Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
«Птичий уголок России»

 

Цели:

- приобщение детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки;

Задачи.

Образовательная:

- Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

- Учить детей концентрировать своё внимание на объекте -картина А. Саврасова «Грачи прилетели».

- Знакомить детей с сезонным поведением птиц, характерному времени года – весне (пословицы).

Развивающая:

- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их целью высказывания;

- учить детей высказывать свои мысли содержательно, понятно.

Воспитательная:

- воспитывать любовь к птицам, доброе, бережное отношение к пернатым друзьям,

- доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение;

- прививать детям интерес к произведениям искусства.

Активизация словаря: поскрипывают, перекликаются, суетятся, перелётные птицы: грач, ласточка, утка, стриж, скворец.

Виды деятельности, используемые на занятии: речевая, игровая, трудовая, музыкальная.

Интеграция познавательных областей: «Познание» (формирование представление о перелётных птицах), «Физическая культура» (выполнение пальчиковой гимнастики), «Коммуникация» (внимательно не перебивая слушать ответы детей), «Чтение художественной литературы» (внимательно слушать чтение заклички и выполнять согласно тексту задания), «Социализация», «Музыка» (слушать пение птиц весной).

Предварительная работа:

Беседа о птицах: рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Найди перелётных птиц», «Что, где, когда?».

Материал к занятию:

Картина А. Саврасова «Грачи прилетели», карточки на каждого ребёнка, картинки с изображением перелетных птиц. Аннотация к картине «Грачи прилетели» в исполнении артиста БДТ (аудиозапись). Аудиозапись музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Времена года».

Методические приёмы:

Словесные:

- организационный момент, вопросы, ответы детей, поговорка, загадки, игровые упражнения «закончи предложение», «кто (что), это»?

Наглядные:

- картина А. Саврасова «Грачи прилетели»;

- картинки с изображением зимующих и перелётных птиц.

Практические:

- физкультпауза-закличка «Сееем,сеем-посеваем»;

- дидактическая игра «Да-нет»;

- работа с индивидуальными карточками.

Рефлексия

- психологический тренинг итога занятия «Выбери настроение».

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель:

Начнём наше занятие знакомыми словами:

- Мы друг к другу лицом повернулись, и улыбнулись,

Мы готовы заниматься, будем очень мы стараться.

Воспитатель:

- Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называется картина, изображающая природу?

Дети:

- Картина называется пейзаж.

Воспитатель:

- Мы с вами сегодня познакомимся с одной очень интересной картиной художника Алексея Саврасова. А вот, кто на ней изображен, узнаем, отгадав загадку:

Всех перелётных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад – вперёд по пашням вскачь, а зовётся птица (грач).

Воспитатель:

- Правильно. На картине изображены грачи. И она так и называется «Грачи прилетели». А какие птицы еще прилетают весной?

Дети называют ласточку, утку, стрижа, скворца.

Воспитатель:

- Более ста лет назад Алексей Саврасов написал свою знаменитую картину: «Грачи прилетели». Какое хорошее название. Как будто кто- то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» Послушайте, о чём же может рассказать эта картина.

Аудиозапись.

«В тихом уголке русского селения Алексей Саврасов увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. Художник построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно – каждый предмет, каждую деталь.

На первом плане грачи, они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. «Грее-Грее-Грее» - кричат они. Отсюда птица и получила своё название. Грач – очень полезная птица. Она в почве ищет личинок, гусениц и поедает их, чтоб они не портили всходы.

Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на берёзе гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны: видно, не щадили их зимние ветры и метели.

Потом наш взгляд уходит дальше, - туда, где сараи и церковь. А ещё дальше – вольно раскинулась земля, освободившаяся от снега, и небо – лёгкое, с голубыми оконцами – просветами. Все берёзки, как будто сажею кто-то вычернил - это грачи вороненые, смелые, важные молчаливо обходят ручьи».

Воспитатель:

- Прилетели грачи, и стало ясно, что конец зиме. Весна пришла! Обратите внимание, какие нежные цвета использует художник? Бледно-голубой, беловато-розовый, светло-коричневый. Художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда все кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают зимние сны. А если бы вы стали птицей, что бы вы могли рассказать? Куда полететь?

Рассказы детей от лица перелётных птиц, о том, как трудно лететь из теплых краёв.

