Технологическая карта организованной учебной деятельности старшей группы детей с общим недоразвитием речи
Тема: «Дифференциация звуков П-Пь. В гостях у Полины и Пети»

Образовательная область: Коммуникация.

Раздел: Произношение.

Цели: Познакомить со звуком Пь, учить различать твердый П и мягкий ПЬ, определять первый согласный звук в слове, закрепить навыки четкого произношения звуков П-Пь в слогах, словах, фразах;

развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, логическое мышление, артикуляционную моторику; воспитывать усидчивость, умение слушать товарища.

Словарная работа: твердый и мягкий звук, пылесос, повидло, поп-корн.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки-символы твердых и мягких звуков, изображения девочки и мальчика, игрушки (погремушка, паровоз, пистолет, пирамидка, петушок, пингвин, поросенок, попугай), картинки (петух, пылесос, подушка, пирог), карточки на каждого ребенка, на которых нарисовано угощение (пирог, пирожное, печенье, плюшка, помидор, поп-корн, повидло).

 

Этапы

деятельности

Действия логопеда

Деятельность детей

 

Мотивационно-

побудительный

 

 

 

1. Оргмомент

Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Поприветствуем их.

 

Начинаем работать. Сегодня у нас первое занятие – произношение.

Что мы делаем на этом занятии?

Для того, чтобы красиво говорить, сделаем самомассаж лица .

 

Ручки растираем

И разогреваем,

И лицо теплом своим

Нежно умываем.

 

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,

 

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем,

 

Тянем вниз за мочки,

А потом руками

Трогаем мы щечки.

 

А теперь покусаем язычок зубками, пожуем его как жвачку с левой и с правой стороны.

 

Артикуляционная гимнастика:

«Спрячь губы»,«Лошадка», «Грибок», «Почистим зубки»

 

Пальчиковая игра «Осень»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

 

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

 

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны.

Чик-чирик, чик-чирик.

 

Фонетическая зарядка

Как шуршат осенние листочки?

Как гудит самолет?

Как тарахтит мотор у машины?

 

 

Приветствуют гостей

 

 

 

Мы учимся красиво и правильно говорить.

 

 

 

Перед зеркалом выполняют самомассаж:

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

 

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Оттягивают уши вниз за мочки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения перед зеркалом

 

 

 

 

Дети стучат пальцами по столу

 

 

 

 

 

Трут ладонью о ладонь

 

 

 

 

Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз

 

 

 

Ш-Ш-Ш

Л-Л-Л

ТР-Р-Р

 

Организационно - поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Повторение

Что мы сейчас произносили?

Давайте повторим звуки, которые мы учили. А какие это звуки – отгадайте сами. (О А У И)

 

Что такое звук?

Что такое буква?

 

 

Какие бывают звуки?

 

Какой звук издает кипящий самовар? (картинка)

А маленький самоварчик?

Эти звуки можно петь?

Когда мы произносим эти звуки, наш голосок спит или звенит?

Если голосок спит - такие звуки называются глухие.

 

3. Работа по теме

Сегодня мы будем учиться различать звуки П-Пь.

Уточнение артикуляции звуков.

Характеристика звуков.

Звук П – твердый, мы обозначим его синим квадратом.

Звук Пь – мягкий, мы обозначим его зеленым квадратом.

 

4. Игра «Слушай, не зевай»

Я буду произносить звуки и слоги, а вы будете мне показывать нужную карточку.

П, Пь, Пь, ПЯ, ПО, ПЮ, ПИ, ПЫ, ПА

 

5. Игра «Полина и Петя»

(выставляются картинки)

С какого звука начинается имя Полина? Петя? Рядом с портретами детей выставляются символы – зеленые и синие квадраты.

Полина и Петя любят петь песенки. Споем вместе с ними.

Какой слог лишний?

ПА-ПА-ПЯ, ПЕ-ПЕ-ПЭ, ПЫ-ПИ-ПИ,

ПО-ПО-ПЁ

 

Полина и Петя поссорились и не могут поделить игрушки. Предлагаю Полине дать игрушки, в названии которых звук П, а Пете – те игрушки, в названии которых Пь.

Игрушки: погремушка, поезд, пистолет, петушок, пират, попугай, поросенок, пингвин, пирамида, пазлы.

Что у Полины?

