Технологическая карта организованной учебной деятельности старшей группы детей с общим недоразвитием речи
Тема: «Дифференциация звуков П-Пь. В гостях у Полины и Пети»

Образовательная область: Коммуникация.

Раздел: Произношение.

Цели: Познакомить со звуком Пь, учить различать твердый П и мягкий ПЬ, определять первый согласный звук в слове, закрепить навыки четкого произношения звуков П-Пь в слогах, словах, фразах;

развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, логическое мышление, артикуляционную моторику; воспитывать усидчивость, умение слушать товарища.

Словарная работа: твердый и мягкий звук, пылесос, повидло, поп-корн.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки-символы твердых и мягких звуков, изображения девочки и мальчика, игрушки (погремушка, паровоз, пистолет, пирамидка, петушок, пингвин, поросенок, попугай), картинки (петух, пылесос, подушка, пирог), карточки на каждого ребенка, на которых нарисовано угощение (пирог, пирожное, печенье, плюшка, помидор, поп-корн, повидло).

 

Этапы

деятельности

Действия логопеда

Деятельность детей

 

Мотивационно-

побудительный

 

 

 

1. Оргмомент

Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Поприветствуем их.

 

Начинаем работать. Сегодня у нас первое занятие – произношение.

Что мы делаем на этом занятии?

Для того, чтобы красиво говорить, сделаем самомассаж лица .

 

Ручки растираем

И разогреваем,

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

 

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,

 

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем,

 

Тянем вниз за мочки,

А потом руками

Трогаем мы щечки.

 

А теперь покусаем язычок зубками, пожуем его как жвачку с левой и с правой стороны.

 

Артикуляционная гимнастика:

«Спрячь губы»,«Лошадка», «Грибок», «Почистим зубки»

 

Пальчиковая игра «Осень»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

 

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

 

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны.

Чик-чирик, чик-чирик.

 

Фонетическая зарядка

Как шуршат осенние листочки?

Как гудит самолет?

Как тарахтит мотор у машины?

 

 

Приветствуют гостей

 

 

 

Мы учимся красиво и правильно говорить.

 

 

 

Перед зеркалом выполняют самомассаж:

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

 

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Оттягивают уши вниз за мочки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения перед зеркалом

 

 

 

 

Дети стучат пальцами по столу

 

 

 

 

 

Трут ладонью о ладонь

 

 

 

 

Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз

 

 

 

Ш-Ш-Ш

Л-Л-Л

ТР-Р-Р

 

Организационно - поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Повторение

Что мы сейчас произносили?

Давайте повторим звуки, которые мы учили. А какие это звуки – отгадайте сами. (О А У И)

 

Что такое звук?

Что такое буква?

 

 

Какие бывают звуки?

 

Какой звук издает кипящий самовар? (картинка)

А маленький самоварчик?

Эти звуки можно петь?

Когда мы произносим эти звуки, наш голосок спит или звенит?

Если голосок спит - такие звуки называются глухие.

 

3. Работа по теме

Сегодня мы будем учиться различать звуки П-Пь.

Уточнение артикуляции звуков.

Характеристика звуков.

Звук П – твердый, мы обозначим его синим квадратом.

Звук Пь – мягкий, мы обозначим его зеленым квадратом.

 

4. Игра «Слушай, не зевай»

Я буду произносить звуки и слоги, а вы будете мне показывать нужную карточку.

П, Пь, Пь, ПЯ, ПО, ПЮ, ПИ, ПЫ, ПА

 

5. Игра «Полина и Петя»

(выставляются картинки)

С какого звука начинается имя Полина? Петя? Рядом с портретами детей выставляются символы – зеленые и синие квадраты.

Полина и Петя любят петь песенки. Споем вместе с ними.

Какой слог лишний?

ПА-ПА-ПЯ, ПЕ-ПЕ-ПЭ, ПЫ-ПИ-ПИ,

ПО-ПО-ПЁ

 

Полина и Петя поссорились и не могут поделить игрушки. Предлагаю Полине дать игрушки, в названии которых звук П, а Пете – те игрушки, в названии которых Пь.

Игрушки: погремушка, поезд, пистолет, петушок, пират, попугай, поросенок, пингвин, пирамида, пазлы.

Что у Полины?

Что у Пети?

 

 

 

6. Физминутка «Делайте, пожалуйста»

Если я скажу слово «пожалуйста» - вы выполняете движения, если не скажу – выполнять не нужно.

 

7. «Отгадай загадку»

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это ?  

 

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, но чихает.

 

Два брюшка, 4 ушка.

 

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну теперь зови ребят,

По кусочку все съедят!

 

Выставляются картинки-отгадки. Какой звук вы слышите в этом слове?

Кому отдадите эту картинку, Полине или Пете?

 

8. Игра «Чье угощение?»

Полина и Петя приготовили для вас угощение. (у каждого ребенка картинка: печенье, пирог, пирожное, помидор, повидло, поп-корн). Рассмотрите угощение и угадайте, кто вас угостил. Если в слове звук П – то вас угостила Полина. А если в слове звук Пь – Петя.

 

Мы произносили звуки.

 

Отгадывают звуки по беззвучной артикуляции.

Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы видим и пишем. (рассказывают по мнемотаблицам)

 

Гласные и согласные.

 

П-П-П

 

Пь-Пь-Пь

Нет, они согласные

Голосок спит

 

 

 

Произносят звуки перед зеркалом, наблюдают за артикуляцией.

Звук П – согласный, твердый

Звук Пь – согласный, мягкий

 

 

 

 

На звук П показывают синюю карточку, на звук Пь – зеленую.

 

 

 

 

Со звука П – твердого

Со звука Пь – мягкого

 

 

 

 

Дети произносят цепочки слогов, определяют лишний слог.

 

 

Называют игрушку, определяют первый звук в слове П или Пь, отдают игрушку Полине или Пете.

 

 

 

 

У Полины погремушка, поросенок и пазлы.

У Пети пистолет, пирамида и пингвин.

 

Выполняют предложенные движения, если услышат слово «пожалуйста».

 

 

 

 

 

Петушок

 

 

Пылесос

 

Подушка

 

 

 

 

 

Пирог

 

Если в слове звук П – Полине, если в слове звук Пь – Пете.

 

 

 

 

У меня печенье. Меня угостил Петя.

У меня повидло. Меня угостила Полина.

 

Рефлексивно-

коррегирующий

 

 

9. Итог занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравились ваши новые друзья, Полина и Петя?

 

Какие звуки мы сегодня учились вместе с ними различать?

Чем они отличаются?

 

Полине и Пете тоже понравилось, как вы занимались и были очень внимательными, и они приготовили для вас настоящее угощенье.

 

 

 

Понравились!

 

Звуки П и Пь

П – твердый, Пь – мягкий  

 

 

Получают угощенье.

 

Ожидаемый результат:

Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков П, Пь

Иметь: навыки четкого произношения звуков П, Пь в слогах, словах, фразах

Уметь: определять первый согласный звук в слове, различать звуки П-Пь

 

Использованы материалы:

1. school26.admsurgut.ru/win/download/701



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования…

Доклад. «Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности» «Активизация воображения личности не происходит сама по себе...

Читайте также

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...

Сценарий «Самый лучший выпускной»

Сценарий «Самый лучший выпускной» №1. Под музыку в зал входят воспитатели. Ведущая: «Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, гости! Вчера в нашем...

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «С чем пирог» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «С чем пирог» будет интересна детям с 4-5 лет. Данная...