Аудиозапись. Пробуждение природы.

Воспитатель:

- Обратите внимание, как художник отразил в картине пробуждение природы, прилёт птиц.

Ответы детей.

Воспитатель:

- От ветра стволы берёз что делают?

Дети:

- Берёзы поскрипывают.

Воспитатель:

- А берёзы на картине не низкие, а какие …высокие (добавляют дети).

Не толстые, а … (тонкие).

Не прямые, а …(изогнутые).

Не безобразные, а … красивые.

Погода, кажется здесь не жаркая, а… холодная.

Грачи, не молчат, а …перекликаются, советуются, суетятся.

А люди изображены на картине? Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, мы видим, что людей здесь нет. И в то же время мы почти ощущаем их присутствие. Ведь, кто построил церковь? (Люди). А ещё, что построили люди? (Сарай, изгородь).

Люди скоро вспашут землю и чем засеют? Ответы детей. (Засеют землю зерном).

Физкультпауза. Закличка «Сеем, сеем, посеваем».

Сеем, сеем, посеваем, - скрёсные махи руками в стороны на уровне талии;

Зерно в землю мы бросаем

А потом примнём немножко, - притопы ногами;

Чтобы наша птица грач – махи руками вверх-вниз на уровне плеч;

Не смогла его склевать – повороты головой в стороны.

Воспитатель:

- А теперь отгадайте загадку:

«Без рук, без топорёнка, построена избёнка». (Гнездо).

Воспитатель:

- А для чего строят грачи гнёзда?

Дети:

- Выводить птенцов.

Воспитатель:

- Кто вырастит из маленького грачонка? (Грач).

- Что объединяет грача и самолёт?

Дети:

- Самолет и птицу объединяет то, что они летают по воздуху, что у них есть крылья.

- Кем станет куриное яйцо? (Цыплёнком?)

- Кем станет цыплёнок? (Курицей, петухом.)

- С кем можно сравнить петуха? (С будильником, сторожем, часами.)

Показ предметов.

А теперь ответьте: облака по небу летят, плывут, кувыркаются, бегут, плетутся, крадутся.

Дети:

- Облака по небу плывут.

Воспитатель:

- Почему в народе говорят: «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»?

Дети:

- Потому что тает снег, появились лужи, проталины. Птицы строят гнёзда, чтоб высиживать птенцов. Это бывает только весной.

Дидактическая игра «Да — нет»

Воспитатель бросает ребенку мяч и задает вопрос типа: «У птички есть руки?», «У птички есть крылья?» и т.п.

Воспитатель:

- Ваши ответы порадовали меня. У вас на столах лежат картинки с птицами. Выберите тех птиц, которые прилетают к нам с юга. Назовите их, и как люди могут им помочь?

Воспитатель: Давайте поиграем парами в игру: «Закончи предложение».

Например:

Синица, снегирь, воробей - зимующие птицы,

Ласточка, грач, скворец – перелётные птицы.

Кормушка, скворечник – это птичьи «принадлежности».

Сало, зерно, крошки хлеба, семечки – это пища для птиц.

А теперь снова посмотрите на нашу картину. В этом уголке России художник хотел изобразить приближение весны. Пусть нет на картине ярких красок, но главные здесь птицы грачи. Их прилёт вызывает особые чувства и настроение. Какое настроение вызвало у вас появление птиц?

Рефлексия.

У меня три стакана с водой. Стакан с блёсками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой – спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с мутной водой – неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины. Несколько детей    подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной. (Дети выбирают стакан с блёсками в воде.)

Сегодня мы с вами познакомились с интересной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце или первой проталинки, с пробивающейся первой травкой, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станете лучше и добрее.

- Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке? (Кормушки.) На прогулку мы пойдем, повесим кормушки и накормим птиц.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка»…

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка» в старшей группе Цель: Обогащение словарного запаса. Задачи: - Формировать умение правильно употреблять в речи слова...

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет «Волшебный…

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет «Волшебный пластилин» Срок реализации - 1 учебный год.   1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Читайте также

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

«Дети в зимнем лесу»

«Дети в зимнем лесу» Когда приходит зима, всё вокруг меняется. Лес покрывается снежными хлопьями, которые без конца падают на верхушки деревьев...