Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Живые барометры»

с детьми старшего дошкольного возраста

Вид: познавательное, комбинированное.

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Способ организации детей: подгрупповое.

Демонстрационный материал: иллюстрации барометра, вороны, галки.

Раздаточный материал: гуашь, краски, карандаши, кисти, альбомные листы.

Предварительная работа: чтение книг В. Зотова «Лесная мозаика» и А.А. Плешакова «Зелёные страницы», дидактический материал С. Вохринцевой «Птицы».

Задачи обучения.

Продолжать учить детей:

  • учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • учить отражать полученные знания и впечатления в изопродукции.

Закреплять:

  • общие знания о жизни живых существ;
  • народные приметы;
  • навыки разумного отношения к природе.

Задачи развития:

  • развивать речь детей;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • способствовать развитию психических процессов: внимание, память, воображение.

Задачи воспитания.

  • воспитывать экологическую культуру;
  • воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками, отзывчивость, доброжелательность.

Интеграция образовательных областей: познание + коммуникация + социализация + здоровье +художественная литература + безопасность + художественное творчество.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

- Ребята, вы заметили, какая сегодня погода?

- А как можно узнать, какая погода будет завтра? (Из газет, телевизора.) Кто же нам её сообщает? (Синоптики.)

Используют синоптики различные приборы, сложную аппаратуру для предсказания погоды. Один из таких приборов – барометр, при помощи которого учёные узнают, какая погода будет в ближайшее время, в ближайшие дни.

Но в природе существуют свои «живые барометры».

- Как вы думаете, кого называют «живыми барометрами»? Это птицы, насекомые, растения, наблюдая за поведением которых можно узнать, какая погода будет ближайшее время. Очень давно, когда не было сложных приборов, люди присматривались к природе, замечали повадки животных перед дождём, снегом, ураганом. Так возникли народные приметы. Этими приметами мы пользуемся до сих пор. Например, солнце заходит за багровый закат – к ветру; если комары летают роем – к хорошей погоде. Если ласточка летает низко – жди дождя, а если лягушка заквакала во время дождя – грозы больше не будет. Вот и мы сейчас вспомнили «живые барометры».

А сейчас я вам предлагаю ещё вспомнить некоторых живых существ, которые могут предсказывать погоду.

1. – Что вы знаете о синице? Где она живёт летом? Чем она питается? Сколько раз летом у неё появляются птенцы? Почему зимой она перебирается ближе к человеку? У какой синицы гнездо в виде рукавицы? (ремез). Какую примету вы знаете, связанную с синицей?

«Синица запела – жди тепла».

2. – Есть ли домик у зайчонка? Почему зайчата могут долго обходиться без молока? Чем питается заяц в садах? Как вы думаете, будет ли польза от этого деревьям? Какую примету вы можете назвать, связанную с зайцами?

« Если заяц пришёл зимой в сады – жди суровой зимы»

3. – Что мы можем сказать о мышках? Какая у них шерсть и хвост? Что мастерят мыши в земле? Как лиса находит мышек в снегу? Почему не так-то просто поймать мышей? Есть ли примета, связанная с мышью?

«Если мыши делают большие запасы - к суровой и снежной зиме».

4. – Что вы знаете о вороне? Какое оперение у вороны? Какая это птица? Почему ворону и ворона называют «санитарами леса»? Улетают ли вороны на зиму? Как вороны греются во время мороза? Где ворона строит себе гнездо? Какие приметы вы знаете, связанные с этой птицей?

«Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному морозу».

«Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду».

«Вороны летают и кружатся – к морозу».

5. – А знаете ли вы эту птицу? Чем она отличается от вороны? Какое у неё оперение? Где и как селятся галки? Какую вы знаете примету, связанную с галками?

«Галки собираются гурьбой и жмутся к жилью – жди большого снегопада».

6. – Вспомните и назовите это дерево (сосна). Какое это дерево? (хвойное) Чем сосна отличается от ели? Где любят расти сосны? Почему они не падают от сильного ветра? Какую вы можете вспомнить примету, связанную сосной?

«Если на соснах много шишек - к хорошему урожаю».

- Ребята, какое время года сейчас? (зима). А много ли снега у нас во дворе?

Так вот говорят: если много снега зимой, то лето должно быть дождливым.

Если мы с вами, ребята, будем внимательными, любящими природу, то она сама нам подскажет, какую погоду можно ждать, какое будет лето, зима и другие времена года.

А сейчас я вам предлагаю, дети, сделать свою книгу «Живые барометры», в которой можно будет узнать о том, о чём мы говорили сегодня на занятии. Вы будете художниками – иллюстраторами этой книги. И нарисуем тех животных и растения, которых можно назвать «живыми барометрами», затем запишем приметы, связанные с ними. Эту книжку вы можете по очереди показывать детям других группы, родителям и поделиться знаниями о природе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание…

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание мультфильма» (3 встречи)

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

Читайте также

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...

Инновационная работа «Детского сада «Полянка»

Инновационная работа «Детского сада «Полянка» В ХХI веке возросла опасность нарушения биосферного равновесия и риски неустойчивого развития цивилизации. Только в первое...

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени»

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...