Конспект занятия по финансовой грамотности «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Старший дошкольный возраст

Цель: Формировать социально-нравственные представления о ценностях и нормах поведения в обществе.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием семейный бюджет. Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, пенсия, стипендия); уточнить представление детей о ведении семейного хозяйства.
  2. Закрепить понятие бережливость, экономия, формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности;
  3. Воспитывать нравственные качества - доброту, щедрость, взаимопомощь, сочувствие, желание делиться.

Речевая работа: Упражнять в диалогической речи; формировать и активизировать словарь по теме «Экономика», «Нравственные качества»; развивать навыки рассуждения.

Предварительная работа:

Беседы: «Как вознаграждается труд», «Жадность и бережливость», экскурсия в магазин детских товаров, дидактическая игра «Кто добрый, а кто злой», заучивание пословиц о деньгах и богатстве.

Материалы и оборудование:

Мнемо - схемы: «Семейный доход», «Семейные расходы»; схемы – лица с эмоциональным состоянием огорчения и радости; конверты с картинками (по пять штук) изображающими разный товар – вещи, продукты на каждого ребенка; мнемо – вывески «Счастье», «Здоровье», «Доброта», «Помощь», «Вежливость», «Дружба»; монеты – фишки; картинки – больной человек, просящий милостыню, бездомная собака, плачущий ребенок; копилка на каждого ребенка; карточки – «Ведомость» учета монет на каждого ребенка.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите мне, когда у вас бывает хорошее настроение?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А когда плохое?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете, если, придя в магазин вы что-то очень захотели, например, красивую игрушку или сладости, а мама не может вам это купить?

Дети: Огорчаемся, расстраиваемся, обижаемся.

Воспитатель: А если вам все-таки купили то, что вы хотели, какие чувства вы испытываете?

Дети: радость, удовольствие, нам приятно.

Воспитатель: А вы благодарите маму за покупку для вас?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А что мы отдаем продавцу взамен на покупку?

Дети: Деньги.

Воспитатель: А откуда в семье появляются деньги?

Дети: Взрослые работают и получают заработную плату.

Воспитатель: Отгадайте загадку;

Мелкие, звенящие, бумажные, хрустящие.

На работе их дают, каждому за равный труд.

(деньги, заработная плата).

Давайте по схеме рассмотрим, как в семью приходят деньги.

(рассматривание схемы «Семейный доход)

Каждый месяц взрослые получают заработную плату, а если человек очень хорошо работает, то ему к заработной плате выплачивают ещё и премию. А кто получает пенсию?

Дети: Бабушки, дедушки, инвалиды.

Воспитатель: Кто получает стипендию?

Дети: Студенты.

Воспитатель: А ещё деньги можно выиграть в лотерею или приняв участие в игре с денежным призом. Так складывается семейный бюджет. Бюджет – это все деньги, которые заработаны и выиграны.

Скажите, зачем нужны деньги?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Посмотрите на эту схему (мнемо – схема «Семейные расходы).

В каждой семье есть расходы, это то, что обязательно надо платить каждый месяц – они обозначены синим цветом. Есть вещи, которые покупают не часто – они обозначены розовым цветом. За что платят взрослые каждый месяц?

(рассматривание мнемо – схемы)

Дети: Взрослые каждый месяц платят за воду, электричество, тепло в доме, за телефонную связь. Покупают продукты. Покупают мыло, стиральный порошок, лекарства. Тратят деньги на бензин и билеты на транспорт.

Воспитатель: Да, на эти покупки уходит большая часть денег. А какие покупки делают редко?

Дети: Игрушки, мебель, полотенца и др.

Воспитатель: Эти вещи необязательно покупать каждый месяц, ведь они служат нам долгое время, если относиться к ним бережно. К деньгам тоже надо относиться бережно, экономно их расходовать. В народе говорят: «Деньги счёт любят». Что случиться, если мы потратим все семейные деньги на игрушки и сладости?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Ребята, послушайте такую историю.

1 ситуация: Вечером Ваня пришёл домой из детского сада. Ему показалось, что в квартире темно, поэтому он включил свет во всех комнатах, включил мамину настольную лампу.

Посмотрел по телевизору свою любимую передачу, потом поиграл на компьютере, все это он забыл выключить и стал смотреть книжку.

Когда мама это увидела, то воскликнула: «Ну и иллюминация у нас!»- и очень рассердилась на Ваню.

Как вы думаете, почему рассердилась мама?

Дети: (ответы)

Воспитатель:

2 ситуация: Игорь и Паша ходят в одну группу детского сада, они дружат – вместе играют. Паша мальчик аккуратный, а Игорь небрежный. Когда за детьми приходят мамы, то Игорь, обычно, в грязной, а то и порванной одежде, а у Паши одежда всегда чистая.

Посмотрите на лица – схемы, какое лицо у мамы Игоря и мамы Паши. Почему?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Кто из этих мальчиков бережно и экономно относится к семейному бюджету?

Дети: (ответы)

Физминутка

Мы делили апельсин, много нас, а он один,

Эта долька для чижа, эта долька для ежа.

Эта долька для котят, эта долька для утят.

Ну, а волку? Кожура.

Разбегайся кто куда!

Воспитатель: Сейчас вы попробуете сделать покупку для своей семьи. У каждого из вас конверт с картинками – покупками, разложите их в ряд с самых необходимых покупок и закончите не очень нужными.

(дети выкладывают картинки, объясняют свой выбор, рассуждают)

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в очень необычный магазин, для этого нам нужно взять с собой деньги. У нас деньгами будут фишки, возьмите каждый по десять монет.

(в «магазине», вместо продуктов и других товаров,

на полках мнемотаблицы «Счастье». «Здоровье»,

«Вежливость», «Доброта», «Дружба» «Помощь».

«Забота», «Совесть», «Отзывчивость»).

Дети рассматривают таблички, определяют, что продают в необычном магазине.

Воспитатель: Интересный товар в этом магазине, а можем ли мы здесь что-нибудь купить?

Дети: нет

Воспитатель: А как вы думаете, сколько может стоить доброта?

Дети: Доброта не продается – это чувство, Она может быть у человека, а может и не быть, её можно только дарить людям.

Воспитатель: Да, это так, даже, если мы возьмем все ваши деньги, то доброты, счастья, здоровья и друзей мы на них не купим. Эти человеческие качества бесценны. А как мы можем приобрести эти качества?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А какого человека может назвать щедрым?

Дети: Щедрый человек не жадничает, делится тем, что у него есть с другими, помогает людям.

Воспитатель: Я думаю, что вы ребята добрые и щедрые. Давайте сейчас подарим свою доброту и щедрость тем, кто в ней нуждается.

(Дети рассматривают картинки – больной человек, бедный, просящий милостыню, бездомная собака, плачущий ребенок с поломанной игрушкой).

Деньги свои мы не потратили. Я предлагаю каждому из вас разделить ваши монеты и отдать их тем, кому они нужнее.

(Дети кладут «деньги» в коробочки под каждой картинкой, объясняя свой выбор).

Воспитатель: Какие чувства вы испытываете, после того как помогли кому-то? Вам жалко своих монет?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Вспомните, какие пословицы о деньгах и богатстве вы знаете?

Дети:

Копейка рубль бережет;

Деньги легче прожить, чем нажить;

Раз ты бездельник сиди без денег;

Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено;

Не сиди на печи – будешь есть калачи;

Кто баклуши бьет – добра не наживет;

Не деньги нас зарабатывают, а мы их;

Честность – лучшее богатство.

Воспитатель: А еще в народе говорят: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Необязательно быть богатым и знаменитым. Главное богатство - это доброе сердце, забота о ближних. Если ты добрый и заботливый, то ты самый богатый на свете и в трудную минуту тебе всегда помогут друзья и близкие.

У вас на столах стоят копилки, в каждой из них по десять монет. Пришло время потратить накопленные деньги. Подумайте, на что бы вы их потратили, кому сделали подарок? Возьмите карточки и разложите на них монеты – сколько потратите на себя, на маму, на папу, бабушку, друзей.

(дети выкладывают «монеты» в таблице, объясняют свой выбор)

Подведение итогов, оценка работы детей.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня на занятии узнали?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что деньги тратить надо «с умом». Я думаю, что теперь, когда мама не сможет вам купить желаемую игрушку, вы не будете обижаться на нее, не будете капризничать и плакать.



Новые публикации

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном образовательном учреждении DANCE - класс»

Эссе «Я педагог!»

Эссе «Я педагог!» …Блаженствую на солнышке В обнимку с милым детством, И чую, счастьем полнится Российское наследство. Г.В. Скрипкин. Как в современном мире оставаться позитивным, добрым...

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Читайте также

Организация формирования у дошкольников математических понятий средствами технического творчества в…

Организация формирования у дошкольников математических понятий средствами технического творчества в дополнительном образовании Проблема изучения детьми математических понятий интересовала общество разных времен...

Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой»

Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой» Интеграция областей:Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: обеспечить появление интереса...

Совместная деятельность родителей и детей «Миссия на Марс или Месяц…

Совместная деятельность родителей и детей «Миссия на Марс или Месяц под звездами фантазии» Цель: Создание условий для систематизации, обобщения и дополнения...