Конспект занятия по познавательному развитию детей «Птицы зимой»

 

 

Цель: Уточнить представление детей о непростой жизни зимующих птиц; нацелить детей на помощь зимующим птицам.

Задачи:

  • Обсудить с детьми, зачем нужно подкармливать птиц зимой, поощрять желание заботиться о птицах, уточнить представление о зимующих птицах, учить использовать свои знания.
  • Формировать у детей обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, воспитывать заботливое отношение.
  • Предложить детям покормить птиц.

Предварительная работа: Просмотр презентации о зимующих птицах. подготовка необходимых материалов для изготовления кормушек, разучивание стихотворений.

 

Ход занятия

В группу дети входят под музыку пение птиц.

Воспитатель читает произведение К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»

"Разозлилась старуха - зима вздумала она всех заморозить. Прежде всего она стала до птиц добираться- надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и размела их по дорогам. А птицы собрались покричали и полетели за синее море, и теплые страны."

Ребята. сейчас какое время года? Какие вы знаете приметы зимы?  (снег, мороз, реки замерзли, ночи длинные, а день короткий, на деревьях нет листьев).

Да, птиц сейчас намного меньше. Перелетные птицы улетели в теплые края. Они живут у нас весной и летом, когда тепло и появляется много насекомых. Птицы вьют гнезда, выводят птенчиков, которые к осени вырастают и становятся самостоятельными и при наступлении холодов, улетают вместе со взрослыми. Как называются птицы, которые остаются зимовать? Почему они не улетают? (Ответ детей.)

Зимой очень часто корм в природе заканчивается или его засыпают обильные снега. Вот тут и начинается для птиц тяжелое время. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры на стволах деревьев, щелях домов, заборов, съедают плоды и семена растений, а некоторые едят хвою деревьев.

Я вам буду загадывать загадки, а вы будьте внимательны, кто правильно ответит, к тому прилетит птичка (картинка). Слушайте внимательно.

Умный мальчишка

В сером армячишке

Прыгает, шныряет,

Крошки собирает.

Дети. Воробей.

 

В красной шапке расписной,

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной

Песенкой лесной.

Что за песня - красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та!

Дети. Дятел.

 

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья - белобока, 

А зовут ее….

Дети. Сорока.

 

Зимой на ветках яблоки?

Скорей их собери.

И вдруг вспорхнули яблоки, 

Ведь это….

Дети. Снегири.

 

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

Дети. Сова.

Воспитатель. А теперь посмотрите на этих птиц. Вот самая крупная птица. Это дикая курица. Хвост у неё как у индюка. Вся птица черная, перышки зеленью отливают, на голове есть красная бровь. Это глухарь. Птицу назвали так потому, что когда глухарь – петух поёт, то ничего вокруг не слышит, становится глухим. Вот тогда-то к нему может подобраться охотник.

Эта птица - поползень. У неё голубоватые перышки и она постоянно бегает сверху вниз по стволу, словно ползает. Вот и назвали поползнем. Вот свиристетель. Посмотрите, какой у нее красивый хохолок на голове. Перышки розовым отливом, крылья черные, на хвосте яркая желтая полоса. Очень красивая птица. Зимой стайки этих птиц прилетают к нам в город, чтобы полакомиться рябиной. 

Дети читают стихи про птиц.

Синица.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится-

Поёт не уставая

Синица расписная.

Снегирь.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Глухарь.

Глухаря не встретишь в поле,

Место выбрал он глухое,

Там, где сосны-великаны,

Там, где синие туманы,

Где в тиши лесных болот

Клюква красная растет.

Дятел

Дятел-врач лесного царства, 

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Все-таки много у нас зимующих птиц, да? Но даже им зимой тяжело приходится. Особенно трудно, когда дуют метели и стоят сильные морозы. В такую погоду птицы голодают и даже гибнут. В это время некоторые из них прилетают ближе к жилью человека, залетают в города.

Послушайте стихотворение.

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу-ой-ой-ой!

Даже белые берёзы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна.

Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны, 

Замерзаю, голодаю, 

Не дожить мне до весны.

Жалко птичек. Сегодня синичка постучала мне клювиком в окно и попросила, чтобы мы сделали кормушки и положили туда зернышки, семечки, кусочек несолёного сала.

А давайте поиграем в игру "Каких птиц ты знаешь".

Практическая работа.

Давайте сделаем кормушку из пластиковой бутылки. Мы её повесим на участке и будем наблюдать, кто прилетит на нашу кормушку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте Что такое театр? «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО Месяц Неделя Тема недели Развернутое содержание работы Сентябрь I  «День знаний.  Здравствуй, детский сад». Развивать у детей познавательную мотивацию...

Читайте также

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к…

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к школе группе Программное содержание. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10 и...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Проект «В дружной семье и в холод тепло»

Проект «В дружной семье и в холод тепло» (Для детей 2 младшей группы с НОДА)   Этапы проекта Содержание Формы и методы работы I. Подготовительный этап Задачи: 1...