на зов кукушка. А как мы ее звали, чем? Правильно голосом. Давайте кукушке песенку споем.
(Исполняется распевка «Кукушка».)
Муз. рук-ль: Оказывается, наш голос может петь, как кукушка, журчать, как ручеек, жужжать, как жучки и т.д. А теперь прислушайтесь: в лесу дятел долбит дерево своим острым клювом (звучит фонограмма «Стук дятла»). Давайте попробуем изобразить этот стук хлопками в ладоши.
(Проводится музыкально-дидактическая игра «Повтори ритм».)
Муз. рук-ль: Вы не слышите, кто-то кричит «Ау-ау!». Давайте отзовемся.
(Дети кричат: «Ау-ау!». Выходит воспитатель в костюме Бабушки.)
Бабушка: Здравствуйте ребятки!Я услышала голоса и подумала, что кто-то заблудился. Стала кричать «Ау!». Хотела помочь на лесную тропинку вывести. Вы не заблудились?
Муз. рук-ль: Здравствуй бабушка! Нет, мы не заблудились, мы ищем того, кто в нашей помощи нуждается. Вот уже ручейку помогли – большой камень убрали.
Бабушка: Может вы и мне поможете?
Муз. рук-ль: С удовольствием!
Бабушка: Пойдемте ко мне. Одной с хозяйством управляться трудно. Вот водички надо бы принести.
(Проводится игра-эстафета «Перенеси воду». Дети делятся на 2 команды, носят воду ложками, каждая команда в свое ведро.)
Бабушка: Ой, спасибо вам ребятки. А я хочу вас попросить еще об одной помощи. У меня потерялась картина, которую я очень любила, никак не могу ее найти, может вы мне поможете написать новую? Только писать мы будем не красками, а словами. Та картина была о времени года, которое идет сейчас. А какое сейчас время года? А какие приметы весны вы знаете? (Ответы детей.)
(Проводится дидактическая игра «Картинка о весне» на развитие мышления. Дети называют приметы весны, а воспитатель на магнитной доске выкладывает соответствующие картинки.)
Муз. рук-ль: А наши ребята еще стихи о весне знают.
Дети рассказывают стихи о весне.
В небе голубом весеннем
Грянул первый майский гром
Солнце землю согревает
Расцветает все кругом.
Муз. рук-ль: Для тебя Бабушка мы исполним хоровод «Веснянка»
(Дети исполняют хоровод «Веснянка».)
Бабушка: А может вы и на музыкальных инструментах умеете играть? (Ответы детей.) Ну тогда поиграйте, а я послушаю.
(Проводится игра на детских музыкальных инструментах «Карусель»).
Муз. рук-ль: Бабушка, нам пора в детский сад возвращаться. Как нам обратно добраться?
Бабушка: Можно на поезде поехать.
Муз. рук-ль: Давайте поедем. И вы бабушка с нами отправляйтесь.
(Проводится музыкально-ритмическое упражнение «Поезд». Дети с Бабушкой «едут» на поезде. Музыкальный руководитель незаметно исчезает.)
Бабушка: Ой, ребята кажется мы заблудились.
(Дети идут как- будто заблудились. Выходят к лаборатории профессора Скрипочкина, роль которого исполняет музыкальный руководитель.)
Бабушка: Здравствуйте, куда это мы попали?
Профессор: Здравствуйте, здравствуйте! А попали вы в мою музыкальную лабораторию, а меня зовут- профессор Скрипочкин.
Бабушка: А что вы здесь делаете?
Профессор: В моей лаборатории рождается музыка. Вот посмотрите. Здесь у меня различная посуда: стеклянная, деревянная, глиняная, металлическая. Вся она звучит по-разному (ударяет по посуде). Сейчас я ударю по стеклянной вазе. Слышите, какой чистый, красивый звук? А теперь послушаем, что станет с этим звуком, если мы в вазу нальем немного воды (наливает воду, стучит молоточком). Что произошло со звуком? (Ответы детей.) Да, звук изменился стал ниже, глуше.
Ребята, сегодня у меня небольшое происшествие случилось. Все музыкальные произведения и композиторы перепутались. Вы мне поможете разобраться?
(Проводится музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок» на слушание музыки.)
Профессор: Спасибо вам ребята за помощь. А напоследок я попрошу вас найти музыку внутри себя (ответы детей: удары сердца, пульс на руке). А за вашу помощь я хочу подарить вам небольшие подарки: нотки (дарит детям медальоны в виде нот). Пусть эти нотки помогут вам дальше жить в прекрасном мире музыки.
Бабушка: Большое спасибо профессор. Нам очень понравилось в вашей лаборатории, но нам пора в детский сад. До свиданья!
(Дети снова «садятся в поезд» и возвращаются в группу. Музыкальный руководитель переодевается и входит в группу.)
Муз. рук-ль: Ребята, а вы помните про письмо, которое я вам показывала? Там было слово «помогите». А кому мы с вами сегодня помогли? (Ответы детей.)
Читайте также |
---|
«Добрые слова» занятие для детей старшей группы
«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...
Описание результатов педагогической деятельности
Описание результатов педагогической деятельности Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), требованиями...
Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»
Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...