Что у Пети?

 

 

 

6. Физминутка «Делайте, пожалуйста»

Если я скажу слово «пожалуйста» - вы выполняете движения, если не скажу – выполнять не нужно.

 

7. «Отгадай загадку»

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это ?  

 

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, но чихает.

 

Два брюшка, 4 ушка.

 

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну теперь зови ребят,

По кусочку все съедят!

 

Выставляются картинки-отгадки. Какой звук вы слышите в этом слове?

Кому отдадите эту картинку, Полине или Пете?

 

8. Игра «Чье угощение?»

Полина и Петя приготовили для вас угощение. (у каждого ребенка картинка: печенье, пирог, пирожное, помидор, повидло, поп-корн). Рассмотрите угощение и угадайте, кто вас угостил. Если в слове звук П – то вас угостила Полина. А если в слове звук Пь – Петя.

 

Мы произносили звуки.

 

Отгадывают звуки по беззвучной артикуляции.

Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы видим и пишем. (рассказывают по мнемотаблицам)

 

Гласные и согласные.

 

П-П-П

 

Пь-Пь-Пь

Нет, они согласные

Голосок спит

 

 

 

Произносят звуки перед зеркалом, наблюдают за артикуляцией.

Звук П – согласный, твердый

Звук Пь – согласный, мягкий

 

 

 

 

На звук П показывают синюю карточку, на звук Пь – зеленую.

 

 

 

 

Со звука П – твердого

Со звука Пь – мягкого

 

 

 

 

Дети произносят цепочки слогов, определяют лишний слог.

 

 

Называют игрушку, определяют первый звук в слове П или Пь, отдают игрушку Полине или Пете.

 

 

 

 

У Полины погремушка, поросенок и пазлы.

У Пети пистолет, пирамида и пингвин.

 

Выполняют предложенные движения, если услышат слово «пожалуйста».

 

 

 

 

 

Петушок

 

 

Пылесос

 

Подушка

 

 

 

 

 

Пирог

 

Если в слове звук П – Полине, если в слове звук Пь – Пете.

 

 

 

 

У меня печенье. Меня угостил Петя.

У меня повидло. Меня угостила Полина.

 

Рефлексивно-

коррегирующий

 

 

9. Итог занятия

Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравились ваши новые друзья, Полина и Петя?

 

Какие звуки мы сегодня учились вместе с ними различать?

Чем они отличаются?

 

Полине и Пете тоже понравилось, как вы занимались и были очень внимательными, и они приготовили для вас настоящее угощенье.

 

 

 

Понравились!

 

Звуки П и Пь

П – твердый, Пь – мягкий  

 

 

Получают угощенье.

 

Ожидаемый результат:

Знать: правильную артикуляцию и характеристику звуков П, Пь

Иметь: навыки четкого произношения звуков П, Пь в слогах, словах, фразах

Уметь: определять первый согласный звук в слове, различать звуки П-Пь

 

Использованы материалы:

1. school26.admsurgut.ru/win/download/701



Новые публикации

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Читайте также

Авторская программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе…

Авторская программа «Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с ОНР» «Конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений в старшей и подготовительной...

Конспект занятия «Соль и её свойства»

Конспект занятия «Соль и её свойства»   Цель: Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах. Задачи: 1. Развивать интерес к окружающему, открывая новое в знакомом. 2. Формировать...

«Музыкальный ринг». Сценарий праздника, посвящённого Дню матери, для детей старшего…

«Музыкальный ринг»Сценарий праздника, посвящённого Дню матери, для детей старшего возраста и их родителей   Ход мероприятия. Дети входят в зал, встают около стульев. Ведущий:...


Комментарии

  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...





В блогах

«Организация методической деятельности по повышению профессионального роста и социальной активности педагогов ДОО»

 Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Работа ДОО в...

Познавательно- исследовательский проект "Мир динозавров" с детьми старшего дошкольного возраста.

Мир динозавров познавательно- исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста Авторы проекта: воспитатели первой квалификационной категории Плотникова И.А Новосибирск 2021 Актуальность проекта Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир древних времён неизведанный и загадочный. Только тот, кто...

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. № параметры описание 1. Авторы реализуемой практики Гостюхина Л.А., воспитатель подготовительной группы  «Солнечные лучики» 2. Название практики Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности...

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство