Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников»

Введение

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и речевых, что особо ценно для воспитателя и воспитанников нашей группы.

Актуальность: проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент детей с нарушениями речи очень высок. У таких детей нарушаются все компоненты речевой функциональной системы: лексико-грамматического строя речи, фонематического и фонетического строя речи.

Речь представляет собой одно из специфических проявлений психической деятельности человека и выполняет сложную функцию общения между людьми.

Работа проводится комплексно и систематично. В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то рекомендую использовать в работе методику оригами. Оригами развивает мелкую моторику рук. Развитие мелкая моторика рук очень важна, так как тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга.

Оригами развивает речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находящихся рядом в головном мозге человека, взаимно влияя друг на друга).

Практическая значимость работы состоит в том, что данный вид деятельности могут внедрить педагоги дошкольных учреждений, работающие с детьми ОНР, разработанные конспекты занятий помогут педагогам в работе дополнительных образовательных услуг по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Гипотеза: использование оригами как средства развития речи старших дошкольников еще не столь популярно. Обычно оно используется для развития творческих способностей. Но стоит отметить, что оригами очень нравится детям, поэтому несомненен интерес к данной технике и, как следствие, возможность развития связной речи дошкольника.

Объект исследования: процесс развития связной речи детей дошкольного возраста с использованием техники оригами.

Предмет исследования: использование оригами как средства развития связной речи дошкольников.

Цель: разработать систему работы по использованию техники оригами для развития связной речи дошкольников.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности развития монологической и диалогической речи дошкольников.
  2. Рассмотреть содержание, методы и формы для развития речи посредством техники оригами.
  3. Определить эффективность техники оригами как средства развития связной речи дошкольников.

Практическая значимость: изучив проблему, в дальнейшем планируется разработать методические рекомендации по данной теме. Наша работа должна оказать методическую помощь воспитателям при использовании техники оригами как об эффективном средстве развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Техника оригами: особенности ее использования для развития  связной речи у дошкольника

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Уже с первых дней жизни малыша начинается его речевое развитие. Постоянное обращение взрослого к ребенку способствует развитию у него слуха и артикуляционного аппарата. А также не надо забывать о развитии двигательных способностей пальцев малыша. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и пальчики.

Чем старше ребенок, тем необходимее найти ему интересное увлекательное занятие для дальнейшего развития. Для этой цели хорошим средством послужит оригами.

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. В частности, развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Необходимо создать условия, при которых в доступном для детей месте находилось бы всё необходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги со схемами по изготовлению бумажных фигурок. Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Они не с малым удовольствием мастерят фигурки (причём с одинаковым интересом делают их из больших и маленьких квадратов, создают разнообразные композиции и т.п.).

Дети открывают удивительный мир творчества, проявляют фантазию, развивают вкус. Бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Большую радость доставляет детям оживление игрушки: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступает весна; заяц прижал ушки, спрятал лапки- ему холодно; цветы просыпаются, значит наступило утро. В такой обстановке дети раскрепощаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки. Взрослый и воспитатель лишь помогает в работе по изготовлению игрушек. Каждая последующая игрушка дополняет предыдущую, подсказывает новые игровые действия; активизирует творческую деятельность и игровой опыт детей, открывает перед ним перспективу дальнейшего развития игры. Дети свободно ориентируются в геометрических формах, понимают их отличительные особенности.

Путь от плоскостной формы к объёмному художественному образу долог и труден. При обучении ребёнка в школе неразвитая мелкая моторика пальцев рук может привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Оригами это и обучение, и игра.

Хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка.

В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов (В.М. Бехтерев,В.А.Гиляровский, И.Г. Песталлоци) раскрыта роль развития мелкой моторики. Оригами — это искусство, оно выполняет следующие функции:

  • развивает мелкую моторику;
  • помогает развивать художественный вкус и логику;
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
  • активизирует мыслительные процессы;
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
  • развивается глазомер;
  • дисциплинирует;
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
  • абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • оригами не требует больших материальных затрат;
  • оригами - коллективное творчество.

Систематические занятия с ребенком оригами — один из компонентов всестороннего, творческого развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Глава 2. Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников»

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету.

(К.Д. Ушинский.)

Одна из главных проблем у современных детей – это различные нарушения речи, перед нами, педагогами стоит следующая задача – формирование у детей связной речи. Связная речь помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что актуально для нас, регулирует поведение ребенка в социуме.

Наши воспитанники имеют различные речевые проблемы, у них наблюдается отклонения в формировании компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. У наших дошкольников речь не развита, словарный запас беден, чаще всего они используют жесты, мимику, интонации, взгляды. Моя задача, как педагога, понять закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии и постараться подобрать такие методические приемы и средства, которые помогают в работе по формированию связной речи детей. Развивая связную речь детей, особое внимание я уделяю развитию двух основных форм: монолог и диалог.

Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.

Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица.

В группе мы с коллегой используем разнообразные средства влияния на развитие монологической и диалогической речи, но важнейшим является организация речевого общения детей в повседневной жизни детей и на занятии.

Педагог совершенствует монологическую речь различными видами речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. В своей работе широко использует схемы, алгоритмы, мнемотехнику.

Развивая связную речь, педагог формирует умение составлять предложения, опираясь на схемы. Связывание слов в предложении позволяет выражать и понимать смысл сказанного. Именно навык составления правильных предложений или несколько взаимосвязанных словосочетаний формирует развитие связной речи у детей с речевыми проблемами, что является основой в коррекционной работе.

Играя с детьми в дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, педагог развивает связную речь детей.

В нашей группе для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мы часто используем сказки. Сказки, являются хорошим материалом, посредством которых дети лучше учатся пересказу. Герои сказок знакомы детям. И мы решили поделиться своим опытом работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Возникает вопрос, зачем нужно развивать речь ребенка, ведь большой период времени дошкольник находится в детском саду, где играет, взаимодействует с детьми и педагогами и соответственно развивать речь. Мы считаем, что целенаправленное совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка, развитие речевой инициативы, умение общаться со сверстниками и взрослыми дает чистоту и правильность формирования связной речи. По моему мнению, необходимо создавать проблемную ситуацию, которая помогла бы организовать и направить развитие речи малышей в нужном направлении. Мы искали и апробировали разные формы работы по формированию связной речи детей. Но решили остановиться на развитии связной речи посредством оригами. При создании поделок у детей развивается умение свободней выражать свои идеи, мысли, развивается и обогащается речь, а это значит и ребенок становиться более раскрепощенным. Ведь ни для кого не секрет, что дети с речевыми проблемами нерешительные и застенчивые по сравнению с другими детьми. На следующем этапе дети самостоятельно или в содружестве с педагогами обыгрывали поделки с помощью режиссерских, театрализованных игр.

Оригами – удивительное загадочное слов, это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Превращая обычный лист бумаги в игрушку, не замечая того, что уже принимают участие в решении и сложных задач: делят целое на части, ориентируются на листе бумаги, знакомятся с чертежами и схемами, учатся читать их, учатся творить. И самое главное в процессе выполнения поделок у дошкольников развивается мелкая моторика рук, так необходимая для развития речи ребенка. Мы считаем, что такие занятия развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание, умение планировать свою деятельность. Дети ведут настоящий творческий поиск.

Очень важно, чтобы в процессе работы ребенок не испытывал трудности в выполнении. Для этого мы внимательно подошли к отбору схем, учитывали не только возрастные, но и индивидуальные особенности. Разработали свой алгоритм изготовления работы. Вначале обязательно обсуждаем и обговариваем каждый этап выполнения поделки с каждым ребенком. В процессе ведется коррекция грамматического строя речи, обогащается словарь ребенка новыми словами и понятиями. Затем мы решили использовать готовые поделки в режиссерских играх и драматизации сказок по лексической теме недели. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия.

В своей работе мы опираемся на лексическую тему и в соответствии с темой и программой выбираем сказку или рассказ.

Представляем опыт нашей работы на примере русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Изготовление игрушки способом оригами развивает диалогическая речь. Во время работы ведётся беседа с детьми. Задаются вопросы: Что мы делаем? Какой угол надо загнуть? Как ты будешь играть с этой игрушкой? и т.д.

Развивается монологическая речь. Дети придумывают рассказ или сказку о своей игрушке, в нашем варианте показывают знакомую сказку, тем самым обучаются пересказывать текст, учатся описывать свою игрушку. Можно поиграть со своей игрушкой: с какого звука начинается название игрушки, сколько слогов в названии, какой первый слог, второй и т.д. Работа строится поэтапно.

На первом этапе надо заинтересовать детей. Для этого лучше всего подходит сказка, которую показывает взрослый с помощью игрушек, сделанных способом оригами. Эту сказку дети учатся пересказывать. На этом этапе дети учатся выполнять простейшие игрушки, изучая математические понятия: диагональ, пополам, к середине загнуть уголки фигуры и т.д.

На втором этапе идёт скрупулёзная работа по обучению детей складывания квадратного листа бумаги. В целом все дети уже хорошо освоили действия с простейшими моделями. И новой задачей становится освоение операционных карт. Постепенно шаг за шагом осваиваются новые приёмы работы с бумагой. Важно, чтобы все этапы складывания игрушек дети проговаривали. Если дети затрудняются, желательно привлекать к помощи других детей.

Третий этап работы – продуктивный, самый интересный, но не менее сложный. Этот этап интересен тем, что у детей наработана определённая база знаний умений, а это позволяет от изготовления отдельных фигурок перейти к выполнению сюжетно-тематических композиций. При этом у каждого ребёнка появляется возможность активно использовать свой опыт по изготовлению поделок, применяя его для отображения конкретной лексической темы. Дети могут изменять величину заготовок, сочетать фигуры по окраске, устанавливать их взаимоотношения. На этом этапе дети придумывают сказки и рассказы о своих игрушках.

В течение недели нами проводится следующая работа:

1. Коллективная работа по изготовлению атрибутов к произведению.

Сопровождение во время работы.

  • Лексические задания (пополнение словаря по лексической теме).
  • Грамматические задания.
  • Развитие у детей умения использовать различные выразительные средства речи, движения, для передачи эмоций и характеров персонажей.

2. Развитие общей моторики (логоритмика, пальчиковая гимнастика).

3. Выставка работ «Бумажные истории», рефлексия.

4.Речевая игра «Я начну, а ты продолжи» (пересказ текста детьми) и одновременная демонстрация фигурок педагогом.

5. Пересказ сказки и одновременно демонстрация детьми.

Хочется отметить, что особое значение в нашей работе отводится тесному контакту воспитателей с семьей, так как в семье и семейных отношениях формируется ребенок как личность. Мы активно призываем родителей быть партнерами в жизни детского сада: как непосредственно образовательном процессе, так и в повседневной жизни. Наши родители активные участники на праздниках, на занятиях.

  • «Родительская почта» индивидуальные беседы и методические рекомендации,
  • еженедельные индивидуальные домашние задания,
  • оформление тематических выставок,
  • проведение открытых занятий, родительских собраний,
  • изготовление информационных папок.

Заключение.

Целенаправленная работа по оригами позволила нам увеличить объём знаний и представлений об окружающем их мире, привести к обогащению и активизации словаря детей. Речь у детей стала более связанной, появились сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Дети свободнее стали вступать в диалоги со взрослыми и сверстниками

По результатам, которые показали дети на конец года видно, что данный проект является оптимальной организационной формой проведения занятий по развитию речи.

В ходе реализации данного проекта мы не использовали особых трудностей, так как работа осуществлялась системно, последовательно, учитывая особенности детей с речевыми проблемами.

Таким образом, обучение приемам складывания бумаги в технике оригами является эффективным средством речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, способствует эффективной подготовке детей к школьному обучению.

Список литературы

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158 с. — (Высшая школа)
  2. Формирование связной речи у детей с ОНР Авторы: Сергеева О.А., Сергеева Г.К. Рубрика: Образование и обучение Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г. Дата публикации: 03.11.2015
  3. Долженко Г.И. 100 оригами/ Художник. А.Ю.Долбишева – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. – 224с.
  4. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/06/02/origami-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey
  5. https://stepanovanatalya.jimdofree.com

 

Приложение 1

НОД «Заюшкина избушка» в старшей группе

Цели:

  • Формировать умение детей внимательно слушать рассказ взрослого, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей.
  • Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки (силу и модуляцию голоса, выразительность речи).
  • Совершенствовать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, память, внимание. Закреплять и расширять знания о диких и домашних животных. Пополнять словарь существительными, прилагательными по теме.
  • Воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничества, активность и инициативность.

Материалы:

  1. Два больших прямоугольника коричневого и голубого цвета для избушек.
  2. Два квадрата разной величины оранжевого цвета для изготовления лисы.
  1. Два квадрата разной величины белого и серого цвета для изготовления зайца.
  1. Два квадрата разной величины темно-коричневого цвета для изготовления медведя.
  2. Два квадрата разной величины серого цвета для изготовления волка.
  3. Четыре квадрата разной величины коричневого цвета для изготовления собак.
  4. Восемь квадратов разной величины и цвета для изготовления петушка.
  5. Два больших квадрата для изготовления деревьев.
  6. Пайетки, горох, семена для декорирования.
  7. Клей ПВА, ножницы.
  8. Деревянные фигуры домиков.

Ход работы

Понедельник

Знакомство детей со сказкой

Беседа по содержанию сказки

  • В какое время года происходят события в сказке?
  • Кто жил в лубяной избушке?
  • А кто жил в ледяной избушке?
  • Почему растаяла избушка лисы?
  • Почему с избушкой зайки ничего не случилось?
  • Почему зайчик остался на улице?
  • Почему зайка поверил лисе?
  • Какие герои сказки пытались выгнать лису?
  • Почему собакам и медведю не удалось выгнать лису?
  • Почему зайчик был грустный?
  • Кто вернул зайчику жилье?
  • Что было у петуха на плече?
  • Какими словами можно охарактеризовать петуха?
  • Чем завершилась сказка?
  • Что кричал петух, прогоняя лису?
  • С кем стал жить зайка в финале сказки?
  • Как бы ты поступил на месте петуха?
  • Что победило в сказке: добро или зло?
  • С какими героями сказки ты хотел бы подружиться?

Просмотр мультипликационного фильм «Заюшкина избушка».

Вторник, среда

  1. Изготовление фигурок и декораций в технике оригами.
  1. Повторное чтение произведения педагогом с одновременным выставлением готовых образцов.
  2. Рассматривание деталей, из которых изготовлены персонажи сказки и декорации. Обсуждение.
  3. Распределение работы между детьми.
  4. Коллективная работа с речевым сопровождением.
  1. Коллективная работа.
  1. Лексика.
  • Беседа по вопросам
  • Какие дикие звери участвуют в сказке?
  • Какие птицы участвуют в сказке?
  • Вспомните, как описывались избушки у зверей? какими голосами звери помогали зайчику выгонять лису? (волк – завыл страшным голосом, медведь – зарычал)
  • Отгадывание загадок

У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет. (лиса)

Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой. (медведь)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. (петух)

Лежит-молчит,

Подойдешь – заворчит. (собака)

  • Уточнение значение слов – избушка, лубяная, закоулочки и др.
  • Пополнение словаря глаголами: кто как передвигался в сказке. Зайчик идет, плачет; собака испугалась и убежала, медведь – закричит.
  1. Грамматика.
  • Игра «Угадай, кто это?»
  • трусливый, длинноухий, серый, белый (заяц)
  • бурый, косолапый, неуклюжий
  • Игра «Прятки»
  • Это чей хвост? (лисы, лисий)
  • Это чья лапа (зайца, заячья) и т.д.
  1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика

«Зайка» Большим пальцем прижимаем к ладони мизинец и безымянный палец. Указательный и средний пальцы прямые – это «ушки». «Кто ушами шевелит» и морковкою хрустит? Это наш зайка! Веселый попрыгайка! (поочередно сгибаем то средний, то указательный пальцы)

  1. Работа над интонацией.
  • Модуляция голоса при передаче характера персонажа сказки.
  • Как говорит Лиса такие слова: «У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!»
  • Как просит Лиса зайца? (Пусти меня, заюшка, на крылечко!)
  • Как гонит Лиса Зайца? (Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!)
  • Как гонит Волк лису? (зарычал: – Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!)
  1. Выставка работ «Бумажные истории». Рефлексия.
  • Четверг
  1. Речевая игра «Я начну, а ты продолжи» (пересказ текста детьми) и одновременная демонстрация фигурок педагогом.
  • Пятница
  1. Пересказ и демонстрация сказки детьми.
  1. Распределение ролей. Раздача фигурок персонажей.

 

Приложение 2

Консультация для родителей: "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра. Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»
В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
- Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
- Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
- Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

- Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
- Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
- Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.


В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого, дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы. Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Оригами для дошкольников 

Почему именно Оригами? Что оно может дать ребенку? Да, оригами похоже на фокус, на чудо - из обычного листа бумаги, без ножниц и клея, всего за несколько минут рождается чудесная фигурка, с которой можно поиграть, ее можно разрисовать, развернуть… и сделать другую.
В древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из бумаги. В средние века считалось признаком хорошего воспитания умение складывать бумажные фигурки. Тогда же возникло искусство сворачивания тайных писем, только посвященный мог развернуть их. Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Расцвет оригамного творчества приходится на середину двадцатого века, когда рабочий Акиро Йошидзава сумел создать то, что сейчас называется «оригамная азбука». Условные знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком.
Оригами не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Еще Аристотель писал: «Рука - это инструмент всех инструментов». Важность развития руки отмечал и Кант: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Таким образом, занятия оригами:
- дисциплинируют;
- воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам (бумаге);
- способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок родным, и близким людям своими руками;
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
- позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

* конструктивные - при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
* изобразительные - за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний;
* творческие - оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
* оформительские - оформление открыток, помещений к празднику;
* театральные - обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Советы родителям: 

Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой.
Получайте удовольствие от совместных действий с малышом, не требуйте от него слишком многого.
Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.
Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь.
Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Семья и семейные ценности»

Проект «Семья и семейные ценности»

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства»

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путешествие в школу волшебства» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных форм и методов в работе с...

Читайте также

Театрализованная игра «Лягушка»

Театрализованная игра «Лягушка» Аннотация: Театрализованная игра «Лягушка» способствует формированию у детей связной речи, активизирует речь, формирует навыки драматизации. Цель: Вовлекать детей в театральную деятельность. Задачи: OO...

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в…

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе Разновозрастная группа

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...